0

Принятие обязательств бюджетным учреждением

Содержание

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Бюджетный учет

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, которые основываются на законодательстве о бюджетном устройстве, Инструкции по бюджетному учету, других нормативных документах по учету и отчетности в бюджетных организациях, а также их отраслевой спецификой.

К таким особенностям бухгалтерского учета в бюджетных организациях можно отнести:

  • организация учета в разрезе статей бюджетной классификации;

  • контроль исполнения сметы доходов и расходов;

  • переход на казначейскую систему исполнения бюджетов;

  • выделение в учете кассовых и фактических расходов;

  • отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы (здравоохранения, образования, науки и др.).

Задачи бюджетного учета

К основным задачам бюджетного учета относят:

  • формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений, а также о финансовых результатах их деятельности;

  • формирование полной и достоверной информации об исполнении всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за соответствием операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, законодательству Российской Федерации;

  • обеспечение контроля за состоянием активов и выполнением обязательств учреждений;

  • обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств учреждений, а также отчетностью об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Нормативные документы

В бюджетных организациях учет исполнения смет доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников, осуществляется в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете и на основании Инструкции по бюджетному учету.

Инструкция по бюджетному учету включает в себя:

  • план счетов бухгалтерского учета в организациях;

  • форму ведения бухгалтерского учета;

  • способ применения счетов Плана счетов бухгалтерского учета для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов денежных средств, которые были получены за счет внебюджетных источников;

  • формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;

  • методы оценки активов и обязательств;

  • корреспонденцию счетов по основным бухгалтерским операциям.

Обязанности бухгалтерии

Бухгалтерия бюджетной организации, как правило, состоит из нескольких групп — финансовая, материальная, расчетов и др.

В группах могут выделяться подгруппы (оперативно-финансовая подгруппа, подгруппа по учету основных средств, подгруппа по учету расчетных операций и др.).

Обязанности бухгалтерии заключаются в следующем:

  • организация бухгалтерского учета в соответствии с действующим законодательством РФ;

  • контроль за правильным оформлением первичных учетных документов и законностью совершаемых операций;

  • контроль за расходами денежных средств в соответствии с целевым назначением в соответствии со сметами доходов и расходов;

  • контроль за сохранностью денежных средств и материальных ценностей;

  • начисление и своевременная выплата заработной платы сотрудникам;

  • учет доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;

  • проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

  • составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерской отчетности;

  • составление для утверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов;

  • обеспечение хранения документации.

Требования к ведению бюджетного учета

Инструкция по бюджетному учету, а также некоторые другие подобные нормативные документы выставляют определенные требования к его ведению.

Они жестко закреплены в законодательстве, и за нарушением данных требований могут последовать жесткие санкции.

Основные требования к ведению бюджетного учета заключаются в следующем:

  • любые действия, обязаны совершаться точно в срок.

  • отчетная информация должна соответствовать фактическому состоянию, а сам учет обязан производиться, начиная с самого первого дня существования организации;

  • ведение учета должно осуществляться исключительно в государственной валюте.

Бюджетный учет и отчетность

Выделяют несколько основных вариантов отчетов в бюджетных организациях, которые в обязательном порядке должны своевременно составляться и подаваться в вышестоящие инстанции. К таким отчетам относятся:

  • отчет об исполнении бюджета;

  • отчет о результатах деятельности;

  • отчет о движении средств.

Указанные отчеты позволяют контролирующим органам проводить детальный анализ состояния организации, ее особенностей, текущих проблем, направления развития и так далее.

Обычно ко всем этим документам прилагается также и пояснительная записка, в которой уточняется та или иная не совсем понятная информация.

Дополнительно подаются балансовые ведомости и любые другие документы, которые потребуются соответствующим инстанциям, если возникнет необходимость прояснить определенные моменты, цифры или другие особенности деятельности предприятия.

Принятие денежных обязательств за счет средств бюджета

Смотреть что такое «Принятие денежных обязательств за счет средств бюджета» в других словарях:

  • Принятие денежных обязательств за счет средств бюджета — Заключение получателем договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (услуг) с исполнителями работ (услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств. п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Принятие денежных обязательств за счет средств федерального бюджета — заключение получателем средств федерального бюджета договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (услуг) с исполнителями работ (услуг) в пределах лимитов бюджетных обязательств… Источник: <Письмо> Минфина РФ от 25.08.1999 N 3 12 … Официальная терминология

  • Получатель средств бюджета города Москвы — орган государственной власти, бюджетное учреждение или иной получатель, имеющие право на получение бюджетных средств и принятие денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств бюджета города Москвы; бюджет муниципального образования или… … Официальная терминология

  • Дефицит бюджета — (Deficit budget) Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета Понятие бюджетного дефицита, виды дефицита бюджета, государственные заимствования Содержание Содержание Источники финансирования дефицита бюджета Внутренние источники Внешние… … Энциклопедия инвестора

  • Лимиты бюджетных обязательств — Лимит бюджетных обязательств (ЛБО) это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Доведение лимитов… … Википедия

  • ЛИМИТ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — (англ. limited budgetary liability) – предельный объем прав на принятие получателем бюджетных средств денежных обязательств, оплачиваемых за счет бюджета. Л.б.о. утверждаются: для главных распорядителей бюджетных средств и прямых получателей… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • Лимит бюджетных обязательств — (ЛБО) это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Доведение лимитов бюджетных обязательств… … Википедия

  • Лимит бюджетных обязательств — Предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики,… … Энциклопедия инвестора

  • Кредитор — (Creditor) Кредитор это сторона, имеющая право требования от должника выполнения обязательств Кредитор: реестр требований, права и собрания, частные и конкурсные кредиторы Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Учет обязательств в бюджетных учреждениях

Бюджетные обязательства – это расходные обязательства, которые необходимо исполнить в соответствующем финансовом году. Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Что представляют собой бюджетные обязательства

Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющей процесса исполнения бюджета по расходу наряду с такими процедурами как: (нажмите для раскрытия)

  • Принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • Санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • Подтверждение финансовых обязательств.

Учреждение, которое получает бюджетные средства, принимает различные обязательства в пределах установленного лимита.

Наряду с бюджетными обязательствами учреждение может иметь и денежные обязательства – это те обязательства, которые предполагают перечисление учреждением бюджетных средств в пользу управомоченной стороны или по трудовому договору, или по гражданско-правовому договору.

Важно!!! Когда возникает бюджетное обязательство, то вслед за ним появляется и денежное обязательство. Только денежное обязательство не нужно нигде отражать.

Виды обязательств в бюджетных учреждениях

В состав обязательств бюджетных учреждений входят такие обязательства как:

  • Обязательства в виде заемных средств, то есть долговые обязательства;
  • Обязательства перед работниками бюджетных учреждений – выплата заработной платы, отпуск и т.д.
  • Обязательства перед бюджетов – оплата налогов и сборов;
  • Обязательства перед покупателями и подрядчиками;
  • Другие обязательства, которые возникают в процессе деятельности бюджетной организации.

В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету обязательства бюджетного учреждения учитываются на соответствующих аналитических счетах 030000000 «Обязательства».

Читайте также статью ⇒ Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (ПБУ 3/2006).

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Этапы санкционирования расходов бюджета

Санкционирование расходов бюджета проходит в четыре этапа:

Этапы санкционирования Действия на каждом этапе
Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства Получатель бюджетных средств (ПБС) с начало должен заключить госконтракт и соглашение, затем формирует данные о бюджетном обязательстве и подает их в органы Казначейства России. После этого ПБС подает информацию о денежном обязательстве и подает из в органы Казначейства России. Бухгалтер должен отразить в учете бюджетные и денежные обязательства
Подтверждение денежных обязательств ПБС формирует и подает заявку в Казначейство на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежные обязательства
Санкционировать оплату денежных обязательств Ответственные сотрудники Казначейства проверяют заявку на кассовый расход и делают свою отметку, что в свою очередь разрешают санкционирование оплаты денежных обязательств
Подтверждение исполнения денежных обязательств Орган Казначейства оплачивает денежное обязательство с единого бюджетного счета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход

Учет бюджетных обязательств

Бюджетные обязательства учитываются на основании документов, которые подтверждают их принятие. Согласно перечню в финансовой политики, которая принимается на предприятии отражаются и бюджетные и денежные обязательства. При этом необходимо ссылаться на требования уполномоченных инстанций по санкционированию условий оплаты, согласно закона, договора или другого нормативного акта. Эти все требования зафиксированы в п.318 Инструкции 157н. Для отражения бюджетных средств на покрытия бюджетных обязательств сформированы специальные статья и в соответствии с ними проводиться данный учет.

В соответствии с Инструкцией 157н имеются аналитические счета, на которых отражаются бюджетные обязательства, такие как:

Аналитический счет Наименование счета
1 501 11 000 Доведенные лимиты бюджетных обязательств на текущий год
1 501 14 000 Переданы объемы расходных статей на текущий год
1 501 15 000 Полученные лимиты бюджетных обязательств текущего года
1 503 14 000 Полученные ассигнования данного периода

Пример. 9 января ГРБС до казенного учреждения доведены ЛБО на текущий год по КВР 111 “Фонд оплаты труда учреждений” и подстатье 211 “Заработная плата” КОСГУ – 3 000 000,00 руб.:

  1. Дебет КРБ 1 501 15 211 Кредит КРБ 1 501 13 211 — отражены полученные ЛБО текущего финансового года в сумме 3 000 000,00 руб.;
  2. Дебет КРБ 1 501 13 211 Кредит КРБ 1 502 11 211 — приняты бюджетные обязательства по выплате заработной платы в сумме 3 000 000,00 руб.;
  3. Дебет КРБ 1 502 11 211 Кредит КРБ 1 502 12 211 — учтено денежное обязательство в сумме начисленной заработной платы за определенный период (месяц).

Важно!!! Если не отражать показатели по принятым обязательствам на счетах санкционирования расходов, то в этом случае искажается бюджетная отчетность, что ведет к недостоверной информации.

Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Корректировка принятых бюджетных и денежных обязательств

Иногда бывают такие случаи, когда при выполнении договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленный товар или выполнение услуг. В этом случае руководству бюджетного учреждения необходимо проводить корректировку по выполнению бюджетных обязательств.

Например, сумма согласно договора одна, а по факту она меньше, тогда составляется дополнительное соглашение на корректировку «красного сторно» на соответствующую сумму.

Если в обратном направлении, то есть сумма по факту больше чем по договору, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Этот вариант подходит только тогда, когда предприятие еще не исчерпало свой лимит бюджетных обязательств. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Важно!!! изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Ответственность за принятые бюджетные обязательства

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные лимиты бюджетных обязательств (далее – ЛБО), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ). Контракты, заключенные с превышением прав на принятие обязательств, могут быть признаны недействительными (п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

Читайте также статью ⇒ Как правильно вести раздельный учет ОСНО и ЕНВД.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Что представляют собой бюджетные обязательства в бюджетном учреждении?

Ответ: Под бюджетными обязательствами следует понимать расходы бюджетных учреждений в рамках конкретного финансового года.

Вопрос №2 какие бывают обязательства в бюджетных организациях? (нажмите для раскрытия)

Ответ: В бюджетных учреждениях выделяют большой список обязательств, выделим основные это: обязательство в виде заемных средств; обязательства перед работниками, бюджетом, покупателями, подрядчиками и т.д.

Вопрос №3 Кто должен санкционировать бюджетные расходы?

Ответ: Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Это необходимо для того, что бы можно было проконтролировать целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Вопрос №4 что делать, если при выполнение обязательств по договору, сумма обязательств изменилась в большую сторону?

Ответ: Если сумма обязательств по договору увеличилась, тогда на основании акта выполненных работ или других подтверждающих документах, составляется дополнительное соглашение на необходимую сумму и доначисляется сумма обязательств по указанному договору.

Санкционирование расходов: обязательства

О. Фурагина
Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 6/2015

Какие документы представляются в ОФК для подтверждения возникновения денежного обязательства? Какими бухгалтерскими записями следует отражать операции с принимаемыми и отложенными обязательствами?

Согласно ст. 219 БК РФ получатель средств федерального бюджета принимает бюджетные обязательства и осуществляет оплату денежных обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) путем заключения государственных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. В статье приведем разъяснения Минфина о документальном оформлении возникновения денежного обязательства, а также об учете принимаемых и отложенных обязательств.

Подтверждение возникновения денежного обязательства

Денежные обязательства – обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения (ст. 6 БК РФ, п. 308 Инструкции № 157н ).

В Письме Минфина РФ № 02-03-09/17449, Федерального казначейства № 07-04-05/05-196 от 30.03.2015 разъяснялось, что казенные учреждения для подтверждения возникновения денежного обязательства представляют в ОФК:

  • заявки на кассовый расход (ф. 0531801, 0531851) ;
  • документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства (счет, товарную накладную, счет-фактуру, акт выполненных работ (оказанных услуг)), иные подтверждающие документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина.

Здесь же специалисты указанных ведомств уточняют, что так как не установлена унифицированная форма первичного учетного документа для оформления фактов хозяйственной жизни, связанных с осуществлением организациями государственного сектора закупок товаров, работ услуг, то может быть представлен в ОФК в качестве документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства получателя бюджетных средств:

  • любой первичный учетный документ, подтверждающий выполнение поставки, работы, услуги и содержащий обязательные реквизиты, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами;
  • универсальный передаточный акт по форме, предложенной к применению Письмом ФНС РФ № ММВ-20-3/96@ . При этом в заявке в разд. 2 «Реквизиты документа-основания» в случае подтверждения возникновения денежных обязательств универсальным передаточным актом в графе 1 указывается, что это универсальный передаточный акт, в графах 2 и 3 – дата и номер документа (универсального передаточного акта) соответственно.

Учет принимаемых и отложенных обязательств

Напомним, что в Инструкцию № 157н введены новые счета:

  • 502 07 «Принимаемые обязательства»;
  • 502 09 «Отложенные обязательства».

В проекте внесений изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденную Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), указано следующее. Счет 502 07 000 «Принимаемые обязательства» предназначен для учета получателем бюджетных средств сумм бюджетных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств, принимаемых при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений).

На счете 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» получатели бюджетных средств будут учитывать суммы отложенных бюджетных обязательств, возникающих вследствие принятия других обязательств (например, оплату отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, оплату по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки, и т. д.), расходных обязательств, оспариваемых в судебном порядке (включая взыскание пеней и штрафных санкций, вытекающих из гражданско-правовых договоров (контрактов), а также судебных расходов (издержек)).

В Инструкции № 157н нет проводок с применением указанных счетов, а изменения Инструкции № 162н находятся все еще на стадии проекта, в связи с этим Минфин в Письме от 07.04.2015 № 02-07-07/19450 привел порядок отражения в учете принимаемых и отложенных обязательств.

Прежде всего, в данном письме сказано, что детализация счетов 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства», 0 502 09 000 «Отложенные обязательства» должна осуществляться учреждением в рамках формирования его учетной политики. Пример детализации плана счетов приведен в приложении к письму:

0 502 07 000

«Принимаемые обязательства»

0 502 17 000

«Принимаемые обязательства на текущий финансовый год»

0 502 17 200

«Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по расходам»

0 502 17 221

«Принимаемые обязательства на текущий финансовый год по услугам связи»

0 502 27 000

«Принимаемые обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»

0 502 37 000

«Принимаемые обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»

0 502 09 000

«Отложенные обязательства»

0 502 99 000

«Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода)»

0 502 99 200

«Отложенные обязательства на иные очередные года (за пределами планового периода) по расходам»

Затем в письме приведены общие правила отражения операций по обязательствам, в частности казенным учреждениям необходимо делать следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Отражаются обязательства, принимаемые учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на дату размещения извещения об осуществлении закупок в единой информационной системе

1 501 03 000*

1 502 07 000*

Приняты суммы расходных обязательств при заключении договора (контракта) по результатам конкурсной процедуры

1 502 07 000*

1 502 01 000*

Уточнены принимаемые обязательства на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки

1 502 07 000*

1 501 03 000*

Приняты учреждением обязательства в сумме сформированных резервов предстоящих расходов**

1 501 93 000*

1 502 99 000*

* По соответствующему коду КОСГУ.

**Сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву (корректировка размера резерва) предстоящих расходов, а также принятие обязательств по расходам за счет сформированного резерва в соответствующем финансовом году отражаются способом «красное сторно».

Кроме того, в приложениях 2, 3 к письму приведены примеры бухгалтерских записей по операциям с обязательствами с указанием документа-основания, первичного учетного документа, момента отражения в учете и примечаниями к ним.

Приведем из этих приложений к письму только проводки с указанием документов:

Вид обязательства

Документ-основание/
первичный учетный документ

Дебет

Кредит

1. Отдельные операции с обязательствами

Договоры, заключаемые без проведения конкурсных процедур

Заключен договор на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг с поставщиком без конкурсной процедуры, в том числе с единственным поставщиком

Договор/справка (ф. 0504833)

1 501 13 000 –

текущий год

1 502 11 000

1 501 03 000 –

плановый период

1 502 01 000

Контракты, заключенные путем проведения конкурсных процедур

Размещено извещение об осуществлении закупок в единой информационной системе в сумме начальной (максимальной) цены контракта, лота, объявленной в конкурсной документации

Извещение/справка (ф. 0504833)

1 501 13 000

1 502 17 000

1 501 03 000

1 502 07 000

Приняты обязательства в предусмотренной сумме по контракту, договору, заключенным по результатам закупки с использованием конкурентных способов

Контракт/справка (ф. 0504833)

1 502 17 000

1 502 11 000

1 502 07 000

1 502 01 000

Уточнены суммы принимаемых обязательств на сумму экономии, полученной при осуществлении закупки

Контракт/справка (ф. 0504833)

1 502 17 000

1 501 13 000

1 502 07 000

1 501 03 000

Уменьшены обязательства в случае отказа поставщиков от заключения контракта или в случае отсутствия заявок на всю сумму ранее отраженного в учете методом «красное сторно» обязательства

Протокол конкурсной комиссии/справка (ф. 0504833)

1 501 13 000

1 502 17 000

1 501 03 000

1 502 07 000

2. Операции с отложенными обязательствами

Принято обязательство на сумму созданного резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время

Расчет, справка (ф. 0504833)

1 501 93 211

1 502 99 211

1 501 93 213

1 502 99 213

Принято обязательство по оплате компенсации за неиспользованный отпуск за счет ранее созданного резерва (с учетом начислений по обязательным взносам в государственные внебюджетные фонды):

– принято обязательство текущего финансового года по оплате компенсации за неиспользованный отпуск

Расчетно-платежная ведомость

1 501 13 211

1 502 11 211

1 501 13 213

1 502 11 213

– уменьшено отложенное обязательство по оплате отпуска за фактически отработанное время

Справка (ф. 0504833)

1 501 93 211

1 502 99 211

1 501 93 213

1 502 99 213

* * *

Как было сказано во вступлении к статье, бюджетные обязательства принимаются в пределах доведенных ЛБО. Поэтому в заключение напомним, что согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.03.2015 № 25-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» в 2015 году ЛБО на 2016 и 2017 годы до главных распорядителей бюджетных средств федерального бюджета не доводятся. Следовательно, и получателям средств федерального бюджета они не достанутся. А на 2015 год ЛБО доводятся только в размере 90% объема бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в редакции Федерального закона от 20.04.2015 № 93-ФЗ.

В связи с этим Минфин в письмах от 25.03.2015 № 02-02-05/16536, № 02-02-04/16546 разъяснил следующие моменты:

1) получатели средств федерального бюджета по своей инициативе не расторгают ранее заключенные ими договоры (соглашения), подлежащие оплате в 2016 и (или) 2017 годах, в связи с недоведением лимитов бюджетных обязательств на указанные годы;

2) в отношении обязательств, принимаемых от имени Российской Федерации в 2015 году, получателям средств федерального бюджета в дополнение к установленным БК РФ основаниям для заключения государственных контрактов (соглашений), иных договоров на срок, превышающий срок действия доведенных ЛБО, предоставлено право в соответствии с решениями Правительства РФ:

  • заключать договоры (соглашения) на поставки товаров, преду­сматривающие оплату соответствующих обязательств в 2016 году;
  • заключать иные договоры (соглашения), обуславливающие возникновение расходных обязательств Российской Федерации на период, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

3) при сокращении ЛБО заказчику необходимо обеспечить согласование новых условий контрактов, подлежащих исполнению в 2015 году, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, определенных контрактом, в силу Методики сокращения количества товара, объемов работ или услуг, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1090.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Утверждены Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».

Письмо ФНС РФ от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@ «Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *