0

Период выездной налоговой проверки

Выездная проверка: правила игры и защита бизнеса

Суммы доначислений по результатам выездных проверок, проведенных налоговыми органами Новосибирской области в течение первого полугодия 2018 года, составили 2,7 млрд руб. Фото: РБК Новосибирск

Важно, что оспорить результаты проверки удается лишь в одном случае из пяти. О том, как предпринимателю достойно пройти через выездную налоговую проверку, рассказывает управляющий партнер юридической компании «Легис» Максим Пикалов.

Максим Пикалов. Фото предоставлено журналом LEADERS TODAY
— Цель выездной налоговой проверки такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, привлечение виновных к ответственности. Эти цели достигаются специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Важно! Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговая не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения проверки — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.

Наталья Боровлева, начальник отдела планирования выездных налоговых проверок УФНС по Новосибирской области:

— По практике, основные цели незаконных схем в Новосибирске — минимизация выплат НДС, выплата серой зарплаты, на которую надо выводить средства, придавая выплатам характер легальных затрат и использование спецрежимов путем формального дробления бизнеса.

Что можно сделать до проверки

Особое внимание следует уделить бумагам, которые связаны с налоговыми льготами, ведь это одно из оснований налоговой проверки.

Важно! Стоит заранее собирать доказательства должной осмотрительности при выборе контрагента, потому что «ни налоговики, ни суд на слово потом не поверят». Также рекомендуем сохранять страницы сайтов контрагентов и их коммерческие предложения, журналы пропусков в офис, переписку и копии паспортов руководителей. В идеале стоит проводить конкурс по выбору контрагента на основе локальных нормативных актов.

Компания должна проверить сама себя, правильно ли она исчислила обязательные платежи. Если у владельца есть основания предполагать, что бумаги могут быть не в порядке, стоит обратиться к независимому аудитору. Практика по налоговым спорам постоянно меняется, а в судах во многом преобладает «пробюджетный подход»: если до проверки исправить свои ошибки и подать уточненные декларации, это позволит избежать штрафов от 20% до 40% от неуплаченной суммы и дополнительных пеней.

Как правильно вести себя при обмене документами с налоговиками?

• Общайтесь с проверяющими в письменной форме.
• Пользуйтесь копиями, а не оригиналами.
• Предоставляйте только ту информацию, которая действительно требуется.
• Понимайте разницу между запросом информации и запросом документов.

Фото: Антон Зарембо / РИА Новости

Как определить риск проведения выездной проверки?

ФНС выпустила ряд риск-маркеров. Основные приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.

Поводами для налоговой присмотреться к фирме будут:

1. Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
2. Фирма несколько периодов подряд показывает убытки.
3. Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
4. Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
5. У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ или среднего уровня зарплат по региону, отрасли.
6. Доходы и численность налогоплательщиков на УСН вблизи предельных значений
7. Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
8. В сделках задействованы цепочки посредников.

Как изменилась система налоговых проверок бизнеса в 2018 году?

Количество выездных налоговых проверок сокращается, а их эффективность — увеличивается. Но это вовсе не означает, что фискальный контроль за бизнесом слабеет, а налогоплательщики перестают использовать спорные или прямо незаконные способы оптимизации налогов. Тем более это не означает, что проверяют только крупный бизнес или совсем отчаянных «оптимизаторов». Все проще — для того, чтобы доначислить налоги, выездная проверка нужна далеко не всегда.

По прогнозам специалистов юридической компании «Легис», эффективность камеральных проверок продолжит расти вместе с автоматизацией налогового контроля, что еще раз подтверждает: использование типовых примитивных способов налоговой «оптимизации» будет приводить к существенным доначислениям и это коснется всех независимо от системы налогообложения и размера бизнеса.

В 2018 году налоговые органы продолжат автоматизацию контроля и совершенствование методологии проверок с учетом новых инструментов. Это, по сути, означает реформу налогового контроля.

Фото: РБК Новосибирск

Утвержденный план деятельности ФНС России на 2018 год предусматривает:

1. Создание единого механизма таможенного и налогового администрирования. Система поможет отследить всю цепочку прохождения товаров — от нахождения на границе до конкретных потребителей.

2. Ввод в опытную эксплуатацию программного обеспечения для анализа транзакций и связей налогоплательщиков, а также выявления типовых схем уклонения от налогообложения. Завершение этой грандиозной задачи придется уже на 2019 год.

Уже сейчас ФНС имеет доступ ко всем платежам, которые проходят через РКЦ Центрального банка. После интеграции данных налоговой с данными онлайн-ККТ уже в этом году ФНС будет полностью контролировать всю цепочку формирования НДС в России.

Офис «Центр»: г. Новосибирск, ул. Ядринцевская, 16а, 2й этаж

ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД

ПРЕДМЕТ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ

По общему правилу выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, что следует из ее названия (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Однако из этого правила есть исключение. Если налогоплательщик не может предоставить инспекторам помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа (абз. 2 п. 1 ст. 89 НК РФ).

Например, офис налогоплательщика состоит из одного помещения небольшого размера, в котором просто невозможно разместить группу проверяющих инспекторов.

Примечание

Проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа не означает, что такая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной проверкой (см. Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 N 441-О-О).

Подробнее с порядком проведения камеральной проверки вы можете ознакомиться в гл. 2 «Порядок проведения камеральной проверки».

На практике основанием для принятия решения о проведении выездной проверки в налоговом органе является либо письменное заявление самого налогоплательщика, либо докладная записка руководителя проверяющей бригады о невозможности проведения проверки на территории (в помещениях) налогоплательщика.

Подчеркнем, проведение проверки по месту нахождения инспекции не означает, что налоговики не вправе получить доступ к территориям и помещениям налогоплательщика.

Примечание

Подробнее о мероприятиях налогового контроля, которые могут быть проведены в ходе выездной проверки, см. разд. 10.8 «Мероприятия налогового контроля в ходе выездной проверки».

Кроме того, налогоплательщик обязан обеспечить проверяющим возможность ознакомиться со всеми документами, которые связаны с исчислением и уплатой проверяемых налогов. При этом подлинники документов в такой ситуации он должен представить непосредственно в налоговый орган (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом налоговики вправе проверять все или несколько налогов одновременно (п. 3 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание!

В рамках самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) могут проверяться только региональные и местные налоги (абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

О некоторых других особенностях данного вида проверок см. разд. 10.11 «Особенности выездных проверок организаций с обособленными подразделениями. Самостоятельная выездная проверка филиалов и представительств».

Выездная проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоговики могут проверить налоги только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Например, решение о проведении выездной проверки вынесено 2 августа 2010 г. Таким образом, налоговики могут проверить 2007, 2008, 2009 гг. и соответствующую часть 2010 г.

Из этого правила есть исключения. К примеру, при повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате, проверять можно только период, за который подана декларация (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Обратите внимание!

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ внес изменения в п. 4 ст. 89 НК РФ (п. 34 ст. 1 Закона N 229-ФЗ). В соответствии с поправками при подаче уточненной декларации налоговые органы могут проверить весь корректируемый период в рамках соответствующей выездной проверки. Такой проверкой может быть охвачен даже период, выходящий за пределы трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Это правило применяется независимо от того, в какую сторону корректируется ранее заявленный налог.

Указанные изменения вступили в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (текст Закона опубликован в «Российской газете» 2 августа 2010 г.).

До их вступления подобное правило уже существовало (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако сфера его применения ограничивалась лишь повторными проверками, проводимыми в связи с подачей уточненной декларации, в которой сумма ранее заявленного налога корректируется в меньшую сторону. Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ распространил это правило на любые выездные проверки — как на повторные выездные проверки, так и на выездные проверки, проводимые впервые.

Примечание

Подробнее об исключениях из правила о трехлетнем проверяемом периоде выездной проверки вы можете узнать в разд. 12.1 «Общее ограничение проверяемого периода при выездной проверке. Исключения из правила».

Кроме того, налоговики не вправе в рамках выездных проверок проверять дважды один и тот же период по конкретному налогу (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.11.2009 N А32-5527/2007-11/126 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 07.05.2010 N ВАС-2420/10)).

Из этого правила также предусмотрен ряд исключений. Второй раз проверить один и тот же период можно, если:

— проводится повторная выездная проверка (абз. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ).

Примечание

Об особенностях проведения повторных выездных проверок рассказано в разд. 10.10 «Повторная выездная проверка»;

— проводится выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Примечание

Об особенностях проведения выездных проверок в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика-организации рассказано в разд. 10.12 «Особенности выездной проверки в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика»;

— общая выездная проверка организации с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот (абз. 3 п. 5, абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ).

Примечание

Об особенностях самостоятельных выездных проверок филиалов и представительств рассказано в разд. 10.11 «Особенности выездных проверок организаций с обособленными подразделениями. Самостоятельная выездная проверка филиалов и представительств».

Кроме того, не будет повторной проверка периода, если до выездной проверки он проверен в рамках камеральной проверки (абз. 1 п. 5 ст. 89 НК РФ, Постановление ФАС Поволжского округа от 04.03.2010 N А65-26158/2009).

Предмет и проверяемый период выездной проверки определяются до начала проверки и отражаются в решении о ее проведении. Выйти за рамки, которые очерчены в решении о проведении выездной проверки, налоговики не вправе. Это признают и суды (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 15.09.2009 N Ф09-6838/09-С3).

Примечание

Более подробно о проверяемом периоде в рамках выездной проверки вы можете узнать в гл. 12 «Период, за который проводится выездная проверка».

Выездная налоговая проверка: будь готов — всегда готов!


Консалтинговое агентство может помочь в подготовке к предстоящей налоговой проверке, привести необходимые документы в надлежащий вид, проверить правильность начисления и уплаты налогов. Это может сократить риски финансовых потерь компании.

Систематическое проведение оценки рисков по результатам финансово-хозяйственной деятельности — шанс для налогоплательщика своевременно оценить налоговые риски и уточнить налоговые обязательства.
Получить консультацию специалиста…

Избежать плановой выездной налоговой проверки практически невозможно, но, воспользовавшись услугой «Сопровождение выездной налоговой проверки», можно свести к минимуму штрафные санкции и финансовые потери и избежать привлечения к ответственности.

Услуга «Аналог выездной налоговой проверки» — это генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к визиту специалистов налоговой службы, выявив и устранив слабые места.

Результат налоговой проверки — штрафы и доначисления — можно оспорить. Для проведения такого мероприятия стоит воспользоваться услугами компетентных специалистов, разбирающихся в налоговом законодательстве.

С помощью налогового консалтинга можно решить в том числе такие проблемы, как:

  • организация налогового учета;
  • сдача отчетности;
  • выбор системы налогообложения;
  • оптимизация налоговой нагрузки;
  • подготовка к налоговой проверке;
  • обжалование решений налоговой службы.

Ознакомиться с услугами…

В ходе выездных налоговых проверок у проверяемых лиц нередко возникают вопросы о том, насколько правомерны действия налоговых инспекторов, как часто, в какие сроки и в каких формах могут проводиться проверки. Чтобы во всеоружии встретить проверяющих, налогоплательщик должен великолепно ориентироваться в НК РФ, знать свои права и обязанности, а также действия, которые можно предпринять для успешного прохождения проверки.

Что такое выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка — то, чего больше всего боятся налогоплательщики. Это связано не только с опасениями выявления нарушений и доначисления налогов. Но и с тем, что в ходе процедуры проверяющие длительное время находятся на территории налогоплательщика, нарушая привычный рабочий распорядок компании.

На заметку
При невозможности проведения выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика из-за отсутствия свободного помещения (см. пункт 1 статьи 89 НК РФ) должностные лица налогового органа имеют право осмотреть здание, в котором организация или предприниматель ведет свою деятельность, чтобы удостовериться в отсутствии таковой возможности на месте.

Предметом выездной проверки является правильность исчисления налогов и их своевременная уплата организацией, если дополнительно не предписано, например, «установление соответствия показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям, предъявляемым к региональным инвестиционным проектам и их участникам» (пункт 4 статьи 89 НК РФ). При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1–26.5 НК РФ), предмет проверки — «все налоги и сборы». Отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах не могут являться предметом проверки.

Перед началом проверки налоговые органы обязаны предъявить руководителю организации решение о проведении выездной налоговой проверки. Статья 89 НК РФ определяет все необходимые сведения, указываемые в решении:

  • полное и сокращенное наименование организации или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя;
  • предмет проверки;
  • периоды, за которые проводится проверка (см. также письма ФНС России от 29 мая 2012 года № АС-4-2/8792 «О пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации»; от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» и от 17 июля 2015 года № СА-4-7/12693@ «О направлении обзора судебных актов, вынесенных Верховным судом Российской Федерации по вопросам налогообложения за период 2014 года и первое полугодие 2015 года»);
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников, которые проводят проверку.

На заметку
Налоговые органы не обязаны заранее предупреждать проверяемую организацию о грядущей проверке — об этом говорится в письме ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853 «Об отсутствии оснований для переноса выездной налоговой проверки, а также для заблаговременного информирования налогоплательщика о назначении и проведении у него выездной налоговой проверки».

Основными задачами выездной проверки являются:

  • исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого с формированием выводов о правильности исчисления и полноте уплаты необходимых налогов и сборов;
  • выявление ошибок и искажений в исследуемых документах и фактов нарушения порядка ведения бухучета;
  • анализ влияния этих нарушений на формирование налоговой базы организации;
  • доначисление (при необходимости) сумм налогов, не уплаченных или не полностью уплаченных из-за наличия ошибок и нарушений, а также привлечение налогоплательщика к ответственности.

Налоговые службы имеют право проверить только те вопросы и тот период, которые заявлены в решении о проведении проверки. Вносить изменения в уже принятое решение запрещено.

Важно!
Датой начала выездной проверки считается дата вынесения налоговым органом решения о ее проведении (пункт 8 статьи 89 НК РФ). Таким образом, проверка начинается еще до того, как о ней узнает проверяемая организация.

При этом существуют ограничения по срокам и количеству выездных проверок одного налогоплательщика. Например, количество ежегодных проверок организации не может быть более двух. Если налоговая инспекция планирует провести третью за год проверку, проверяемая компания имеет право обжаловать это решение, но только в том случае, если это не повторная выездная проверка.

Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении, если иное не предусмотрено НК РФ. При этом ограничение периода проверки тремя годами не распространяется на текущий год деятельности компании, и, учитывая, что в НК РФ на счет текущего периода нет никаких указаний, проведение выездной налоговой проверки в его отношении также вероятно. Другой вопрос, что чаще всего он не интересует ФНС (ведь период, в котором назначена процедура, всегда успеют проверить), если только на вас «не выставлен прицел». Дело также в том, что период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам и сборам, по которым назначена проверка, а по многим налогам они составляют 1 год. Другое дело — НДФЛ. Взимать налог с дохода физлиц и перечислять его в бюджет нужно в более короткие сроки. Налоговые органы могут включить НДФЛ в выездную проверку и за период ее назначения, а значит и в текущем году по этому налогу ФНС может сделать не только доначисление, но также выставить штрафную санкцию и начислить пени.

Основания для проведения налоговой проверки

По общему правилу согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ выездную проверку инициирует руководитель налогового органа, расположенного по месту нахождения налогоплательщика. Тем не менее в некоторых случаях возможны исключения:

  1. В отношении крупнейшего налогоплательщика решение о выездной проверке выносит налоговый орган, осуществлявший постановку налогоплательщика на учет.
  2. Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства организации инициируется налоговым органом по месту нахождения этого подразделения, а не по месту нахождения головного предприятия.

Провести плановую выездную проверку налоговая инспекция может в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Но поскольку всех охватить проверками невозможно, налоговые органы делают тщательный отбор на основе информации о деятельности компании и Концепции системы планирования выездных проверок, изложенной в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 года № ММВ-7-2/297@). Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, разработанные в целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок и повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, приводятся в приложении № 2 данного приказа.

Внимание
В ряде случаев, которые изложены в письме ФНС России от 24 августа 2012 года № АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках», налоговые органы в целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям налогового законодательства на любом этапе процедуры могут инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в выездных налоговых проверках.

Систематическое проведение самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства. Вероятность включения организации в план проверок значительно повышается, если ее деятельность характеризуется следующими факторами:

  1. Низкая налоговая нагрузка.
  2. Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении двух и более лет.
  3. Низкая рентабельность.
  4. Зарплата сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе.
  5. Значительные суммы налоговых вычетов за отчетный период (свыше 89% от НДС).
  6. Неоднократное приближение к предельным показателям, позволяющим применять специальные налоговые режимы. Например, в плане УСН: остаточная стоимость активов стремится к 150 млн рублей, доходы — на уровне 60 млн рублей, численность — около 100 человек, доля участия иных компаний приближается к 25%.
  7. Динамика роста расходов опережает динамику роста доходов организации.
  8. Неоднократное снятие организации с учета и постановка на учет в разных налоговых органах.

Если деятельность компании подпадает под критерии высокого риска, это еще не означает, что бизнесу грозят «налоговые санкции». Проведение выездной проверки предприятия не тождественно налоговому правонарушению, за которое предусмотрена ответственность, о чем говорится в письме ФНС России от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505.

К сведению
С приказа ФНС России от 14 августа 2015 года № СА-7-15/358@ в редакции, действующей с 31 января 2017 года, началась апробация проекта «СУР АСК НДС-2». Речь идет о системе управления рисками, в автоматическом режиме распределяющей налогоплательщиков по 3 группам налогового риска на основе деклараций НДС и имеющейся у ФНС информации о деятельности налогоплательщиков. Об оценке признаков риска «СУР» читайте в письме ФНС России от 3 июня 2016 года № ЕД-4-15/9933@.

Кроме плановой проверки налоговые органы могут провести и внеплановую, независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. В соответствии с пунктом 11 статьи 89 НК РФ основаниями для проведения внеплановой выездной налоговой проверки являются реорганизация или ликвидация предприятия.

Выездные налоговые проверки могут быть первичными или повторными. Согласно пункту 10 статьи 89 НК РФ повторная проверка проводится независимо от времени проведения предыдущей по тем же налогам и за тот же период по двум основаниям:

  • для контроля над деятельностью органа, проводившего первичную проверку, со стороны вышестоящего налогового органа;
  • в случае предоставления уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше ранее заявленного, при этом проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции. Исключением являются случаи, когда невыявленные нарушения стали результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.

Процедура проверки

Процедура проверки подробно прокомментирована в пункте 5 письма ФНС РФ от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок».

Если в ходе процедуры обнаружились факты нарушения законодательства, не относящегося к предмету выездной налоговой проверки, в соответствии с заключенными межведомственными соглашениями, ФНС сообщает об их наличии в соответствующий территориальный орган или центральный аппарат такого ведомства (см. соглашение Банка России № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5@ от 29 июня 2010 года «Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», действующее в редакции с 30 января 2017 года, а также «Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной налоговой службы», утвержденное Росприроднадзором № 3-д и ФНС РФ № М-25-21/2, действующее со 2 марта 2007 года, и др.). Однако факты, не относящиеся к цели выездной налоговой проверки, могут быть отражены в акте проверки только в той ситуации, когда они обусловили деяния, имеющие признаки налоговых правонарушений.

В выездной налоговой проверке участвуют представители обеих сторон — проверяющей и проверяемой. Это лица, которые в соответствии с НК РФ наделены полномочиями или имеют права и обязанности при совершении действий в ходе проведения выездной проверки. Их можно разделить на три группы.

  1. Субъекты, осуществляющие налоговую проверку — налоговые органы.
  2. Субъекты, чья деятельность проверяется в ходе выездной проверки — налогоплательщики, налоговые агенты.
  3. Субъекты, которых привлекают к участию в выездной проверке, — эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели, сотрудники правоохранительных органов.

При проведении выездной проверки налоговики используют 2 группы методов:

  • Выборочная или сплошная проверка. При выборочной проверке проверяется только часть документов по некоторым налоговым периодам и выявляются нарушения систематического характера, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах. Выборочные проверки позволяют сэкономить время на проведение проверки, но при этом остается риск пропуска ошибок и нарушений со стороны проверяемых.
    Сплошная проверка подразумевает проверку всей документации проверяемой организации за отчетный период. При сплошном методе вероятность упущения нарушений крайне низка, поэтому в большинстве случаев налоговые органы предпочитают именно этот метод.
  • Тематическая или комплексная проверка. Тематическая проверка представляет собой проверку по одному или нескольким выбранным заранее налогам. Комплексная проверка — это проверка организации по всем уплачиваемым ею налогам.

Выездная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

Этап 1. Принятие решения о проведении проверки и ознакомление с ним налогоплательщика. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налогового органа или его заместителем. Подписание решения неуполномоченным лицом может повлечь за собой его отмену.

Этап 2. Проведение выездной налоговой проверки. Перед непосредственным началом проверки сотрудники налоговых органов проводят собеседование с руководителем организации, главным бухгалтером и лицами, ответственными за начисление и уплату налогов. Уклоняться от собеседования не стоит, поскольку в ходе него решаются вопросы организации проверки, а также предоставляется общая информация о деятельности проверяемой компании. В ходе самой проверки возможны следующие процедуры:

  • Инвентаризация (пункт 13 статьи 89 НК РФ) проводится с целью проверки достоверности сведений, которые содержатся в документах проверяемой организации.
  • Осмотр (статьи 91 и 92 НК РФ). Сотрудники налогового органа в ходе проверки имеют право осматривать любые помещения, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода, — склады, офисы, торговые залы и так далее. При осмотре обязательно должны присутствовать не менее двух понятых. Препятствовать доступу проверяющих в помещение или здание категорически не рекомендуется, поскольку в этом случае налоговые органы составляют акт (пункт 3 статьи 91 НК РФ). Этот акт дает им право самостоятельно определить сумму налога к уплате только на основании имеющихся у них данных о компании или по аналогии с другими налогоплательщиками.
  • Истребование документов (статьи 93 и 93.1 НК РФ). Налогоплательщик обязан передать проверяющему все необходимые для проведения проверки документы.
  • Выемка (статья 94 НК РФ). Производится для выявления и подтверждения нарушений налогового законодательства. Следует учитывать, что выемку нельзя производить в ночное время (с 22.00 до 6.00 местного времени).
  • Экспертиза и получение экспертного заключения (статья 95 НК РФ). Запрещается проводить экспертизу по вопросам бухгалтерского учета, правовым и другим вопросам, знаниями в области которых обязаны обладать сами проверяющие.
  • Допрос (статья 90 НК РФ). При необходимости в ходе проверки проводится допрос свидетелей, которым могут быть известны обстоятельства, имеющие значение при осуществлении контроля со стороны налоговых органов. В качестве таких свидетелей могут выступать любые физические лица, за исключением тех, кто по роду деятельности имеет доступ к профессиональной тайне, — адвокаты, аудиторы, врачи, нотариусы и священнослужители. При вызове на допрос они имеют право заявить о невозможности давать показания (пункт 2 статьи 90 НК РФ).

Этап 3. Документальное оформление итогов проверки и ознакомление с ними проверяемого.

Результаты выездной налоговой проверки

В последней день проведения выездной проверки проверяющие в обязательном порядке составляют справку, содержащую информацию о предмете проверки, сроках проведения и вручают ее налогоплательщику. Эта справка фиксирует факт окончания проверки, при этом дата составления справки и дата окончания проверки должны совпадать. Сразу после вручения справки налоговый орган обязан прекратить проведение всех мероприятий по выездной проверке.

В течение двух месяцев со дня составления справки налоговый орган составляет акт налоговой проверки, форма которого регламентируется приложением № 23 к приказу ФНС России от 8 мая 2015года № ММВ-7-2/189. В акте фиксируются все нарушения, выявленные в ходе проверки:

  1. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК РФ).
  2. Нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии банковского счета (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  3. Непредоставление налоговой декларации (пункт 1 статьи 119 НК РФ).
  4. Нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК РФ).
  5. Неуплата или неполная уплата налогов и сборов (статья 122 НК РФ).
  6. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (статья 123 НК РФ).
  7. Непредоставление налоговым органам информации, необходимой для осуществления налогового контроля (пункт 1 статьи 126 НК РФ).
  8. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (статья 129.2 НК РФ).

Прочие нарушения фиксируются вне рамок выездной проверки.

Составленный и подписанный акт под расписку вручается налогоплательщику в течение 5 дней с даты его составления. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

По итогам проведения выездной проверки руководитель налогового органа или его заместитель выносит два вида решения:

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового преступления;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового преступления.

Во втором случае в решении отсутствуют штрафы, но могут быть начислены налоги и пени.

Срок проведения выездной налоговой проверки

По действующим правилам срок проведения выездной налоговой проверки не может быть больше двух месяцев. Он исчисляется с момента вынесения решения о ее проведении и заканчивается датой составления справки. Однако в некоторых случаях по решению руководителя налогового органа срок проверки может быть увеличен до четырех или шести месяцев (пункты 6, 8 статьи 89 НК РФ, письмо Минфина России от 11 июля 2011 года № 03-02-07/1-234).

Перечень оснований, которые могут повлиять на увеличение срока, изложен в пункте 2 Приложения № 4 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@, в их числе:

  1. Проверка крупнейшего налогоплательщика.
  2. Наличие у налогового органа информации о нарушении налогового законодательства, требующей дополнительной проверки.
  3. На территории, где идет проверка, возникли форс-мажорные обстоятельства — пожар, затопление.
  4. Несвоевременное предоставление налогоплательщиком требуемой информации.
  5. Наличие у проверяемой организации филиалов и обособленных подразделений.
  6. Иные обстоятельства, включая большое количество документов или проверяемых налогов.

В некоторых случаях выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя налоговой инспекции. Это делается для истребования информации о проверяемой организации у других лиц, для проведения экспертизы, для перевода документов с иностранного на русский язык. Приостанавливать проверку налоговая инспекция может неоднократно, при этом общий срок приостановления не может превышать шести месяцев (пункт 9 статьи 89 НК РФ).

Максимальный срок проведения выездной налоговой проверки с учетом продления и приостановления составляет 12 месяцев.

Типовые нарушения, выявляемые налоговыми органами

В ходе выездной проверки налоговых инспекторов больше всего интересуют документы, которые уменьшают налоговую базу по тому или иному налогу. Именно в этой сфере чаще всего и обнаруживаются нарушения, позволяющие налоговому органу накладывать штрафы и предписывать доначисление налогов. Поэтому тщательная подготовка перед выездной проверкой необходима по следующим пунктам:

  1. Книга учета доходов и расходов (для организаций на общем режиме). Доходы и расходы, отраженные в этой книге, будут сверены с банковскими выписками и кассовыми отчетами (фискальным, Z-отчетом и журналом кассира-операциониста). По указанным в книге расходам будет проведена тщательная проверка обоснованности произведенных затрат и наличие подтверждающих их первичных документов.
  2. Книга покупок (общий режим). Ее сверят с декларацией по НДС, также будет проверено наличие документов, на основании которых в книге были произведены записи.
  3. Книга продаж (общий режим). Будет проверена полнота и современность отражения выручки.
  4. Счета-фактуры. Проверка коснется наличия и правильности заполнения счетов-фактур и их соответствия действующему законодательству.
  5. Накладные проверяют на наличие необходимых реквизитов, печатей и подписей.
  6. Платежные документы и банковские выписки проверяются для выявления основных контрагентов проверяемого, а также правильности отражения безналичных доходов в книге учета доходов и расходов и книге продаж.

На заметку
Кроме указанных документов проверяющие могут запросить расчетно-платежные ведомости, сведения о численности сотрудников и их заработной плате, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.

Очень часто в ходе налоговых проверок выявляются ошибки в заполнении документов, например, неправильное указание реквизитов контрагентов, занесение информации не в те графы документа или простые арифметические ошибки в расчетах. При подготовке к проверке на них также нужно обращать внимание, поскольку налоговая инспекция посчитает это нарушением.

Как снизить риски, или Услуги генеральной репетиции визита налоговиков

Как правильно подготовиться к визиту налоговой службы и что следует предпринять, рассказал Роман Шишкин, к.ю.н., руководитель налоговой практики аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Избежать плановой налоговой проверки практически невозможно, но можно снизить риски ее проведения. Для этого необходима подготовка и тщательный анализ возможных ошибок. Самостоятельно сделать это для компании практически невозможно, поскольку компетенция сотрудников может оказаться недостаточной, особенно в области налогового законодательства. Мы предлагаем своим клиентам аналог выездной налоговой проверки силами нашей компании. Это в прямом смысле генеральная репетиция, дающая возможность основательно подготовиться к проверке, выявив и устранив все слабые места.

В ходе мероприятия мы помогаем сформировать наиболее правильную правовую позицию, рассмотреть различные варианты поведения при проверке, подготовиться к ответам на самые вероятные вопросы налоговых органов. Аналог проверки помогает сформировать реальную картину деятельности организации и выявить недочеты еще до того момента, когда они будут обнаружены налоговыми службами.

В рамках «репетиции» наши специалисты изучают уровень предусмотрительности компании при работе с контрагентами, соответствие зафиксированных операций реальному движению товаров и денежных средств, целевую направленность деятельности.

Кроме того, мы диагностируем налоговые риски, разрабатываем рекомендации по их устранению и при необходимости оспариваем результаты проверки в налоговых органах».

P.S. Согласно рэнкингу «Налоговый консалтинг», созданному агентством «Эксперт РА», КСК групп в 2016 году находится на 8-й строчке среди лидеров рынка данной услуги. На 2017 год в штате работает более 350 отраслевых экспертов, а количество завершенных проектов превысило 4000.

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой?

Какой период может быть охвачен налоговой проверкой,важно знать бухгалтерам, юристам и руководителям компаний, чтобы иметь возможность своевременно и аргументированно отвечать на претензии налоговых органов. Какие периоды подлежат контролю при разных видах проверок, вы узнаете из нашей статьи.

Общие положения о налоговых проверках

Период камеральной налоговой проверки

За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверки за период более 3 лет

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Общие положения о налоговых проверках

Налоговый кодекс РФ делегирует Федеральной налоговой службе России полномочия производить проверочные процедуры в отношении налогоплательщиков с целью контроля точности, своевременности и полноты уплаты налогов (ст. 31 НК РФ).

Проверочные мероприятия осуществляются:

  • камеральный контроль — по месту расположения отделения ФНС;
  • выездной — по адресу проверяемого налогоплательщика.

При этом Конституционный суд РФ разъясняет, что не предусматривается дублирование контрольных мероприятий в процессе осуществления камеральных и выездных процедур, поэтому при произведении выездной проверки не исключена вероятность выявления нарушений, которые не были выявлены при осуществлении камерального контроля (определение Конституционного суда РФ «Об отказе в принятии…» от 10.03.2016 № 571-О).

По итогам проведенных проверочных мероприятий оформляется акт по форме, соответствующей нормам приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение № 23), с перечислением выявленных за время проверки нарушений. Налогоплательщик при этом может составить письменные возражения на акт, которые также будут рассмотрены налоговой службой.

Подпишитесь на рассылку

Период камеральной налоговой проверки

При осуществлении налоговой камеральной проверки контрольные мероприятия осуществляются на основании анализа документации, имеющейся в распоряжении ФНС. При этом камеральные проверочные мероприятия могут осуществляться исключительно в отношении периода, за который налогоплательщик документы предоставил. То есть в том случае, когда предприятие направило декларацию по НДС за 2-й квартал 2017 года, в рамках камеральных проверочных процедур ФНС может проконтролировать правильность расчета рассматриваемого налога только за данный квартал. В то же время для проведения проверочных мероприятий специалисты ФНС имеют право использовать данные иных отчетных периодов.

Если по итогам камеральных проверочных процедур налоговая служба делает заключение, не относящееся к периоду, за который была направлена декларация или расчет, это является нарушением и поводом подать возражения на акт проверки ФНС. Такое решение по результатам проверочных процедур должно быть аннулировано в части, выходящей за рамки допустимого для осуществления проверки периода.

За какой период могут проверять при проведении выездной проверки?

Выездные проверочные процедуры осуществляются по месту нахождения фирмы, в связи с чем проверяющие имеют доступ к большему числу документации. В этом случае контролю подлежат любые временные промежутки деятельности фирмы, которые по стандартному правилу не могут превышать 3 лет, предшествующих году принятия решения об осуществлении выездных проверочных мероприятий (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

По аналогии решается вопрос о проверяемом временном этапе в случае:

  1. Осуществления повторных выездных проверочных мероприятий. Данная процедура вводится с целью контроля вышестоящими подразделениями ФНС нижестоящих структур. При проведении повторных проверочных мероприятий независимо от времени осуществления первичной выездной проверки анализируется точность исчисления по тем же налогам и за те же периоды, которые также не могут выходить за рамки 3 лет (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ).
  2. Выездного контроля реорганизуемого или ликвидируемого предприятия. Он проводится независимо от времени и предмета прошлых выездных проверочных мероприятий за период не более 3 лет (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Выездные проверки за период более 3 лет

Действующее налоговое законодательство предусматривает ряд исключений для случаев, когда период, в отношении которого осуществляются выездные проверочные процедуры, превышает предусмотренные 3 года. К числу таких исключений относятся:

  1. Подготовка проверяемым субъектом уточняющей налоговой декларации в рамках соответствующих выездных мероприятий (абз. 3 п. 4 ст. 89). В этой ситуации специалисты ФНС имеют право выйти за рамки 3-летнего периода и проверить промежуток времени, выходящий за рамки периода, по которому подготовлены уточняющие декларационные документы (письмо ФНС РФ от 29.05.2012 № АС-4-2/8792).
  2. Подготовка субъектом уточняющей декларационной документации со сниженной суммой налога (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Рассматриваемый случай предоставляет ФНС право провести повторные проверочные мероприятия, охватывающие период более чем в 3 года.
  3. Осуществление проверочных мероприятий в отношении резидента, выведенного из единого реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области (п. 16.1 ст. 89). Контроль таких налогоплательщиков осуществляется на базе норм ст. 288.1 и ст. 385.1 НК РФ.
  4. Осуществление выездной процедуры контроля в отношении налогоплательщика, использующего спецрежим налогообложения (при исполнении соглашений о разделе продукции), согласно гл. 26.4 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что к нарушениям процедуры при проведении выездной проверки не имеют отношения ситуации, когда решение вынесено налоговой инспекцией в одном году (к примеру, в конце 2016), а получено налогоплательщиком в другом (например, в начале 2017).

***

Таким образом, ответы на вопрос о том, за какой период проводится выездная налоговая проверка,однозначен, однако при этом важно учитывать, что законодательство предусматривает также исключительные ситуации. Что касается камеральных проверок, то проверяемый период охватывает только временной промежуток, по которому подается декларация.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *