0

Рыночные цены

При подготовке документации и обосновании метода ценообразования в контролируемой сделке предприятие вправе использовать любые общедоступные источники информации. Оно может, в частности, учитывать сведения о ценах контрагента в сделках с независимыми лицами.

Цены в сделках сопоставят

Налоговики вправе контролировать цены в сделках, заключенных между взаимозависимыми лицами на соответствие рыночным. Такие сделки называются контролируемыми (ст. 105.14 Налогового кодекса РФ). Право их контролировать за некоторым исключением возникает, если по ним превышен установленный лимит доходов. К сделкам между взаимозависимыми лицами могут приравнять:

  • сделки с участием посредников, которые формально не являются взаимозависимыми. Это может произойти в случае, если посредники не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для перепродажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним взаимозависимым лицом другому;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (черные и цветные металлы, минеральные удобрения, нефть и продукты переработки, драгоценности);
  • сделки, одна сторона которых — лицо, местом регистрации либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, предоставляющие льготный налоговый режим и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорное предприятие).

Контролировать применение цен налоговики будут в рамках отдельной проверки, которую они проведут по месту своего нахождения (п. 2 ст. 105.3 и п. 1 ст. 105.17 Налогового кодекса РФ). Поможет им в проведении проверки информация, которую из разных источников соберет их подразделение — межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения (МИ ФНС России по ценам). 📌 Реклама Отключить

Установлен лимит

Для того чтобы сделку отнести к разряду контролируемых, нужно не только чтобы она была совершена между взаимозависимыми лицами или с участием офшорной фирмы.

Нужно достичь по ней определенной суммы полученного дохода или доходов по совокупности сделок.

Лимит доходов, который должен быть превышен для признания сделок контролируемыми, составляет:

  • 60 млн руб., если стороны взаимозависимы и одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и исчисляет его по ставке, выраженной в процентах. При этом предметом сделки должно быть добытое полезное ископаемое или хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль;
  • 60 млн руб. независимо от аффилированности, если это сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли или контрагент по сделке расположен в офшоре;
  • 100 млн руб., если среди участников сделок или их совокупности есть как плательщики ЕНВД или ЕСХН, так и лица, не уплачивающие эти налоги.
  • 2 млрд руб. по остальным сделкам с взаимозависимыми лицами в 2013 году и 1 млрд в 2014 году;
  • 0 руб. по совокупности сделок по реализации продукции, товаров, работ и услуг, совершаемых при посредничестве фирм, формально не являющихся взаимозависимыми. Но при этом эти фирмы не выполняют никаких дополнительных функций, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов (письмо Минфина России от 9 апреля 2012 г. № 03-01-18/3-46).

При этом сумма доходов за календарный год определяется путем сложения сумм доходов по сделкам со всеми взаимозависимыми лицами. Факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по каждой совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом (письмо Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-01-18/6-122). 📌 Реклама Отключить

Если лимит по сделкам не превышен, то они не будут признаваться контролируемыми и подлежать контролю со стороны налоговиков.

Пересчитать цены можно самостоятельно

В случае если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках между невзаимозависимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), которые из за этого не были получены одной из сторон, учитываются для целей расчета налогов.

При этом проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц;
  • НДПИ;
  • НДС (в случае если одной из сторон сделки является организация, не являющаяся плательщиком этого налога или освобожденная от его уплаты.

Предприятие вправе самостоятельно применить для целей налогообложения цену, отличающуюся от указанной в сделке, если она не соответствует рыночной. В случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, если это повлекло занижение сумм одного или нескольких налогов, предприятие вправе самостоятельно произвести их корректировку. Ее можно провести по истечении календарного года одновременно с представлением декларации по налогу на прибыль организаций. А если предприятие не является плательщиком налога на прибыль — в сроки, установленные для представления налоговой декларации по этому налогу. 📌 Реклама Отключить

Корректировки по налогу на добавленную стоимость и налогу на добычу полезных ископаемых отражаются в уточненных налоговых декларациях по каждому налоговому периоду, в котором произошло отклонение цен. Сумма недоимки, выявленной по результатам корректировки, должна быть погашена не позднее даты уплаты налога на прибыль. Если недоимка оплачена в указанный срок, то пени не начисляются.

Метод сопоставимых рыночных цен

Для пересчета налоговой базы при проведении налогового контроля налоговики могут использовать следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

Метод сопоставимых рыночных цен при этом является приоритетным. При его применении сравниваются цены, которые применили в сделке между собой взаимозависимые лица, с рыночными ценами. Для сравнения можно брать в расчет цены других участников рынка, а можно и цены, установленные проверяемым предприятием в сделках с другими невзаимозависимыми лицами. Можно использовать и информацию контрагента, в том числе о ценах, применяемых им в сделках с независимыми лицами. Но эта информация должна быть доступна и налоговикам (письмо Минфина России от 28 октября 2013 г. № 03-01-18/45611). Цена по сделке должна соответствовать интервалу рыночных цен. Для определения этого интервала делается выборка цен по аналогичным сделкам. Затем определяется минимальное и максимальное значение этого интервала. 📌 Реклама Отключить

Пример 1. Цена на продукцию колеблется от 31 до 36 руб.

Значений в выборке цен — 6. Для определения минимального значения интервала рыночных цен эту цифру нужно разделить на 4. Получится 1,25. Если значение не является целым числом, то нужно отбросить его дробную часть и увеличить на единицу. Проделав это, получим цифру 2. Таким образом, минимальным значением рыночной цены будет цена, указанная в договоре и соответствующая второй цифре выборки — 32 руб.

Для расчета максимального значения интервала число 6 нужно умножить на 0,75. Получится 4,5. Если значение не является целым числом, то нужно отбросить его дробную часть и увеличить на единицу. Получим 5. Таким образом, максимальным значением будет цена пятой партии — 35 руб.

Пример 2. Цена на продукцию колеблется от 31 до 38 руб. Значений в выборке цен — 8. Для определения минимального значения интервала рыночных цен эту цифру нужно разделить на 4. Получится 2 (целое число). Значение в выборке соответствует цене — 32 руб. Значение цены, имеющей следующий по возрастанию порядковый номер в этой выборке 3, — 33 руб. Минимальное значение рыночной цены составляет среднее арифметическое этих цен — 32,50 руб. ((32 + 33) : 2).

📌 Реклама Отключить

Если число 8 умножить на 0,75, получаем 6 (целое число). Среднее арифметическое значение цены, имеющей в выборке порядковый номер, равный данному целому числу 6, и значение цены, имеющей следующий по возрастанию порядковый номер в выборке 7. Максимальное значение рыночной цены составляет 36,50 руб. ((36 + 37) : 2).

Если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, то для исчисления налога принимается ее минимальное значение. Соответственно если она превышает максимальное значение интервала, то оно и используется. Если цена находится в пределах интервала, то она соответствует рыночной.

Цена корректируется только в случаях, когда это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (п. 7 ст. 105.9 Налогового кодекса РФ). При использовании данного метода необходимо учитывать, что интервал рыночных цен определяется на основе имеющейся информации о ценах, примененных в течение анализируемого периода, или информации на ближайшую дату до совершения контролируемой сделки (п. 4 ст. 105.9 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 19 июля 2013 г. № 03-01-18/28454).

📌 Реклама Отключить

Если данные по сопоставимым сделкам отсутствуют, то можно использовать общедоступную информацию о сложившемся уровне рыночных цен (биржевые котировки, данные информационно-ценовых агентств) при условии обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой (письмо Минфина России от 31 января 2013 г. № 03-01-18/1855).

Метод цены последующей реализации

Если метод сопоставимых цен применить невозможно либо он не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным, то допускается применение иных методов. Например, метода цены последующей реализации.

Использование этого метода является приоритетным по сравнению с другими в сделках, по которым товар приобретается для последующей перепродажи без переработки.

Он также используется в случаях, когда проводится подготовка товара к перепродаже и транспортировке (деление товаров на партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) или он смешивается.

📌 Реклама Отключить

При применении метода цены последующей реализации сопоставляется валовая рентабельность предприятия, перепродающего товар, с интервалом валовой рентабельности сопоставимых сделок по перепродаже (п. 1 ст. 105.10 Налогового кодекса РФ). В результате этого определяется соответствие цены сделки по перепродаже рыночному уровню. Валовая рентабельность при этом определяется как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС (подп. 1 п. 1 ст. 105.8 Налогового кодекса РФ). Чтобы определить интервал валовой рентабельности, нужно использовать тот же алгоритм действий, что и при применении метода сопоставимых цен. При этом вместо ценовых показателей в расчет нужно включать показатели валовой рентабельности.

Пример 3. Рентабельность анализируемой сделки составила 0,27. Валовая рентабельность сопоставляемых составила: 0,2, 0,22, 0,24, 0,26. Значений в выборке — 4. Для определения минимального значения интервала рентабельности 4 (число значений рентабельности) нужно разделить на 4, получится 1 (целое число).

📌 Реклама Отключить

Поскольку полученный результат является целым числом, далее необходимо определять среднее арифметическое значение рентабельности, соответствующее первому и второму покупателям:

(0,20 + 0,22) : 2 = 0,21.

Определим максимальное значение интервала рентабельности:

4 х 0,75 = 3.

Поскольку полученный результат является целым числом, далее необходимо определять среднее арифметическое значение рентабельности, соответствующее третьему и четвертому покупателям:

(0,24 + 0,26) : 2 = 0,25.

Интервал валовой рентабельности составляет от 0,21 до 0,25.

Валовая рентабельность анализируемой сделки составила 0,27, что больше максимального значения интервала рентабельности, равного 0,25. В этом случае перерасчет цен не производится, поскольку показатели рентабельности выше, чем в выборке.

Затратный метод

При применении затратного метода сопоставляется валовая рентабельность затрат предприятия, являющегося стороной анализируемой сделки. 📌 Реклама Отключить

Он может применяться, в частности, в следующих случаях:

  • при продаже сырья или полуфабрикатов лицам, являющимся взаимозависимыми с продавцом;
  • при реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам между взаимозависимыми лицами.

Валовая рентабельность затрат — это отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг) (подп. 2 п. 1 ст. 105.8 Налогового кодекса РФ). Алгоритм расчета тот же, что и при методе цены последующей реализации, только вместо валовой рентабельности сравниваются показатели валовой рентабельности затрат.

Метод сопоставимой рентабельности

Он заключается в сопоставлении операционной рентабельности с рыночным интервалом операционной рентабельности в сопоставимых сделках.

Этот метод в целом идентичен затратному методу, за исключением того, что по результатам сопоставления корректируется (если необходимо) не цена сделки, а прибыль (доход, выручка) от нее. Для расчета используются любые из следующих показателей рыночной рентабельности:

📌 Реклама Отключить

  • продаж. Рассчитывается как отношение прибыли от продаж к полученной выручке;
  • затрат. Отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг);
  • В активов. Отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов.

Также на производстве используются показатели рентабельности коммерческих и управленческих расходов, активов и другие.

Метод распределения прибыли

Метод распределения прибыли заключается в сопоставлении фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли, полученной всеми сторонами этой сделки, с распределением прибыли между сторонами сопоставимых сделок. Он используется, в частности:

  • при невозможности иных методов;
  • при наличии в собственности сторон прав на объекты НМА, оказывающих влияние на уровень рентабельности.

Прибыль распределяют пропорционально: 📌 Реклама Отключить

  • вкладу в совокупную прибыль по анализируемой;
  • распределению между сторонами сделки доходности, полученной на используемый вложенный капитал.

При применении метода распределяется совокупная прибыль либо остаточная прибыль всех сторон сделки.

Важно запомнить

В случае применения в сделке между взаимозависимыми лицами цен, не соответствующих рыночным, и если это повлекло занижение сумм уплаченных налогов, предприятие вправе самостоятельно произвести корректировку.

Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 12, декабрь 2013 г.

Определение рыночной цены товаров (работ, услуг)

Главная — Статьи

Что признается рыночной ценой, рынком, экономическими условиями

Цена представляет собой денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
Признаки однородности товаров определены п. 7 ст. 40 НК РФ. Такие товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
Как указано в ст. 40 НК РФ, рыночная цена определяется с учетом обычной при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
— потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей;
— маркетинговой политикой организации.
Нужно отметить, что данный перечень скидок неисчерпывающий, следовательно, количество скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширено. Однако в связи с тем что перечень скидок, указанных в ст. 40 НК РФ, носит общий характер, часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения. В частности, если скидка связана с изменением потребительского спроса, то, соответственно, организации потребуется представить в налоговый орган результаты маркетингового исследования, которые действительно подтверждают, что спрос на товары упал и организация вынуждена снизить на этот товар цену. В качестве доказательства в такой ситуации могут быть использованы данные организации об объеме продаж по этому виду товара за последние несколько месяцев.
При определении рыночных цен принимаются во внимание:
1) сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
При этом сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;
2) сделки между взаимозависимыми лицами, но только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты сделок.
Повлияла ли взаимозависимость лиц, совершающих сделку, на ее результаты, должны доказывать налоговые органы;
3) информация о заключенных на момент реализации товара или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.
Такие сведения могут быть предоставлены в виде документов, содержащих данные об уже совершенных сделках к моменту реализации новых товаров, работ, услуг.
В частности, учитываются следующие разумные условия сделок, которые могут оказывать влияние на цены:
— количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии).
Так, количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
Если договор купли-продажи не позволяет определить количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным;
— сроки исполнения обязательств (по договорам поставки товаров, по возмездному оказанию услуг и т.п.).
К примеру, ст. 508 ГК РФ предусматривает следующие периоды поставки товаров по договору поставки: в случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.);
— условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида.
Например, по договору поставки в соответствии со ст. 516 ГК РФ расчеты за поставляемые товары осуществляются таким образом:
1) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчеты осуществляются платежными поручениями;
2) если договором поставки предусмотрено, что оплата товаров осуществляется получателем (плательщиком) и последний неосновательно отказался от оплаты либо не оплатил товары в установленный договором срок, поставщик вправе потребовать оплаты поставленных товаров от покупателя;
3) если в договоре поставки предусмотрена поставка товаров отдельными частями, входящими в комплект, оплата товаров покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части, входящей в комплект, если иное не установлено договором;
— иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (условия о хранении товара, транспортировке товара, способе его упаковки и пр.).
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями:
— либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг;
— либо может быть учтено с помощью поправок.
Согласно п. 5 ст. 40 НК РФ рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории РФ или за ее пределами.
Иными словами, рынок можно охарактеризовать как сферу совершения возмездных сделок между покупателем и продавцом, результатом которых является реализация товаров (работ, услуг) за денежный эквивалент или другое имущество.
При этом рынок подразумевает реальную возможность любого покупателя в удобный для него момент приобрести нужный товар, заказать нужную работу, получить необходимую услугу без значительных дополнительных затрат, приводящих к существенному увеличению общих расходов (транспортные расходы, расходы на установку, монтаж, охрану и др.) на ближайшей к его месту жительства (месту нахождения) территории РФ или за ее пределами (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2009 по делу N А56-47926/2008, ФАС Уральского округа от 08.09.2009 N Ф09-6596/09-С2 по делу N А50-443/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 22.12.2008 по делу N А11-915/2008-К2-23/8).
При определении рыночных цен используются цены в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. То есть, сопоставляя рыночные цены, нужно учитывать, что различие в экономических условиях существенно не будет влиять на цену товаров, работ или услуг.
Необходимо сравнивать такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003, ФАС Северо-Западного округа от 14.07.2005 N А56-23251/04), а также иные условия, влияющие на цены.
На законодательном уровне есть только три способа определения рыночной цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1) установление рыночных цен путем использования официальных источников информации о рыночных ценах и биржевых котировок;
2) при невозможности определения рыночной цены — цена последующей реализации (перепродажи) покупателем;
3) при невозможности использования цены последующей реализации — затратный способ (как сумма обычных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли) (Постановление ФАС Северно-Западного округа от 10.07.2007 по делу N А26-4514/2006-211).

Прецеденты определения рыночной цены товаров

В ряде случаев налоговые органы принимают за рыночную цену товара ту, по которой налогоплательщик реализовывал продукцию своим контрагентам.
Однако данный способ определения рыночной цены является неверным: из указанных выше способов определения рыночной цены использование цен, применяемых самим налогоплательщиком, не предусмотрено.
Довольно часто налоговые органы считают рыночной ценой товаров среднюю цену данных товаров, сложившуюся в определенный период времени.
В Постановлении ФАС Московского округа от 29.11.2007 N КА-А41/11031-07 по делу N А41-К2-14680/06 указано, что рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных или однородных товаров в сопоставимых экономических условиях, а не средняя цена товаров.
Еще один пример из судебной практики.
Налоговый орган, доначисляя обществу НДС, использовал справку Торгово-промышленной палаты Краснодарского края, в которой была отражена ценовая информация, предоставленная справочной службой по товарам и услугам г. Краснодара и Краснодарского края, специализированными фирмами, а также полученная в Интернете.
В результате анализа данных, приведенных в справке, суд пришел к выводу, что в ней указаны средние цены переданных в аренду автотранспортных средств, имевших одинаковые характеристики с автотранспортными средствами, переданными обществом в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям. Суд отметил, что средняя цена реализации по договорам не является рыночной в смысле, установленном п. 4 ст. 40 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 03.06.2008 N Ф08-2964/2008 по делу N А32-6752/2007-33/136, Определение ВАС РФ от 26.09.2008 N 12180/08).
В Определении ВАС РФ от 14.07.2008 N 8931/08 также указано, что расчет налоговым органом рыночной цены товара с применением затратного метода, при котором использовалась информация органов статистики, противоречит положениям ст. 40 НК РФ. Содержавшаяся в этих источниках информация не содержит ссылок на официальные источники информации о рыночных ценах и свидетельствует не о рыночной, а о средней цене предприятий — производителей товара.
Нередко для определения рыночной цены налоговые органы используют среднюю цену реализации готовой продукции без учета конкретных условий договоров и соблюдения критериев однородности и сопоставимости (Постановление ФАС Поволжского округа от 27.07.2005 N А57-14681/03-16).
Подобную ситуацию рассмотрел ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 13.06.2007 по делу N А05-8817/2006-34).
Для применения метода определения цены по идентичным (однородным) товарам налоговый орган использовал информацию о мировых ценах на целлюлозу беленую сульфатную из лиственных и хвойных пород древесины на рынках Германии, Великобритании, Бельгии, Италии, Финляндии, Франции и Чехии, которая была предоставлена ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт экономики, информатики и систем управления».
Суд отметил, что данная информация не отвечает требованиям ст. 40 НК РФ, так как представляет собой расчет рыночных цен на российскую целлюлозу на западноевропейском и восточноевропейском рынках. В данном расчете были использованы средние экспортные цены скандинавских поставщиков, к которым была добавлена стоимость транспортировки из Скандинавии до страны назначения. Затем были сделаны различные поправки в виде вычитания сумм, учитывавших реализацию целлюлозы на основании долгосрочных контрактов, оптовых рынков, средних скидок на российское качество, комиссионных агенту, расходов на страхование сделки, скидок за немедленный платеж, а также стоимость доставки товара железнодорожным транспортом до страны назначения.
В этом случае налоговый орган использовал средние цены, средние размеры скидок, которые являлись обобщенными данными без учета обстоятельств конкретных сделок, поэтому не могли быть приняты в качестве поправок в целях соблюдения сопоставимости сделок.
По другому делу налоговый орган провел сравнительный анализ цены реализации не в отношении рыночной цены товара, а в отношении средней потребительской цены, которая не являлась рыночной в том смысле, в котором данное понятие применяется в ст. 40 НК РФ (Постановление ФАС Поволжского округа от 11.09.2008 по делу N А12-18383/07).
В ряде случаев контролирующие органы определяют рыночную цену товаров исходя из примерных цен.
Например, в Постановлении ФАС Московского округа от 16.01.2006, 13.01.2006 N КА-А41/13620-05 отмечено, что по итогам налоговой проверки налоговый орган доначислил организации налоговые платежи, использовав в качестве источника информации сведения коммерческих риелторских организаций Истринского района Московской области.
Между тем в этих сведениях были указаны примерные цены реализации земельных участков, предназначенных под дачное строительство, а не цены по фактически состоявшимся сделкам купли-продажи идентичных участков.
При таких обстоятельствах суд признал необоснованным доначисление организации налогов, начисление пеней и санкций.
Иногда налоговые органы рассматривают в качестве рыночной цены максимальную цену товаров.
Так, налоговый орган обнаружил отклонение цен реализации части квартир от цен, применявшихся самим налогоплательщиком. Проверяющие провели корректировку примененных налогоплательщиком цен реализации квартир путем увеличения цены квартир, реализованных по цене ниже максимальной, до максимальной цены одного метра.
Суд признал, что такой подход не соответствовал порядку исчисления рыночной цены, установленному ст. 40 НК РФ, и обеспечивал установление в ходе проверки не рыночных цен, а только максимальных из известных цен реализации. Таким образом, налоговый орган, производя корректировку, не исчислил цену, которую следовало применить как рыночную (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.04.2007 по делу N А55-11076/06).

Прецеденты определения рыночной цены работ

Механизм определения рыночной цены работ для целей налогообложения установлен п. п. 4 — 11 ст. 40 НК РФ.
Основными исполнителями данной нормы являются налоговые органы, поскольку именно на них лежит бремя доказывания несоответствия цены сделки уровню рыночных цен.
На законодательном уровне, как отмечалось выше, есть только три способа определения рыночной цены работ для целей налогообложения, которые применяются строго в определенной последовательности:
1. Метод определения рыночной цены работ, основанный на информации о заключенных на момент реализации работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
Пунктом 11 ст. 40 НК РФ установлено, что при этом методе должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на работы.
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ определение рыночных цен производится по правилам п. п. 4 — 11 данной статьи, официальные источники информации не могут использоваться без учета этих положений, то есть они должны содержать данные о рыночной цене идентичных (однородных) работ, реализуемых в сопоставимых условиях в определенный период времени (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.04.2007, 11.04.2007 N Ф03-А73/07-2/527).
2. Метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.
При этом методе рыночная цена реализуемых работ определяется как разность цены, по которой работы реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены работы покупателем у продавца) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя работ, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
3. Затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о работах, в последующем реализованных покупателем).
Рыночная цена работ, реализуемых продавцом при данном методе, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию работ, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Указанные методы определения рыночной цены работ должны применяться последовательно, то есть каждый следующий метод применяется только при невозможности применения предыдущего.
Обратимся к судебной практике.
ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 28.08.2008 по делу N А56-35769/2007) рассмотрел иск налогоплательщика, который заявил, что у УФНС не было оснований для применения затратного метода определения рыночной стоимости работ по строительству корпуса буксиров (поскольку не были приняты меры по установлению рыночной цены на основании официальных источников), а также не был соблюден порядок определения расходов налогоплательщика согласно п. 10 ст. 40 НК РФ.
Налоговый орган доказал отсутствие достоверной информации от официальных источников о рыночных ценах на работы по строительству корпуса буксиров. Метод цены последующей реализации не мог им использоваться, поскольку налогоплательщик осуществляет работы по строительству корпусов буксиров, а покупатель в дальнейшем реализует уже готовые буксиры.
Таким образом, УФНС правомерно применило затратный метод определения рыночной цены путем определения всех расходов налогоплательщика на строительство корпусов буксиров (учтены показатели бухгалтерской отчетности по счету 90-2) (см. также Определение ВАС РФ от 05.12.2008 N 15444/08 «Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации»).
Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен работ учитывается информация о заключенных на момент реализации этих работ сделках с идентичными (однородными) работами в сопоставимых условиях.
В ряде случаев налоговые органы пытаются сравнивать цены на явно неидентичные работы, принимают за рыночную цену работ их себестоимость.
Несмотря на то что ВАС РФ внес ясность в данный вопрос (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), налоговые органы продолжают отождествлять рыночную стоимость работ с их себестоимостью.
Например, ФАС Северо-Западного округа установил, что для определения рыночной цены производства цемента из давальческого сырья налоговый орган использовал показатель себестоимости таких работ (Постановление от 14.02.2008 по делу N А05-1030/2007).

Прецеденты определения рыночной цены услуг

В ряде случаев налоговые органы принимают за рыночную цену услуг ту, по которой налогоплательщик реализовывал услуги своим контрагентам. Данный способ является неверным.
На законодательном уровне, как уже говорилось выше, есть только три способа определения рыночной цены услуг, среди которых использование цен, применяемых самим налогоплательщиком, не предусмотрено.
Первый метод определения рыночной цены услуг основан на информации о заключенных на момент реализации этих услуг сделках с идентичными (однородными) услугами в сопоставимых условиях.
Пунктом 11 ст. 40 НК РФ установлено, что должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на услуги.
Второй метод — метод цены последующей реализации, который применяется ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников.
При данном методе рыночная цена услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие услуги реализованы покупателем услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
Третьим является затратный метод, который применяется при невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации об услугах, в последующем реализованных покупателем).
Рыночная цена услуг, реализуемых продавцом, при данном методе определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
ФАС Уральского округа (Постановление от 12.02.2008 N Ф09-354/08-С3 по делу N А60-11225/07) рассмотрел ситуацию, когда налоговый орган определил рыночную цену транспортных услуг, оказанных налогоплательщиком взаимозависимой организации, на основании данных о ценах на услуги пассажирских перевозок, оказанные им сторонним компаниям.
При этом условия договоров на оказание транспортных услуг с взаимозависимой организацией и со сторонними организациями различались. В частности, услуги по перевозке работников взаимозависимой организации оказывались регулярно по строго установленным маршрутам, а услуги сторонним компаниям были оказаны однократно на основании поданных заявок.
Суд отметил, что налоговый орган не использовал информацию о рыночных ценах на транспортные услуги по перевозке пассажиров из официальных источников.
Кроме того, проверяющие не представили доказательств, свидетельствовавших об отсутствии информации о рыночных ценах на оказывавшиеся обществом транспортные услуги и о невозможности применения затратного метода определения цены.
При определении рыночной цены услуги налоговые органы должны учитывать также условия совершения сделок.
Согласно п. 9 ст. 40 НК РФ условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
С учетом данной нормы ФАС Московского округа (Постановление от 05.09.2006 N КА-А40/8067-06 по делу N А40-64762/05-14-430) признал неправомерными доводы налогового органа о том, что налогоплательщик занизил стоимость услуг за техническое обслуживание и ремонт ККМ (от 180 до 200 руб. в месяц).
Проверяющие сослались на ответ Московской гильдии центров технического обслуживания, что минимальная стоимость услуг технического обслуживания первой ККМ составляла 250 руб. в месяц.
Рыночной ценой, как уже говорилось выше, признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров, работ или услуг в сопоставимых экономических условиях.
Проверяющие не учли, что налогоплательщик не являлся членом Московской гильдии центров технического обслуживания, а услуги, оказываемые им, не могли считаться оказанными в сопоставимых экономических условиях с организациями, входящими в данную гильдию.
В другом споре суд подчеркнул, что услуги по переработке нефти налогоплательщика и другого предприятия не являлись идентичными, но были однородными.
В связи с этим цены налогоплательщика можно было сравнивать только с ценами крупных давальцев другого предприятия после внесения к их ценам поправок на размер доли вторичных процессов (коэффициент 0,35).
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания сравнивать напрямую деятельность и цены налогоплательщика и другого завода, поскольку выявленное различие в технических условиях влияло на цену оказываемых услуг по переработке нефти (Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/7739-08-П по делу N А40-53981/06-117-338).
При установлении рыночной цены услуг налоговые органы иногда не учитывают различные периоды их оказания.
Так, ФАС Московского округа установил, что применявшаяся налоговым органом среднерыночная цена была сформирована под воздействием спроса и предложения при оказании услуг роуминга в 2000 г., а к 2005 г. все мобильные операторы значительно снизили цены на роуминг.
Суд счел недопустимым признавать цену 2000 г. рыночной в условиях 2005 г. При этом с операторами, на которых приходился наибольший объем услуг, были установлены рыночные цены, складывавшиеся в 2004 — 2005 гг. под влиянием спроса и предложения (Постановление от 21.01.2008 N КА-А40/10158-07 по делу N А40-77524/06-151-470).

Как рассчитать рыночные цены по новым правилам

Как изменился подход к сопоставимости сделок

При проверке рыночных цен нужно сравнить сделку между взаимозависимыми лицами и сделку между не зависимыми лицами. Но сравнивать можно не любые, а только сопоставимые сделки, то есть совершаемые в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях. Либо такие, где между условиями есть различия, не оказывающие существенного влияния на результаты. Наконец, сопоставимыми являются сделки, если их условия различны, но разницу можно учесть посредством корректировок.

К слову, похожее определение сопоставимости существовало и раньше — в статье 40 НК РФ. Но теперь появилось множество дополнений и уточнений.

В частности, названы характеристики сделок, по которым можно и нужно судить о сопоставимости. Их всего пять:

1. Характеристика товаров (работ, услуг), которые являются предметом сделки.

2. Характеристика функций, выполняемых участниками сделки: какие активы используют, какие риски на себя берут, как распределяют ответственность и пр. В комментируемом законе перечислены основные функции (см. табл. 1) и основные риски (см. табл. 2).

3. Условия договоров, которые оказывают влияние на цену. Для договоров займа, кредитных договоров, а также договоров поручительства и банковской гарантии учитываются кредитная история и платежеспособность, характер и рыночная стоимость обеспечения, срок и валюта кредита, порядок определения процентной ставки и иные условия.

4. Характеристики коммерческих стратегий, применяемых участниками сделки и оказывающих влияние на цену.

5. В качестве последнего критерия приведены условия сделки, которые наглядно демонстрируют наличие, либо отсутствие сопоставимости. Это количество товара (объем работ или услуг), сроки исполнения обязательств, условия платежей, курсы валют и их изменения и др.

Как сравнить рынки товаров, работ и услуг

Решая вопрос о сопоставимости сделок, нужно сравнить и характеристики рынков, где совершаются данные сделки. Если различия в характеристиках рынков не оказывают существенного влияния на коммерческие и финансовые условия, то сделки можно признать сопоставимыми. Допускается и другой вариант, когда между характеристиками рынков есть различия, но их влияние можно устранить путем корректировок.

Факторы, которые нужно учесть при сравнении двух рынков, перечислены в новом разделе V.I Налогового кодекса. К таким факторам относятся:

1. Географическое месторасположение рынков и их величина.

2. Наличие конкуренции и относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей.

3. Наличие на рынке однородных товаров (работ, услуг).

4. Предложение и спрос, а также покупательская способность потребителей.

5. Уровень государственного вмешательства в рыночные процессы.

6. Уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры.

7. Иные характеристики рынка, влияющие на цену сделки.

Добавим, что определение рынка не изменилось. Под рынком по-прежнему понимается сфера обращения товаров (работ, услуг). Как и раньше, эта сфера определяется исходя из возможности без значительных дополнительных затрат купить или продать товары (работы, услуги) на ближайшей территории.

Какие источники информации можно использовать

Налогоплательщики, желающие добровольно применить рыночные цены, либо собирающие документы по требованию ИФНС, вправе использовать любые доступные источники информации.

А вот для налоговиков установлены ограничения. При проверке рыночных цен сотрудники ФНС России должны выяснить, не совершала ли проверяемая компания сопоставимых сделок с независимыми лицами. Если совершала, то сведения о таких сделках нужно использовать при контроле цен по «взаимозависимым» сделкам. Никакие другие источники в этом случае применять нельзя.

И только если у проверяемой организации не было сопоставимых сделок с независимыми лицами, налоговикам разрешается добывать сведения со стороны. При этом можно задействовать следующую информацию:

  • сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
  • таможенную статистику внешней торговли РФ;
  • сведения о ценах, пределах колебания цен и биржевых котировках из российских и зарубежных официальных источников и из общедоступных изданий и информационных систем;
  • данные информационно-ценовых агентств;
  • сведения о любых других сделках проверяемого налогоплательщика.

Если ничего из приведенного выше списка обнаружить не удалось, либо сведения оказались чересчур скудными, ревизоры из ФНС вправе воспользоваться данными бухгалтерской и статистической отчетности. Кроме того, фискалы могут почерпнуть информацию у оценщиков.

Кто и когда должен применять методы определения рыночных цен

После выбора источников информации проверяющие приступят непосредственно к изучению цены сделки, для чего применят один из пяти методов, предусмотренных в новом разделе V.I НК РФ.

Налогоплательщик не обязан руководствоваться данными методами ни при заключении сделки, ни при расчете налогов. Иными словами, компания вправе устанавливать любые цены, и, исходя из них, определять налогооблагаемую базу. Но тогда инспекторы при проверке могут установить несоответствие цены, сделать доначисления и назначить штраф.

Чтобы это предотвратить, организация вправе добровольно использовать методы для целей налогообложения.

Расскажем подробно обо всех пяти методах.

Метод сопоставимых рыночных цен

Он применяется, если есть достаточная информация как минимум об одной сопоставимой сделке, предметом которой являются идентичные (или однородные) товары, работы или услуги.

Данный метод — приоритетный. Это значит, что использовать другие методы допустимо только в случае, когда метод сопоставимых рыночных цен невозможен, либо он не позволяет сделать обоснованных выводов.

Суть метода в следующем. Если есть сведения о ценах нескольких сопоставимых сделках, нужно определить интервал цен. Для этого необходимо взять цену каждой из сопоставимых сделок (кроме проверяемой) и распределить по возрастанию. Затем каждому значению, начиная с наименьшего, присвоить порядковый номер.

После чего найти минимальное и максимальное значения выборки.

Чтобы найти минимальное значение, следует взять количество значений в выборке и разделить на 4.

Если получится целое число, то нужно определить, какое значение в выборке имеет порядковый номер, равный этому целому числу. И посчитать среднее арифметическое между этим значением и тем, что следует за ним по возрастанию. Полученная цифра является минимальным значением интервала рыночных цен.

Если получится дробное число, то надо найти значение выборки, порядковый номер которого соответствует целой части дроби, увеличенной на единицу. Это и есть минимальное значение интервала рыночных цен.

Пример 1

В выборке участвуют данные о пяти сопоставимых сделках с идентичными товарами.

Цена первой сделки — 1 000 000 руб., второй — 1 500 000 руб., третьей — 2 750 000 руб., четвертой — 3 050 000 руб. и пятой — 3 430 000 руб.

Делим количество значений на 4 и получаем 1,25 (5 : 4). Это дробное число, и его целая часть равна 1. Значит, минимальное значение интервала рыночных цен — это значение с номером 1, увеличенным на единицу. То есть это значение 1 500 000 руб.

Теперь следует найти максимальное значение. Для этого необходимо взять количество значений в выборке и умножить на 0,75.

Если получится целое число, то нужно определить, какое значение в выборке имеет порядковый номер, равный этому целому числу. И посчитать среднее арифметическое между этим значением и тем, что следует за ним по возрастанию. Полученная цифра является максимальным значением интервала рыночных цен.

Если получится дробное число, то надо найти значение выборки, порядковый номер которого соответствует целой части дроби, увеличенной на единицу. Это и есть максимальное значение интервала рыночных цен.

Пример 2

В выборке участвуют данные о четырех сопоставимых сделках с идентичными товарами.

Цена первой сделки — 5 000 000 руб., второй — 5 535 000 руб., третьей — 6 340 000 руб. и четвертой — 6 785 000 руб.

Умножаем количество значений на 0,75 и получаем 3 (4 х 0,75). Это целое число. Ищем в выборке значение с таким же номером и следующее за ним по возрастанию. Среднее арифметическое между ними равно 6 562 500 руб.((6 340 000 руб. + 6 785 000 руб.) : 2). Эта цифра соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.

Когда интервал цен определен, нужно посмотреть, попадает ли в него цена проверяемой сделки. Если попадает, то цена этой сделки соответствует рыночной.

Если цена проверяемой сделки меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения.

Если цена проверяемой сделки больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.

В ситуации, когда есть сведения только об одной сопоставимой сделке, и интервал определить невозможно, цену этой сделки можно принять одновременно за минимальное и максимальное значение. Но такой вариант допустим только при полной сопоставимости коммерческих и финансовых условий и при том, что продавец в сопоставимой сделке не занимает доминирующего положения на рынке.

Метод цены последующей реализации

Он является приоритетным в случае, когда одно взаимозависимое лицо купило товар у другого взаимозависимого лица, а затем без переработки продало независимому лицу. В момент перепродажи допустимо деление на партии, сортировка, переупаковка и смешивание товаров. При этом участник, купивший, а потом продавший товар, не должен владеть нематериальными активами, которые существенно влияли бы на цену сделки.

Суть метода заключается в том, чтобы определить интервал валовой рентабельности по нескольким сопоставимым сделкам и проверить, попадает ли рентабельность контролируемой сделки в данный интервал.

Валовая рентабельность — это валовая прибыль, деленная на выручку от продаж (без учета акцизов и НДС). Данные берутся из бухгалтерской отчетности на момент совершения сделки, но не позднее 31 декабря того же года, либо из отчетности за три предшествующих года.

Интервал определяется точно так же, как и при методе сопоставимости рыночных цен, но вместо показателей цены нужно рассматривать показатели валовой рентабельности.

Если валовая рентабельность контролируемой сделки попадает в интервал, то цена этой сделки соответствует рыночной. Если валовая рентабельность проверяемой сделки меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения. Если валовая рентабельность проверяемой сделки больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.

Затратный метод

Данный метод рекомендован, если предметом сделки является выполнение работ (оказание услуг), при котором используются нематериальные активы, существенно влияющие на рентабельность затрат. Также затратный метод подходит при оказании услуг по управлению денежными средствами, в том числе для операций на рынке ценных бумаг и валютном рынке. Кроме того, затратный метод используют при оказании услуг по исполнению функций единоличного исполнительного органа; при продаже сырья или полуфабрикатов зависимыми лицам; при реализации в рамках долгосрочных договоров между зависимыми сторонами.

Применяя затратный метод, сначала надо найти интервал валовой рентабельности затрат по нескольким сопоставимым сделкам.

Валовая рентабельность затрат — это отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг). Сведения полагается брать из бухгалтерской отчетности на момент совершения сделки, но не позднее 31 декабря того же года, либо из отчетности за три предшествующих года.

Интервал определяется так же, как и при методе сопоставимости рыночных цен, но вместо показателей цены нужно рассматривать показатели валовой рентабельности затрат.

Если валовая рентабельность затрат проверяемой сделки попадает в интервал, то цена этой сделки соответствует рыночной. Если валовая рентабельность затрат меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения. Если валовая рентабельность затрат больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.

Метод сопоставимой рентабельности

Его применяют, когда недостаточно информации для использования предыдущих методов. Суть его в том, чтобы найти рыночный интервал по одному из видов операционной рентабельности и проверить, попадает ли рентабельность контролируемой сделки в данный интервал.

В зависимости от условий сделки данный метод можно применить в отношении одного из следующих видов рентабельности:

  • рентабельности продаж (прибыль от продаж, деленная на выручку от продаж без акцизов и НДС);
  • рентабельности затрат (прибыль от продаж, деленная на сумму себестоимости, управленческих и коммерческих расходов);
  • рентабельность коммерческих и управленческих расходов (валовая прибыль, деленная на коммерческие и управленческие расходы);
  • рентабельность активов (прибыль от продаж, деленная на стоимость активов).

Интервал определяют так же, как и при методе сопоставимости рыночных цен, но вместо показателей цены рассматривают соответствующий показатель операционной рентабельности.

Если рентабельность проверяемой сделки попадает в интервал, то цена этой сделки соответствует рыночной. Если рентабельность меньше минимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из минимального значения. Если рентабельность больше максимального значения интервала, то налоги следует начислять исходя из максимального значения.

Метод распределения прибыли

К нему прибегают, когда не хватает данных для применения остальных методов.

Сначала смотрят, как распределяется прибыль или убыток между участниками сопоставимой сделки. Для распределения можно выбрать один из способов (либо их комбинацию):

  • пропорционально функциям, рискам или активам, связанным со сделкой;
  • пропорционально доходности, полученной на вложенный капитал по сделке;
  • пропорционально распределению прибыли между участниками сопоставимой сделки.

Потом полученные данные сравнивают с фактическим распределением прибыли или убытка между сторонами проверяемой сделки.

Если окажется, что прибыль проверяемого налогоплательщика больше или равна прибыли участника сопоставимой сделки (а убыток меньше или равен), то именно это значение прибыли или убытка применяют для начисления налогов.

Если прибыль проверяемого налогоплательщика меньше прибыли участника сопоставимой сделки, то налоги рассчитывают исходя из прибыли участника сопоставимой сделки.

Если убыток проверяемого налогоплательщика больше убытка участника сопоставимой сделки, то налоги рассчитывают исходя из убытков участника сопоставимой сделки.

Таблица 1 Основные функции участников сделки, которые имеют значение при оценке сопоставимости

№ п/п Описание функции
1 Дизайн товаров и технологические разработки
2 Производство товаров
3 Сборка товаров или их компонентов
4 Монтаж и (или) установка оборудования
5 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
6 Приобретение товарно-материальных ценностей
7 Оптовая или розничная торговля
8 Ремонт, гарантийное обслуживание
9 Продвижение на новые рынки, маркетинг, реклама
10 Хранение товаров
11 Транспортировка товаров
12 Страхование
13 Консультации, информационное обслуживание
14 Ведение бухгалтерского учета
15 Юридическое обслуживание
16 Предоставление персонала
17 Агентские функции, посредничество
18 Финансирование, финансовые операции
19 Контроль качества
20 Стратегическое управление: определение ценовой политики, стратегии производства и реализации, объема продаж, ассортимента, потребительских свойств товара (работ, услуг), а также оперативное управление
21 Обучение, повышение квалификации сотрудников
22 Сбыт и (или) производство продукции с привлечением других лиц, располагающих соответствующими мощностями

Таблица 2 Риски участников сделки, которые нужно учитывать при оценке сопоставимости

№ п/п Описание рисков
1 Производственные риски, в том числе риск неполной загрузки производственных мощностей
2 Риск изменения рыночных цен из-за изменения экономической конъюнктуры, риск изменения иных рыночных условий
3 Риск обесценения запасов, потери качества и других потребительских свойств товара
4 Риски, связанные с утратой имущества, имущественных прав
5 Риск изменения курсов валют, процентных ставок, кредитные риски
6 Риск, связанный с безрезультатностью НИОКР
7 Инвестиционные риски, связанные с финансовыми потерями из-за ошибок, включая неверный выбор объекта инвестирования
8 Риск нанесения ущерба окружающей среде
9 Предпринимательские (коммерческие) риски, связанные со стратегическим управлением, включая ценовую политику и стратегию реализации
10 Риск невостребованности по товарам (риск по запасам, складской риск)

Обновление: 20 октября 2017 г.

Основным методом проверки цен в сделках между взаимозависимыми лицами является метод сопоставимых рыночных цен. Его применение позволяет сформировать максимальные и минимальные значения рыночной цены в сопоставимых условиях. Если цена сделки вписывается в данные значения, она признается рыночной.

Метод сопоставимых рыночных цен (теория и примеры)

Действия государства по установлению контроля над отдельными видами сделок, в частности, направлены на:

  • недопущение вывода налоговой базы в офшоры;
  • более справедливое распределение налоговой базы по регионам нашей страны.

Уполномоченные органы в установленных НК РФ случаях контролируют сделки лиц, подпадающих под установленные критерии (в т.ч. взаимозависимых лиц), т.к. заинтересованы в том, чтобы налоги исчислялись из реальной стоимости товаров и услуг, а не заниженной (с целью минимизировать обязательные платежи в бюджет). Важно учитывать, что такой контроль в рамках выездных и камеральных проверок не применяется.

Осуществление же контролируемых сделок само по себе ответственность не влечет, однако может повлечь пересчет налоговиками примененных сторонами цен до уровня рыночных в целях налогообложения.

НК РФ определяет, что соответствующие рыночным доходы взаимозависимых лиц могут быть установлены:

  • налоговыми органами по результатам применения установленных законодательством способов (важно учитывать, что контроль над ценообразованием между рассматриваемыми лицами не может осуществляться в ходе выездных и камеральных проверок);
  • самостоятельно плательщиком.

Основным методом для определения рыночной цены является метод сопоставимых рыночных цен, осуществляемый путем анализа рынка. Он заключается в сопоставлении анализируемой цены контролируемой сделки с ценой сделки, заключенной иными лицами в сопоставимых условиях. При этом используется интервал рыночных цен (ст. 105.9 НК РФ).

Если по результатам анализа цена контролируемой сделки помещается в установленный интервал, цена признается рыночной.

Если же цена отклоняется от интервала, для исчисления налогов принимается минимальная или максимальная цена интервала в зависимости от того, в какую сторону произошло отклонение.

Важно, чтобы по результатам расчетов от применения рассматриваемого метода не пострадал бюджет. Другими словами, результаты соответствующего контроля не должны повлечь уменьшение налоговых поступлений от сделки.

На практике метод сопоставимых рыночных цен заключается в применении формул определения минимальной и максимальной цены (пп. 2, 3 п. 3 ст. 105.9 НК РФ).

Для этого используются:

  • данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен);
  • опубликованные минимальные и максимальные значения цен по сделкам в сопоставимых условиях и совпадающим по времени.

Пример определения минимальной цены

Товары реализуются по следующим ценам в рублях:

1 — 142;

2 — 145;

3 — 148;

4 — 149.

Значений выборки — четыре.

Делим это число на 4. Результат – единица. Цена, соответствующая порядковому номеру 1, составляет 142 руб., а цена, соответствующая следующему порядковому номеру, — 145 руб.

Среднее арифметическое этих цен составляет 143,5 руб.

Значение минимальной цены составляет 143,5 руб.

Пример определения максимальной цены

Товары реализуются по следующим ценам в рублях:

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) по 44-ФЗ: методы определения, обоснование

Тема определения и обоснования НМЦК очень обширна, полна нюансов и множества вопросов. Мы ответим на них в настоящей статье. Информация адресована заказчикам, но и поставщикам не стоит проходить мимо. Разберемся вместе в понятии «НМЦК», для чего оно введено, какие методы определения существуют. А также узнаем, какими нормативными документами регулируется.

НМЦК – определение и для чего необходимо. Различные ситуации при определении НМЦК. Особенности размещения извещения в ЕИС

Начальная (максимальная) цена контракта — как видно из названия, это высшая (максимальная) цена, которая указывается заказчиком в извещении, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Она формируется при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК прописаны в ч.1 ст.22 44-ФЗ.

Определение НМЦК производится заказчиком при составлении плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке.

Давайте рассмотрим разные ситуации при определении НМЦК:

  • При занижении цены закупка может не состояться, т.к. очевиден убыток процедуры. Большая вероятность найти недобросовестного поставщика, который не сможет исполнить контракт по заявленной цене, либо предоставит некачественную услугу;
  • При завышении расчета произойдет неэффективное расходование бюджетных средств, а также цена может снизиться до состояния среднерыночной. Еще данная ситуация может говорить о том, что контракт «заточен» под своего поставщика, и заказчик разными уловками подведет к тому, что в закупке будет участвовать одна заявка;
  • И, наконец, при корректном определении НМЦК ситуация будет благоприятной, как для заказчика, так и для поставщика, произойдет эффективное расходование денежных средств, заказчик получит качественную услугу от добросовестного поставщика.

Извещение размещается на сайте ЕИС в сроки, приведенные ниже, в зависимости от способа закупки и размера НМЦК (таблица 1):

Таблица 1

Наименование закупки НМЦК Срок размещения на сайте ЕИС
Открытый конкурс в электронной форме При любом размере Не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок
Электронный аукцион Более 3 млн. руб. Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания подачи заявок
3 млн. руб. и менее Не менее чем за 7 календарных дней до даты окончания подачи заявок

Запрос котировок в «бумажной» форме

Свыше 250 тыс. руб. Не менее чем за 7 рабочих дней до даты окончания подачи заявок
Не более 250 тыс. руб. Не менее чем за 4 рабочих дня до даты окончания подачи заявок
Запрос котировок в электронной форме При любом размере Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложений в электронной форме При любом размере Не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса

Методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК регламентируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Примечание: Указанные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. заказчики не обязаны ими пользоваться (см. Письмо МЭР № Д28и-912 от 06.03.2017 г.). В качестве дополнения к Рекомендациям на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Методы определения и обоснования заказчиком НМЦК, а также цены контракта, заключенного с единственным поставщиком по 44-ФЗ

  • Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • Нормативный метод;
  • Тарифный метод;
  • Проектно-сметный метод;
  • Затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

В целях применения данного метода могут использоваться:

  • общедоступные сведения о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков, производящих поставки идентичных товаров, работ, услуг, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг;
  • сведения, полученные по итогам размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является самым распространенным при определении и обосновании НМЦК.

Заказчик может направить поставщику запрос на предоставление ценовой информации. Также данная информация размещается в ЕИС или печатных изданиях.

В целях выявления однородности совокупности цен рекомендуется использовать коэффициент вариации, который определяется по формуле (рисунок 1):

НМЦК данным методом определяется по формуле (рисунок 2):

Состав запроса поставщику на предоставление информации о цене:

  • описание объекта закупки с указанием единиц измерения, количества товара, объема работы;
  • список сведений для определения идентичности или однородности товара, работы, услуги, предлагаемых поставщиком;
  • условия исполнения контракта, а также порядок поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки закупки, порядок оплаты, размер обеспечения исполнения контракта, требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества;
  • сроки предоставления ценовой информации;
  • информация о том, что сбор информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика;
  • указание о том, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена контракта на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены. Это делается, чтобы не возникло намеренное завышение или занижение суммы.

Какую информацию заказчик не вправе использовать при определении НМЦК?

  • представленную лицами, включенными в РНП;
  • полученную из анонимных источников;
  • информацию, полученную путем запроса и несоответствующую требованиям к содержанию документации, установленным заказчиком;
  • не содержащую расчет цен.

Рекомендации по корректировке цены в зависимости от вида закупок:

— конкурс — увеличение не более чем на 10%;
— аукцион — увеличение не более чем на 13%;
— запрос котировок, запрос предложений — увеличение не более чем на 17%;
— закупка у единственного поставщика — цена не корректируется.

Рекомендации заказчику при использовании метода сопоставимых рыночных цен:

  • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
  • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
  • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

  • Разместить запрос в ЕИС;
  • Произвести поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками ранее;
  • Провести мониторинг общедоступной ценовой информации.
  • Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК;
  • Провести в случае необходимости корректировку цен;
  • Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

Определить НМЦК данным методом можно по формуле, приведенной ниже (рисунок 4):

Тарифный метод

Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

Формула для определения НМЦК тарифным методом (рисунок 5):

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными исполнительной властью, осуществляющей функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области строительства, или органом исполнительной власти субъекта РФ;
  • работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании проектной документации и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ в сфере государственной охраны объектов культурного наследия;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Этот метод вступает в силу, когда невозможно использовать названные методы, либо нужно их дополнить. Суть метода состоит в определении НМЦК, как суммы произведенных затрат и обычной для определенного вида деятельности прибыли. При этом учитываются обычные (прямые и косвенные) затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Сведения об обычной прибыли для определенной сферы деятельности получает заказчик путем анализа контрактов, расположенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Если вышеназванные методы для определения и обоснования НМЦК применить невозможно, то заказчик использует иные методы. Но в этом случае он должен сформировать обоснование невозможности применения указанных методов.

Онлайн-калькулятор расчета НМЦК

В настоящее время существует проект «Контрактная система в действии». В целях его реализации Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ) предоставляет заказчикам бесплатный интернет-сервис: калькулятор расчета НМЦК. Эта программа значительно облегчит подготовку к торгам.

Калькулятор предназначен для расчета цены методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с Методическими рекомендациями.

С помощью сервиса можно рассчитать коэффициент вариации, среднее квадратичное отклонение. Также он дает цены прошлых периодов к текущему уровню цен и производит корректировку цены в зависимости от способа закупки, явившейся источником информации о цене.

По итогу предоставляется услуга скачивания обоснования НМЦК по форме, рекомендуемой Минэкономразвития РФ, а также таблицы расчета с полученными данными.

Таблица расчета на сайте НАИЗ выглядит следующим образом:

Таблица 2.

Цена 1 Цена 2 Цена 3 Цена 4 Цена 5 Количество Средняя арифметическая цена Среднее квадратичное отклонение Коэффициент вариации цен (не должен превышать 33 %) Расчет НМЦК

Идентичные и однородные товары, работы и услуги. Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК

Далее рассмотрим, какие товары, работы, услуги относятся к идентичным, а какие к однородным.

Идентичными товарами, работами, услугами являются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характеристики. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация.

К однородным товарам относятся товары, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов. Это позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами являются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют схожие характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг считаются сопоставимыми в том случае, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие итоги или эти различия могут быть учтены с использованием необходимых корректировок таких условий.

Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производится согласно методическим рекомендациям, описанных в ч.20 ст.22 44-ФЗ.

Виды общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для определения НМЦК:

  • информация о ценах, содержащаяся в контрактах, которые выполнены и к ним не применялись неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением;
  • информация, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, являющихся публичными офертами;
  • информация о котировках на российских и иностранных биржах;
  • информация о котировках на ЭТП;
  • данные государственной статистики о ценах;
  • информация о ценах, содержащаяся в официальных источниках уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, а также в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости предмета оценки согласно законодательству РФ или законодательству иностранных государств;
  • информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты анализа рынка, проведенного по инициативе заказчика и на основании контракта.

Правительство Российской Федерации оставило за собой право установления полного списка источников информации, которые могут применяться для определения НМЦК.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы устанавливаются методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. В качестве дополнения к методическим рекомендациям, указанным в ч.20 ст.22 44-ФЗ, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения НМЦК согласно ч.12 ст.22 44-ФЗ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие определение НМЦК в некоторых сферах закупок

  • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
  • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
  • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
  • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
  • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

Образец обоснования НМЦК

Обоснованием начальной (максимальной) цены контракта называется документ с расчетом, к которому прикладывается информация и документы, являющиеся основанием выполнения такого расчета. В данном документе не указываются наименования поставщиков, представивших информацию. Обоснование подлежит размещению в сети «Интернет».

Оригиналы, использованных при определении, обосновании НМЦК документов (скриншоты, изображения страниц сайтов), нужно сохранять с документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями 44-ФЗ.

Для образца мы взяли на сайте ЕИС конкретное обоснование НМЦК закупки производимой в Краснодарском крае (рисунок 6).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *