0

Закрытый электронный аукцион

Содержание

Правила подачи заявки от участника на участие в закрытом аукционе и действия заказчика по нормам 44-ФЗ

Закон о госзакупках ФЗ-44 предполагает такую форму закупки, как закрытый аукцион. Чаще всего такой способ практикуется заказчиками при необходимости закупить товары (работы и услуги), сведения о которых формируют гостайну.

Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Это бесплатно.

Что такое закрытый аукцион по форме 44-ФЗ и каковы его особенности

Закрытый аукцион предполагает способ определения поставщика, подрядчика или исполнителя госконтракта в форме, которая не предполагает открытую конкурентную борьбу. Победителем по такой закупке становится участник, который сумел предложить наименьшую цену (наиболее выгодное предложение) исполнения государственного или муниципального контракта. Процедура проведения закрытого аукциона регламентируется сразу несколькими статьями 44-ФЗ: ст. 86-91.

Особенность данной процедуры состоит в том, что она применяется в строго ограниченных законодательством случаях:

  1. При закупках товаров (или работ и услуг), информация о которых составляет гостайну. Согласно ст. 2 Закона от 1993 года №5485-1 «О государственной тайне», под ней понимаются сведения, которые находятся под защитой государства. В частности, это информация об экономической, военной, внешнеполитической, оперативной, разведывательной деятельности, получение доступа к которой наносит ущерб нацбезопасности.
  2. При заказе услуг, которые связаны со страхованием, транспортировкой и охраной музейных ценностей и предметов, архивной документацией с историческим и художественным значением.
  3. При госзаказе на услуги по уборке помещений и услуг водителей для обеспечения деятельности судей и ФССП (судебных приставов).

Документация о закрытом аукционе и изменения в нее, разъяснения и прочие сведения не публикуются в СМИ и Единой информационной системе (ЕИС). В этом состоит принципиальное отличие от открытых способов закупки.

Отличительной чертой закупки является запрет на проведение аудио- и видеозаписей. Категорически недопустимо использование электронных документов.

Перечень возможных участников в закрытой закупке ограничен теми, кто обладает доступом к сведениям, формирующих гостайну, а также соответствуют требованиям заказчика или были им самим приглашены.

С июля 2018 года вступила в силу ст. 84.1, которая позволяет проводить аукционы в электронной форме (ранее допускался только бумажный формат). Приглашения, как и раньше, могут рассылаться заказчиком ограниченному кругу участников, а сами торги необходимо провести на электронной площадке. При этом возможность проведения госзакупки в бумажной форме сохранится.

Этапы проведения аукциона со стороны заказчика

Закрытый аукцион предполагает прохождение заказчиком следующих этапов.

Этап согласования

Перед проведением закупки заказчик обязан согласовать с уполномоченным Правительством органом исполнительной власти процедуру проведения закупки в указанной форме без открытой конкуренции. Применение закрытых способов определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей осуществляется в порядке, который установлен федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за регулирование контрактной системы в закупочной сфере. В настоящее время уполномоченной за согласование закрытых закупок является Федеральная антимонопольная служба (по Постановлению Правительства №331 от 2014 года).

Процессуально порядок согласования строго не регламентирован. При этом его сроки не могут превышать 10 рабочих дней после поступления обращения в ФАС от заказчика. Указанные временные рамки прописаны в ч. 3 ст. 84 44-ФЗ.

К обращению заказчику следует приложить документацию с указанием причины, согласно которой, закупки составляют гостайну, описание объекта закупки и список с потенциальными претендентами на участие. То есть заказчику следует подтвердить факт того, что закупка проводится в закрытом формате на законных основаниях.

По результатам рассмотрения обращения антимонопольная служба может вынести отказ, если закупка не будет обоснована, при отсутствии доказательств в проведении закрытого метода закупки или при неправомерном сокращении численности участников. Отказ от ФАС подлежит обжалованию заказчиком в судебном или досудебном порядке, если тот сочтет свои права нарушенными.

Если со стороны ФАС поступит одобрение на проведение закрытой закупки, то сроки действия указанного согласия не могут превышать 90 дней после даты его принятия до даты отправки приглашений на принятие участия в закрытой закупке (по ч. 4 ст. 84 44-ФЗ).

Этап подготовительный

Указанный этап предполагает организацию заказчиком самой процедуры закупки, формирование аукционной комиссии и разработку документального положения о ее работе, определение состава комиссии и порядка ее работы

Подготовка документации по закупочным мероприятиям

При организации закупки заказчику необходимо разработать и утвердить аукционную документацию по типовому перечню.

В состав документации входят инфоркарта закупки, рекомендованные участникам образцы форм анкеты для заполнения заявок на участие, обоснование цены контракта, техзадание, проект госконтракта, который подлежит подписанию и пр.

В документации необходимо прописать дополнительные требования к участникам закупки. Например, чтобы в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) отсутствовали сведения об участнике (по ч. 1, 1.1, 2 ст. 31 44-ФЗ).

Публикация официального извещения о закупке в ЕИС или отправка участникам приглашений

Условно все закрытые аукционы допускается разделить на две разновидности. Согласно первой разновидности, заказчик публикует в ЕИС официальное извещение о закупке. Это нужно сделать как минимум за 30 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом аукционе. Но здесь размещается только извещение.

Документация о закупке не подлежит публикации в ЕИС или в свободном доступе в СМИ (согласно ч. 3 ст. 86 44-ФЗ). При публикации информации, содержащей государственную тайну, специалисту контрактной службы грозит административный штраф в размере 15 тыс. р. по ч. 1.4 ст. 7.3 КоАП. Публикация подобной информации также грозит преследованием по уголовному праву. Ответственность за такое правонарушение может составлять от 4 месяцев ареста и до 7 лет лишения свободы по ст. 283 УК.

Другая разновидность закупок предполагает отправку участникам приглашений принять участие в закрытой закупке. У участников есть 10 дней, чтобы сформировать и направить свои предложения с заявками на участие в закупках.

Сведения в ЕИС публикуются заказчиком, если закупка предполагает наличие у участников доступа к гостайне, в остальных случаях им направляются приглашения.

Согласно ч. 6 ст. 86 44-ФЗ, в отправленных приглашениях принять участие в закупке заказчик прописывает:

  1. Наименование.
  2. Адрес для получения корреспонденции.
  3. Объект госзакупки.
  4. Способ получения документации по ней.
  5. Сроки и место предоставления документации о закрытом аукционе.

Ответ на запросы от участников и предоставление документации о закрытом аукционе

Согласно ч. 4 ст. 86 44-ФЗ, заказчик в течение 3 дней после получения запроса от участника закупки должен направить заинтересованному лицу запрашиваемую им информацию по закрытому аукциону с учетом требований закона о защите гостайны.

Если закупка предполагала отправку приглашений по ч. 3 ст. 87 44-ФЗ, то в течение 2 рабочих дней после получения соответствующего заявления заказчику необходимо обеспечить возможность ознакомления с документацией по закрытому аукциону для всех приглашенных участников.

Отправка сведений в ФАС

Согласно ч. 7 ст. 86 44-ФЗ, заказчику следует не позднее, чем за 5 дней до даты вскрытия бумажных запечатанных конвертов с заявками на участие направить в ФАС перечень всех лиц, которым была направлена документация о закрытом аукционе по их запросам или копии всех отправленных предложений.

Прием и рассмотрение заявок

Поступившие заявки на участие в аукционе подлежат регистрации заказчиком, согласно принятому документообороту. В качестве подтверждения факта приема заявки участнику могут предоставить официальную письменную расписку о получении его документов с указанием даты их приема. Данную расписку стоит сохранять вплоть до подписания официального письменного протокола рассмотрения заявок.

В установленные сроки заказчику следует провести официальную процедуру вскрытия конвертов с поступившими от приглашенных или прошедших отбор участников закрытого аукциона заявками. На рассмотрение поступивших заявок заказчику отводится не более 10 дней с момента окончания сроков подачи заявок (согласно ч. 2 ст. 89 44-ФЗ).

По результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе аукционная комиссия:

  • принимает решение о допуске к участию в закрытом аукционе участников, подавших заявки;
  • отказывает в допуске участников закупки к участию;
  • оформляет протоколы по результатам рассмотрения подобных заявок, которые подписываются всеми членами аукционной комиссии.

Отправка уведомлений в ФАС и участникам закрытого аукциона по результатам аукциона

Согласно ч. 5 ст. 89 44-ФЗ, заказчик не позднее следующего рабочего дня после подписания протокола направляет в ФАС его копию. Согласно ч. 6 указанной статьи, в те же сроки заказчик направляет уведомления всем участникам закрытого аукциона о принятом решении. Также заказчику следует в течение 5 рабочих дней вернуть участникам, не допущенным до участия в аукционе, внесенное ими денежное обеспечение.

Проведение закупки

Перед тем как начать проведение закупочной процедуры, комиссия должна зарегистрировать участников и выдать им карточки с номерами. Закрытый аукцион проводится в присутствии членов комиссии и участников (либо их представителей). Аукцион проводится через снижение начальной цены (НМЦК), которая прописана в аукционной документации. В качестве шага аукциона устанавливается 5% от НМЦК.

Если аукционист три раза объявил последнее озвученное участником ценовое предложение, а более низкую стоимость никто из участников так и не предложил, то он вправе снизить шаг аукциона, но не ниже 0,5% от НМЦК. Если после трехкратного объявления цены контракта ни один участник не поднял карточку, то аукцион считается оконченным.

Победителем закрытого аукциона становится участник, который предложил наиболее низкую цену.

Подготовка протокола проведения закрытого аукциона и отправка его копии в ФАС

В ходе проведения аукциона заказчик обязан вести протокол его проведения. В нем должна содержаться исчерпывающая информация о проведении закрытого аукциона, его участниках, цене контракта, последнем ценовом предложении, сведения о победителе аукциона и участнике, который сделал предпоследнее предложение о цене госконтракта. Подобный документ подлежит подписанию лицами, входящими в состав аукционной комиссии, в день проведения закрытого аукциона и направляется в уполномоченное подразделение ФАС не позднее следующего дня.

Подписание контракта с победителем

Контракт с победителем по результатам закрытого аукциона нужно заключить не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола.

В течение 3 дней после определения итогов закрытого аукциона заказчик передает победителю экземпляр протокола и сам проект контракта. В него включается цена, предложенная его победителем.

Перед непосредственным подписанием контракта победитель закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере от 5 до 30% от НМЦК (конкретный размер определяется заказчиком).

Порядок действий для участника

После того как участник закрытого аукциона получает от заказчика приглашение принять в нем участие или находит информацию о проведении закрытого аукциона, то порядок действий будет следующим:

  1. Отправка запроса заказчику на получение аукционной документации. Запрос направляется в письменной форме с приложением документов, которые подтверждают соответствие требованиям по 44-ФЗ и наличие у участника допуска к государственной тайне.
  2. Подготовка заявки на участие в аукционе. На данном этапе участник анализирует аукционную документацию и отправляет запрос на разъяснение положений документации, если у него возникли вопросы по ней.
  3. Внесение обеспечения по заявке. Размер обеспечения по заявке закрытого аукциона не может превышать 5% от начальной цены контракта. Также допускается его внесение в форме банковской гарантии.
  4. Подготовка и подача заявки на участие в закрытом аукционе. Участник заполняет необходимые формы для участия в закупке, комплектует заявку подтверждающими документами и запечатывает ее в конверт, а затем направляет заказчику. Он вправе отозвать свою заявку в любое время до даты вскрытия конвертов и рассмотрения заявок (согласно ч. 9 ст. 88 44-ФЗ).
  5. Участие в закрытом аукционе. Если участника допустили по результатам рассмотрения его заявки и поданной документации до участия в аукционе, то на данном этапе он подает свои ценовые предложения (согласно ч. 6 ст. 90 44-ФЗ).
  6. Отправка участникам запроса о даче разъяснений по результатам аукциона. Согласно ч. 10 ст. 90 44-ФЗ, после подписания протокола закрытого аукциона участник может направить заказчику запрос о даче разъяснений в письменной форме. Ответ на его просьбу должен поступить в течение 2 дней, иначе он может пожаловаться на некорректную работу заказчика в ФАС.
  7. Подписание контракта. Если участник был признан победителем закупки, то с ним подписывается госконтракт. В течение 5 дней после его подписания участнику возвращается внесенное им обеспечение по заявке.

Необходимые документы

Документация по закрытому аукциону разрабатывается заказчиком с учетом требований ч. 1 ст. 87 44-ФЗ. Согласно данному пункту законодательства, в документации должны быть прописаны:

  1. Наименование и описание объекта закупки и условий по госконтракту, согласно ст. 33 44-ФЗ.
  2. Требования к содержанию и составу заявок на участие в аукционе, согласно положениям ч. 2 ст. 88 44-ФЗ.
  3. Дата и время окончания срока подачи заявок в аукционе.
  4. Размер и порядок внесения обеспечения по заявкам на участие либо требования к банковской гарантии.
  5. Форма заключаемого госконтракта, размер денежного обеспечения по контракту и требования к денежному обеспечению его исполнения.
  6. Информация о возможности изменения цены госконтракта и валюты.
  7. Порядок применения официального курса валюты.
  8. Место и дата вскрытия конвертов с заявками, дата рассмотрения заявок.
  9. Шаг аукциона.
  10. Место, дата и время проведения закрытого аукциона.
  11. Информация о преимуществах для участника по ст. 28-30 44-ФЗ.
  12. Информация о возможности отказа от исполнения контракта.
  13. Также к сведениям по закупке в обязательном порядке прилагается проект контракта.

Протокол рассмотрения заявок, сами бумажные заявки от участников закупки, а также другая документация о закрытом аукционе должна храниться в государственном или муниципальном учреждении в течение 3 лет.

Перечень документов, которые должны прилагаться к заявке на участие в закрытом аукционе, включает по ч. 2 ст. 88 44-ФЗ:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (либо копии указанных документов, засвидетельствованные в нотариальном порядке).
  2. Копии удостоверяющих личность документов.
  3. Документы, которые подтверждают полномочия руководителя или подписанта.
  4. Копии учредительной документации участника закрытого аукциона (в отношении юрлица – копия устава, у ИП таких документов нет, но потребуется паспорт предпринимателя).
  5. Решение об одобрении крупной сделки или его копия.
  6. Предложение от участника госзакупки.
  7. Документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям закупочной документации: платежное поручение или банковская гарантия; подтверждение права на получение преимуществ по ст. 28 44-ФЗ (для учреждения УИС) и ст. 29 ФЗ-44 (для организаций инвалидов).

Важно отметить, что указанный выше перечень не подлежит расширительной трактовке, и заказчик не вправе требовать от участника дополнительные документы.

В противном случае он нарушает закон, и участник может обжаловать его действия.

Порядок получения разъяснений по закупочной документации

Участники закупки вправе обращаться за разъяснениями по закупочной документации. Заказчик обязан в течение двух дней после получения заявления от участников ознакомить их с документацией о закрытой закупке, согласно ч. 3 ст. 87 44-ФЗ. Также по требованию участника, получившего приглашение принять участие в госзакупке без открытой конкуренции, ему должны предоставить документацию по закрытому аукциону. Запрос допускается подать не позднее, чем за три дня до окончания сроков подачи заявок на участие в закрытом аукционе.

Документация по закрытому аукциону предоставляется только в письменной форме после того, как участником была внесена плата за нее. Размер этой платы устанавливается заказчиком, но не может превышать его затраты на изготовление копий документов по закрытому аукциону.

Разъяснения положений документации о закрытом аукционе доводятся до сведения всех его участников с указанием предмета поступившего запроса, но без указания на участника, от которого он поступил, по ч. 8 ст. 86 44-ФЗ. Поступившие участникам разъяснения не должны изменять сущность закупки.

Порядок внесения изменений в закупочную документацию

Заказчик по собственной инициативе или по запросу участника закрытого аукциона на предоставление ему разъяснений может принять решение о необходимости внесения изменений в документацию не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в закупке по ч. 7 ст. 87 44-ФЗ.

Сам объект закупки не может быть изменен ни при каких обстоятельствах (можно только отменить такую закупку с некорректным объектом и инициировать новую процедуру).

После того как заказчик принял решение о внесении изменений в проводимую закупочную процедуру, в течение 2 рабочих дней они должны быть направлены всем участникам закупки, которые ранее получили информацию по аукциону.

Срок подачи заявок на участие в аукционе допускается продлить, чтобы с даты внесения изменений до окончания приема заявок оставалось не менее 10 дней.

Сроки проведения закрытого аукциона

Сроки проведения закрытого аукциона строго регламентированы законодательно. Все этапы проведения аукциона с указанием сроков и со ссылкой на конкретные статьи ФЗ представлены в табличной форме.

Этап закрытого аукциона Ссылка на 44-ФЗ Сроки
Размещение извещения о закрытом аукционе в ЕИС По ч. 4 ст. 86 Не менее, чем за 30 дней до даты вскрытия конвертов
Направление заказчиком заинтересованному лицу документации о закрытом аукционе По ч. 4 ст. 86 В течение трех дней после получения запроса
Направление заказчиком приглашения принять участие в закрытой закупке участникам По ч. 5 ст. 86 Не позднее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в аукционе
Отправка уведомлений об участниках закупки в ФАС По ч. 7 ст. 86 Не позднее, чем за 5 дней до вскрытия конвертов
Обеспечение возможности ознакомления с документацией о закрытой закупке По ч. 3 ст. 87 В течение 2 дней после получения такого запроса
Внесение изменений в закупочную документацию По ч. 7 ст. 87 Не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок участия в аукционе
Отправка заказчиком измененной закупочной документации всем участникам аукциона По ч. 7 ст. 87 В течение 2 дней
Возврат заявок участникам, которые получены после окончания сроков подачи По ч. 7 ст. 88 Непосредственно в день получения
Рассмотрение заявок на участие в закрытом аукционе По ч. 2 ст. 89 Не более чем 10 дней после окончания подачи заявок
Возврат заказчиком обеспечения по заявкам По ч. 7 ст. 89 В течение 5 дней после подписания протокола
Передача победителю аукциона проекта контракта По ч. 8 ст. 90 В течение 3 дней после подписания протокола
Отправка копии итогового протокола ФАС По ч. 9 ст. 90 Не позднее следующего дня после подписания протокола

Как составить заявку на участие

Для принятия участия в закрытом аукционе участнику следует подготовить и направить заявку в письменной форме. Сроки и форма подачи заявки должны быть предусмотрены закупочной документацией.

Участник может подать только одну заявку на участие в закупочном аукционе в отношении каждого объекта закупки. Она подается в запечатанном конверте, все ее листы должны быть прошиты и пронумерованы.

К заявке должны прилагаться необходимые документы, а в ней самой должна быть представлена опись документации. Заявка скрепляется печатью участника (при наличии) или его подписью.

В случае когда по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана единственная заявка либо не поступило ни одной, закрытый аукцион признается несостоявшимся по ч. 10 ст. 88 44-ФЗ. Его следует отличать от недействительного аукциона, который проводился в обход правовых норм. Также закупка признается несостоявшейся, если комиссия отклонила все заявки на участие или признала заявку только одного участника соответствующей требованиям.

В указанном случае госконтракт на законных основаниях заключается с единственным поставщиком, согласно п. 24 ч. 1 ст.93 44-ФЗ.

При отказе участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение по цене, но также отказался от участия, заказчик принимает решение о признании аукциона несостоявшимся.

Таким образом, 44-ФЗ допускает возможность проведения закупок в форме закрытого аукциона в ограниченном числе случаев. К участию в таких закупках допускаются участники, которые обладают доступом к гостайне или были приглашены самим заказчиком. Информация о закрытой закупке не размещается в ЕИС, а за самим ходом ее проведения строго следит ФАС.

Илья Тарасов Опыт в сфере госзакупок Подпишитесь на нас в «Яндекс Дзен»

Открытый запрос предложений: правила участия.

В сегодняшней статье я Вам раскрою секреты участия в открытом звпросе предложений.

Система закупок предусматривает обстоятельное отношение к интересам всех участников. Именно для этого существует открытый запрос предложений, благодаря которому заказчик может ознакомиться с тем, что предлагают ему поставщики. Запрос предложений в открытой форме не относится к обязательным торгам, у него есть свои особенности:

— для участия конкурсантам не нужно вносить сумму обеспечения заявки, что упрощает доступ к запросу. Особенно этот пункт касается тех собственников, чье финансовое положение не является стабильным;

— заказчику открытый запрос предложений позволяет оценить ситуацию на рынке интересующих его товаров или услуг. Он может просмотреть технические аспекты и узнать ценовой диапазон;

— каждому конкурсанту предоставляется возможность заявить о себе как о поставщике с лучшей стороны;

— заказчик не обязан заключать контракт по итогам проведения запроса. Но у него есть право выбрать исполнителя и подписать с ним договор.

Фактически, предложения помогают заказчику наладить контакты с потенциальными исполнителями, при этом строгие обязательства с обеих сторон отсутствуют.

Практика открытого запроса предложений

Процедура проведения отличается от закрытого спроса предложений — публичность является существенным признаком. Объявление о запросе предложений публикуется сначала на официальном ресурсе предприятия, а затем непосредственно на электронной площадке.

Открытый запрос предложений проводится в три основных этапа:

1. Подготовка требований к участникам. Заказчик формулирует свои условия, согласно которым конкурсанты будут оформлять предложения.

2. Публикация извещения о начале процедуры. На сайте и ЭТП размещается объявление для всех заинтересованных лиц.

3. Подача заявок с предложениями.

4. Рассмотрение итогов запроса и выбор лучшего предложения.

Заказчик вправе вносить изменения в условия задания или вовсе отменить его действие, без каких-либо последствий.

Для многих крупных компаний открытый запрос предложений является хорошим способом отбора претендентов. Такие корпорации как РАО «ЕЭС России» и ОАО «ТНК» уже давно пользуются этим внеконкурсным методом выбора контрагентов. Явное отличие от стандартных торгов и запроса котировок лежит в основе практики опытных заказчиков. Отсутствие строгих рамок и возможность рассмотрения всех предложений позволяют выяснить все нюансы до заключения контракта.

Андрей Якутов

Ваш проводник в мир тендеров.

Вы еще не получаете все самое Интересное и Полезное о новых секретных технологиях участия и победы в тендерах?!

ТОГДА СРОЧНО ДЕЙСТВУЙТЕ И ЗАБИРАЙТЕ СВОЙ ВИДЕОБОНУС!

Ваше имя: *

Ваш e-mail: *

Читайте по теме:

Как выиграть тендер

Обучение тендерам

Запрос цен: плюсы и минусы

Запрос котировок цен: инструкция по применению.

Запрос предложений как оптимальный вариант для заказчика.

Открытый электронный аукцион: правила участия и оформления.

Запрос предложений — процедура противоречивая и не очень распространенная, но тем не менее она есть и заказчики ее используют. Разберем противоречия, сроки и особенности участия в запросе предложений.

Будьте осторожны. ртс-тендер.

Общая схема проведения запроса предложений по 44-ФЗ выглядит таким образом.

Согласно ч. 1 ст. 83 № 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

Т.е. из определения следует, что это процедура, в которой цена вообще не является определяющим фактором?

«…победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге». Так же понятно, что если Вы предложите более качественный товар, а я менее качественный, но более соответсвующий установленным заказчиком требованиям, то меня признают победителем.

Есть еще более интересные вопросы с практической точки зрения, а именно:

если повторный конкурс, аукцион признали не состоявшимся по основаниям, предусмотренным п. 1 — 3 ч. 2 ст. 55 или ч. 4 ст. 71 N44-ФЗ, заказчик осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, при этом не изменяя объект закупки.
Т.е. запрет на возможность изменения иных существенных условий исполнения контракта отсутствует! В том числе срока исполнения, начальной (максимальной) цены контракта, порядка авансирования и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Далее, можно указать еще на такие нюансы: участник закупки в течение 5 календарных дней должен подготовить заявку, которую в дальнейшем заказчик оценит по неким субъективным критериям. За 5 дней подготовить заявку довольно сложно, а если эти 5 дней выпадут на выходные, то это практически нереально. Конечно речь идет не о ремонте на 100 тысяч рублей.

Еще есть очень много различных интересных нюансов касательно данной процедуры, но не все сразу.

Далее поговорим о скучных процедурных мероприятиях.

В каких случаях проводится запрос предложений.

Провести запрос предложений можно только в случаях:
1. Признания несостоявшимся ПОВТОРНОГО конкурса по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ, т.е.

  • в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
  • в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;
  • в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;
  • в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

Пример: на участие в открытом конкурсе не было подано ни одной заявки и заказчик принял решение о его повторном проведении. Повторный конкурс также был признан несостоявшимся, поскольку все поступившие заявки были отклонены . Следовательно, заказчик имеет право провести запрос предложений.

2. Признание электронного аукциона несостоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ.
Если запрос предложений проводится в связи с признанием несостоявшимся электронного аукциона или повторного конкурса, изменять качественные и количественные характеристики объекта закупки нельзя (ч. 4 ст. 55, ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). Вместе с тем можно изменить начальную (максимальную) цену контракта, цену за единицу товара (работы, услуги), сроки и порядок оплаты. Сходные выводы содержатся в Письме Минэкономразвития России от 05.02.2015 N Д28и-258;

3. Потребность закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).
По данному основанию запрос предложений проводится, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена контракта и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Следует отметить, что выбор заказчика проведения закупки путем запроса предложений — это право заказчика, а не его обязанность. Таким образом, несостоявшаяся процедура повторного конкурса или аукциона вовсе не означает, что заказчик обязан проводить именно запрос предложений. Заказчик может осуществить закупку путем проведения и конкурса, и аукциона, и запроса котировок, или осуществить закупку у единственного поставщика с учетом ограничений в отношении каждой из перечисленных процедур, установленных Законом № 44-ФЗ.

Справка:

Размещать извещение о запросе предложений накануне выходных дней неправомерно. Если заказчик разместил извещение о проведении запроса предложений накануне выходных, после которых следует праздничный день, то его действия нарушают Закон N 44-ФЗ. К такому выводу пришел суд, согласившись с мнением антимонопольного органа. Извещение размещено 5 марта 2015 года, а 7, 8, 9 марта являлись нерабочими днями. Для подачи заявок на участие в запросе предложений осталось только два рабочих дня. При проведении закупки функционал официального сайта не позволял подать электронную заявку, поэтому принимались только заявки в бумажном виде. Таким образом, часть потенциальных участников не смогла получить доступ к закупке. Устанавливая срок начала и окончания подачи заявок, необходимо учитывать, что он должен позволять обеспечить потенциальным участникам реальную возможность подать заявку. В связи с этим нельзя допускать, чтобы из-за наложения данного срока на выходные и праздничные дни уменьшалось количество рабочих дней, в которые можно представить заявку.
Довод заказчика о том, что нормы Закона N 44-ФЗ не указывают на необходимость исчислять в рабочих днях срок размещения извещения о проведении запроса предложений, отклонен.
Документ: Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 N 06АП-4772/2015 по делу N А73-3430/2015

Преимущества запроса предложений

  • сроки. Минимально срок подачи заявок — пять календарных дней. Контракт может быть заключен уже через 14 — 16 календарных дней после размещения в ЕИС извещения;
  • отсутствие ограничения размера начальной (максимальной) цены контракта;
  • возможность самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений и величины значимости этих критериев.

Преимущества для участников

  • право изменить или отозвать поданную заявку вплоть до момента вскрытия конвертов с заявками — в отличие от запроса котировок (зачем это кому то нужно?);
  • возможность продолжить конкурентную борьбу после рассмотрения и оценки поступивших заявок путем подачи окончательного предложения (сложно представить как это выглядит);
  • отсутствие необходимости предоставлять обеспечение заявки на участие (исключение составляет запрос предложений, который проводится в связи с несостоявшимся электронным аукционом или повторным конкурсом).

К недостаткам запроса предложений следует отнести:

  • отсутствие возможности отменить процедуру;
  • отсутствие возможности внести изменения в извещение и документацию после их размещения в ЕИС.

Недостатки для участников

  • подача заявок и окончательных предложений осуществляется, как правило, на бумажном носителе, а срок приема заявок составляет пять календарных дней
  • у участников запроса предложений отсутствует возможность получить разъяснения положений документации и его результатов.

Информация о запросе предложений является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
С основными сведениями о закупке участник может ознакомиться в извещении о запросе предложений, размещенном в ЕИС.
Всю информацию об объекте закупки участник может получить из документации о проведении запроса предложений, которая размещена в ЕИС.

Подача заявки на участие в запросе предложений

Заявка подается в конверте, в месте, установленном в извещении и документации о проведении запроса предложений.

Срок подачи заявки на участие в запросе предложений

Заявка должна быть подана в срок, установленный в извещении и документации о проведении запроса предложений.
Участник вправе подать заявку непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками, когда заказчик объявит присутствующим о такой возможности (ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Совет: Если подаете заявку нарочно запросите у заказчика расписку в получении и регистрации конверта.

Сложные вопросы и неправомерные требования связанные с проведением запроса предложений.

По причине отсутствия внятной регламентации данной процедуры, а также малого опыта проведения, существует круг проблем, вопросов и типичных ошибок, которые допускают заказчики при проведении запросов предложений.

  • В каких случаях заказчик обязан установить требование к обеспечению заявки? Если запрос предложений проводится по итогам несостоявшегося электронного аукциона или повторного конкурса. В остальных случаях такое обеспечение не требуется. Открытым вопрос остается по сумме обеспечения. Дело в том, что ст. 44 содержит требования к сумме обеспечения заявки только в случае проведения конкурса или аукциона.
  • Так же у участника свобода выбора относительно способа обеспечения заявки — это может быть как залог денежных средств либо банковская гарантия, что подтверждает письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2871. То есть требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки только в форме залога денежных средств неправомерно.
  • Так же в законе не прописан порядок возврата денежных средств внесенных в качестве обеспечения.
  • В законе отсутствует требование к перечню документов, которые должны быть предоставлены в составе заявки, поэтому заказчик должен сам сформировать такой перечень. Естественно учитывая короткие сроки проведения, у заказчиков появляются возможности для маневра протаскивания «своего». Например потребовать документы в составе заявки которые проблематично получить за короткий срок.
  • Если от подачи окончательных предложений отказались все присутствующие, при условии, что на самой процедуре вскрытия присутствовали не все участники, подавшие заявки, в таком случае те участники которые не присутствовали, лишаются права подать окончательное предложение.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *