0

Штраф за непредоставление

Содержание

Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Какая за это бывает ответственность

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Итоги

Налоговая запросила документы: можно ли проигнорировать запрос

Те, кому периодически приходится отвечать на требования налоговиков о представлении документов о своем контрагенте, знают, насколько объемную информацию они порой запрашивают и как непросто в чрезвычайно сжатые сроки, ограниченные 5 днями, выполнить указания.

ВАЖНО! Если вы получили требование о предоставлении документов по встречке в период с 01 марта по 31 мая 2020 года, срок их представления продлен на 20 рабочих дней (письмо Минфина России от 15.04.2020 № 03-02-08/29938).

В связи с нерабочими днями, объявленными президентом из-за расространения коронавирусой инфекции, налоговики приостановили все налоговые проверки. Эксперты КонсультантПлюс подготовили Готовое решение с разъяснениями о том, какие проверки приостановлены и когда они будут возобновлены. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Однако как бы объемен ни был запрос, игнорировать требования инспекторов нельзя. За неисполнение данной обязанности провинившемуся, как указывается в требованиях, грозит ответственность в виде штрафа. По какой статье и за что можно оштрафовать нерадивого налогоплательщика при встречных проверках? Вопросы очень непростые. Давайте разбираться.

Какая за это бывает ответственность

НК РФ содержит следующие основания, по которым можно оштрафовать лицо, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование о представлении документов:

  • Ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Ответственность по п. 1 ст. 126 применима, если нарушение не относится к предусмотренным в НК РФ:

  • ст. 119 (ненаправление в ФНС налоговой декларации);
  • ст. 129.4 (незаконное непредставление уведомления о контролируемых сделках или представление недостоверных сведений о них);
  • ст. 129.6 (непредставление сведений об участии в иностранных организациях);
  • п. 1.1 ст. 126 (непредставление отчетности контролируемой иностранной компании);
  • п. 1.2 ст. 126 (неподача ежеквартального расчета по НДФЛ).

Ненаправление в ФНС в установленный законом срок документации и (или) иных предусмотренных законом данных по п. 1 ст. 126 НК РФ наказывается штрафом в размере 200 руб. за каждый непереданный документ.

По п. 2 ст. 126 НК РФ лицо, отказавшееся направить инспекторам необходимые документы о налогоплательщике или каким-либо другим образом уклоняющееся от этой обязанности (или же направившее бумаги с заведомо неверными данными), будет оштрафовано на 10 000 (фирмы, ИП) или на 1 000 руб. (физлица, кроме ИП). При этом нарушение не должно соответствовать ст. 126.1 (представление документов с недостоверными сведениями) и 135.1 НК РФ (ненаправление банком справок по счетам).

Ст. 129.1 НК РФ также содержит 4 пункта:

  • Пп. 1 и 2 касаются незаконного несообщения (а также сообщения позже установленного срока) провинившимся лицом предусмотренных законом данных, что наказывается наложением штрафа в размере 5 000 руб. (если нарушение единичное) или 20 000 руб. (если нарушение повторяется в течение календарного года). При этом нарушения не должны подпадать под ст. 126 НК РФ.
  • П. 2.1 относится к иностранным организациям, имеющим недвижимое имущество на территории РФ и обязанным сообщать в ИФНС данные о своих участниках.
  • П. 3 предусматривает ответственность для физлиц, не сообщивших налоговому органу данные об имеющихся у них объектах налогообложения (недвижимости и транспорте) при неполучении уведомления об уплате налога.

Таким образом, применимых статей две, причем их формулировки некоторым образом похожи, а вот ответственность по ним совершенно разная.

Какие обстоятельства считаются смягчающими штраф за непредставление документов по встречке зазъяснил С. В. Разгулин, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. Получите бесплатный пробный доступ к системе КонсультантПлюс и ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.

Так какая же статья при встречке — 126 или 129.1?

Проведем небольшой эксперимент. Представим, что вам поступило требование о представлении документации по контрагенту, у которого проходит выездная проверка.

О том, какие бумаги могут быть запрошены в рамках «встречек», читайте в статье «У контрагента налоговики могут запросить любые документы».

Всего было запрошено 500 документов — 250 счетов-фактур и накладные к ним. Вы направили их инспекторам не вовремя. На какую сумму вас оштрафуют? На 5000, 10 000, а может, и на все 100 000 руб.?

Согласитесь, есть над чем подумать. Ведь разница в размерах колоссальная. Причем последняя сумма (штраф 100 000 руб. и даже больше) совершенно реальна: как мы смогли удостовериться, 100 000 руб. — это всего лишь 500 «опоздавших» документов по 200 руб. А если документы проверяют в рамках выездной проверки за несколько лет, большое количество запрашиваемых бумаг — обычная практика. Так что давайте разбираться.

Согласно п. 4 ст. 93 «Истребование документов при проведении налоговой проверки» проверяемое лицо, отказавшееся направить в ФНС запрашиваемую документацию в ходе налоговой ревизии или направившее ее налоговикам позже установленного НК РФ срока, считается нарушителем, которому придется отвечать по ст. 126 НК РФ.

Если же мы обратимся к п. 6 ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках», то увидим следующую формулировку: отказ лица от направления в ФНС истребуемых в ходе налоговой ревизии бумаг или направление их с нарушением сроков квалифицируется в качестве нарушения, влекущего наложение санкций по ст. 126 НК РФ. Незаконное несообщение (или сообщение с нарушением срока) требуемой информации также считается нарушением, отвечать за которое придется по ст. 129.1 НК РФ.

Анализируя формулировки данных статей, можно сделать однозначный вывод, что истребование документации в рамках ст. 93 НК РФ относится только к случаям, когда ее запрашивают у налогоплательщика, которого непосредственно проверяют. Формулировка же ст. 93.1 НК РФ указывает на ситуации, когда бумаги запрашивают не у проверяемого лица, а у того, кто имеет какую-либо информацию о проверяемом или конкретной сделке. А это как раз и есть встречные проверки.

Отсюда следует, что за непредставленную для встречки информацию штрафуют по ст. 129.1 НК РФ на сумму от 5000 до 20 000 руб., а за документы — по ст. 126 НК РФ, но вот по какому пункту? Читаем статью и становится понятно, что ответственность при «встречках» может наступить только по п. 2 (это 10 000 руб. штрафа), но никак не по п. 1, поскольку именно в п. 2 этой статьи говорится о запросах данных о плательщике. Что касается п. 1 ст. 126 НК РФ, он применим в том случае, если документы запрашивались непосредственно у самого проверяемого лица. Так что штрафа, рассчитанного исходя из 200 руб. за документ, при «встречках», конечно же, быть не может.

О мнении главного налогового ведомства смотрите в нашем материале «ФНС рассказала, как штрафуют за непредставление документов по «встречкам»».

О том, как проводятся «встречки», читайте в статье «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Итоги

Если налогоплательщик по каким-либо причинам вовремя не исполнил (или не смог исполнить) требование о представлении документов в рамках «встречки», ему не следует спешить с уплатой предъявленного в этой связи штрафа. Нужно внимательно изучить сложившуюся ситуацию и постараться правильно ее квалифицировать. Возможно, размер штрафа удастся уменьшить в разы.

Также лучше не забывать следующее: если запрос налоговиков очень объемен и подготовить документы для встречной налоговой проверки в отведенные законом 5 дней нереально, всегда есть возможность письменно попросить инспекторов увеличить срок сдачи документации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Однако нужно помнить, что продление срока — это право налоговиков, но не обязанность.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Содержание

Ответственность за нарушение порядка представления статистической отчетности.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» от 29.11.2007 № 282-ФЗ респонденты (индивидуальные предприниматели и юридические лица) обязаны безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные, необходимые для формирования официальной статистической информации.

Согласно Положения «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных официального статистического учета», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам статистического учета респондентами по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны в бланках этих форм.

Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 13.19. Непредоставление первичных статистических данных (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 442-ФЗ):

1. Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных-

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.19 КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами (руководителем и его заместителями) федерального органа исполнительной власти, в области официального статистического учета (Росстата), его территориальных органов.

Непредоставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения (для организаций, подлежащих обязательному аудиту) влечет ответственность, установленную статьей 19.7. Федерального закона от 30.12.2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»:

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 № 510-ФЗ)

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Штрафы за непредставление налоговикам документов и сведений

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 11 марта 2011 г.

Содержание журнала № 6 за 2011 г.М.Н. Ахтанина, юрист

Когда и какой штраф могут взыскать за несвоевременное представление документов или информации в инспекцию

С осени прошлого года штрафы по статьям 126 и 129 НК увеличились в разы. Поэтому знать, за что именно установлена ответственность этими статьями и когда она может применяться, нужно каждому. Начнем с самого распространенного штрафа — за непредставление и несвоевременное представление документов.

Штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Нарушение по п. 1 ст. 126 НК выражается в непредставлении налогоплательщиками (плательщиками сборов) или налоговыми агентами в срок документов или иных сведений, которые согласно налоговому законодательству:

  • <или>истребованы налоговым органом у лица, в отношении которого проводится камеральная или выездная проверка. С этим все более или менее яснопп. 6, 8, 9 ст. 88, п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ;
  • <или>организация или предприниматель должны представлять в налоговые органы самостоятельно в силу того, что являются налогоплательщиками или налоговыми агентами.

Следовательно, по этой норме нельзя оштрафовать за непредставление (несвоевременное представление) документов или информации, истребованных в рамках встречной проверкипп. 1, 2 ст. 93.1 НК РФ.

Какие документы налогоплательщики должны представлять самостоятельно

Это, в частности:

  • сообщения об открытии или закрытии обособленных подразделений организации, а также сообщения об изменении адреса, наименования или руководителя ОП (формы № С-09-3-1 и № С-09-3-2Письмо ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@)подп. 3, 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • бухгалтерская отчетность организаций (кроме организаций, применяющих УСНО)подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ;
  • налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организацийутв. Приказом Минфина России от 20.02.2008 № 27н; п. 1 ст. 386 НК РФ;
  • сообщения об участии в российской или иностранной организации, то есть о приобретении акций или доли в уставном капитале ООО (форма № С-09-2утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@)подп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ;
  • сообщения о принятом организацией решении о реорганизации или ликвидации (форма № С-09-4утв. Приказом ФНС России от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@)подп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ.

При этом учтите, что если НК установлена специальная ответственность за непредставление конкретного документа, то и штраф должен налагаться по специальной норме, а не по п. 1 ст. 126 НК. К таким документам относятся:

Ответственность за непредставление этих документов установлена статьями 116, 118 и 119 НК РФ соответственно.

Нельзя оштрафовать по п. 1 ст. 126 НК и тогда, когда обязанность представить в налоговый орган какие-либо документы или сведения установлена не налоговым, а каким-нибудь другим законодательством. Вполне вероятно, что за их непредставление будет административный штраф, но точно не налоговый.

Например, о смене руководителя организации нужно сообщить в налоговую инспекциюподп. «л» п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». За неисполнение этой обязанности на нового руководителя может быть наложен административный штрафч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

За непредставление каких документов штрафуют налоговых агентов

Организации и предприниматели — налоговые агенты должны самостоятельно представлять в ИФНС:

  • декларации по НДС, даже если сам налоговый агент плательщиком этого налога не являетсяп. 5 ст. 174 НК РФ;
  • налоговые расчеты по налогу на прибыль (по доходам, выплаченным в виде дивидендов организациями — неплательщиками этого налога)п. 1 ст. 289 НК РФ;
  • информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налоговутв. Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@; п. 4 ст. 310 НК РФ;
  • сведения о доходах, выплаченных физическим лицам, суммах исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц (форма 2-НДФЛутв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@)п. 2 ст. 230 НК РФ;
  • сообщения о невозможности удержать налог из доходов, выплаченных физическому лицу (форма 2-НДФЛ)п. 5 ст. 226 НК РФ; п. 2 Приказа ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@.

Когда за непредставление документов по требованию штрафовать нельзя

Полномочия налоговиков по истребованию документов в ходе выездной или камеральной проверки не безграничны. При камеральной проверке они достаточно жестко ограничены ст. 88 НК РФ. И даже при выездной проверке можно истребовать только документы, относящиеся к проверяемому налогу и периоду. Отсюда вывод: если налоговый орган истребовал документы, которые он требовать не вправе, вы имеете полное право их не представлять и оштрафовать вас за это нельзяПостановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07. Например, нельзя оштрафовать за непредставление:

  • счетов-фактур, истребованных при проведении камеральной проверки декларации по НДС, в которой налог не был заявлен к возмещениюпп. 7, 8 ст. 88 НК РФ;
  • счетов-фактур, выставленных в 2009 г., истребованных при проведении выездной проверки по НДС за 2010 г.;
  • любых документов, копии которых уже представлялись налоговому органу при проведении налоговой проверки начиная с 01.01.2010п. 5 ст. 93 НК РФ; Постановление ФАС ЦО от 14.12.2010 № А68-3284/10-135/18.

Еще одно ограничение — налоговый орган вообще не вправе истребовать у проверяемого лица документы вне рамок выездной или камеральной проверкип. 1 ст. 93 НК РФ. Ведь порядка истребования документов для такой ситуации в НК просто нет. Например, 20.07.2010 вы подали декларацию по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В ходе камеральной проверки этой декларации инспекция вправе истребовать у вас документы, подтверждающие право на вычеты НДС по этой декларациип. 8 ст. 88, п. 1 ст. 172 НК РФ. Но если требование о представлении этих документов будет выставлено после 20.10.2010 (за рамками трехмесячного срока, отведенного на проведение камеральной проверкип. 2 ст. 88 НК РФ), вы вправе на него не реагировать и оштрафовать вас по п. 1 ст. 126 НК нельзя. Этот вывод подтверждают и ВАСПостановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09, и МинфинПисьмо Минфина России от 24.11.2008 № 03-02-07/1-471.

Также обратите внимание на то, что в п. 1 ст. 126 НК говорится об ответственности только за непредставление документов, предусмотренных налоговым законодательством. То есть если документ в налоговом законодательстве не упомянут, то за его непредставление оштрафовать нельзяп. 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 106. И суды, как правило, приходят к выводу, что нельзя оштрафовать по ст. 126 НК за непредставление документов, не предусмотренных ни бухгалтерским, ни налоговым законодательством, а также документов, составлять которые вы можете, но не обязаны. В частности, суды признавали незаконным привлечение к ответственности за непредставлениеп. 1 ст. 126 НК РФ:

  • перечней основных средств, относящихся к разным видам деятельности, перечней арендуемых объектов недвижимости, расчетов распределения доходов и расходов по разным видам деятельностиПостановление ФАС МО от 09.03.2010 № КА-А40/1571-10;
  • сертификатов и деклараций соответствия выпущенной продукции требованиям ГОСТа, копий писем Рос­ста­та, подтверждающих код по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельностиПостановление ФАС СЗО от 24.09.2009 № А42-5230/2006;
  • экономического обоснования расчета арендных платежей, детализации переговоров с мобильных телефонов и приказов об установлении лимита расходов на мобильную связь, расчетов, подтверждающих целесообразность отказа от исполнения опциона и целесообразность приобретения финансовых инструментов срочных сделокПостановление ФАС ЦО от 27.10.2009 № А48-973/2009;
  • операторных и диспетчерских листовПостановление ФАС УО от 20.02.2008 № Ф09-11449/07-С2;
  • копий выданных векселейПостановление ФАС УО от 17.12.2009 № Ф09-10019/09-С3;
  • штатного расписанияПостановление ФАС ПО от 22.04.2008 № А55-11630/07.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за непредставление документов, которые не составлялись, хотя должны были? Вроде бы ответ очевиден. Неисполнение обязанности по составлению документа не должно освобождать от ответственности за его непредставление. Ведь никто не пытается оспорить штраф за непредставление налоговой декларациист. 119 НК РФ просто потому, что к сроку ее составить не успели.

Есть и суды, которые указывают на законность штрафа по п. 1 ст. 126 НК при непредставлении документов из-за того, что они не составленыПостановления ФАС ЗСО от 01.06.2009 № Ф04-3216/2009(7623-А03-37); ФАС УО от 24.03.2008 № Ф09-1746/08-С3. Правда, как ни странно, они в меньшинстве. А большинство судов придерживается позиции, согласно которой штрафа в такой ситуации быть не может. Логика проста: раз документ не составлялся, то он и не мог быть представлен в срок, установленный требованием, по объективным причинам. Например, суды указывали, что нельзя штрафовать за несоставленные и непредставленные:

  • справки по форме 2-НДФЛПостановление ФАС ВВО от 07.04.2008 № А29-5357/2007;
  • книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложенияПостановления ФАС СЗО от 20.02.2009 № А42-3046/2008; ФАС СКО от 27.08.2009 № А32-13466/2006-12/295;
  • книги покупок и книги продажПостановление ФАС УО от 09.04.2009 № Ф09-1830/09-С3;
  • приказы об учетной политикеПостановление ФАС ЦО от 15.02.2010 № А35-9027/08-С21.

Конечно, если решение о привлечении к ответственности уже вынесено, любые аргументы, позволяющие его оспорить, хороши. И благоприятной для налогоплательщиков практикой можно и нужно пользоваться.

Вместе с тем имейте в виду: обосновывая во время проверки непредставление обязательных первичных документов и счетов-фактур тем, что они не составлялись, можно «попасть» на штраф по ст. 120 НК.

Кроме того, естественно, что суды признают незаконными штрафы по п. 1 ст. 126 НК, если документы не представлены из-за того, что они:

Как вы понимаете, это вызвано тем, что при таких обстоятельствах отсутствует вина организации или предпринимателя в непредставлении документов. А без вины нет и ответственностист. 106 НК РФ, п. 2 ст. 109 НК РФ. По этой же причине суды признают незаконным штраф за непредставление документов из-за того, что организация или предприниматель не получили требование налогового органа, направленное им по почтеп. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 08.04.2010 № 468-О-О; Постановления ФАС МО от 11.01.2009 № КА-А41/12621-08; ФАС ПО от 23.03.2010 № А65-26274/2009; ФАС УО от 02.08.2010 № Ф09-5912/10-С2. Причем доказать получение требования должен именно налоговый органп. 6 ст. 108 НК РФ; ч. 5 ст. 200 АПК РФ.

Можно ли оштрафовать за неправильное представление документов

Правила представления документов по требованию налогового органа простыпп. 2, 3 ст. 93 НК РФ:

  • документы на бумажном носителе представляются лично или направляются по почте заказным письмом в виде копий, заверенных подписью проверяемого предпринимателя или подписью руководителя и печатью проверяемой организации;
  • документы, составленные в электронном виде по установленным форматам, могут представляться через телекоммуникационные каналы связи;
  • документы должны быть представлены в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Этот срок может быть продлен по письменному ходатайству организации или предпринимателя. Такое ходатайство нужно подать на следующий рабочий день за днем получения требованияп. 6 ст. 6.1 НК РФ.

То, что за нарушение срока представления документов можно штрафовать, сомнений не вызывает, на это прямо указано в Кодексеп. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ.

А вот можно ли оштрафовать, если организация или предприниматель подавали ходатайство о продлении срока, но инспекция его не удовлетворила? В настоящее время большинство судов отвечает на этот вопрос отрицательноПостановления ФАС МО от 08.12.2010 № КА-А40/14679-10; ФАС СЗО от 03.09.2010 № А56-47676/2009; ФАС УО от 08.12.2010 № Ф09-10096/10-С3.

Конечно, для того чтобы суд встал в подобной ситуации на вашу сторону, ходатайство о продлении срока для представления документов должно быть мотивированным. То есть в нем должны быть указаны причины, по которым вы объективно не можете представить документы в обычный срок. Это может быть большое количество истребованных документов или необходимость их доставки из другого населенного пункта (например, когда при проверке филиала истребованы документы, находящиеся в головном офисе компании). В вашу пользу также будет свидетельствовать и то, что хотя бы часть документов, истребованных налоговым органом, вы в срок представите.

Следующий вопрос: можно ли оштрафовать за представление в срок незаверенных (или заверенных ненадлежащим образом) копий истребованных документов? Формально такое деяние состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК, не образует. Однажды с этим согласился и ФАС Уральского округаПостановление от 15.09.2008 № Ф09-6550/08-С3. Однако имейте в виду, что, вместо того чтобы штрафовать за представление незаверенных копий, налоговый орган может просто отказаться их принять. Правомерность такого отказа признавал ФАС Московского округаПостановление от 05.11.2009 № КА-А41/11390-09. И если в результате копии документов, заверенные надлежащим образом, будут представлены вами с нарушением срока, налоговики без сомнений оштрафуют вас за это. И, к сожалению, не факт, что суд признает такой штраф незаконным.

Иногда налоговые органы штрафуют по п. 1 ст. 126 НК за представление документов, заполненных неправильно. Но, как вы понимаете, это неправомерно. Поэтому шансы оспорить такой штраф в суде весьма высокиПостановления ФАС ЦО от 22.08.2006 № А09-1974/06-12; ФАС МО от 15.01.2010 № КА-А40/14964-09; ФАС СКО от 21.11.2007 № Ф08-7689/2007-2870А. В том числе в случае, если документы представлялись в электронном виде, а ошибки в них привели к тому, что в протоколе входного контроля было указано, что документы не принятыПостановления ФАС ЗСО от 20.03.2008 № Ф04-1001/2008(669-А67-19); ФАС МО от 14.09.2009 № КА-А40/9158-09; ФАС СЗО от 22.11.2010 № А56-7553/2010.

Как рассчитывается штраф по пункту 1 статьи 126 НК

Штраф установлен в размере 200 руб. за каждый непредставленный или представленный с опозданием документп. 1 ст. 126 НК РФ. Вроде бы арифметика проста: не представили один документ — штраф 200 руб., не представили 100 документов — штраф 20 000 руб. Таким образом, для исчисления штрафа нужно всего-то знать, сколько именно документов организация или предприниматель не представили.

Когда документы пусть и с опозданием, но все-таки будут представлены, налоговый орган сможет просто посчитать их количество. А для определения размера штрафа за непредставление документов в идеале в требовании налоговиков должно быть указано их точное количество. Например, в требовании написано: «Представьте счет-фактуру, выставленный ОАО “Леший” при отгрузке клюквы в сентябре 2010 г., — 1 штука». Однако на практике так не бывает. Потому как налоговый орган просто не имеет данных о количестве счетов-фактур, полученных налогоплательщиком. И тогда он пишет в требовании: «Представьте счета-фактуры по товарам (работам, услугам), приобретенным в III квартале 2010 г.».

И как в этом случае рассчитать сумму штрафа, если налогоплательщик счета-фактуры не представил? Исчислить штраф на глазок нельзя, это 3 года назад налоговым органам разъяснил ВАСПостановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07. Поэтому для исчисления штрафа налоговый орган может и должен получить данные, позволяющие определить точное количество непредставленных документов. Причем сделать он это может двумя способами.

Способ первый: установить количество непредставленных документов по результатам встречных проверок, в рамках которых от контрагентов проверяемого лица будут получены документы, экземпляры которых должны быть у этого лица. Такими документами могут быть счета-фактуры, договоры, товарные накладные. То есть любые документы, которые составляются в двух экземплярах либо у которых есть отрывная часть, передаваемая контрагенту. Так, о существовании приходного кассового ордера (форма КО-1)утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 налоговики могут узнать, получив копию квитанции к ПКОУказания… утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

Второй способ: установить количество непредставленных документов по результатам выемки документов у проверяемого лица. Если будет изъято 100 счетов-фактур, полученных при приобретении товаров (работ, услуг) в III квартале 2010 г., то исходя именно из этого количества и нужно считать штраф. Правда, воспользоваться этим способом налоговый орган может только при выездной проверкеп. 4 ст. 93, п. 1 ст. 94 НК РФ.

Вывод

Правильность исчисления размера штрафа по п. 1 ст. 126 НК должна подтверждаться документами, позволяющими установить точное количество документов, не представленных (несвоевременно представленных) налогоплательщиком или налоговым агентом. Это может быть:

  • <или>опись документов, представленных с нарушением срока;
  • <или>требование о представлении документов, в котором указано точное количество запрашиваемых документовприложение № 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@;
  • <или>протокол выемки либо опись документов, изъятых при ее проведении;
  • <или>опись документов, представленных контрагентами проверяемого лица при встречной проверке.

Когда штраф налоговиками рассчитан на глазок, решение о привлечении к ответственности стоит обжаловать. Конечно, управление ФНС по субъекту РФ может и оставить его в силе. Зато шансы на выигрыш в суде весьма великиПостановления ФАС МО от 29.09.2010 № КА-А41/10263-10; ФАС ДВО от 25.06.2010 № Ф03-3822/2010; ФАС ПО от 25.12.2009 № А12-7578/2009; ФАС СЗО от 07.10.2009 № А56-55048/2008; ФАС СКО от 23.07.2010 № А32-42199/2009-51/745.

Главное — не забудьте указать суду на то, что определить размер штрафа невозможно. Ведь иногда налогоплательщики проигрывают такие споры, так сказать, по собственной вине. Например, оспаривая штраф по любым другим основаниям и не заявляя о невозможности определить размер штрафа. Или соглашаясь в судебном заседании с расчетом, сделанным инспекциейПостановления ФАС СЗО от 07.07.2009 № А52-4907/2008; ФАС ВСО от 28.08.2008 № А58-7613/07-Ф02-4173/08.

Штраф по пункту 2 статьи 126 НК

Основное различие нарушений, ответственность за которые установлена пп. 1 и 2 ст. 126 НК, заключается в том, что субъекты (то есть лица, которых можно за эти нарушения оштрафовать) у них разные.

Пункт 2 ст. 126 НК установил штраф не для налогоплательщиков (плательщиков сбора) или налоговых агентов, а для какой-то третьей организации, у которой налоговый орган запрашивает документы со сведениями о налогоплательщикеп. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71; Постановление ФАС ВСО от 28.01.2010 № А19-8589/09. То есть о совершении нарушения можно говорить только при наличии трех условийп. 2 ст. 126, ст. 106 НК РФ, п. 2 ст. 109 НК РФ:

  • налоговый орган потребовал у организации некие документы со сведениями о другом налогоплательщике;
  • эти документы у организации есть;
  • организация эти документы не представила или представила с заведомо недостоверными сведениями.

Единственное, что из этого понятно, — это то, что оштрафовать по п. 2 ст. 126 НК могут только организацию. Но какую? Истребовать какие-либо документы со сведениями о налогоплательщиках у третьих лиц налоговый орган может только в порядке, установленном ст. 93.1 НК. Другой процедуры просто нет. Так значит, по п. 2 ст. 126 НК можно оштрафовать организацию, которая не представила документы, запрошенные при «встречке»? А вот и нет! Ведь есть специальная норма, согласно которой отказ лица от представления документов, запрошенных при «встречке», или их непредставление в срок влечет ответственность по ст. 129.1 НКп. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Поэтому привлечь за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126 НК в настоящее время нельзя. Этой позиции придерживаются и многие судыПостановления ФАС ЗСО от 02.03.2009 № Ф04-623/2009(1322-А75-49); ФАС ВСО от 17.03.2009 № А33-9821/08-Ф02-942/09; ФАС СКО от 18.05.2009 № А20-957/2008; ФАС ЦО от 22.12.2008 № А36-2108/2008; ФАС МО от 26.03.2009 № КА-А40/2089-09.

Из авторитетных источников

ПЕТРОВА Светлана Михайловна Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук

“В силу прямого указания п. 6 ст. 93.1 НК РФ организация, не представившая в установленный срок (в том числе отказавшаяся представить) документы со сведениями о налогоплательщике, истребованные у нее налоговым органом при проведении налоговой проверки, должна привлекаться к ответственности, установленной ст. 129.1 НК РФ”.

Почему налоговые органы пытаются штрафовать за непредставление документов при «встречке» по п. 2 ст. 126, а не по п. 1 ст. 129.1 НК, понять можно. Ведь первый штраф в два раза больше. Но такой штраф можно и нужно оспаривать. Ведь неправильная квалификация правонарушения налоговым органом — основание для отмены решения о привлечении к ответственностип. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71.

Как видите, получается, что сейчас по п. 2 ст. 126 НК штрафовать можно только организацию, представившую по запросу налогового органа документы с заведомо недостоверными сведениями о налогоплательщике. Хотя, конечно, выявить и доказать заведомую недостоверность сведений почти нереально.

Кстати, «резидентам» налоговых инспекций Москвы и Московской области стоит знать, что ФАС Московского округа считает, что штрафовать по п. 2 ст. 126 НК нужно не просто за непредставление документов при «встречке», а именно за отказ от их представленияПостановления ФАС МО от 16.11.2009 № КА-А40/11998-09, от 30.01.2008 № КА-А40/12590-07. Хотя, напомним, п. 6 ст. 93.1 НК прямо указывает на то, что и к «отказникам» должна применяться ответственность, установленная ст. 129.1 НК.

Штраф по статье 129.1 НК

Этот штраф применяется при непредставлении (несвоевременном представлении) налоговому органу:

  • сведений, которые лицо обязано представить в силу прямого указания ст. 85 НК РФ. Это касается таких организаций, как, например, органы ФМС России, органы ГИБДД и Гос­тех­над­зо­ра, органы Рос­ре­ест­ра, отделы ЗАГСов. Понятно, что к обычным организациям и предпринимателям это основание для штрафа отношения не имеет, поэтому дальше рассматривать его мы не будем;
  • документов или информации, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), истребованных в ходе налоговой проверкип. 1 ст. 93.1, п. 6 ст. 93.1 НК РФ;
  • информации по конкретной сделке, истребованной налоговым органом вне рамок проверкип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Разберемся с двумя последними случаями.

Во-первых, налоговый орган, проводящий камеральную или выездную проверку какого-либо налогоплательщика (налогового агента), вправе потребовать у вас представить имеющиеся документы или информацию (сведения), касающиеся его деятельности. Сделать это он может:

  • во время самой проверкип. 1 ст. 93.1 НК РФ;
  • после ее завершения, если при рассмотрении материалов проверки руководитель налогового органа решит истребовать такие документы или информацию в рамках дополнительных мероприятий налогового контроляп. 6 ст. 101 НК РФ.

Во-вторых, вне налоговой проверки у вас может быть истребована имеющаяся информация о конкретной сделке, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость получения такой информациип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Когда нельзя оштрафовать

Как видите, речь всегда идет о документах или информации, у вас имеющихся. Поэтому если вы не представите документы или информацию по той причине, что ими не располагаете, то оштрафовать вас по ст. 129.1 НК будет нельзяПостановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321; ФАС ЦО от 12.05.2009 № А09-12352/2008; ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09; ФАС ПО от 29.07.2008 № А12-2895/08.

Но не стоит злоупотреблять и на любое требование налогового органа отвечать письмом об отсутствии запрашиваемых документов или информации. Ведь если документы у вас все-таки есть и налоговики смогут доказать этоПостановление ФАС ВВО от 08.05.2008 № А43-5565/2007-35-117, то вы не только штраф заплатите, но еще и репутацию себе подмочите.

Если истребуемых документов или информации у вас нет, то вам нужно сообщить об этом в инспекцию в течение 5 рабочих дней со дня получения требования. В этот же срок представляются документы или информация при их наличии. Причем заметьте: за нарушение срока представления документов или информации оштрафовать можно, а вот за опоздание с сообщением об их отсутствии — нетст. 129.1 НК РФ; Постановление ФАС МО от 07.07.2009 № КА-А40/6137-09.

Если по объективным причинам (большое количество документов, их нахождение в отдаленном обособленном подразделении) вы не успеваете представить истребованные документы в срок, нужно подать ходатайство о его продлениип. 5 ст. 93.1 НК РФ. Даже если срок вам не продлят, сам факт подачи такого ходатайства может помочь оспорить штраф по ст. 129.1 НКПостановления ФАС ПО от 22.01.2009 № А55-8517/2008; ФАС СЗО от 17.11.2010 № А05-3437/2010.

Обратите внимание: нередко в рамках встречной проверки налоговые органы запрашивают документы, не имеющие отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, касающиеся исключительно деятельности его контрагента. Например, при проверке ОАО «Леший» у его поставщика — ООО «Домовой» — могут истребовать договор оказания услуг, заключенный между ООО «Домовой» и ЗАО «Водяной», которое является покупателем продукции ОАО «Леший». А могут потребовать и какие-то внутренние документы самого ООО «Домовой». Но у налоговиков нет права истребовать что угодно и когда угодност. 93.1 НК РФ. Поэтому если вы не будете представлять документы по таким требованиям, то суд, скорее всего, вас поддержитПостановления ФАС ВВО от 19.10.2009 № А43-12345/2009-6-321; ФАС ЗСО от 14.12.2010 № А46-6519/2010; ФАС СЗО от 24.01.2011 № А56-14074/2010; ФАС ПО от 15.01.2009 № А12-10258/2008; ФАС ЦО от 26.05.2010 № А54-5047/2009С13.

В то же время не стоит игнорировать требования налоговиков о представлении документов только из-за того, что они не имеют прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика. Все-таки некоторые документы пусть и косвенно, но могут касаться его деятельности. Например, при проверке комитента таким документом может быть договор поставки, заключенный его комиссионером во исполнение комиссионного поручения. Однако в этом случае налоговый орган должен в требовании пояснить, почему истребуется этот документ и каким образом он относится к деятельности комитента. Иначе требование будет выглядеть произвольным, а это позволит покупателю или поставщику не исполнять его на законных основаниях.

Напомним, что с этого года вы вправе не представлять документы, истребованные при встречной проверке, если копии этих документов вы представляли в свою инспекцию в рамках выездной или камеральной проверки начиная с 01.01.2011п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ. Соответственно, за непредставление и таких документов оштрафовать вас не могут.

Документ и информация — почувствуйте разницу

С истребованием документов при «встречках» все более или менее понятно. Значительно больше вопросов возникает по поводу права налоговых органов истребовать у любых лиц информацию о конкретных сделках вне рамок проверкип. 2 ст. 93.1 НК РФ.

Проблема в том, что на практике налоговые органы нередко, ссылаясь на это право, требуют представить им именно документы (товарные накладные, договоры, счета-фактуры, платежки и так далее). Между тем слово «документ» в п. 2 ст. 93.1 НК даже не упоминается. А понятия «информация» и «документ» не являются тождественными. Они четко разделены и в тексте ст. 93.1 НК, и в формах поручения об истребовании документов (информации)приложение № 6 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ и требования о представлении документов (информации)приложение № 5 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@.

Информация — это любые сведения независимо от формы их представления. То есть истребованную информацию вы в принципе можете представить и устно (например, по телефону), и письменно, и на магнитном носителе, и по электронной почтеп. 1 ст. 11 НК РФ; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Документ же — это всегда конкретный материальный носитель, с определенными реквизитами, в котором зафиксирована информация, в том числе в виде текстап. 1 ст. 11 НК РФ; ст. 1 Федерального закона от 29.12.94 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». И если способ представления информации мы можем выбрать самостоятельно, то документы представляются в налоговый орган в виде заверенных копийп. 2 ст. 93, п. 5 ст. 93, п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Поэтому, если под видом запроса информации у вас требуют представить конкретные документы, вы можете их не представлять, так как это требование неправомерноПостановления ФАС ЗСО от 04.08.2008 № Ф04-3684/2008(6766-А75-14); ФАС ДВО от 20.05.2009 № Ф03-2111/2009; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09.

Кстати, запрашивая информацию о сделке, налоговый орган должен указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделкупп. 2, 3 ст. 93.1 НК РФ. То есть, как минимум, в требовании должны быть указаны наименование контрагента, период совершения сделки, вид сделки (купля-продажа, аренда и т. д.). Если ссылок на конкретную сделку требование не содержит, то штрафовать за непредставление информации нельзяПостановления ФАС СЗО от 23.11.2010 № А56-4647/2010; ФАС ЦО от 09.08.2010 № А68-13557/09.

***

Конечно, никто не хочет лишний раз конфликтовать с налоговой инспекцией, но если требования о представлении документов явно незаконны, то их можно не исполнять, не опасаясь штрафов.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Штрафы налоговые / штрафы по взносам / административные штрафы»:

Как реагировать на требования налоговиков предоставить документы? Срочно бросать дела и комплектовать запрошенные сведения? А можно ли игнорировать? Такие вопросы наши специалисты слышат ежедневно. В этом материале мы решили рассказать об ответственности налогоплательщиков, которые по тем или иным причинам не предоставили ИФНС информацию.

Можно ли не отвечать на запрос ИФНС?

Право инспекторов на истребование информации (документов) у организаций и предпринимателей закреплено в НК. Контролеров могут интересовать как документация самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке (ст. 93.1 НК РФ).

Более того, инспекция имеет право запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у сторонних лиц, которые, по мнению ИФНС, могут располагать нужной информацией.

Налогоплательщик же, получивший запрос от контролеров, обязан на него ответить. Поэтому игнорировать требование налоговиков нельзя! В противном случае компанию ждут неприятные последствия.

Истребование документов вне рамок проведения налоговых проверок

Какие документы могут запросить налоговики

К сожалению, в настоящее время НК не содержит ни конкретного списка документов, которые вправе запрашивать ИФНС, ни ограничений по их количеству. Но на основании положений кодекса можно очертить границы, за рамки которых инспекция выходить не должна:

  1. При проведении налоговой проверки может быть запрошена только та документация, которая относится к проверяемому периоду и налогу.
  2. При запросе данных о контрагенте, представляется документация об отношениях именно с этим контрагентом, иные сведения (например, о других субъектах) компания подавать не обязана.
  3. Налоговики могут требовать только те документы, обязанность оформления и ведения которых установлена налоговым законодательством.
  4. Повторное истребование документации неправомерно. Исключение составляют документы, которые ранее представлялись в ИФНС в подлинниках, а затем были возвращены владельцам.

Срок передачи данных в инспекцию

Если инспекторы затребовали документы самой компании в рамках налоговой проверки, подготовить и направить сведения нужно в течение 10 дн. Немного больший срок предоставляется КГН — 20 дн., и иностранным предприятиям — 30 дн. (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если налоговики интересуются конкретной сделкой, срок отправки ответа составляет 10 суток. А вот сообщить информацию о своем контрагенте по встречной проверке придется оперативнее, на подготовку и направление документов (информации) дается всего 5 дн. (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Очень важно правильно определить точку отсчета срока. Так, запрос из ИФНС, переданный по ТКС, считается полученным с даты, указанной в квитанции о его приеме; почтой — на 6 день со дня его отправки; а размещенный в ЛК на портале ФНС — уже на следующий день со дня его размещения.

Ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой

За нарушение положений НК налогоплательщику грозят взыскания в денежной форме. При этом законодательство разграничивает ответственность за непредставление документов и несообщение информации. Разберем подробнее.

Штрафы по статье 126

В этой статье прописаны санкции для хозяйствующих субъектов, не представивших документацию. На нарушителей налагаются штрафы:

  1. 200 руб. за каждый ненаправленный документ, если проводится проверка самой компании. В случае неподачи документации относительно прибыли контролируемой фирмы-иностранца штраф составит уже 100 000 руб.
  2. 10 000 руб., если налогоплательщик не подал в срок документацию по клиенту в рамках встречной проверки или не направил документы по конкретной сделке, запрошенные налоговиками вне каких-либо проверок.

Аналогичная сумма взимается за отказ в представлении документов или передаче заведомо недостоверных данных.

Санкции по ст. 129.1

По этой статье с налогоплательщиков взимаются штрафы за несвоевременное предоставление информации:

  • 5 000 руб., если деяние совершено впервые;
  • 20 000 руб., если компания допустила нарушение повторно в течение одного года.

За игнорирование требования налоговиков о передаче информации взимаются аналогичные суммы.

Обратите внимание!

Если налогоплательщик не представил как документы, так и информацию о контрагенте, контролеры могут выписать одновременно 2 штрафа (по ст. 126 и по ст. 129). Данное право подтверждено решением АС ВСО от 12.11.18 № А33-16694/2017.

Что еще может грозить нарушителям

Кроме санкций по налоговому законодательству, должностные лица предприятия, не сообщившие запрошенные сведения налоговикам, могут быть наказаны штрафом в размере 300–500 руб. по ст. 15.6. КоАП РФ.

Отказ компании предоставить документы инспекторам в рамках выездной проверки может спровоцировать принудительную выемку сведений по ст. 94 НК РФ.

Если налогоплательщик, обязанный отчитываться в ИФНС в электронной форме, не направит квитанцию о получении запроса от инспекторов в 6-дневный срок, ему могут заблокировать расчетный счет.

Неудовлетворение требований ревизоров по представлению документов или информации по встречной проверке может привести к неприятным последствиям:

  • будут испорчены отношения с клиентом, которому налоговики откажут в вычете по НДС или не зачтут «прибыльные» расходы;
  • ИФНС может включить организацию в план выездных проверок на основании п. 9 р. 4 Концепции (утв. приказом ФНС № ММ-3-06/333@), тем более что отсутствие каких-либо сведений, по мнению ревизоров, говорит о беспорядке в документообороте предприятия, а значит, контрольное мероприятие однозначно будет успешным.

Кроме того, не стоит забывать, что все риски, связанные с ненадежными клиентами, несет сам налогоплательщик.

1С-WiseAdvice рекомендует быть осмотрительнее в выборе партнеров, так как благодаря системе АСК НДС-2 легко прослеживается вся цепочка контрагентов, а работа с неблагонадежными компаниями может обойтись очень дорого и многократно перевесить все возможные налоговые выгоды.

В каких случаях можно избежать штрафов?

Чиновники тоже люди, поэтому, принимая во внимание человеческий фактор, нужно внимательно изучить полученное требование на предмет ошибок и неточностей.

Например:

  1. Ваша ИФНС пересылает поручение из другой налоговой без выставления требования от своего имени.
  2. В поручении не обозначено, на основании какого контрольного мероприятия возникла необходимость в представлении информации или документов.
  3. При истребовании данных об определенной сделке не указаны сведения, позволяющие однозначно идентифицировать эту сделку и т.д.

При этом важно не игнорировать ошибочный запрос, а направить вежливый мотивированный отказ со ссылками на положения НК РФ.

Если объем затребованных документов очень велик или по каким-то иным объективным обстоятельствам организация не в состоянии исполнить указание налоговиков вовремя — можно ходатайствовать о продлении срока (п. 3 ст. 93 НК РФ). Однако направить прошение об отсрочке необходимо не позже дня, следующего за днем получения запроса из ИФНС.

Можно ли снизить сумму штрафа

Если организация по каким-либо причинам не смогла выполнить требование ревизоров и ей выставили штраф, не нужно спешить с его уплатой. Необходимо внимательно изучить ситуацию и проконсультироваться с квалифицированными юристами, возможно штраф удастся снизить в разы.

Например, при подготовке возражений к акту компания может заявить о наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ):

  • нарушение допущено впервые;
  • большое количество запрошенных документов (желательно привести расчет затрат рабочего времени на изготовление нужных копий);
  • незначительность просрочки;
  • нахождение части документации ОП в головной организации;
  • одновременное получение нескольких запросов от ИФНС и т.д.

При наличии хотя бы одного смягчающего фактора, штраф может быть уменьшен в 2 раза и более (п. 3 ст. 114 НК РФ). Неправомерность санкций можно оспорить в судебном порядке.

В частности, суды указывают, что инспекции, назначающие санкции за каждый не представленный документ, тем самым принимают на себя дополнительные обязанности по определению количества этих документов и не могут определять размер штрафа из теоретических предположений (постановление АС ЦО от 04.09.2018 № Ф10-3293/2018). Такая позиция судебных органов помогает налогоплательщикам отбиться от неправомерных притязаний контролеров.

Кроме того, суд может полностью отменить штраф в ситуациях, когда установлены факторы, исключающие вину хозяйствующего субъекта (ст. 111 НК РФ). Например, все документы компании были безвозвратно утеряны при пожаре, и этот факт удостоверяется справкой из органов пожарного надзора.

Заказать услугу

Как написать пояснения в налоговую: образец

Актуально на: 20 февраля 2020 г.

Если вы получили письмо из налоговой с требованием представления пояснений, это означает, что налоговикам что-то не понравилось в сданной вами отчетности. Дело в том, что ИФНС проводит камеральную проверку всех полученных деклараций и бухгалтерской отчетности в автоматическом режиме. И при выявлении ошибок в отчетности (противоречий между сведениями в представленных документах, расхождений между сданными сведениями и сведениями, которые есть у налогового органа) ИФНС потребует подать соответствующие пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Кроме того, налоговики вправе запросить пояснения при камеральной проверке декларации, в которой заявлены убытки. И, как правило, по каждой такой декларации действительно запрашиваются пояснения.

Если же вы сдали уточненную декларацию, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с суммой, заявленной в первоначальной декларации, то налоговики вправе запросить пояснения, обосновывающие изменение показателей (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Пояснения в ходе камеральной проверки

Для подачи пояснений у вас есть 5 рабочих дней со дня получения требования из налоговой инспекции (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если пояснения не представить, то вам грозит штраф в размере 5000 руб. (п.1 ст.129.1 НК РФ).

Если же вы решите, что в сданной вами отчетности есть ошибки, вместо пояснений вы можете сдать в налоговую уточненную декларацию (расчет). И в этом случае штрафа за неподачу пояснений, безусловно, не будет.

Подать пояснения в налоговую вы можете:

  • или сдав лично через канцелярию (через представителя с доверенностью);
  • или отправив по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • или направив по ТКС.

Что же касается пояснений по НДС, то если вы обязаны представлять декларацию по этому налогу в электронном виде, пояснения вы тоже должны подать исключительно электронные — пояснения на бумаге налоговиками не будут браться в расчет (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Как правильно написать пояснение в налоговую

Пояснения в ИФНС составляются в произвольной форме, за исключением пояснений при камеральной проверке декларации по НДС (об этом вы прочтете ниже).

Если, по вашему мнению, в сданной отчетности ошибок, неточностей и противоречий нет, то так и укажите в пояснениях:

«В ответ на требование от ХХ.ХХ.ХХХХ № ХХ сообщаем, что в декларации по такому-то налогу за такой-то период ошибок не содержится. В связи с этим отсутствуют основания для внесения исправлений в декларацию за указанный период».

Если вы обнаружили, что действительно допустили ошибку в сданной декларации, но эта ошибка не влечет занижение налога (например, техническая ошибка при указании какого-либо кода), то в ответ на требование налоговой о представлении пояснений вы можете:

  • или указать в пояснениях, что допустили ошибку, что правильный вариант – такой-то, но такая ошибка не повлекла занижения налоговой базы или суммы налога к уплате;
  • или подать уточненную декларацию.

Но если в декларации есть ошибка, влекущая занижение налога, нужно как можно быстрее сдать уточненную декларацию. Сдавать в этой ситуации пояснения бессмысленно (п. 1 ст. 81 НК РФ; Письмо ФНС от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395).

Пояснение в налоговую по убыткам

Внимание налоговиков привлекут убытки, полученные в течение 2-х и более лет. В ответ на запрос о причинах убытков вы можете направить письмо-пояснение в налоговую, обосновав в нем, почему расходы превышают доходы. Например, организация недавно зарегистрирована, клиентов еще мало, однако расходы на аренду помещения, содержание персонала и т.д. уже значительны. В пояснениях подчеркните, что все расходы экономически обоснованны и документально подтверждены. Можете подготовить таблицу с указанием основных видов расходов и их суммой за год по видам. Ниже приведена пояснительная записка в налоговую по убыткам (образец).

Пояснительная записка в налоговую по требованию (образец)

Пояснение в налоговую по убыткам (образец)

Пояснение в налоговую о расхождениях в декларациях

Налоговики могут сопоставить данные одной декларации (например, по НДС) с данными другой декларации (например, по налогу на прибыль) или с бухгалтерской отчетностью. И попросить объяснить причину расхождений схожих показателей (в частности, выручки).

Обосновать такие расхождения просто. Ведь правила бухгалтерского учета отличаются от правил налогового учета. Да и порядок определения налоговой базы по разным налогам имеет свои особенности.

К примеру, налоговая база по НДС может не совпасть с суммой дохода в декларации по прибыли, поскольку какие-то внереализационные доходы не облагаются НДС (штрафные санкции, дивиденды, курсовые разницы) (ст. 250 НК РФ).

Пояснение в ИФНС по НДС

У представления пояснений в ИФНС по НДС есть свои особенности. Как мы уже отмечали, пояснения по НДС должны быть представлены в электронном виде, если в обязанности плательщика входит представление именно электронной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ). Кроме того, эти пояснения должны быть представлены по утвержденному формату (утв. Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@). И если плательщик подавал пояснения в электронном виде, но не в том формате, то ему грозил штраф (п.1 ст.129.1 НК РФ). Правда, в свое время ФНС вынесла решение (Решение ФНС от 13.09.2017 № СА-4-9/18214@), в котором говорится, что плательщика не должны штрафовать за неправильный формат пояснений.

Налоговая нагрузка: пояснение

Если налоговики запрашивают у вас пояснения в связи тем, что у вас низкая налоговая нагрузка по сравнению со среднеотраслевым уровнем, то можно ответить им примерно так:

«В декларации по такому-то налогу за такой-то период не допущено неполного отражения сведений или ошибок, которые привели бы к занижению налоговой базы. В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период.

Что касается налоговой нагрузки по основному виду деятельности организации, то ее снижение в таком-то периоде вызвано следующими обстоятельствами: уменьшением доходов и увеличением расходов организации».

И дальше изложите, насколько уменьшилась сумма выручки и выросли расходы за запрашиваемый период по сравнению с прошлыми периодами. И чем это вызвано (уменьшением числа покупателем, ростом закупочных цен и т.д.).

Подробнее о пояснениях, запрашиваемых налоговиками в связи со снижением налоговой нагрузки, мы рассказывали в отдельной консультации, где приводили также образец оформления соответствующих пояснений.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *