0

Прием на работу граждан белоруссии

Прием на работу белоруса в 2020 году: основные правила

Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца. Процедура оформления иностранного физического лица значительно упрощается, если он гражданин Беларуси. Многим может казаться, что прием на работу граждан с близлежащих государств – единичный случай, но это не так.

Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса.

Почему в 2020 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси. На работодателя не распространяется множество миграционных особенностей, которым он должен следовать, сотрудничая с другими иностранцами.

Правила приема на работу в отношении белорусов следующие:

  1. Прием на работу иностранца из Беларуси не требует от нанимателя получения соответствующего разрешения в госинстанциях, которое подтверждает привлечение сотрудников, изначально проживающих и зарегистрированных за границей.
  2. Гражданина Беларуси не касается норма закона, ограничивающая прием на работу физических лиц, которые прибыли в страну на временной основе, даже если осуществление ими профессиональной деятельности подразумевает розничную куплю-продажу. Сюда же подпадает торговля алкогольными напитками и лекарственными медицинскими препаратами.
  3. Прием на работу гражданина соседствующего государства разрешает не уведомлять учреждения ФМС и занятости об оформлении и, наоборот, расторжении трудового соглашения с жителем Беларуси, а также о предоставлении отпускных дней без подсчета за это время заработной платы, если отпуск длится более 30-31 календарного дня на протяжении 1 года.

Именно из-за этих привилегий, которые предоставило правительство России, гражданина Беларуси считают «своим» иностранцем и не боятся брать на работу. Более того, многие начальники и предприниматели уверены в том, что прием на работу белоруса – практически то же самое, что нанять россиянина. Хотя если покопаться в законах, можно увидеть, что это не совсем так.

Читайте также: Особенности приема на работу граждан Украины

Как заключается трудовой договор

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2020 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Прием на работу: порядок

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2020 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Миграционный учет гражданина Беларуси

Что касается миграционного учета белорусов, в 2020 году поблажек ждать не приходится. Прием на работу, как и других иностранцев, предполагает обязательную постановку рабочей силы на учет. Пожалуй, важное отличие состоит в том, что, если белорус трудится в России согласно трудовому соглашению, для его постановки на учет работодателю дается до 30 суток после его приезда на территорию России, после чего к нанимателю могут применяться штрафные санкции.

Однако жителям соседнего государства не требуется оформлять никакие документы, регламентирующие дату пересечения границы, погранслужбе нет надобности ставить штамп о заполнении миграционных карт.

Но как тогда ориентироваться работодателю? В качестве ориентира может выступить железнодорожный или авиа-, автобусный билет, сохраненный лицом, ранее проживавшим в Беларуси. Сотрудники органа ФМС, так или иначе, отталкиваются от даты составления трудового договора.

Безусловно, к белорусам, которые вовремя не встали на миграционный учет, относятся более лояльно, чем к другим иностранцам. Судебной практике практически не известны случаи, когда наказание было очень строгим и существенным.

Но работодателю все равно не следует относиться к этому правилу приема на работу халатно. Если гражданин Беларуси считает, что можно не спешить, апеллируя наличием корешка уведомления о постановке на учет, перепроверьте его действия, проконтролируйте ситуацию и можете спать спокойно, не думая о том, что вас привлекут к ответственности.

Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2020 году:

  • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей;
  • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей.

Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий:

  1. Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление.
  2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там.
  3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.

Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.

Что с НДФЛ

В данном случае никаких премудростей не применяется. В 2020 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%.

Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.

Суммы ежемесячных страховых взносов

Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта:

  1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму.
  2. Если на руках у белоруса есть разрешение на временное проживание в стране, взносы в ПФР взимаются со страховой части, тариф 22%. Остальные суммы равны величинам, применяемым к российским работникам.
  3. Взносы не берутся, если иностранец временно пребывает в РФ, а трудовое соглашение составлено на срок до 6 месяцев включительно.
  4. Договор, действующий более полугода, начисляет взнос в ПФР по ставке 22%, оставшиеся отчисления не удерживаются.

Заработная плата, вне зависимости от статуса гражданина Беларуси, всегда облагается взносами, предусматривающими травматизм на месте работы.

Читайте также: Как принять на работу гражданина Киргизии

В 2017 году прием на работу белорусских граждан не предполагает экономию на отчислениях в ПФР, постоянно заключая трудовое соглашение, рассчитанное на короткий период времени. Сегодня прием на работу предусматривает страхование в ПФР любого иностранца, если с ним был составлен хотя бы один трудовой контракт (или совокупность нескольких), каждый из которых может действовать от полугода. Если же через полгода работник переходит на работу к другому работодателю, сроки службы не суммируются, и отчисления в госфонды делать не нужно.

Метки записи: 2017, иностранцы, трудоустройство

Отделы по гражданству и миграции

Управление по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома

в соответствии с возложенными на него задачами: обеспечивает исполнение законодательства о гражданстве и миграции, осуществляет прием и выдачу гражданам документов, удостоверяющих или подтверждающих их личность, формирует соответствующие учеты по направлениям деятельности. Осуществляет контроль за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению ими условий контрактов в отношении трудящихся мигрантов, проектов и программ по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводит целевые и оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие незаконной миграции, а также иные функции в соответствии с действующим законодательством.

Адрес Управления по гражданству и миграции ГУВД Мингорисполкома

г. Минск, пр-т Независимости, 46в. Тел. 239-44-65, факс 331-81-68

ГРАФИК ПРИЕМА ГРАЖДАН И РЕЖИМ РАБОТЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСТВУ И МИГРАЦИИ

ГУВД МИНГОРИСПОЛКОМА

ПОНЕДЕЛЬНИК — ПЯТНИЦА: с 8.00 до 13.00

ВЫХОДНОЙ: СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ

Прием граждан руководящим составом управления по гражданству и миграции
ГУВД Мингорисполкома проводится по предварительной записи
(запись осуществляется по тел. 239-44-25)

Примечание: В случае отсутствия начальника УГиМ ГУВД прием граждан осуществляет заместитель начальника УГиМ ГУВД, в случае отсутствия одного из заместителей прием граждан осуществляет второй заместитель.

СПИСОК РАЙОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГиМ ГУВД МИНГОРИСПОЛКОМА

Отдел по гражданству и миграции Заводского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Уборевича, 42. Тел. 340-22-66, 340-60-83, 340-50-93,, 340-11-59, 341-73-82 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Ленинского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, Игуменский тракт, 32. Тел. 297-85-28, 298-79-28 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Московского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Рафиева, 44. Тел. 206-20-08, 376-57-60, 376-49-00 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Октябрьского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Казинца, 60. Тел. 212-44-20, 396-21-96, 212-31-54 (выдача паспортов), 212-34-03 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Партизанского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, пер. Стахановский, 5. Тел. 239-65-05, 239-65-50, 266-96-78 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Первомайского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Белинского, 10. Тел. 239-66-14, 239-66-90, 280-96-19 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Советского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. В. Хоружей, 3. Тел. 284-53-58 (факс), 284-66-77, 284-68-28

Отдел по гражданству и миграции Фрунзенского РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Лидская,10. Тел. 205-79-39, 254-96-13, 254-34-82 (факс)

Отдел по гражданству и миграции Центрального РУВД г. Минска

адрес: г. Минск, ул. Тимирязева, 114. Тел. 259-60-94 (факс), 259-60-97

График приема граждан районными ОГиМ г.Минска:
вторник: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00

среда: с 11.00 до 15.00, с 16.00 до 20.00

четверг: с 8.00 до 13.00

пятница: с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00

суббота: с 8.00 до 13.00

выходной: воскресенье, понедельник.

График проведения «прямых телефонных линий» с населением по правовым вопросам, касающимся деятельности подразделений по гражданству и миграции

УГиМ ГУВД Мингорисполкома — 4-я среда месяца с 14.00 до 15.00:

— по вопросам внешней трудовой миграции тел. (017) 239-44-59, 239-44-46, 239-44-56;

— по вопросам предоставления статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь тел. (017) 239-44-58, 239-44-52.

Граждане Белоруссии устраиваются на работу в России на основании особых требований миграционного права. Для того чтобы оформить законно иностранца на вакантное место, необходимо соблюсти определенный порядок. Какие документы нужно для этого подготовить, как сделать разрешения, как заполнить заявление и куда предъявляется ходатайство, подробно в этом материале.

Особенности принятия на работу белоруса в 2020 году в РФ

Если на предприятии создалось свободное место, а претендентом, имеющим соответствующий трудовой стаж и образование, стал гражданин Беларуси, то не стоит опасаться сложной процедуры оформления на работу. Процедура принятия на должность белоруса в законодательстве России максимально упрощена.

В отношении этой категории иностранцев действуют международные соглашения Евразийского экономического союза. В частности Договора об Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Договор ЕАЭС). Также к отношениям к ним применяются нормы Трудового кодекса России в части заключения соглашения с иностранцем.

Инструкция для приема на работу белоруса в 2020 году

Весь процесс принятия на должность представлен в несколько этапов:

Подготовка документов работодателем. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РФ. В бумаге оказываются должности и количество работников, которые могут быть привлечены для исполнения трудовых функций в России. Запрос на получение разрешения на ИРС оформляется в региональном отделении МВД РФ. Обязательно указание выделенной на текущей год квоты – количестве работников, которых можно привлечь из-за рубежа. Обязательно нужно проверить при оформлении работника, попадает ли он в выделенную квоту. Иначе можно нарваться на крупный штраф, для организации он составит от 400 тыс. до 1 млн руб. В отношении граждан Беларуси такое разрешение УФМС не требуется!
Заключение трудового договора на основании требований ТК РФ и других правил российского законодательства. Выдача разрешения на работу или составление патента для граждан Белоруссии не требуется. Белорусы пересекают государственную границу России без оформления миграционной карты, как другие иностранцы, для которых также обязательно указывать цель приезда «Работа».
Уведомление УФМС о заключении соглашения с работником из Беларуси не требуется. На всякий случай рекомендуется отправить такое извещение во избежание штрафа. Это связано разницей в правилах законодательства и практикой. При удаленном взаимодействии с гражданином Беларуси направление уведомления в УФМС не требуется.

Список бумаг для оформления на работу белоруса в РФ в 2020 году

В ст.65 ТК РФ указано, что к трудовым отношениям с иностранцами применимы нормы, касающиеся россиян. Права и обязанности у них будут одинаковые. Соответственно, пакет документов будет тот же, что и при трудоустройстве гражданина РФ. В него входят:

  • удостоверение личности – документ необходимо перевести на русский язык и заверить верность данных в нотариальной конторе;
  • миграционная карта – получение ее на границе РФ для граждан Белоруссии не обязательно;
  • визы и разрешение на временное проживание для белорусов не оформляются согласно требований Соглашения от 24.01.2006 между Республикой Беларусь и РФ. В п.1 ст.97 Договора ЕАЭС указано, что разрешение не требуется на работу;
  • трудовая книжка – при планировании деятельности по совместительству, формуляр обязательно должен быть оформлен по российскому современному или советскому образцу, если иностранец ранее трудился на другом предприятии на территории РФ;
  • СНИЛС – удостоверение пенсионного образца, потребуется для отчисления страховых взносов в различные негосударственные фонды;
  • полис медицинского страхования в России – обычно оформляется на бесплатные медицинские услуги принимающим на работу предприятием, также допускается добровольное страхование на основании международного договора страхования;
  • медицинская книжка – если должностные обязанности связаны с санитарно-эпидемиологическим состоянием и здоровьем человека, в пищевой промышленности и др. Обязательно сначала нужно пройти медосмотр и сдать анализы;
  • диплом о получении высшего образования, сертификаты о повышении квалификации.

Важно: для граждан Беларусь необязательно встать на учет в органах миграционного учета после прибытия в Россию. Также им не потребуется виза сроком действия в 90 дней.

Рекомендация эксперта

На основании Письма Минтруда России №19-4/В-823 от 17.12.2015 года полис ДМС при приеме на работу граждан Беларуси не требуется. Трудовой договор заключается по типовой форме, как и для российских работников. Иностранцы не обязаны предъявлять военный билет и вставать в России на учет. Это обязанность только граждан РФ. Если диплом о высшем образовании, сертификаты составлены на белорусском языке, то нужно их перевести у нотариуса и заверить.

Старшинова О.Л., сотрудник кадрового отдела

Для иностранца обязательно пройти все процедуры, как для россиянина, в частности, собрать необходимые справки о нормальном состоянии здоровья и отсутствии судимости. Претендент на должность также должен доказать отсутствие уголовного преследования в стране своего гражданства. Такое правило применимо и к случаям, если в отношении гражданина прекращено уголовное преследование. Собрав все бумаги можно приступать к оформлению трудового договора на основании требований российского законодательства.

Уведомление УФМС о заключении трудового договора с гражданином Беларуси в 2020 году

В отношении принятия на работу иностранца обязательно требование миграционной службы. В течение 3 дней обязательно нужно уведомить о факте заключения трудового договора гражданина Беларуси. Заявление с подтверждением сложившихся отношений подается в Главное управление по вопросам миграции МВД России. Такое же условие действие, если с белорусом заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг на основании ГК РФ. В этом отношении действуют нормы – п.8 ст.13 Закона №115-ФЗ от 25.07.2002 “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

Рекомендация эксперта

30 мая 2017 года Верховным судом РФ было принято Постановление №78-АД17-19, на основании которого отделение ГУВД о заключении трудового договора именно с гражданином Белоруссии можно не уведомлять соответствующий миграционный орган. Поскольку на законодательном уровне такое требование предусмотрено, а судебные решения не имеют юридической силы, а только отражают судебную практику в России, то рекомендуется УФМС РФ по месту заключения трудового договора уведомить о свершившемся факте. Это позволит избежать споров с миграционной службой о необходимости оплаты штрафа в размере до 1 млн руб., если заключение соглашения с работником произошло на юридическое лицо.

Старовойтова Л.Л., сотрудник миграционной службы

Уведомить УФМС РФ есть возможность лично при предоставлении извещения стандартного образца либо через Почту России. В организации такими вопросами занимается юридическая или кадровая служба, либо представитель по доверенности в случае привлечения для исполнения обязанности посредника.

В случае трудоустройства гражданина Беларуси на удаленной основе, информация об этом не передается в МВД России. Это указано в ст.20 Закона №109-ФЗ от 18.07.2006.

Санкции за неуведомление УФМС РФ в 2020 году

Российскому работодателю достаточно подать уведомление о принятии на работу белоруса. На руках у него или работодателя должен остаться корешек извещения, который при необходимости предъявляется миграционной службе по запросу или в связи с проверкой. Если иностранец устроился на работу ранее в другое предприятие, то нужно запросить у него уведомление с отметкой миграционной службы. При его отсутствии или заверениях о наличии, лучше проверить сведения во избежание административного разбирательства и наложении крупного штрафа, который в 2020 году составляет:

  • для работодателей со статусом индивидуального предпринимателя – от 400 000 до 500 000 руб., в зависимости от вины ответственного лица;
  • на руководителя компании, не оформившего извещение в надлежащий срок, – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридическое лицо, не подавшее вовремя извещение в УФМС – от 400 000 до 800 000 руб. в отношении каждого иностранца.

Налогообложение работников из Беларуси в России

Для иностранцев, которые находятся в РФ менее 183 дней, предусмотрено взимание подоходного налога в размере 30%. Начиная с седьмого месяца присваивается статус резидента. Ставка уменьшается до 13%, той же, что платят россияне.

Во внебюджетные фонды, в том числе на страховые взносы и пенсионные отчисления переводится ежемесячно 22% от заработка.

С 2017 году обложению взносами в ПФР подлежат все доходы по трудовым договорам, заключаемым с белорусскими гражданами, если даже контракт заключен на непродолжительное время. Страхование в Пенсионном фонде России предусматривается в отношении любого иностранца, если с ним заключен хотя бы один трудовой договор. Предусмотрен такой платеж в негосударственный бюджет и при заключении договора сроком менее 6 месяцев.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Не подача уведомления в миграционную службу в связи со сложившейся судебной практикой об отсутствии необходимости сообщения о заключения трудового договора с гражданином Беларуси.

– Лучше исполнить такую обязанность, поскольку она предусмотрена законом, несмотря на сложившуюся практику. Это позволит избежать лишних разбирательств, в том числе в рамках административного дела, с миграционной службой.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В каком размере мне, как гражданину Белоруссии, придется отчислять НДФЛ, если я планирую трудоустроиться в России?
– В течение 6 месяцев пребывания в РФ с вас будут взыскиваться платежи в размере 30% как с нерезидента страны. Через 6 месяцев, точнее 183 дня, иностранцы приобретают в РФ статус резидента и оплачивают подоходный налог в размере 13% наряду с российскими гражданами.

Пример из практики

Гражданин Белоруссии Протоковец О.Л. заключил в Москве трудовой договор. Он не уведомил миграционную службу о занятии должности, посчитав, что для белорусов, которым не оформляют миграционную карту при пересечении российской государственной границы, это не обязательно. По результатам внеплановой проверки миграционной службы было обнаружено, что УФМС РФ не уведомлена о трудоустройстве иностранца. В результате было открыто административное дело и наложен штраф в размере 40 000 руб. на руководителя организации-работодателя, допустившего такое нарушение.

Читайте более подробно: Прием на работу гражданина Белоруссии (пошаговая инструкция) в 2020 году

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Уведомление о приеме на работу граждан Белоруссии

Обновление: 29 ноября 2019 г.

Трудоустройство иностранных граждан на работу в России имеет свои особенности. Здесь и уведомление миграционной полиции о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранными работниками, и особое налогообложение выплат иностранцам. Рассмотрим правила трудоустройства белорусов в России в 2019 г.

По общему правилу работодатели (организации, предприниматели) должны уведомлять о заключении или расторжении трудового договора с безвизовыми иностранцами органы МВД. Срок для уведомления – 3 рабочих дня с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ). За невыполнение этой обязанности предусмотрены довольно большие административные штрафы (ст. 18.15 КоАП РФ).

В то же время для граждан Белоруссии сделано исключение. О трудоустройстве граждан Белоруссии уведомлять миграционную полицию не нужно (Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Налогообложение выплат гражданам Белоруссии

Как мы выяснили, трудоустройство белорусов в России в 2019 г. ничем не отличается от трудоустройства российских граждан. А будут ли отличия в порядке налогообложения выплат работникам?

НДФЛ с выплат белорусам всегда рассчитывается по ставке 13% (ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан 29.05.2014)). Такая ставка применяется с первого дня их работы на территории РФ и не зависит от статуса работника: налоговый резидент или нерезидент. Вместе с тем, по мнению Минфина, если по итогам календарного года работник – гражданин Белоруссии так и не приобрел статуса налогового резидента РФ, то его доходы за год должны облагаться НДФЛ по ставке 30% (Письмо Минфина от 23.05.2018 N 03-04-05/34859). Напомним, статус зависит от времени пребывания в РФ в течение последних 12 месяцев. А вот Налоговая служба считает, что пересчитывать доходы по ставке 30% не надо (Письмо ФНС от 28.11.2016 N БС-4-11/22588@).

Посмотреть ставку налога, а также определить статус иностранного работника вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

Страховые взносы с выплат белорусам

Страховые взносы по выплатам гражданам Белоруссии начисляются так же, как по выплатам россиянам. То есть применяются те же ставки, что и для работников – граждан РФ (ст. 425 НК РФ).

Ставка взносов на травматизм также не зависит от категории иностранного работника. Всегда применяется единый тариф, установленный работодателю органами ФСС (п. 1 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

Уведомлять МВД о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии не нужно

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

Ромодановскому К.О.

ПИСЬМО

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Текст Постановления Верховного суда от 30 мая 2017 г. N 78-АД17-19

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *