0

Паспортные данные ИП

Имеет ли контрагент право запрашивать паспорт ИП в рамках заключения договора поставки?

Галина Волгина, Добрый день! Вот какой ответ я нашла.
Цитата (Практический журнал юриста, 13.12.2015 ):Вопрос
При заключении договора обязан ли индивидуальный предприниматель предоставлять копию паспорта (все необходимые свидетельства были предоставлены) по требованию другой стороны договора?
Ответ
В законодательстве РФ отсутствуют положения, обязывающие индивидуального предпринимателя предоставлять копию паспорта при заключении гражданско-правовых договоров. Чтобы минимизировать предпринимательские риски контрагент, (руководствуясь собственными представлениями о рисках) может, при заключении договора, попросить предоставить копию паспорта. Предоставлять копию паспорта или нет, решает сам гражданин (индивидуальный предприниматель). В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 паспорт является основным документом удостоверяющим личность гражданина. Никаких дополнительных функций он не несет.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1.Гражданский кодекс РФ. Часть первая. Статья 23. Предпринимательская деятельность гражданина. «1. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
2. Пункт утратил силу с 1 марта 2013 года — Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 302-ФЗ. — См.предыдущую редакцию.
3. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения».
2.Рекомендация. Какие документы нужно запросить у контрагента, чтобы исключить юридические риски. «Документы, которые нужно запросить у контрагента – индивидуального предпринимателя. До заключения сделки с индивидуальным предпринимателем у него также необходимо истребовать документы, подтверждающие его правовой статус. Однако этот перечень документов имеет некоторые особенности по сравнению с перечнем документов, запрашиваемых у юридического лица.
1. У индивидуального предпринимателя отсутствуют какие-либо учредительные документы – устав или учредительный договор.
2. Индивидуальный предприниматель действует на основании свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРИП).
3. У индивидуального предпринимателя нужно запрашивать выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
4. Документами, подтверждающими право индивидуального предпринимателя на подписание договора, являются свидетельство ОГРИП и паспорт гражданина РФ. В остальном действуют те же требования, что и для юридических лиц».
3.Рекомендация. Как работать с Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). «Какие сведения содержатся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП ЕГРЮЛ содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные данные о юридических лицах. Полный перечень сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ, установлен пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о государственной регистрации). ЕГРИП содержит сведения о приобретении и прекращении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, иные данные об индивидуальных предпринимателях. Полный перечень сведений и документов, содержащихся в ЕГРИП, установлен пунктом 2 статьи 5 Закона о государственной регистрации. Сведения и документы, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными (п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Следовательно, любое лицо может получить информацию об интересующем его юридическом лице или индивидуальном предпринимателе. Вместе с тем, на некоторые сведения распространяются особые правила. Во-первых, в виде выписки нельзя получить паспортные данные физического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: сведения о номере паспорта, дате его выдачи и об органе, выдавшем паспорт (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона о государственной регистрации). Например, организация или индивидуальный предприниматель не может запросить выписку с паспортными данными генерального директора другой компании. Это вправе сделать лишь органы государственной власти, иные государственные органы, суды, органы государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленных законодательством. В то же время паспортные данные физического лица организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляют тогда, когда эти данные содержатся: в копиях учредительных документов юридического лица; в сведениях о месте жительства индивидуального предпринимателя. Во-вторых, только по запросу физического лица можно получить сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя. Физическое лицо должно представить запрос непосредственно (лично) в налоговую инспекцию и предъявить свой паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (п. 5 ст. 6 Закона о государственной регистрации, п. 24 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – Административный регламент) утвержденного приказом Минфина России от 15 января 2015 г. № 5н). В-третьих, только по запросу физического лица можно получить справку о том, соответствуют ли сведения из реестра о конкретном физическом лице (например, о генеральном директоре компании) сведениям, указанным в запросе. Запрос нужно подать непосредственно (лично) в налоговую инспекцию, предъявив свой паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность (п. 6 ст. 6 Закона о государственной регистрации, п. 23 Административного регламента). 4.Рекомендация. Как убедить контрагента представить необходимые документы. «Контрагенты – индивидуальные предприниматели На первый взгляд кажется, что заключать договор с индивидуальным предпринимателем менее рискованно, поскольку он несет ответственность всем своим имуществом и чаще всего не является плательщиком НДС. Это облегчает взыскание дебиторской задолженности с должника и в то же время гарантирует отсутствие проверок налоговых органов в связи с предъявлением НДС к вычету. Исходя из этого, многие компании поверхностно проверяют документы индивидуальных предпринимателей при заключении с ними договоров. Тем не менее статус индивидуального предпринимателя вовсе не означает отсутствия необходимости запроса и проверки документов. На сайте ФНС России нет сведений об индивидуальных предпринимателях, поэтому проверить достоверность любых предоставляемых при заключении договора сведений можно только путем запроса следующих документов: 1) свидетельство о присвоении ЕГРНИП (единый государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя); 2) свидетельство о присвоении ИНН; 3) выписка из ЕГРИП (единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей). Некоторые компании запрашивают копии паспортов, но правильнее запросить выписку из ЕГРИП. В ней указаны в том числе и паспортные данные, а действительность паспорта, указанного в выписке, можно проверить на сайте ФМС России».

В современном деловом мире все виды отношений в обязательном порядке документируются и хранятся некоторое время. Эти документы могут описывать отношения не только с предприятиями, но и с индивидуальными предпринимателями (ИП). В статье будет рассмотрен вопрос заключения договора с ИП, и какие документы здесь нужны.

Порядок заключения

ИП представляет собой субъект малого бизнеса, на долю которого сегодня приходится до 90 % производительных сил. Поэтому договора, заключенные с ИП, считаются одними из самых распространенных документов в деловом мире.

ИП также является и физическим лицом, которое обладает правом на коммерческую деятельность. Право на занятие любой коммерческой деятельностью индивидуальный предприниматель получает только после регистрации в ЕГРИП. При этом ИП может заключать договора и как частное лицо без предоставления всех своих атрибутов как субъекта предпринимательской деятельности.

Для заключения любого типа договора с индивидуальным предпринимателем, следует в преамбуле соглашения указать обязательно правовой статус, в котором на данный момент времени выступает ИП. Также вместо отметки про правовой статус можно указать реквизиты ИП или данные паспорта частного лица. Таким образом индивидуальный предприниматель может фиксировать свое сотрудничество с любыми частными лицами, крупными компаниями или коммерсантами.

Процедура заключения договора предполагает следующие этапы:

  • составление текста договора;
  • ознакомление обеих сторон с документом;
  • заполнение регистрационной формы;
  • печать договора. Документ следует распечатывать в двух экземплярах. Это же правило действует и для дополнительных соглашений;
  • подпись договора представителями обеих сторон (руководитель учреждения или лицо, которое имеет полномочия для подписания).

Документ обязательно должен содержать оригинальные печати организации.

В процессе заключения убедитесь в том, что документ содержит следующую информацию:

  1. наименование предприятия, ведомости об участниках;
  2. адрес (юридический и физический);
  3. КПП, ИНН, ОГРН;
  4. расчетный счет;
  5. ОКВЭД, БИК, ОКПО;
  6. номер факса и контактный телефон;
  7. адрес электронной почты.

Также следует убедиться, что документ составлен надлежащим образом. По закону, договор в обязательном порядке должен содержать следующие пункты:

  • преамбулу. В ней четко прописываются следующие данные: порядковый номер соглашения, его наименование, место и дата составления, реквизиты и наименование сторон, указание полномочий. Вся информация не должна содержать ошибок;
  • предметная часть. В ней указываются намерения сторон, объект и предмет соглашения. Например, это может быть заем, аренда, купля-продажа, подряд или предоставление услуг;
  • материально-расчетная часть. Содержит указания касательно цены объекта договора, общую стоимость сделки, форму, порядок и способ оплаты, а также расчетные реквизиты.
  • период исполнения и срок действия соглашения. Если сроки не указаны, документ считается бессрочным;
  • форс-мажорные и дополнительные обстоятельства;
  • ответственность, которую несет каждая из сторон;
  • условия для расторжения и изменения;
  • заключительная часть. В ней предусматриваются конкретные механизмы для разрешения любых спорных вопросов и ситуаций между сторонами;
  • дата подписания.

Только при наличии вышеописанных частей договор будет соответствовать всем нормам закона и иметь юридическую силу. При отсутствии некоторых пунктов, даже при соблюдении правильного порядка оформления, договор не будет признан регистрационными организациями правомочным. Проследить за полноценным заполнением договора следует еще на первом этапе оформления, чтобы избежать проблем в будущем. Когда стороны ознакомились с текстом договора, то при согласии с условиями они оставляют на нем свои подписи.

После этого у сторон, подписавших документ, остается по одному экземпляру. При необходимости отправления соглашения в регистрационные организации, документ можно отправить следующими способами:

  1. отправить через факс;
  2. воспользоваться услугами курьерской службы;
  3. по электронной почте.

Данный вид соглашения зачастую заключается в общем порядке. Не забудьте, в реквизитах обязательно следует указать, что одна из сторон является индивидуальным предпринимателем. Если обеими сторонами соглашения выступают индивидуальные предприниматели, тогда договор может вообще не заключаться (например, при проведении наличных расчетов). Однако это в некоторой степени считается нарушением действующего законодательства.

Документы

Для заключения соглашения с индивидуальным предпринимателем необходимо наличие следующих документов:

  • свидетельство о том, что была проведена постановка на налоговый учет для юридического лица (копия);
  • ИНН;
  • свидетельство, подтверждающее факт регистрации/перерегистрации в ЕГРИП;
  • выписка из ЕГРИП (копия). Срок выдачи в ИФНС составляет не более одного месяца;
  • паспорт ИП (копия).

Стоит отдельно отметить, что если одна из сторон подписывает договор по доверенности, тогда необходимо предоставить его копию.

Как видно, заключить договор с ИП можно без особых трудностей. Главное соблюдать все требования к документу. Если присутствуют какие-либо сомнения, можно обратиться за помощью к юридическим компаниям. В таком случае юридическая сторона вопроса будет безупречной.

Видео «Заключаем договор с ИП»

Запись о том, как заключить трудовой договор между ИП и работниками.

Если у Вас остались какие-то вопросы, обращайтесь по телефону:
8 (800) 777-08-62 доб. 146
P.S. — Звонок с территории РФ бесплатный.

Какие документы от моего ИП я должен предоставить контрагенту при заключении разового договора на мои услуги

Добрый день! Обязанности по предоставлению каких либо документов для заключения договора на услуги законодательно не закреплено, но рекомендовано так как при заключении сделок необходимо проявлять «должную осмотрительность», проверять «добросовестность» и «благонадежность» контрагентов.

Письмо Минфина России от 29 ноября 2013 г. № 03-02-07/1/51753 О подтверждении добросовестности контрагента налогоплательщика

Меры по установлению надлежащей деловой репутации контрагента по гражданско-правовому договору включают в себя, в частности, получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверку факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, подтверждающего необходимые полномочия представителя на подписание документов от имени контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

По мнению Минфина,

в целях проверки благонадежности достаточно запросить учредительные документы контрагента и документы о полномочиях его представителей. Кроме того, проверить контрагента можно на сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков».

То есть выписку на ИП контрагент может и самостоятельно получить.

При этом, возможность заключения договора не может быть поставлена в зависимость от факта непредставления таких документов. Но многие в условия договора вносят перечень документов, которые необходимо предоставить и в случае не исполнения данной обязанности прописывают штрафные санкции. Представить контрагенту учредительные документы и документы, подтверждающие полномочия представителя, вполне целесообразно, представить их можно в копиях, заверенных уполномоченным лицом и печатью организации. Нотариально заверять документы не требуется. Копию паспорта Вы праве не передавать, а сообщить его данные. Если все же требуют копию паспорта можете частично закрыть на странице данные или фото, для того, что бы копиями не могли воспользоваться в других случаях. Вы можете до заключения договора предоставить банковские реквизиты, копии огрнип и инн.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *