0

Сроки прохождения медосмотра

Содержание

Сколько действуют результаты медосмотра на работу?

Сколько действует медосмотр на работу, должен знать каждый гражданин, находящийся в поиске постоянного рабочего места. В нашей статье вы найдете информацию как о сроках и правилах прохождения медицинского осмотра, так и о временном периоде, на протяжении которого действует полученная по его результатам справка.

Медосмотр при приеме на работу

Какой документ выдается по итогам прохождения медосмотра и кто оплачивает обследование

Срок действия медосмотра при приеме на работу. Можно ли воспользоваться результатами действующего медосмотра при смене места работы

Перечень реквизитов справки, выдаваемой по результатам медосмотра при приеме на работу

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Медосмотр при приеме на работу

В соответствии с положениями ст. 213 Трудового кодекса РФ, некоторые категории работников при трудоустройстве обязаны проходить первичный медосмотр, по итогам которого врачом выносится заключение о соответствии состояния здоровья соискателя требованиям, установленным для должности, на получение которой он претендует. Порядок прохождения такого обследования определен положениями приказа Минздравсоцразвития «Об утверждении…» от 12.04.2011 № 302н.

Документом, на основании которого работник проходит медосмотр, является направление, выданное работодателем. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • наименование организации, для работы в которой проводится медицинское обследование;
  • сфера деятельности организации в соответствии с ОКВЭД;
  • наименование медицинского учреждения, в котором будет проводиться медосмотр;
  • наименование подразделения, в котором будет трудиться работник;
  • род его деятельности;
  • перечень опасных и вредных производственных факторов, которыми характеризуется должность.

Срока, в течение которого потенциальный работник должен пройти первичный медосмотр, действующее законодательство не устанавливает. При этом практика показывает, что получение заключения у всех врачей занимает, как правило, не более 5 рабочих дней. Трудовой договор с работником заключается только после того, как им будет получено заключение о том, что состояние здоровья позволяет выполнять установленный для его должности вид и объем работ.

Какой документ выдается по итогам прохождения медосмотра и кто оплачивает обследование?

Форма документа, подтверждающего факт прохождения будущим работником организации или предприятия медицинского осмотра, установлена положениями приказа Минздрава РФ «Об утверждении…» от 15.12.2014 № 834н. Согласно положениям данного приказа, заключение представляет собой бланк строгой отчетности по форме № 086/у, которая носит название «Медицинская справка (врачебное профессионально-консультативное заключение)».

В том случае, если будущий работник планирует поступить на государственную (гражданскую) службу, получать справку по форме № 086/у ему не придется. Для данной категории трудящихся приказом Минздравсоцразвития «Об утверждении Порядка…» от 14.12.2009 № 984н была установлена учетная форма медицинской документации 001-ГС/у.

Подпишитесь на рассылку

Получить справку, составленную по одной из указанных форм, можно как в государственном учреждении здравоохранения, так и в частной клинике, имеющей лицензию на оказание медицинских услуг. За прохождение медкомиссии придется заплатить, ее стоимость при этом варьируется в зависимости от региона, в котором находится поликлиника, а также ряда других факторов, которые могут быть приняты во внимание главврачом при установлении расценок на услуги специалистов, проводящих осмотр.

Обязанность по возмещению расходов на оплату медосмотра, в соответствии с положениями ст. 213 Трудового кодекса РФ, ложится на работодателя. Для того чтобы воспользоваться своим правом, после трудоустройства необходимо представить в бухгалтерию предприятия платежные документы, подтверждающие факт оплаты медицинских услуг, а также размер понесенных расходов. Некоторые работодатели направляют потенциального работника в медицинские учреждения, с которыми у них заключены договоры на оказание соответствующих услуг, — в этом случае гражданину не придется тратить собственные средства и впоследствии делать запрос на их возмещение.

О том, кто обязан оплатить медосмотр, если работника на работу не приняли, читайте статью КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Срок действия медосмотра при приеме на работу. Можно ли воспользоваться результатами действующего медосмотра при смене места работы

Сколько действителен медосмотр при приеме на работу, определяется в приложении № 19 к приказу Минздрава РФ № 834н. Согласно положениям данного документа, срок действия справки, составленной по форме 086/у, не может превышать 6 месяцев с момента ее выдачи пациенту. Продолжительность же срока действия заключения, составленного по форме 001-ГС/у, согласно положениям ч. 18 приложения № 1 к приказу Минздравсоцразвития № 984н, составляет 1 год с момента выдачи такого заключения.

В связи с этим переход на новую работу нередко вызывает немало вопросов у граждан. В соответствии с положениями ст. 213 Трудового кодекса РФ, некоторые категории работников (лица, занятые на работах с вредными и/или опасными условиями труда, сотрудники общепита и пр.) обязаны проходить периодические медосмотры уже после трудоустройства. Периодичность таких осмотров зависит от условий труда конкретного работника. В том случае, если трудящийся прошел периодический медосмотр и в течение срока, не превышающего 6 месяцев, по каким-либо причинам решил сменить место работы, у него возникает закономерный вопрос: нельзя ли воспользоваться результатами проведенного обследования при трудоустройстве в новую организацию?

Ответ на этот вопрос очевиден: использовать результаты ранее пройденного медицинского осмотра нельзя даже в том случае, если заключение о профессиональной пригодности потенциального работника было получено за день до его трудоустройства на новую работу. На это прямо указывают положения ст. 213 Трудового кодекса РФ, согласно которым работодатель обязан вновь поступающего на работу сотрудника отправить на первичный медосмотр. Причем исключений из данного правила действующее законодательство не предусматривает, поэтому на практике сотрудники отделов кадров придерживаются указанного мнения и направляют на прохождение повторного обследования всех потенциальных сотрудников без исключения, вне зависимости от давности прохождения ими предыдущего медосмотра.

Перечень реквизитов справки, выдаваемой по результатам медосмотра при приеме на работу

В справке, составленной по форме 086/у, должна быть указана следующая информация:

  • сведения о медицинской организации, в которой был составлен документ (наименование, фактический адрес, код организации по ОКПО);
  • код документа по ОКУД и его полное наименование;
  • Ф. И. О. кандидата, а также полная дата его рождения и место регистрации;
  • место учебы или работы;
  • перечень заболеваний, которые перенес кандидат;
  • перечень имеющихся у него профилактических прививок;
  • заключение, выданное медицинскими специалистами (утверждается подписью и печатью каждого из них);
  • результаты флюорографии и лабораторных исследований;
  • заключение о пригодности к работе на заявленной должности;
  • Ф. И. О. и подпись врача, ответственного за выдачу справки;
  • Ф. И. О. и подпись главного врача медицинского учреждения;
  • печать поликлиники.

***

Итак, срок действия медицинского осмотра, проходимого гражданином с целью представления его результатов предполагаемому работодателю, зависит от того, в какой сфере он планирует трудиться. В том случае, если прохождение медкомиссии осуществляется для поступления на государственную (гражданскую) службу, заключение, составленное по итогам медицинского осмотра (форма 001-ГС/у), действительно в течение 12 месяцев с момента его получения. Если же гражданин планирует трудоустроиться в организацию иного профиля, ему будет выдана справка по форме 086/у, срок действия которой составляет всего лишь 6 месяцев со дня ее составления.

Периодический медицинский осмотр

Зачем необходимы регулярные медицинские обследования

Работодателей обязали проводить периодический медосмотр работников предприятия, чтобы выявить на ранних сроках опасные для окружающих заболевания или те, которые делают сотрудника непригодным для выполнения тех или иных работ. Периодический контроль позволяет отследить динамику изменения здоровья, выявить возможные профзаболевания и минимизировать вред, причиненный самочувствию человека.

Кто проходит и с какой периодичностью

В нормативных актах РФ заявлено, что медицинский осмотр сотрудников организации по решению директора компании или коллектива проводят для всех, независимо от выполняемой работы и занимаемой должности. Но есть некоторые специальности, представители которых обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. Они необходимы:

  • гражданам, занятым на высотных работах;
  • людям, трудящимся в сфере общественного питания;
  • работникам образовательных организаций и медучреждений;
  • сотрудникам, трудящимся в сфере парикмахерских услуг, в салонах красоты, прачечных, банях;
  • работникам фармацевтических компаний;
  • лицам, чья деятельность связана с системами водоснабжения;
  • работникам птицеферм и животноводческих предприятий;
  • гражданам, занятым на опасном и(или) вредном производстве.

Если говорить о периодичности контроля, то медицинские осмотры работников (их организация и порядок проведения) регламентируются:

  • ТК РФ (статьи 212, 213 и 266);
  • приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

По этим документам, сотрудники в возрасте до 18 лет проверяют состояние здоровья ежегодно, а водители и ряд других работников — раз в 2 года. Чтобы было проще разобраться, когда проходить контроль, предлагаем таблицу.

Периодичность медосмотров по профессиям:

Сфера деятельности

Периодичность медосмотра

Законодательная норма

Подземные работы

Перед началом каждой смены (по окончании смены — по необходимости)

Ст. 330.3 ТК РФ, п. 12 перечня работ, утв. приказом № 302н (здесь и далее даются ссылки на этот перечень и этот нормативный акт)

Периодический медицинский осмотр водителей транспортных средств

Перед каждым рейсом и по окончании рейса

Статья 23 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995, п. 27 перечня (приложение 2)

Деятельность на высоте, включая верхолазов, обслуживание подъемных сооружений

1 раз в год

П. 1 приложения 2

Обслуживание и ремонт электроустановок, монтаж, наладка, испытания и измерения в этих электроустановках

1 раз в 2 года

П. 2 приложения 2

Валка, сплав, транспортировка, первичная обработка, охрана и восстановление лесов

1 раз в 2 года

П. 3 перечня

Труд в особых географических регионах со значительным удалением от медицинских учреждений

1 раз в год

П. 4 приложения 2

Обслуживание сосудов, находящихся под давлением

1 раз в 2 года

П. 5 приложения 2

Деятельность во взрыво- и пожароопасных производствах

1 раз в год

П. 6 перечня

Военизированная охрана, службы спецсвязи, инкассация, служба в банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение оружия и его применение

Ежегодно

П. 7 приложения 2

Газоспасательные службы, военизированные части и отряды по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, военизированные горные и горноспасательные службы, пожарная охрана

1 раз в год

П. 8 приложения 2

Работа в аварийно-спасательных службах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Ежегодно

П. 9 перечня

Занятость на механическом оборудовании, имеющем открытые движущиеся (вращающиеся) элементы конструкции (токарные, фрезерные и другие станки, штамповочные прессы и др.)

1 раз в 2 года

П. 10 приложения 2

Работы под водой, выполняемые работниками, пребывающими в газовой среде в условиях нормального давления

1 раз в 2 года

П. 11 приложения 2

Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью

1 раз в 2 года

П. 13 перечня

Пищевая и молочная промышленность, базы и склады продовольственных товаров, любая деятельность, где имеется контакт с пищевыми продуктами (хранение, перевозка, торговля)

1 раз в год

П. 14-15, 26 приложения 2

Образование, медицина, организация детского отдыха

Ежегодно

П. 16-20, 24 приложения 2

Бытовое обслуживание, бассейны, водолечебницы, гостиничный бизнес

1 раз в год

П. 21-23 перечня

Обслуживание водопроводных сетей, подготовка воды

1 раз в год

П. 25 приложения 2

Обычно каждая организация составляет собственный календарный план проведения периодического медицинского осмотра и согласно ему направляет сотрудников на проверку. Календарный план согласовывается медцентром с работодателем и утверждается руководителем медицинской организации.

Образец плана прохождения медосмотра на 2020 год

Порядок проведения

Ответственность за организацию медосмотра лежит на директоре фирмы. Во время него работники посещают нескольких врачей, сдают анализы и т. д. Точный список зависит от типов деятельности и вредных производственных факторов. Комиссию врачей, которые проводят осмотр, формирует медцентр, с которым заключен договор. В ее состав обычно входит врач-профпатолог и иные специалисты (подробная информация о списке врачей содержится в приказе Минздрава от 12.04.2011 № 302н).

Если кратко, порядок проведения периодических медицинских осмотров работников такой:

Шаг 1. Заключаем договор

Первым делом работодатель заключает контракт с медцентром.

Шаг 2. Составляем список

Списка два: контингент и поименный. Контингент (перечень должностей и работ с учетом требований приказа № 302н, с какой частотой проходить контроль) в десятидневный срок предоставляется в территориальный отдел Роспотребнадзора. На его базе делается поименный список (перечень конкретных людей), который не позднее чем за 2 месяца до согласованной с медцентром даты начала осмотра направляется работодателем в медицинскую организацию. Работодатель не обязан в этих списках указывать, какие врачи и анализы необходимы, но он в списках уточняет пункты приказа № 302н, обязывающие провести медобследование.

Шаг 3. Составляем план

На основании поименного списка (в течение 10 дней с момента его получения, но не позднее чем за 14 дней до согласованной даты осмотра) медцентр составляет календарный план проведения периодического осмотра.

Шаг 4. Подготавливаем приказ

Работодатель издает приказ о направлении на медосмотр и очередности его прохождения. Лица, направленные на диспансеризацию, должны ознакомиться с распоряжением как минимум за 10 дней до ее проведения.

Шаг 5. Выдаем направления

После этого следует выдать работникам направления на медосмотр. Утвержденной формы этого документа нет, поэтому он оформляется в произвольном виде.

Шаг 6. Работники проходят осмотр

С направлением на руках сотрудники приходят в медучреждение, с которым заключен договор, в срок, указанный в документе. При себе обязательно иметь паспорт и направление от работодателя.

За время пребывания в медцентре за работниками сохраняется средний заработок. Если сотрудник отказывается проходить проверку, директору придется отстранить его от трудовой деятельности и не начислять ему зарплату до тех пор, пока подчиненный не пройдет обследование. Если осмотр пропущен по вине нанимателя или по не зависящим ни от сотрудника, ни от главы компании факторам, недопущение к выполнению обязанностей считается простоем и оплачивается в размере 2/3 средней зарплаты трудящегося.

По завершении мероприятия медучреждение составляет заключительный акт (в срок до 30 дней). Заверенный документ, подписанный руководителем медцентра и предприятием, направляется в территориальный отдел Роспотребнадзора на согласование.

Что делать после осмотра

Поговорим, как оформляются результаты периодического медосмотра работников организации. После того как работники пройдут проверку, работодатель собирает подписанные и заверенные печатью медучреждения заключения с результатами проверки.

На основании врачебного заключения определяется принадлежность работника к одной из диспансерных групп с последующим указанием в медкарте и паспорте здоровья рекомендаций по профилактике заболеваний, в том числе профзаболеваний. А при наличии медицинских показаний — по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации.

Кто оплачивает профосмотры

Все расходы по проведению плановых и периодических медобследований, как и первичный медосмотр при приеме на работу, оплачивает предприятие: это требование статей 212 и 213 ТК РФ. Впоследствии государство компенсирует ему часть затрат на проведение медосмотров через ФСС.

Ответственность работодателя

По ст. 5.27.1 КоАП РФ, работодателю запрещено допускать к работе сотрудников, не прошедших по какой-либо причине обязательное периодическое медицинское обследование. Если правило проигнорировать, это повлечет наложение штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей, на юрлиц — от 110 000 до 130 000 рублей.

Какие изменения готовят чиновники

В 2020 году, возможно, порядок прохождения медосмотра изменится: в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 № 302н планируется внести поправки. На едином портале размещения проектов нормативных актов опубликовано уведомление о том, что Министерство труда готовится сократить список работников, которых необходимо регулярно отправлять на медосмотры. Как отмечают чиновники, работы на компьютерах (ПЭВМ) (работа по считыванию и вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени) «не являются работами с вредными и(или) опасными условиями труда и не связаны с высоким риском получения производственных травм и профессиональных заболеваний». Поэтому лиц, которые их осуществляют, допустимо освободить от обязательных предварительных и периодических медобследований. Это значит, что действующий подпункт 3.2.2.4 перечня вредных и(или) опасных производственных факторов могут исключить из приказа № 302н.

Когда поправки вступят в силу, неизвестно. И пока работодатели обязаны отправлять на периодический контроль всех работников, чья деятельность осуществляется под воздействием электромагнитного поля широкополосного спектра частот.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным? Правомерно ли требование работодателя о прохождении работником периодического медосмотра за свой счет с последующей компенсацией расходов? К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли? Какое заключение сделал ВС РФ в части прохождения медицинских осмотров работниками торговли, которые занимаются аналитической и административной деятельностью? Какая ответственность грозит работодателю за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии у него медицинских противопоказаний?

Работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

Порядок проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований)» (далее – Порядок, Перечень факторов, Перечень работ).

Согласно ч. 8 ст. 213 ТК РФ предусмотренные этой статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

Напомним, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма предусмотрено, что за счет сумм страховых взносов страхователь вправе осуществлять, в частности, расходы на проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пп. «е» п. 3).

Для обоснования финансового обеспечения проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников страхователь представляет поименный список работников, подлежащих прохождению обязательных периодических медицинских осмотров (обследований), утвержденный страхователем в соответствии с Порядком.

Поименные списки разрабатываются в соответствии с п. 19 Порядка на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медосмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы согласно Перечню факторов и Перечню работ.

Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в предусмотренном порядке.

ФСС в Письме от 17.05.2016 № 02‑09‑14/16‑05‑8715 уточнил: решение о финансовом обеспечении проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников принимается исполнительным органом ФСС на основании представленных документов в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и на основании Порядка.

Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

📌 Реклама Отключить

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на все время до устранения обстоятельств, ставших основанием для отстранения от работы (недопущения к работе), если иное не установлено ТК РФ, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 76 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 76 ТК РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется. В случае отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата труда за все время отстранения от работы как за простой.

Вправе ли работодатель требовать прохождения медосмотра в день, который является для работника выходным?

Следует отметить, что нормами действующего законодательства не урегулирована ситуация, когда работник в свой выходной день направлен на медосмотр.

По мнению Роструда, высказанному на его официальном сайте, прохождение работником медицинского осмотра в день, являющийся для него в соответствии с графиком работы выходным, должно осуществляться по правилам привлечения работников к работе в выходные или нерабочие праздничные дни. Дело в том, что согласно ч. 1 ст. 113 ТК РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

Работники привлекаются к работе в выходные и нерабочие праздничные дни с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений в частности, индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 113 ТК РФ).

Напомним, что привлечение работников к работе в выходные и праздники без их согласия допускается в следующих случаях:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
  • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (при пожаре, наводнении, голоде, землетрясении, эпидемии или эпизоотии) и иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 3 ст. 113 ТК РФ).

В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 5 ст. 113 ТК РФ).

По правилам ч. 8 ст. 113 ТК РФ привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь работника к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника.

Вправе ли работодатель настаивать на прохождении работником медосмотра за свой счет с последующей компенсацией ему расходов?

На практике довольно распространена ситуация, когда работодатель предлагает работнику пройти периодический медицинский
осмотр за свой счет, а затем возмещает ему расходы. В случае отказа работника от прохождения медосмотра на таких условиях работодатель не допускает его к работе. Правомерны ли действия работодателя?

Как уже было отмечено, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

Что касается прохождения медосмотров за счет работника с последующей компенсацией расходов, надо иметь в виду следующее.

Предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение таких осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и медучреждением, не является нарушением действующего законодательства. При этом работодатель должен исполнить обязанность по организации проведения обязательных медицинских осмотров без заключения каких‑либо договоров с медицинской организацией. В таких случаях работодатель обычно выдает работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возмещает ему произведенные расходы.

Следует отметить, что Минфин придерживается иного мнения по данному вопросу. В Письме от 08.02.2018 № 03‑15‑06/7527 ведомство рассмотрело вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров.

Чиновники указали на неправомерность популярной среди работодателей практики, при которой работники проходят данные медосмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов.

Как отмечено в письме, предусмотренные ст. 213 ТК РФ медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет их собственных средств с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не установлена.

Хотя ТК РФ не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров, по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно.

Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотры, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Следовательно, ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно оплачивают медицинские услуги в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. В частности, к такому выводу пришли арбитры в Постановлении Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13.05.2015 № 12‑232/2015.

К какому выводу пришел ВС РФ относительно прохождения медосмотров работниками торговли?

Верховный суд в Постановлении от 06.12.2017 № 34‑АД17-5 признал, что отправлять на медосмотры нужно всех работников организаций, и подтвердил правомерность наложения на работодателя штрафа в размере 120 000 руб. за допуск к работе лиц, не прошедших медосмотр.

Согласно материалам дела организация специализировалась на оптовой торговле машинами, оборудованием и принадлежностями к ним. В свое оправдание она привела доводы о том, что допущенные к работе без медосмотра сотрудники занимались не реализацией продукции, а лишь аналитической и административной деятельностью.

Отказав организации, суд учел следующее:

  • согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний;
  • в силу п. 4 ст. 34 Федерального закона № 52‑ФЗ работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе;
  • на основании ч. 2 ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
  • в соответствии с п. 15 Перечня работ обязательные медицинские осмотры проводятся в отношении работников, занятых на работах в организациях общественного питания, торговли, буфетах, на пищеблоках, в том числе на транспорте.

Итак, проанализировав вышеназванные нормы, ВС РФ отметил, что в Перечне работ речь идет о труде во всех организациях торговли. Ни конкретные ее виды, ни реализуемая продукция в данном документе не указаны. При этом суд учел, что есть специальные противопоказания для тех, кто изготавливает и реализует пищевую продукцию. В остальной части правила касаются всех без исключения работников торговли.

К сведению

Роспотребнадзор придерживался иного мнения: проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, наличие личных медицинских книжек предусмотрены для работников, занятых на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией (Ответы на вопросы, полученные до и во время проведения 25 мая 2017 года публичных обсуждений результатов правоприменительной практики Роспотребнадзора.

Каков порядок проведения обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)?

Для отдельных категорий работников может быть установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены).

Необходимость прохождения таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).

К числу работников, которые должны проходить такие медосмотры, относятся, в частности, следующие.

Категория работников

Нормативные акты

Водители транспортных средств, в частности, служебных легковых автомобилей

Часть 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ, Приказ Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики

Абзац 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 № 35‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом
Минэнерго РФ от 31.08.2011 № 390 (в соответствии с абз. 2
п. 3 ст. 28 Федерального закона № 35‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400)

Работники железнодорожного транспорта, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта

Абзац 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17‑ФЗ, Порядок проведения осмотров, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 16.07.2010 № 154 (в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона № 17‑ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Минтрансе РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 395)

Члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением

Пункты 1, 1.10 приложения 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса РФ от 22.04.2002 № 50

Работники, занятые на подземных работах

Часть 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах, утвержденный Приказом Минздрава РФ № 835н

Как учитывается время на прохождение обязательных медосмотров в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены)? Согласно ч. 3 ст. 213 ТК РФ время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время.

Например, рабочий день сотрудника составляет восемь часов: с 8.00 до 17.00 (включая часовой обеденный перерыв). Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены. Следовательно, осмотр может начаться в 8.00 и независимо от его продолжительности (10, 20 или 35 минут) работник должен закончить смену в 17.00.

Какова ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра?

Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа:

  • на должностных лиц и ИП – в размере от 15 000 до 25 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 110 000 до 130 000 руб.

Работодатели также могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если в нарушение государственных нормативных требований охраны труда они не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров (например, обязательного послерейсового медосмотра водителя, который занят перевозкой пассажиров).

В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

* * *

Перечислим основные моменты, обозначенные в статье:

– обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя. При этом можно обратиться в ФСС за финансовым обеспечением проведения таких осмотров;

– работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр;

– если работник не согласен на прохождение медицинского осмотра в выходной день, требовать от него этого работодатель не вправе. Привлечь его к прохождению медосмотра в выходной или праздник работодатель может только с письменного согласия работника;

– не является нарушением законодательства отсутствие договора об оказании услуг по проведению предварительных (периодических) медосмотров работников, заключаемого работодателем и мед­учреждением. Работодатель может выдать работнику направление на обязательный медицинский осмотр, а после его прохождения возместить ему произведенные расходы. Вместе с тем, учитывая позицию Минфина и судебную практику, лучше организовать проведение медосмотров путем оформления договорных отношений с медучреждением;

– по мнению ВС РФ, проходить ежегодные обязательные медо­смотры должны все сотрудники, работающие на предприятиях торговли. При этом не имеет значение, чем торгует фирма: пищевыми продуктами или непищевыми товарами;

– если для отдельных категорий работников установлено требование о прохождении обязательного медицинского осмотра в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены), время, затраченное на такой осмотр, включается в рабочее время;

– за несоблюдение требований по проведению обязательных
медосмотров работодатель и его должностные лица могут быть
привлечены к административной ответственности. В частности,
допуск к работе сотрудника, не прошедшего медосмотр, если законодательством установлена обязанность его прохождения, грозит штрафом в размере до 130 000 руб.

Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 № 580н (действуют в редакции от 31.10.2017).

Федеральный закон от 30.01.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

📌 Реклама Отключить

Какие сотрудники должны проходить медицинские осмотры?

ИА ГАРАНТ

В соответствии с частью 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения в том числе периодических медицинских осмотров влечет наложение административной ответственности на юридическое лицо от 110 до 130 тыс. руб. В организации без медицинского осмотра работают более 40 человек. В организации проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации (в том числе юристы, бухгалтеры)?
Согласно части второй ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
В свою очередь, работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 214 ТК РФ).
Таким образом, прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных и периодических, обязательно только в случаях, предусмотренных законодательством.
Обязанность по проведению медицинских осмотров некоторых категорий работников предусмотрена нормами ст. 213 ТК РФ. В соответствии с этой статьей обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей.
Согласно части четвертой ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На сегодняшний день таким нормативным актом, устанавливающим Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов (далее — Перечень факторов), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) и Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок) является приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
При этом существует позиция, что наличие на рабочих местах работников вредных и опасных производственных факторов (выполнение соответствующей работы), указанных в Перечне факторов (например работа с ПЭВМ более 50% рабочего времени, что может относиться, в частности, к юристам и бухгалтерам), является самостоятельным основанием для направления таких работников на обязательный медицинский осмотр вне зависимости от того, отнесены ли условия труда на их рабочих местах к вредным или опасным по результатам аттестации или специальной оценки условий труда (смотрите, например, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242, письмо Роструда от 09.10.2015 N ТЗ/20422-3-3). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда, размещаемых на информационном портале этого ведомства в сети Интернет (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3). Правомерность такого толкования положений Перечня факторов подтверждается и Верховным Судом РФ (определение от 24.09.2015 N 302-КГ15-11278).
Вместе с тем в правоприменительной практике существует и иной подход к решению вопроса о необходимости проведения медицинских осмотров в рассматриваемой ситуации, базирующийся на следующей логике. По смыслу ст. 213 ТК РФ часть четвертая указанной статьи направлена на реализацию требования первой ее части. Иными словами, именно факт наличия вредных и опасных условий труда на рабочем месте является предусмотренным ТК РФ основанием для проведения обязательных медицинских осмотров работников.
О справедливости данного вывода, по нашему мнению, свидетельствует и примечание N 2 к Перечню факторов, в соответствии с которым в данном перечне перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам в соответствии с нормативными правовыми актами.
Отметим, что сами по себе вредные и опасные факторы являются таковыми независимо от уровня своего воздействия и на классы не делятся (смотрите ст. 209 ТК РФ, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение N 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н), ГОСТ 12.0.003-74 «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация», утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 13.11.1974 N 2551).
Именно условия труда в зависимости от уровня воздействия на работника вредных и (или) опасных производственных факторов подразделяются по степени вредности и (или) опасности на четыре класса — оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс; подклассы 3.1-3.4) и опасные (4 класс) (смотрите ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон N 426-ФЗ). Учитывая сказанное, полагаем возможным заключить, что речь в примечании N 2 к Перечню факторов идет именно о том, что наличие факторов, поименованных в этом Перечне, учитывается при определении необходимости проведения медицинских осмотров лишь в том случае, если уровень воздействия соответствующих факторов свидетельствует о наличии на рабочем месте работника вредных или опасных условий труда (класс 3.1 и выше). В подтверждение данного тезиса можно привести письмо Федерального медико-биологического агентства от 13.04.2012 N 1-08/894. Аналогичная точка зрения высказана и в письме Роспотребнадзора от 19.06.2015 N 01/7015-15-31.

При этом отметим, что некоторые факторы, поименованные в Перечне факторов, содержат специальную пометку «при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям» (смотрите п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов). На этом основании некоторые специалисты делают заключение, что раз в отношении отдельных пунктов Перечня факторов потребовалась такая оговорка, то другие приведенные в нем факторы являются основанием для проведения медицинского осмотра независимо от того, отнесены ли условия труда к вредным или опасным по результатам специальной оценки. В обоснование данного тезиса приводится также п. 19 Порядка, в соответствии с которым в списки контингента и поименные списки работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам, включаются в том числе работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (в настоящее время — специальной оценки условий труда), проведенной в установленном порядке. В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности.
Однако, как уже было указано выше, речь в самом Перечне факторов идет не о любых факторах, а лишь о тех, которые по уровню своего воздействия могут свидетельствовать о наличии вредных условий труда. При этом, по нашему мнению, работодатель при отсутствии результатов специальной оценки условий труда действительно может прибегнуть к иным поименованным в п. 19 Порядка источникам информации о вредных факторах и в том случае, если на основании указанных источников он сможет сделать вывод о том, что воздействие указанных факторов по своему уровню может повлечь за собой отнесение условий труда работника к вредным или опасным, он принимает решение о необходимости проведения медосмотра такого работника. Без нарушения требований закона необходимость такого порядка действий работодателя может возникнуть в случае создания новых рабочих мест. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда на вновь созданных рабочих местах должна быть проведена в течение 6 месяцев с момента ввода их в эксплуатацию. При этом, как разъяснил Минтруд России в письме от 16.04.2015 N 15-1/ООГ-2242, под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса.
Соответственно, работники для работы на этих местах в любом случае будут приняты ранее, чем на них будет проведена специальная оценка условий труда. В таком случае работодателю действительно следует самостоятельно оценить наличие на таких рабочих местах вредных или опасных факторов и уровень их воздействия с целью определения потребности в направлении работников на медицинские осмотры (за исключением случаев, поименованных в п.п. 3.8, 3.9, 3.12, 4.1, 4.4.1-4.4.3 Перечня факторов, при которых работодатель вправе ориентироваться лишь на результаты специальной оценки).
Вместе с тем, по нашему мнению, в том случае, если работодатель располагает действующими результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, ему необходимо пользоваться именно ими. Обязанности использовать иные источники информации при наличии результатов специальной оценки Порядком не установлено, о чем свидетельствует использованный в п. 19 Порядка в отношении таких источников оборот «могут использоваться».
В уже упоминавшемся выше письме ФМБА России также указано, что работодателю следует использовать иные источники информации о вредных факторах, воздействующих на работника, для целей определения необходимости в проведении медосмотров именно при отсутствии результатов аттестации. Верховный Суд Удмуртской Республики в своем решении от 15.04.2015 по делу N 7-124/2015 также пришел к выводу об отсутствии состава правонарушения в действиях работодателя, не обеспечившего прохождение работниками медосмотра, в том числе ввиду наличия у него карт аттестации рабочих мест указанных работников, не содержащих указания на наличие по соответствующим рабочим местам вредных производственных факторов.
Таким образом, полагаем, что работодатель обязан во исполнение требования частей первой, четвертой ст. 213 ТК РФ проводить медицинский осмотр работников при наличии на их рабочих местах вредных производственных факторов только в том случае, если уровень их воздействия свидетельствует о наличии на таких рабочих местах вредных или опасных условий труда. При установлении факта наличия на рабочих местах вредных факторов и определении уровня их воздействия работодатель в первую очередь должен ориентироваться на результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, и лишь при их отсутствии ему следует прибегнуть к иным источникам информации (за исключением случаев, поименованных в Порядке).
Учитывая сказанное выше, мы полагаем, что при наличии результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, срок действия которых не истек (ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ), или специальной оценки условий труда, подтверждающих факт отсутствия на рабочем месте вредных или опасных условий труда, у работодателя не возникает обязанности по организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых установлено отсутствие вредных или опасных условий труда.
При этом, если сотрудники заняты на работах, которые включены в Перечень работ, работодатель обязан организовать в отношении них проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Аналогичные разъяснения дают специалисты Роструда (смотрите ответ 4).
Таким образом, по нашему мнению, работодатель обязан включать в списки контингентов работников, проходящих предварительные и периодические медицинские осмотры, следующие категории работников:
— сотрудников, которые трудятся на рабочих местах, в отношении которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (или специальной оценки условий труда) установлено наличие вредных и опасных условий труда;
— сотрудников, которые трудятся на вновь созданных рабочих местах, применительно к которым специальная оценка условий труда еще не проводилась, при этом на таких рабочих местах существуют вредные и (или) опасные производственные факторы, диагностируемые работодателем в соответствии с п. 19 Порядка;
— работников, занятых на работах, которые включены в Перечень работ;
— иных работников, в отношении которых трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрена обязанность организовывать проведение предварительных и (или) периодических медицинских осмотров (например лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, — ст. 69 ТК РФ)*(1).
Однако обращаем Ваше внимание, что данная позиция является нашим экспертным мнением. Как видно из ответа, контролирующие и судебные органы могут придерживаться иной точки зрения по заданному вопросу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *