0

Открытый конкурс по 44

Понятие

Конкурс представляет собой закупочную процедуру, которая широко востребована в качестве надёжного способа определения поставщиков по 44-ФЗ.

Она позволяет заказчику выделить среди поставщиков, подрядчиков, исполнителей тех, кто выступает с наилучшими предложениями с точки зрения качественных характеристик товаров, работ, услуг и при этом обладает высокой квалификацией в своём сегменте деятельности.

Это отличает конкурсы от других торговых процедур, например, аукционов, где во главу угла ставится цена.

Виды конкурса

44-ФЗ с 01.01.2019 г. обязал организаторов закупок проводить торги в электронном виде.

Бумажная форма закупок осталась доступной лишь при:

  • осуществлении закупочной деятельности за пределами РФ;
  • удовлетворении потребностей в осуществлении неотложной медицинской помощи;
  • проведении предварительного отбора участников закупки для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий ЧС природного или техногенного характера;
  • осуществлении закрытых форм закупок;
  • проведении закупок у единственного поставщика;
  • осуществлении закупок, произведённых по правительственным решениям.

Закупочные конкурсы могут подразделяться на открытый и закрытый виды. При этом правила проведения обоих конкурсных видов практически идентичны. Различаются они лишь по свободе доступа участников к конкурсным процессам.

  1. В открытом конкурсе может принять участие любой желающий, отвечающий заявленным требованиям.
  2. Для участия в закрытом конкурсе требуются приглашения, которые заказчик рассылает интересующим его поставщикам. Информация о проведении закрытой торговой процедуры не подлежит разглашению в открытом доступе. Специальные условия, свойственные проведению закрытого конкурса, предполагают предварительный квалификационный отбор его участников.

Проведение закрытого конкурса обуславливается:

  • наличием необходимой продукции только у ограниченного числа поставщиков или обладанием требуемой заказчиком квалификацией, которая имеется у ограниченного количества поставщиков;
  • конфиденциальным характером предлагаемой продукции или её принадлежностью к оборонной сфере;
  • неоправданностью рассмотрения большого числа заявок из-за того, что цена закупаемой продукции несоизмерима со временем и расходами, на это рассмотрение потраченных.

Ст. 48—55 44-ФЗ устанавливают процедуру и особенности проведения открытого конкурса.

При этом в ч. 2 ст. 48 44-ФЗ перечисляются случаи, когда проведение госзакупок через открытый конкурс недопустимо:

  • при наличии закупочного объекта в аукционном перечне правительственного Распоряжения № 471-р от 21.03. 2016 г., которое предписывает в данном случае закупать товары только посредством электронного аукциона;
  • в процессе закупок технически сложных, инновационных и высокотехнологичных товаров, а также при заключении контрактов на обслуживание музейных экспонатов, исторических и культурных памятников, для чего необходимо проведение конкурсов с ограниченным участием;
  • в случае принадлежности закупочного объекта к гостайне или при необходимости заключения контракта на устройство выставок, оказание услуг страхования, перевозку культурных ценностей.

Кроме закрытого и открытого видов конкурса, существует также двухэтапный конкурс. От классического открытого конкурса он отличается только тем, что его участники подают заявки в 2 этапа:

  1. Сначала они выдвигают предложения касательно своей кандидатуры и подтверждают своё соответствие выдвинутым заказчиком требованиям.
  2. На втором этапе прошедшие предварительный отбор участники делают заявки со своими ценовыми предложениями.

Ещё одной разновидностью конкурса выступает совместный конкурс. Ст. 25 44-ФЗ предусматривает для заказчиков возможность объединения и кооперативной закупки товаров посредством единой торговой процедуры.

Такие конкурсы служат для привлечения к участию больших оптовых компаний и сопутствующей данному процессу экономии бюджетных средств.

Кроме перечисленных выше конкурсных видов существуют также такие их вариации:

  • открытый с ограниченным участием;
  • закрытый с ограниченным участием
  • двухэтапный закрытый.

При этом ограниченное участие, например, в открытом конкурсе означает, что к участникам, кроме общих требований, заказчик предъявляет ещё и дополнительные. Чтобы принять участие в таком конкурсе и победить в нём, желающим необходимо пройти предквалификационный отбор и предложить лучшие условия исполнения контракта.

Этапы процедуры

Этапы конкурсной процедуры состоят из:

  1. Публикации заказчиком извещения о проведении конкурса с указанием адреса ЭТП, требования для поставщиков, список необходимых документов и сроки всех закупочных этапов. За 5 дней до завершения срока подачи заявок любой участник вправе направить через площадку запрос на разъяснения, на который заказчик обязан ответить в течение 2 рабочих дней.
  2. Направления участниками своих заявок, состоящих из 2 частей, вместе с ценовыми предложениями. Сбор заявок длится минимум 15 рабочих дней. По завершении приёма заявок ЭТП в пределах 1 часа присваивает каждой заявке идентификационный номер.
  3. Оценки заказчиком первых частей заявок. Срок рассмотрения при этом связан с начальной стоимостью и закупочной темой, длясь от 1 до 15 суток.
  4. Составления заказчиком протокола, которые отправляется на ЭТП на позднее следующего рабочего дня.
  5. Сообщения оператором площадки участника результаты рассмотрения первых частей, в случае отклонения обязательно указывая его причину. Параллельно называется минимальная цена, предложенная кем-то из участников, без его называния.
  6. Назначения на следующий рабочий день переторжки, в которой участвовать не обязательно, но полезно в целях улучшения своих перспектив. Каждый участник имеет возможность снизить цену только 1 раз.
  7. Рассмотрения заказчиком вторых частей заявок. Данный процесс должен длиться не более 5 дней.
  8. Составления заказчиком протокола, его подписания, отправления на ЭТП и публикации в ЕИС.

Документация для заказчика

Подлежащая размещению в ЕИС конкурсная документация заказчика должна состоять из:

  • наименования, подробного описания объекта закупки с обоснованием НМЦК;
  • названия валюты, определяющей контрактную цену и расчёт с победителем;
  • разъяснения метода оценки заявки на участие в конкурсе и значимости отдельных оценочных критериев;
  • сведений о возможностях отзыва заявок и порядка внесения в них поправок;
  • размера заявочного обеспечения и условий гарантий банков;
  • условий одностороннего отказа от контракта;
  • техзадания с требованиями с закупочному объекту.

Конкурсная документация допускает внесение изменений не позднее чем за 5 дней до завершения срок подачи заявок.

При этом поправки должны быть опубликованы в ЕИС на протяжении 1 рабочего дня. Все участники также должны быть уведомлены об этих изменениях в протяжении 2 рабочих дней.

Документация для поставщика

Потенциальные участники конкурсных торгов составляют заявочные документы, которые включают в себя:

  • название и месторасположение юрлица (ФИО, адрес проживания и реквизиты паспорта для физлиц);
  • данные об учредителях физлица, членах исполнительного органа;
  • ИНН;
  • выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ, запрошенная не позднее, чем за 6 месяцев до размещения информации в ЕИС;
  • заверенный нотариально перевод в случае, если участник госзакупки является иностранным физлицом;
  • копия решения о назначении руководителя;
  • ценовое предложение;
  • декларация, указывающая на соответствие участника требованиям закупки;
  • платёжное поручение с отметкой банка, подтверждающая факт внесения обеспечения по контракту.

Непосредственно заявка на участие в электронном конкурсе состоит из 2 частей, к которым прилагается ценовое предложение.

Первая заявочная часть состоит из:

  • товарной характеристики;
  • согласия выполнить работы или услуги;
  • названия страны происхождения в условиях нацрежима.

Во вторую часть заявки входят:

  • сведения об участнике;
  • подтверждающие квалификацию участника документы;
  • справки, дающие право на преференции.

Сведения о ценовом предложении открываются заказчику в последнюю очередь.

Рассмотрение заявок

Конверты с заявками вскрываются публично и в сроки, которые указаны в конкурсной документации, после чего составляется протокол, размещаемый в ЕИС. Для определения конкурсных результатов заказчику и подписания контракта с победителем отводится 20 дней.

Если закупки осуществляются в сфере искусства, науки и культуры, то к данному сроку может быть добавлена ещё декада.

Правила оценки заявок, поступивших от участников закупки, должны соответствовать критериям, изложенным в ПП РФ № 1085 от 28.11.2013 г.

Конкурсный победитель определяется по наилучшим качественным показателям в отношении предлагаемых товаров, работ, услуг, уровню квалификации поставщика, подрядчика, исполнителя совокупно с лучшими ценовыми предложениями на этом фоне. То есть победителю необходимо соблюсти ярко выраженную гармонию между качеством и ценой предлагаемого объекта закупки.

Итоги конкурса между тем любой участник вправе обжаловать в ФАС.

Отмена закупки

44-ФЗ даёт возможность заказчику при необходимости отменить конкурс, но не позднее, чем за 5 дней до завершения срока подачи заявок.

Уменьшение этого срока допустимо лишь при проявлении обстоятельств непреодолимой силы.

Конкурсные закупки представляют собой достаточно сложный торговый процесс, чтобы удачно вписаться в который поставщикам, подрядчикам, исполнителям необходимо приложить немалые усилия для поиска баланса между качеством предлагаемого и его ценой. Зато в итоге конкурс по 44-ФЗ даёт возможность заказчику всеобъемлюще удовлетворить свои запросы, а участниками позволяет проявить свои лучшие качества.

Открытый конкурс по 44‑ФЗ: как заказчик определяет победителя?

Можно объявить закупку в любом случае, за исключением этих:

  • Объект закупки входит в аукционный перечень,
  • Закупают технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары,
  • Объект закупки — гостайна.

Процедура в среднем занимает 1–1,5 месяца. Но с 1 октября 2018 можно провести конкурс и в электронном виде — это немного быстрее.

Этап Сроки
Публикация закупки в ЕИС Не меньше, чем за 20 дней до вскрытия конверта с заявками
Прием, регистрация заявок Участник подает только одну заявку. Если нужно внести изменения, то старую заявку отзывают.
Вскрытие конвертов с заявками и составление протокола Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Процедуру нужно провести в 1 рабочий день.
Оценка заявок Заказчик рассматривает заявки не дольше 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если закупка на выполнение работ в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик может рассматривать заявки до 30 дней. После этого публикует в ЕИС итоговый протокол.
Подведение итогов Победителем открытого конкурса становится участник, который предложил лучшие условия для исполнения контракта по критериям заказчика.
Заключение контракта с победителем Не раньше, чем через 10 дней, но и не позже чем через 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

Что заказчик публикует в извещении?

Заказчик обязан прописать в документах:

  • Сведения о своей организации, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и контракта.
  • Требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они предоставляют.
  • Способы получения конкурсной документации (курьером, почтой, по электронной почте), срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.
  • Место, дату и время вскрытия конвертов с заявками.
  • Преимущества. Например, для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • Запреты и ограничения допуска товаров.
  • Реквизиты счета для обеспечения заявок и исполнения контракта.

Изменения в закупке и запрос разъяснений

Заказчик может вносить изменения столько раз, сколько потребуется, но не имеет права менять объект закупки или увеличивать размер обеспечения заявки. Последнее изменение он может внести не позже пяти дней до окончания подачи заявок.

В тот же день, когда заказчик внес изменения, он размещает обновления в ЕИС и продлевает срок подачи заявок. С даты размещения изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не меньше 10 рабочих дней.

Любой участник открытого конкурса может направить запрос разъяснений заказчику в письменной форме. Он должен прийти заказчику не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. У заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы ответить.

В течение одного рабочего дня заказчик размещает такие разъяснения в ЕИС с указанием предмета запроса, но не указывая автора запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Как готовить и оформлять заявку?

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31, 44-ФЗ. Требовать от участника другие документы и информацию, кроме указанных в статье, заказчику нельзя. Посмотрим, какие документы нужно готовить, чтобы участвовать в конкурсе:

  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) не старше 6 месяцев.
  • Документ, который подтверждает полномочия руководителя юрлица (копия решения о назначении или об избрании, копия приказа о назначении физического лица на должность).
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии учредительных документов.
  • Декларация соответствия.
  • Документы, которые подтверждают добросовестность участника открытого конкурса, если он снизил НМЦ на 25% и ниже.
  • Документы, которые подтверждают, что внесено обеспечения заявки: платежное поручение банка или включенная в реестр банковская гарантия.
  • Предложение участника открытого конкурса по критерию «Квалификация участников» и «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
  • Другие документы, который поставщик может приложить по своему усмотрению.
  • Опись документов. Все листы «бумажной» заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы.

Подписанную заявку запечатывают в конверт, через который нельзя увидеть его содержание. На самом конверте можно не указывать сведения о своей компании — заказчик примет и зарегистрирует конверт и без этой информации.

Как заказчик оценивает заявки?

Общий порядок оценки есть в ст. 32, 44-ФЗ, а подробные критерии описаны в правилах из постановления правительства № 1085. Критерии делятся на две группы:

  • Стоимостные. К ним относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара и расходы, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
  • Нестоимостные. Это качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация и опыт участника.

При выборе победителя заказчик обязан использовать не меньше двух критериев. Один из них — цена. Сумма значимости всех критериев — 100 процентов. Заказчик может сам указывать значимость критериев, но должен учитывать их максимальную и минимальную величину из постановления №1085.

Например, в постановлении прописан особый порядок оценки заявок при закупке строительных работ. Заказчик обязан предусмотреть показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Доля этого показателя должна быть не меньше 50% от всех остальных нестоимостных критериев.

Комиссия не может применять критерии оценки заявок, которых нет в документах закупки (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Посмотрим пример конкурса, в котором выбрали оператора ЕИС на первую половину 2017 года с НМЦ закупки 82 500 000 рублей.

В постановлении №1085 указана предельная значимость критериев в закупках на обслуживание государственных информационных систем:

  • Цена контракта имеет «вес» 30%,
  • Квалификация участника — 70%.

Нестоимостный критерий, или квалификацию, заказчик разбил на две части:

  • «Качественные характеристики объекта закупки» — 25%,
  • «Квалификация специалистов и деловая репутация участников закупки» — 45%.

Требованиям соответствовали заявки от 5 компаний. Подробные параметры, по которым заказчик оценивал участников, можно посмотреть в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Итог получился таким:

Участник Цена в рублях Баллы за цену (max 30) Качество услуги (max 25) Квалификация (max 45) Итоговый балл
1. Телемаркет 78 345 000 15,51 25 18 58,51
2. Систематика 66 000 000 18,41 25 10,44 53,85
3. Сбербанк-АСТ 80 000 000 15,19 25 18 58,19
4. МЦФЭР 80 000 000 15,19 25 45 85,19
5. Инфоколл 40 500 000 30 0 0 30

Из подробных параметров в протоколе видно, что решающую роль в победе МЦФЭР сыграл опыт выполнения подобных работ за последние три года. Так как у других поставщиков такого опыта нет, выиграть закупку кому-то другому получится, только если заказчик расставит другие приоритеты.

Принимая участие в конкурсах, смотрите, не перевесит ли один критерий, в котором вы не очень сильны, все остальные преимущества.

Когда открытый конкурс признают несостоявшимся?

Есть две такие ситуации:

  • Не подали ни одной заявки,
  • Есть только один участник, заявка которого соответствует всем требованиям.

Если нет ни одной заявки, заказчик проводит повторный конкурс. Если и он не состоится, то запрос извещений. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Может ли заказчик отменить открытый конкурс?

Это можно сделать не позже, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. Заказчик размещает извещение об отмене процедуры в ЕИС на следующий день или в день, когда он принял решение об отмене конкурса.

Если заказчик пропустил этот срок, то отменить процедуру можно, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы (п. 3, ч. 401 ГК РФ). Закрытого списка нет, поэтому заказчик прописывает их в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д.

Когда заключат контракт?

Контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола. Контракт заключается только после того, как победитель обеспечит исполнение контракта.

Другие способы закупок, о которых мы уже писали:

  • Электронный аукцион,
  • Запрос котировок,
  • Запрос предложений,
  • Закупка у единственного поставщика.

Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

от 18.11.2019

Скачать типовую заявку на участие в конкурсе в электронной форме

на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг

Скачать образец протокола рассмотрения первых частей

Скачать образец протокола рассмотрения вторых частей

Скачать образец протокола подведения итогов

Краткая инструкция по проведению электронного конкурса

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

Шаг 1. Готовим извещение и документацию

В ст. 54.1-54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в документации о конкурсе.

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов не провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Шаг 2. Определяем участников

В п. 1 ч. 3 ст. 54.2 44-ФЗ указано,что в извещении прописывают, где открытый конкурс в электронной форме проводится, — на одной из 8 электронных площадок:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе). Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Когда завершится период, отведенный на подачу заявок в конкурсе, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Этот протокол передают оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).

ВАЖНО! До 31.12.2019 объявлен переходный период, следовательно, в составе заявки тех участников, которые аккредитовались на площадках до 01.01.2019, не будут направлены документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки такую документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников конкурса (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 закона о контрактной системе).

Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

ВАЖНО! Члены комиссии вправе отстранить участника закупки за предоставление недостоверных сведений на любом этапе проведения торгов (ч. 5 ст. 54.7 44-ФЗ). Если комиссия обнаружила такое несоответствие, то в обосновании указывают, что не соответствует в заявке участника, и сопоставляют эти данные с положениями документации (п. 3 ч. 6 ст. 54.5, п. 3 ч. 7, п. 2, 4 ч. 12 ст. 54.7 закона о контрактной системе).

Шаг 3. Рассматриваем первые части заявок

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Шаг 4. Рассматриваем вторые части заявок

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

Шаг 5. Подводим итоги

Конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Шаг 6. Разъясняем результаты

После того как процедура завершена, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ).

Что делать, если закупка не состоялась

Основания для признания закупки несостоявшейся

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса:
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Что должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, согласно положениям статьи 51 №44-ФЗ?

Конкурсом по 44-ФЗ называется конкурентный способ отбора поставщика товаров, работ и услуг. В рамках такой закупки побеждает лицо, которым были предложены наилучшие условия выполнения государственного контракта (по ч. 3 ст. 24 44-ФЗ). Конкурс является более сложной формой закупки, чем аукцион, и его проведение оправдано в случае, если заказчику необходимо учесть комплекс факторов при оценке заявки на участие в закупке, а не только ценовые параметры.

Общие сведения

Конкурсы в рамках 44-ФЗ бывают закрытые и открытые. При открытых конкурсах информация о закупочных мероприятиях сообщается неограниченному кругу лиц, а к участникам процедуры применяют единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ. Стать участником конкурса в открытом формате может любое заинтересованное лицо, которое соответствует требованиям закупки.

Открытый конкурс заказчик может проводить при любых закупках за некоторыми исключениями, которые содержатся в 44-ФЗ. Это, например, товары, работы и услуги, которые допускается закупать только посредством аукциона; если закупаются технически сложные товары; закупаются объекты культурного наследия; если заказчик обязан применять закрытый способ отбора поставщика (например, сведения о закупке составляют государственную тайну).

Открытый конкурс, как закупочная процедура, имеет достоинства и недостатки. Преимуществами конкурса являются:

  1. Возможность учета качественных характеристик товара, помимо цены.
  2. Возможность передачи части функций по организации и проведению закупки в ЕИС специализированной организации по ч. 1 ст. 40 44-ФЗ.
  3. Отсутствие рисков нарушения порядка закупки из-за технических сбоев (при проведении конкурса в бумажном виде).

Недостатками конкурса являются высокая вероятность проверки на правильность выбора формы закупки; длительность процедуры закупки (по сравнению, например, с запросом котировок и предложений); высокая вероятность рисков возникновения претензий к заказчику; расширенные обязанности заказчика по приему и регистрации заявок на участие в закупке (так как заказчик учитывает большее количество критериев по сравнению с электронным аукционом).

Процедура проведения открытого конкурса

Процедура проведения открытого конкурса предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению конкурса и организация процедуры.
  2. Подготовка конкурсной документации и ее утверждение. В состав такой документации входят общие положения, информационная карта конкурса, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, проект контракта и пр.
  3. Размещение сведений об открытом конкурсе. На этом этапе в ЕИС размещаются сведения о закупке.
  4. Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе в специальном журнале.
  5. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, которые были поданы в электронном виде.
  6. Определение участников и победителя закупки в виде открытого конкурса. По результатам готовится протокол оценки заявок на участие. Он размещается в ЕИС, а копия протокола направляется победителю закупки.
  7. Заключение госконтракта с победителем конкурса в открытой форме.

После подачи заявок на участие в открытом конкурсе их рассматривает закупочная комиссия заказчика. По результатам рассмотрения заявок каждой присваивается порядковый номер в порядке уменьшении выгодности предложенных условий выполнения контракта. Побеждает лицо, чьей заявке был присвоен первый номер. Именно ему направляется проект контракта. При его уклонении от подписания контракта заказчик может предложить подписать контракт участнику, который стал вторым.

Если несколько участников закупки предложили одинаковые условия исполнения контракта, то побеждает тот, кто подал заявку первым. Соответствие каждому критерию отбора поставщика в рамках открытого конкурса оценивается по стобалльной шкале, а итоговый рейтинг определяется, как сумма рейтингов по каждому критерию.

Перед подачей заявки на участие в конкурсе участнику следует обратить внимание на следующие условия проведения открытого конкурса:

  1. Требования к участнику конкурентной процедуры. Заказчики предъявляют к поставщикам различные требования и используют разные критерии оценки заявок. Наиболее распространенными критериями оценки заявок являются цена контракта, качественные, количественные, функциональные характеристики объекта. Каждому из критериев оценки заявок может присваиваться коэффициент значимости. В качестве требований к поставщикам могут выступать наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и материалов для выполнения обязательств, наличие дипломированных специалистов с опытом работы, положительная деловая репутация и прочие требования в зависимости от предмета закупки.
  2. Наличие ограничений для участия в закупке. Например, закупка может проводиться только среди субъектов малого предпринимательства, тогда другие категории бизнеса участвовать в ней не смогут.
  3. Сроки подачи заявок на участие. Перед участием в открытом конкурсе стоит оценить, успеет ли поставщик уложиться в отведенные ему сроки. По общему правилу с момента публикации извещения до вскрытия конвертов должно пройти не менее 20 дней.

Что регулирует статья 51 44-ФЗ

Статья 51 44-ФЗ содержит порядок передачи заявок на участие в открытом конкурсе. Она состоит из 13 частей.

В ч. 1 данной статье указывается на форму, сроки и порядок представления заявок на участие в конкурсе.

В ч. 2 дополнительно подчеркивается требование об обязательном письменном формате заявки и на необходимость передачи заявки в запечатанном конверте. Здесь также приведены сведения, которые нужно включить в заявку и перечень прилагаемых документов.

В ч. 4 указана обязанность участника прошить и пронумеровать предоставляемую документацию.

На основании ч. 5 заказчик не вправе запрашивать от участника дополнительные документы, которые не указаны в ч. 2.

В ч. 7 закреплено условие о том, что участник вправе передать только одну заявку на участие в конкурсе.

В ч. 10 указаны сроки подачи заявок на участие.

В ч. 13 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда открытый конкурс признается несостоявшимся.

Форма и порядок подачи заявки

Подача заявки на основании ч. 2 ст. 51 44-ФЗ может осуществляться в двух форматах:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном формате.

При стандартной форме закупки заказчику передается непрозрачный конверт, содержащий заявку на участие. На конверте не содержатся контактные и персональные данные, но на нем указывается номер закупки, на участие в которой делается предложение участником. Участники закупки не могут указывать на конверте свое наименование, ФИО и адрес.

Все листы заявки на участие нумеруются и сшиваются в тома, а документы из одной заявки включаются в специальную опись. Если страницы не пронумерованы, то отклонить заявку на участие заказчик не вправе (по ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подписываются участником конкурса или уполномоченным лицом. Каждый участник может сделать только одно предложение. Если он хочет изменить ранее поданное предложение, то первоначально поставщику нужно отозвать старое предложение, а затем подать новое.

Заявка должна быть подготовлена на русском языке и исключать двоякие толкования закупочной документации. Форма предоставления заявки на участие обычно приведена в составе документации на открытый аукцион.

Обязанность заказчика включить в состав конкурсной документации требования к форме заявки на участие в конкурсе прописаны в п. 4 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ.

Форма заявки произвольная, но в ней стоит прописать поля для отражения сведений об участнике закупке и для отражения предложения участника в отношении объекта закупки (его технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик). Форму заявки на участие утверждает специалист контрактной службы. Ее утверждает руководитель заказчика не позднее, чем за 20 дней до окончания приема заявок.

Также в состав закупочной документации входят инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе. В эту инструкцию нужно включить требования к изложению сведений в заявке, требования к предоставленному предложению участника и сведениям, которые прилагает участник в составе заявки для оценки его предложения по нестоимостным критериям.

Форма в составе документации является типовой и рекомендованной, но по желанию поставщик может придерживаться свободного формата представления данных. Использование рекомендованного образца может упростить работу поставщику: ему достаточно будет указать свое ценовое предложение, задекларировать свое желание участвовать в закупке и соответствие требованиям. Образец заполнения заявки на участие в открытом конкурсе можно посмотретьздесь.

Доступ к заявкам на участие предоставляется заказчику только после истечения сроков на подачу заявок для участия в закупке. Лица, которые ответственны за сохранность заявок, не могут допустить повреждения конвертов.

На основании ч. 13 ст. 51 44-ФЗ открытый конкурс признается несостоявшимся, если на участие поступила только одна заявка, или только одна заявка была признана соответствующей требованиям документации. Заявки, которые поступили с нарушением сроков, возвращаются участникам.

Что входит в содержание

Заявка на участие, или предложение участника – это условия исполнения им контракта, которые предлагаются участником, сведения о технических, качественных и функциональных характеристиках объекта закупки.

В заявке на участие в открытом конкурсе указывается следующая информация:

  • наименование и реквизиты заказчика открытого конкурса;
  • название участника процедуры, его юридический адрес, ИНН учредителей и контактные сведения, ФИО, паспортные данные, адреса проживания и номер телефона для физлиц;
  • цена госконтракта: она указывается по усмотрению участника, но не может превышать НМЦК. По умолчанию стоимость контракта является твердой и не подлежит пересмотру. Все налоги, пошлины и обязательные сборы в обязательном порядке нужно предусмотреть в составе цены;
  • сведения о количественных, функциональных и качественных характеристиках предмета конкурентной процедуры. В составе закупочной документации предмет закупки обычно сопровождается словами «не более», «не менее» и пр., тогда как участнику следует прописать конкретные значения.

От участника может потребоваться указание сведений о наличии квалифицированных специалистов для выполнения работ, информация об опыте выполнения аналогичных работ, данные о деловой репутации участника конкурса и прочие сведения об открытых конкурсах.

Обязательные документы

Отдельного внимания заслуживает документация, которая подается в составе заявки на участие. Документы, которые нужно приложить участнику открытого конкурса, перечислены в ст. 51 44-ФЗ. Все они подразделяются на обязательные и дополнительные. Последние заказчик может потребовать от поставщика для участия в конкурсе, а может и не запрашивать их.

Всеми участниками открытых конкурсов к заявке на участие прилагаются (по ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  1. Выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) и из ЕГРИП (для ИП) со сроком действия до полугода.
  2. Сведения о регистрации по законодательству родной страны (для иностранных лиц), переведенные на русский язык.
  3. Документ, подтверждающий полномочия руководства юрлица, позволяющий действовать без доверенности (копия протокола общего собрания об избрании руководителя или приказа о назначении директора).
  4. Доверенность на представителя (оригинал или его нотариальная копия), если он действует по доверенности.
  5. Декларация о соответствии лица требованиям для участников закупок, прописанных по пп. 3-9 ч. 1 ст. 31.
  6. Копия устава предприятия и прочих учредительных документов (для юрлиц).
  7. Решение об одобрении крупной сделки (если по сумме контракта сделка относится к числу крупной).
  8. Документы, указывающие на право заказчика на преференции по 44-ФЗ. Такие преимущества предоставляются по ст. 28, 29 44-ФЗ для учреждений УИС и организаций инвалидов.
  9. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным ограничениям: если закупка проводится в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ и соответствующим Постановлениям Правительства. Предоставление данных документов не является обязательным, но если заказчик не приложил их в составе заявки, то поставляемая им продукция будет приравнена к иностранной (то есть данную заявку могут отклонить или не предоставить положенные преференции).
  10. Декларация о принадлежности к СМП и социально-ориентированным НКО.
  11. Документы, подтверждающие внесение обеспечение заявки на участие в конкурсе. В качестве таких документов выступает платежное поручение, которое подтверждает перевод обеспечения, либо оформленная должным образом банковская гарантия.
  12. Документы, подтверждающие добросовестность заказчика по требованиям антидемпингового законодательства по ст. 37 44-ФЗ.

На основании ч. 3 ст. 51 44-ФЗ в состав заявки на участие в открытом конкурсе дополнительно допускается включить рисунок, эскиз, чертеж, фотографию, пробник товара.

В некоторых случаях заказчик устанавливает дополнительные требования в части документального сопровождения заявки на участие. Например, он может потребовать документы по наличию финансовых и рабочих ресурсов у поставщика для исполнения контракта.

Перечень дополнительных документов во многом зависит от специфики процедуры. В частности:

  • в строительных закупках от подрядчика запрашивают свидетельство СРО;
  • в закупках с гостайной – копию лицензии на работу с гостайной;
  • для аудиторских организаций – копию выписки из реестра аудиторских организаций;
  • копия лицензии ФСБ в закупках с грифом «секретно».

Отдельный комплект образуют документы, подтверждающие квалификацию участников открытых конкурсов. В состав такой документации можно включить:

  1. Копии исполненных договоров за последние 5 лет или выписка из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  2. Акты сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающие успешное исполнение условий контракта.
  3. Копии приказов о приеме на работу.
  4. Копии трудовых книжек.
  5. Копии гражданско-правовых договоров.
  6. Копии дипломов о высшем и средне-специальном образовании.
  7. Копия формы КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности…».

Стоит отметить, что участник прилагает документы, которые подтверждают его должный уровень квалификации только по своему усмотрению, и их отсутствие не является основанием для отклонения заявки на участие.

Отдельного внимания заслуживает декларация о соответствии требованиям. Если конкурс проходит в электронном формате, то такая декларация подается с помощью функционала ЭТП. Лицо в составе предложения на участие в конкурсе в бумажной форме подает декларацию в подтверждение того, что оно не находится на стадиях банкротства или ликвидации, его деятельность не приостановлена по нормам КоАП; отсутствует конфликта интересов с представителем заказчика; у лица отсутствует задолженность по налогам и сборам, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов; руководство юрлица не имеет судимости в экономической сфере (незаконное предпринимательство, дата или получение взятки).

Нередко заказчик прописывает требование об отсутствии сведений об участнике в РНП. Данный факт также следует задекларировать.

Внесение обеспечения и требования к нему

В рассматриваемом 44-ФЗ указано, что заказчики в рамках открытых конкурсов вправе установить требование о необходимости внесения обеспечения заявки на участие. Такое обеспечение призвано подтвердить серьезность намерений поставщика и стимулирует его к подписанию контракта в случае победы: при уклонении от подписания контракта обеспечение не возвращается или переводится заказчику банком, выдавшим гарантию.

Размер обеспечения заказчик устанавливает по своему усмотрению: оно составляет 0,5-5% от НМЦК. Для некоторых категорий поставщиков установлены льготы: если в закупки участвуют СМП, организации инвалидов и учреждения УИС, то предельная сумма обеспечения для них составляет 2% от НМЦК.

Обеспечение может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. К гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна быть безотзывной, содержать сумму гарантии и предполагать уплату неустойки при просрочке исполнения обязательств перед заказчиком. Гарантия должны быть выдана в одном из банков, утвержденных Правительством (по нормам ст. 74.1 НК, ч. 1 ст. 45 44-ФЗ).

Банковская гарантия должна быть включена в реестр гарантий, которые были размещены в ЕИС по ч. 8 ст. 45 44-ФЗ. Сроки действия гарантии должны на два месяца превышать сроки подачи заявок на реализацию контракта.

Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе составляется с учетом требований, перечисленный в ст. 51 44-ФЗ. Данная статья регулирует состав сведений в заявке на участие и перечень документов, которые участник должен приложить к заявке на участие в конкурсе. Такая заявка может быть подана в запечатанном конверте или в электронном виде посредством функционала ЭТП. Сроки оформления и передачи заявки на участие содержатся в извещении о проведении закупки в форме конкурса в ЕИС. В большинстве закупок заказчик устанавливает требование о наличии обеспечения заявки на участие, которое должно гарантировать подписание участником государственного контракта по результатам закупки.

Рейтинг автора 319 Автор статьи Наталья Чернова Юрист Написано статей 571

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *