0

Публикация о реорганизации юридического лица

Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц. Осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования.

Реорганизация может быть как добровольной, так и принудительной.

В первом случае собственники или учредители организаций самостоятельно принимают решение, руководствуясь своими мотивами.

В случае же вынужденной или принудительной реорганизации пойти на данную меру вынуждают нормы действующего законодательства.

Классификация видов реорганизации

Виды реорганизации:

Создание новых или прекращение прежних юридических лиц

создание одного

создание нескольких

прекращение одного

прекращение нескольких

слияние организаций

+

+

присоединение организации

+

+

разделение организации

+

+

выделение организации

+

+

преобразование организации

+

+

Преемственность налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации

В таблице показаны варианты преемственности налоговых и иных обязательств организации при разных формах реорганизации:

Слияние

Присоединение

Преобразование

Разделение

Выделение

Имущество и обязательства переходят к правопреемнику

Правопреемства не возникает в отношении налогов, штрафов, пеней, расчетов с кредиторами, сдачи отчетности

Уплата налогов, штрафов, пеней, расчеты с кредиторами, сдача отчетности возлагаются на правопреемника

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) трудовые отношения с согласия работника продолжаются

Слияние организаций

В случае слияния образуется абсолютно новое юридическое лицо — правопреемник реорганизованных фирм, а те организации, которые участвуют в слиянии, прекращают свою деятельность с правопреемством, так как передают все свои права и обязанности новой организации.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При слиянии прекращают существование подлежащие слиянию юридические лица.

При слиянии возможна смена организационно-правовой формы компании.

Присоединение организации

Присоединение — это форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При этом нового юридического лица не образуется.

При присоединении прекращают существование присоединяемые юридические лица.

Компания, к которой присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает обязанности присоединяемого лица (лиц).

Форму «присоединение» могут выбрать только компании, имеющие одинаковую организационно-правовую форму.

Разделение организации

При разделении вместо одного юридического лица образуется несколько новых юридических лиц.

Реорганизованное лицо прекращает свою деятельность, а все его права и обязанности распределяются между вновь созданными организациями.

Выделение организации

При выделении вместо одной организации образуется одна или несколько новых организаций.

Реорганизованная организация не прекращает свою деятельность, а передает часть своих прав и обязательств выделившимся из нее предприятиям.

Преобразование организации

При преобразовании происходит изменение организационно-правовой формы организации.

В результате преобразования старая организация свою деятельность прекращает, а вместо нее создается только одна новая организация, к которой переходят все права и обязанности реорганизованной организации.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

  • внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

  • кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Также реорганизуемая компания после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды, с периодичностью один раз в месяц, публикует в Вестнике государственной регистрации сообщение о реорганизации.

Государственная регистрация реорганизованных организаций

Организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения.

В случае реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного предприятия.

Со дня, когда в Единый государственный реестр внесены указанные записи, реорганизация считается завершенной.

Портал ЕФРСФДЮЛ

Электронная подпись для работы на портале ЕФРСФДЮЛ

  • Квалифицированный Классик arr Электронная подпись для основных бизнес задач: взаимодействия с государственными системами, сдачи отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг. 3 000 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • Электронная подпись 3.0 arr Универсальная подпись для торгов с расширенными возможностями. Подойдет для работы поставщикам по 44-ФЗ, заказчикам и поставщикам — в торгах по 223-ФЗ, коммерческих торгах и торгах имущества банкротов. 5 900 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • ТриО: торги банкротов arr Подпись для тех, кто покупает имущество должников на электронных торгах. Базовая комплектация подходит для участия в торгах банкротов на ЭТП Фабрикант, uTender и Центр реализации. 11 300 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • ТриО: коммерческие торги arr Одна электронная подпись для государственных и коммерческих торгов. Включает в себя OIDы для работы на трех крупнейших площадках Газпромбанк, B2B-center и Фабрикант. 11 300 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • СМЭВ arr Электронная подпись для работы в Системе межведомственного электронного взаимодействия и на государственных электронных порталах. 2 000 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • Росреестр arr Сертификат для электронного портала Росреестра позволит оперативно отправлять запросы и получать необходимые данные в электронном виде. 3 400 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • ФТС arr Cертификат электронной подписи подходит для работы с порталом Федеральной таможенной службы и основными государственными информационными системами, а также для организации закупок по 223-ФЗ. 3 400 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • Росаккредитация arr Комплексное решение для взаимодействия с ФГИС Росаккредитация, которое соответствует всем техническим требованиям информационной системы. 20 900 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • ГИС ГМП arr Электронная подпись для работы в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. 3 000 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • ГИС ЖКХ и АКОТ arr Сертификат электронной подписи подходит для работы в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) и автоматизированной системе анализа и контроля в области охраны труда (АС АКОТ) 3 400 в год за базовый вариант
    и доп. услуги
  • Для эмитентов arr Сертификат электронной подписи для использования на порталах по раскрытию информации эмитентами ценных бумаг 3 400 в год за базовый вариант
    и доп. услуги

Как узнать о ликвидации юридического лица

Обновление: 10 августа 2017 г.

Участникам гражданского оборота важно иметь информацию о том, как узнать о ликвидации юридического лица по ИНН. Это связано с тем, что ИНН – идентификационный номер налогоплательщика – уникальное обозначение организации, принадлежащее только одному юридическому лицу. В отличие от названия и адреса, совпадения по которым могут происходить с большой долей вероятности.

В настоящее время именно по ИНН участники гражданского оборота уточняют сведения о контрагенте, что является не только правом, но и обязанностью участника гражданско-правовых сделок. В частности, информация о ликвидации юридического лица крайне важна для его контрагентов, поскольку, как показывает статистика, ликвидация юридического лица используется недобросовестными должниками как способ ухода от долговых обязательств. И с завершением ликвидации должника могут безвозвратно «уплыть» и деньги кредитора.

Кроме того, при отсутствии нужных сведений о компании велик риск вступить в правоотношения с ликвидируемым лицом.

Предупрежден – значит вооружен

По закону кредиторы могут заявлять свои требования в двухмесячный срок с даты публикации о ликвидации юрлица в «Вестнике государственной регистрации». Но как часто в жизни мы просматриваем свежий номер «Вестника»?

Ликвидационная комиссия должна известить кредитора о процедуре ликвидации. Но велика вероятность, что эта обязанность не будет исполнена в отношении какого-то кредитора: например, письмо потеряется на почте и найдется, когда сроки предъявления права кредитора истекут.

Как видим, официальная информация на бумаге надежна, но неудобна и уступает по оперативности электронным формам.

Получить достоверную информацию, не находится ли интересующая организация в процессе ликвидации или реорганизации, можно на официальном сайте ФНС www.nalog.ru:

  • через сервис «Проверь себя и контрагента»;
  • через сервис запроса сведений из ЕГРЮЛ можно узнать о ликвидации юридического лица по ИНН или по его названию.

Еще один вариант, правда, не столь быстрый как Интернет, — запросить в налоговой инспекции выписку из ЕГРЮЛ, из которой будет ясен статус организации.

ЕФРСФДЮЛ

С января 2013 года в Законе о регистрации действует норма о порядке опубликования сведений, предусмотренных этим Законом, в электронной форме в сети Интернет через Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — Реестр).

Эта норма предусматривает, что в Реестр вносится сведения о деятельности юрлиц, которые могут иметь юридические последствия для отношений с контрагентами. В Реестр включаются в том числе сведения о нахождении юрлица в процессе ликвидации, о ликвидации, об отзыве или аннулировании лицензии. Сведения, которые включаются в ЕГРЮЛ, в Реестр вносятся налоговой, как регистрирующим органом, в пятидневный срок со дня их внесении в ЕГРЮЛ.

Реестр расположен на сайте http://www.fedresurs.ru/. Помимо информации сайт предоставляет различные удобные сервисы. Например, там можно подписаться на получение сообщений о принятии решений о ликвидации.

Надежность и достоверность информационных ресурсов

Можно быть уверенным в надежности и достоверности информации электронных Реестров. За нарушение порядка и сроков предоставления сведений в уполномоченные органы предусмотрена административная ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ и уголовная – по ст. 170.1 УК РФ о фальсификации ЕГРЮЛ. Закреплена законом обязанность внесения установленных сведений о юридическом лице в государственный федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

С 1 апреля 2019 года размер платы за внесение и размещение сведений проиндексирован на индекс потребительских цен (в декабре 2018 года с начала года — 104,3%):

  • за размещение каждого сообщения Оператор АО «Интерфакс» взимает оплату в размере 860 рублей 35 копеек, в том числе НДС 20% (143 рубля 39 копеек).
  • за размещение каждого сообщения, публикуемого в соответствии со статьей 213.7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Оператор АО «Интерфакс» взимает оплату в размере 430 рублей 17 копеек, в том числе НДС 20% (71 рубль 70 копеек).

В соответствии с Временными правилами, внесение пользователями ежеквартальной абонентской платы за размещение сообщений осуществляется в размере из расчета 12 600 рублей, в том числе НДС 20% в сумме 2 100 рублей, за каждую группу типов сообщений в месяц.

Также с 01 апреля 2019 года вступили в силу новые правила взаимодействия между Оператором АО «Интерфакс» и пользователей ЕФРСФДЮЛ (Федресурса).

Подробнее об изменениях можно прочитать на сайте fedresurs.ru

С 2013 года в России действует Федресурс (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности). В него вносятся важные сведения о компаниях и ИП, часть из которых бизнесмены должны сообщать самостоятельно. Подробно о системе рассказывают специалисты TaxCoach.

За неисполнение обязанности предусмотрена административная ответственность, но реальный риск для руководителя бизнеса кроется глубже — в презумпции его вины в случае банкротства компании, результатом чего может стать привлечение к субсидиарной ответственности.

Федресурс ведется в электронном виде и формируется путем внесения в него ключевых для бизнеса сведений, предусмотренных законодательством РФ и саморегулируемыми организациями.

📌 Реклама Отключить

Прежде всего, в этом реестре размещаются сведения о компаниях и индивидуальных предпринимателях на основании Федерального закона «О госрегистрации юридических лиц…»(Статья 7.1. Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), то есть из ЕГРЮЛ.

Данные в реестр также поступают и из иных источников: Системы раскрытия информации о судебных актах, Реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Большинство сведений вносится «автоматически», но часть информации компании обязаны размещать в нем самостоятельно и за отдельную плату. За одно сообщение — 825 рублей 12 копеек, в том числе НДС.

К данным, публикуемым по инициативе самих организаций и ИП, в частности относятся:

📌 Реклама Отключить

  • сведения о возникновении признаков недостаточности имущества в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в СМИ. Такая обязанность есть у публичных акционерных обществ, а также непубличных обществ (АО, ООО), публично разместивших свои облигации; у саморегулируемых организаций и др.;
  • сведения о выдаче независимой гарантии с указанием данных бенефициара и принципала, а также существенных условий данной гарантии;
  • сведения об обращении взыскания на недвижимое имущество и имущество, непосредственно участвующее в производственном процессе должника, в рамках исполнительного производства; 📌 Реклама Отключить
  • сведения о членстве в СРО;
  • сведения о результатах обязательного аудита (аудит, в частности, обязателен для акционерных обществ или если объем выручки организации за предыдущий год превышает 400 млн. рублей или сумма активов более 60 млн. рублей). (Полный перечень указан в пункте 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  • сведения о залоге движимого имущества;
  • сведения о намерении юридического лица обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом;
  • об отчете об оценке имущества в отдельных случаях (Статья 8.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), например, организация обязана опубликовать сведения об оценке имущества при оплате этим имуществом акций / долей в уставном капитале дочернего АО или ООО; 📌 Реклама Отключить
  • перечень незарегистрированного в ЕГРН недвижимого имущества при внесении его по концессионному соглашению.

Это примеры сведений, которые можно узнать об интересующем контрагенте. Чтобы поддерживать их актуальность и установлена обязанность самой организацией публиковать эти сведения, когда только она обладает всей полнотой информации.

В 2016 году введена административная ответственность за нарушение сроков размещения информации на Федресурсе, а также за её непредоставление или размещение недостоверных сведений. Руководителю компании грозит от предупреждения или штрафа от 5 000 до 50 000 рублей до дисквалификации сроком на 3 года (части 6 — 8 статьи 14.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

На практике, правда, к административной ответственности не привлекают, что создает иллюзию необязательности подачи таких сведений в Федресурс.

📌 Реклама Отключить

Дело в том, что порядок привлечения к ответственности по этим нормам КоАП РФ закреплен только в отношении арбитражных управляющих, деятельность саморегулируемых организаций которых курирует Росреестр (статья 23.86 и под. 10 п. 2 ст. 28.3. Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Однако кто курирует привлечение к ответственности иных лиц, из кодекса не понятно. По этой, видимо, причине за прошедшие годы нам пока не удалось обнаружить факта привлечения к административной ответственности кого-либо из руководителей компаний.

Вот тут-то руководитель компании и скажет: «Тогда зачем мне это надо, лишние траты и заботы? Не размещали мы ничего на Федресурсе и не будем».

Спешим вас предостеречь. С июля 2017 года действуют суровые правила Закона «О банкротстве» (Глава III.2. Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), позволяющие привлечь к субсидиарной ответственности руководителя должника при невозможности погашения требований кредиторов при, так называемых, презумпциях его вины, пока не доказано иное.

📌 Реклама Отключить

Об одной из таких презумпций субсидиарной ответственности за долги перед бюджетом мы недавно писали.

Закон также гласит, что руководитель компании-должника может быть привлечён к субсидиарной ответственности в связи с невозможностью полного погашения требований кредиторов, которая связана с отсутствием или недостоверностью сведений, подлежащих отражению в ЕГРЮЛ или в Федресурсе(подпункт 5 п. 2 ст. 61.11. Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2017 г. № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

Как разъясняют эти требования сотрудники налоговых органов:

📌 Реклама Отключить Сокрытие юридическим лицом или раскрытие недостоверной информации о себе в ЕГРЮЛ или на Федресуре, о своем местонахождении, размере уставного капитала, стоимости чистых активов, о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности, о наличии лицензий, о залоге имущества, о лизинге и т.п., лишает контрагентов такого должника возможности получения информации, подлежащей публичному раскрытию, вводит их в заблуждение.
<…>
… в случае представления недостоверных сведений (непредоставления сведений, наличие которых в ЕГРЮЛ и Федресурсе предусмотрено законом), предоставившая их сторона должна возместить убытки, а в случае банкротства руководитель должника и лица, на которых от имени юридического лица возложены обязанности по раскрытию информации, в том числе действующие по доверенности, должны нести субсидиарную ответственность. И такие основания уже подтверждаются судебной практикой. Например, невнесение сведений в Федресурс о залоге движимого имущества на сумму более 50 млн. руб., а также о результатах обязательного аудита, стали одними из доводов арбитражного управляющего при привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.11.2018 г. по делу № А40-237842/2015). 📌 Реклама Отключить

Как указано в судебном акте «усматривается, что невнесение в Федресурс сведений о залоге движимого имущества должника (в размере более 50 млн. руб.), повлекло возможность передачи данного имущества третьим лицам, следствием чего явилось уменьшение конкурсной массы и невозможность соответствующего кредитора установить свои требования».

Напомним, залогодержатель имеет преимущества перед другими кредиторами на погашение долга в размере 70% от стоимости имущества, находящегося у него в залоге (Статья 138 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако, презумпция виновности действует, пока руководитель должника не доказал иное.

В одном из дел о банкротстве бывшего руководителя должника пытались привлечь к субсидиарной ответственности, в том числе по основаниям непредоставления сведений в ЕГРЮЛ и Федресурс. Бывший руководитель доказал, что уволился из организации задолго до её банкротства, но организация не внесла данные об этом в ЕГРЮЛ (не назначила нового руководителя). Суд принял сторону бывшего руководителя, так как с момента увольнения у него уже не было обязанности по внесению установленных законом сведений в ЕГРЮЛ или Федресурс (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2018 г. № 01АП-4767/18).

📌 Реклама Отключить

В течение какого периода до наступления банкротства должны не публиковаться сведения об организации, чтобы стать причиной презумпции вины ее руководителя в банкротстве Законом (п. 1 ст. 61.10 Федерального закона от 26 .10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлен общий срок в 3 года, за которые оценивается «поведение» компании и ее руководителя. Следовательно, если в течение этого срока будут установлены факты неисполнения этой обязанности — вина презюмируется.

Вероятно, для защиты руководителя в каждом конкретном случае необходимо оценивать и доказывать, как та или иная информация в Федсресуре не могла повлиять на факт введения контрагентов в заблуждение. Например, о передаче в залог движимого имуществе не сообщили, однако на момент наступления признаков неплатежеспособности договор залога уже прекращен, что не нарушает права кредиторов.

📌 Реклама Отключить

Да, практика по привлечению руководителей к субсидиарной ответственности по правилам, вступившим в силу с 30 июля 2017 года, в том числе по применению презумпций виновности, только начинает формироваться.

Тем актуальнее предупреждение о необходимости соблюдения требований законодательства о публикации юридически значимых сведений о фактах деятельности компании в Федресурсе. Поскольку невыполнение такого требования, например, в отношении товаров, находящихся в залоге у продавца по договору поставки, в самом неблагоприятном случае может привести к субсидиарной ответственности руководителя при банкротстве компании и недостаточности её имущества на погашение долгов. Поэтому, несмотря на «нерабочую» статью КоАП по административной ответственности и некоторые материальные затраты на размещение информации в Федресурсе, рекомендуем не пренебрегать этой обязанностью и сообщать о своей компании данные, требуемые по закону.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *