0

Оператор электронных денежных средств

Электронные денежные средства

Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 27.12.2019)
«О национальной платежной системе»18) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность, деятельность по организации привлечения инвестиций и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;

Корпоративный кошелек, или Как рассчитываться электронными деньгами

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 20 апреля 2012 г.

Содержание журнала № 9 за 2012 г.А.В. Овсянникова, эксперт по налогообложению

Все чаще организации используют в расчетах электронные деньги. Это действительно удобно: они позволяют быстро рассчитываться с «физиками», а иногда и сэкономить на комиссиях банка. Что же это такое и как отражать эти операции в бухгалтерском и налоговом учете?

Что такое корпоративное электронное средство платежа

Электронный кошелек — это некое средство платежа, которое предоставляется вам оператором (самые популярные из них: Webmoney, Яндекс.Деньги, Qiwi) без открытия счета. Этот кошелек позволяет рассчитываться с контрагентами электронными деньгами.

Как же он работает?

Вы заключаете договор с оператором электронных денегп. 1 ст. 7 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ (далее — Закон № 161-ФЗ).

Получаете у оператора ключи и код доступа к кошельку. Зачисление денег в электронный кошелек и их вывод возможен только через ваш банковский счетп. 3 ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

Составляете платежку на перечисление денег оператору — деньги отражаются в вашем электронном кошельке.

Лимит остатка вашего электронного кошелька на конец рабочего дня оператора составляет 100 000 руб.п. 7 ст. 10 Закона № 161-ФЗ При превышении указанного лимита оператор без вашего распоряжения перечислит сверхлимитную сумму на ваш расчетный счет.

Отдельной статьи, устанавливающей размер штрафа для этой ситуации, нет. Налоговики могут попытаться оштрафовать вас на 5000 руб. за неправомерное несообщение сведений налоговому органуп. 1 ст. 129.1 НК РФ. Тем более что эта цифра сопоставима с размером штрафа за несвоевременное сообщение об открытии (закрытии) банковского счетап. 1 ст. 118 НК РФ. Но, по нашему мнению, это неправильно. Ведь нарушение сроков представления сведений, в том числе и об открытии (закрытии) электронного кошелька, четко подпадает под положения ст. 126 НК РФ. Соответственно, штраф должен быть всего 200 руб.п. 1 ст. 126 НК РФ

С кем можно рассчитываться электронными деньгами

Рассчитываться при помощи электронных денег вы можете только с физическими лицамип. 9 ст. 7 Закона № 161-ФЗ.

Причем получать деньги можно от любых физлиц, но платить — только тем, кто идентифицирован, то есть у кого есть персонифицированные электронные кошелькип. 9 ст. 7, п. 2 ст. 10 Закона № 161-ФЗ. Имейте в виду, что остаток денег у физлица в электронном кошельке в любой момент не может превышать 100 000 руб. Другими словами, если после перевода вами денег «физику» сумма в его кошельке превысит указанный лимит, ваш платеж просто не будет принят.

Движение денег с использованием корпоративного кошелька происходит следующим образом.

Рассчитываться электронными деньгами с организациями и предпринимателями не получится. Но если вам нужно, например, оплатить товар юрлицу именно электронными деньгами, можно сделать это через подотчетника, у которого есть собственный персонифицированный электронный кошелек.

Как отразить расчеты электронными деньгами в бухучете

Так как сейчас электронные деньги официально названы денежными средствами, а операторы — кредитными организациямип. 18 ст. 3, п. 1 ст. 12 Закона № 161-ФЗ, для учета используйте счет 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги».

Если вам удобно, в принципе, можно использовать для расчетов и счет 51 «Расчетные счета», открыв к нему соответствующий субсчет.

Комиссию по операциям с использованием электронных денег относите на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы». Отметим, что операции с использованием электронных денег приравнены к банковским, поэтому комиссия по ним НДС не облагаетсяПисьмо Минфина от 24.10.2011 № 03-07-05/28.

Для отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете, помимо обычной первички, вам будет нужен отчет оператора об оборотах по электронному кошельку.

В отчете о движении денежных средств (форма по ОКУД № 0710004утв. Приказом Минфина от 02.07.2010 № 66н) отражаете только поступление денег в ваш электронный кошелек от физлиц и перечисление платежей в их адрес. Движение денег между расчетным счетом и кошельком показывать не надоподп. «д» п. 6 ПБУ 23/2011.

Что с налогами при расчетах электронными деньгами

НДС

Поступление денег в ваш электронный кошелек до отгрузки товара является авансом. Документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах. Поскольку физлицу счет-фактура не нужен, то вы выписываете его в одном экземпляре для себя и начисляете авансовый НДС. А уже после отгрузки принимаете его к вычету.

Налог на прибыль

Комиссию по операциям с электронными деньгами включайте в состав прочих расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыльподп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ.

НДФЛ

Если вы перечисляете электронные деньги физлицу за какие-либо работы, услуги, то у вас возникает обязанность удержать с этого дохода НДФЛ и перечислить его в бюджетпп. 1, 2 ст. 226 НК РФ. Перечислить налог в бюджет нужно в тот же день, когда происходит перечисление электронных денег физлицуподп. 1 п. 1 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ.

***

Итак, электронный кошелек полностью приравнен к обычному расчетному счету. А значит, операции по нему могут быть приостановлены налоговиками за непредставление отчетности или в связи с задолженностью по налогамст. 76 НК РФ, а на остаток электронных денег может быть обращено взыскание на основании исполнительных документов или решения налоговых органов о взыскании задолженностист. 70 Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ; ст. 46 НК РФ.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Банковские операции»:

Расчеты в форме переводов электронных денежных средств.

  • Особенности перевода электронных денежных средств

    В соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе» перевод электронных денежных средств осуществляется без открытия банковского счета (подп. 3 ст. 3). Особенности перевода электронных денежных средств устанавливаются ст. 7, 9 и 10. При осуществлении безналичных расчетов…
    (Банковское право России)

  • Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

    Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей призвано защитить интересы государства, муниципального образования, как получателей налоговых платежей в рамках реализации производства по взысканию недоимки за счет…
    (Налоговое право. Общая часть)

  • Переводы электронных денежных средств

    Под электронными денежными средствами (ЭДС) следует понимать предварительно предоставленные обязанному лицу (оператору по переводу электронных денежных средств) денежные средства, информация о которых учитывается без открытия банковского счета Положение Банка России от 19 июня 2012 г. jlb 383-11 «О…
    (ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ)

  • Расчеты электронными деньгами является одной из новых форм безналичных расчетов. Она регламентируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Банки могут осуществлять переводы, включающие различные преобразования электронных денежных средств в традиционные (наличные,…
    (БАНКИ И БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ)
  • (БАНКОВСКИЙ ВКЛАД И БАНКОВСКИЙ СЧЕТ. РАСЧЕТЫ)
  • Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется: • для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней или штрафа; • в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 рабочих дней…
    (ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК)
  • Безотзывность перевода электронных денежных средств

    Закон № 161-ФЗ в ч. 9 ст. 8 закрепляет право клиента отозвать свое распоряжение о переводе денежных средств до наступления безотзывности перевода в порядке, установленном законодательством и договором с оператором ЭДС. Аналогичное правило содержится и в Положении о правилах осуществления перевода денежных…
    (ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ)

  • Приостановление операций по счетам налогоплательщика, а также переводов его электронных денежных средств

    Юридическое значение приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке и переколов электронных денежных средств означает временное прекращение обслуживающим банком всех расходных операций по данному счету независимо от величины остатка денежных средств и их соразмерности сумме налоговой недоимки….
    (Налоговое право)

  • Системы электронных денежных переводов

    В системах электронных денежных переводов платежи осуществляются без открытия банковских счетов. Такие системы, как правило, работают с разовыми платежами и непостоянными клиентами. Открытие счета для случайного клиента и разового платежа существенно увеличивает количество действий участников расчетов,…
    (Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка)

Оператор электронных денежных средств как субъект национальной платежной системы



В статье рассматриваются субъекты национальной платежной системы, в том числе операторы электронных денежных средств, а также анализируется законодательное определение экономической дефиниции «электронные деньги».

Ключевые слова: национальная платежная система, операторы электронных денежных средств, субъекты, электронные деньги

В России активное развитие электронных денег инициировано в 2011 г. вступлением в силу Федерального закона о национальной платежной системе (НПС) . Согласно Федеральному закону о НПС «электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа» .

В Письме Банка России определение электронных денежных средств (ЭДС) уточняется: последние определяются как безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа в соответствии с Федеральным законом о НПС .

Официальное определение ЭДС, по мнению автора, не отражает сущности рассматриваемого понятия и в большей степени подходит для понятия «безналичные деньги», с уточнением «учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета клиенту (индивидуального банковского счета) и распоряжения об их движении могут передаваться с использованием электронных средств платежа».

В Письме Банка России под ЭДС четко понимаются безналичные денежные средства, предоставленные кредитным организациям в качестве покрытия электронных денег и отраженные с целью учета на «аккумулирующем» банковском счете, для осуществления безналичных расчетов в форме перевода ЭДС без открытия личного банковского счета пользователю системы электронных денег .

Однако в Федеральном законе о НПС уточняется, что оператор ЭДС учитывает законные денежные средства клиента путем формирования остатка ЭДС в виде записи, отражающей размер обязательств оператора ЭДС перед клиентом в сумме предварительно предоставленных им денежных средств .

Не вызывает сомнений тот факт, что электронные деньги, согласно российскому законодательству, представляют собой предоплаченный финансовый продукт.

Определим место операторов ЭДС в НПС России. Для этого необходимо привести законодательное определение НПС: «НПС — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов ЭДС), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры» . Платежная система в свою очередь является совокупностью организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающей оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств .

По данным Банка России в 2015 г. зарегистрировано 35 платежных систем, функционирующих на территории Российской Федерации, из которых 18 являются национально значимыми, 2 — системно значимыми и 5 — социально значимыми (рис. 1) .

Рис. 1. Структура платежных систем на территории России

В России функционируют следующие субъекты НПС: операторы по переводу денежных средств; операторы ЭДС; банковские платежные агенты; банковские платежные субагенты; операторы платежной системы; операторы услуг платежной инфраструктуры; участники платежной системы . Юридический статус организаций, имеющих право выступать в качестве субъектов НПС, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Юридический статус организаций, имеющих право выступать вкачестве субъектов НПС

Оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.

На территории России количество операторов по переводу денежных средств ежегодно уменьшается: на конец 2015 г. данный показатель составил 735 единиц, что на 223 единицы меньше, чем на конец 2011 г. (рис. 2) .

Рис. 2. Динамика изменения количества операторов по переводу денежных средств за период 2011–2015 гг.

К операторам ЭДС относятся операторы по переводу денежных средств, осуществляющие перевод электронных денег без открытия банковского счета. Лицо, не являющееся оператором ЭДС, не вправе становиться обязанным по электронным деньгам и осуществлять их перевод. Оператор ЭДС обязан уведомить Банк России о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денег не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронного счета пользователя.

Оператор ЭДС не имеет права предоставлять пользователю системы денежные средства для увеличения остатка электронного счета на основании договора потребительского кредита (займа) и производить начисление процентов на остаток ЭДС.

Оператор ЭДС осуществляет перевод электронных денег:

– путем одновременного принятия распоряжения держателя электронных денег, уменьшения им остатка электронного счета отправителя и увеличения остатка электронного счета получателя средств на сумму перевода электронных денег;

– путем неодновременного принятия распоряжения держателя электронных денег, уменьшения им остатка электронного счета отправителя и увеличения остатка электронного счета получателя средств на сумму перевода электронных денег (автономный режим использования электронного средства платежа).

Оператор ЭДС осуществляет на постоянной основе учет информации об остатках электронных денег на счете пользователя системы и осуществленных им переводах.

Согласно перечню операторов ЭДС значительное их количество зафиксировано на конец 2015 г. (104 единицы). Для сравнения: на конец 2012 г. данный показатель составлял 38 единиц; значительный рост пришелся на 2013 г., когда показатель достиг 82 единицы (рис. 3) .

Рис. 3. Динамика изменения количества операторов ЭДС за период 2012–2015 гг.

Несмотря на ежегодное уменьшение количества операторов по переводу денежных средств, количество операторов ЭДС с каждым годом увеличивается. Вместе с тем наблюдается не только их абсолютное количественное увеличение, но и рост относительного показателя — их доли в общей численности операторов по переводу денежных средств (2012 г. — 3,98 %; 2013 г. — 8,89 %; 2014 г. — 11,64 %; 2015 г. — 14,15 %).

Банковским платежным агентом выступает юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций:

1) для принятия от физического лица / выдачи физическому лицу наличных денег, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов;

2) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;

3) для проведения идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе ЭДС, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.

Банковские платежные агенты вправе привлекать юридических лиц, не являющихся кредитными организациями, или индивидуальный предприниматель в целях осуществления отдельных банковских операций (банковских платежных субагентов).

Оператор платежной системы — организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О НПС».

По данным реестра операторов платежных систем, на конец 2015 г. на территории России насчитывалось 35 операторов платежных систем, среди них: Банк России, 19 кредитных организаций и 15 организаций, не являющихся кредитными. При этом на конец 2012 г. общее количество операторов платежных систем составляло всего 20 единиц: Банк России, 12 кредитных организаций и 7 организаций, не являющихся кредитными (рис. 4, рис. 5) .

Рис. 4 Динамика изменения количества операторов платежных систем за период 2012–2015 гг.

Рис. 5. Динамика изменения количества операторов платежных систем (структурно) за период 2012–2015 гг.

К операторам услуг платежной инфраструктуры относятся операционные центры, платежные клиринговые центры и расчетные центры. При этом в платежной системе может быть несколько операционных центров (например, операционными центрами платежной системы «Юнион Кард» (UNIONCARD) являются ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард» и ЗАО «Национальные кредитные карточки»), несколько платежных клиринговых центров (например, в платежной системе «ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА» платежными клиринговыми центрами являются АО «Компания объединенных кредитных карточек», ЗАО «СвичМастер.РУ», ООО «МультиКарта», ООО «Общая карта»), несколько расчетных центров (например, в платежной системе CONTACT расчетными центрами являются ООО НКО «Рапида», ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», Банк ВТБ (ПАО) .

Тенденция изменения количества операционных центров, платежных клиринговых центров и расчетных центров продемонстрирована на рис. 6.

Рис. 6. Динамика изменения количества операторов услуг платежной инфраструктуры за период 2012–2015 гг.

Операционный центр обеспечивает для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями.

Платежный клиринговый центр обеспечивает прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных Федеральным законом «О НПС».

Платежный клиринговый центр, выступающий плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы называется центральным платежным клиринговым контрагентом.

Расчетный центр обеспечивает исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений.

К участникам платежной системы относятся организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств. Участниками платежной системы могут стать следующие организации:

  1. операторы по переводу денежных средств (включая операторов ЭДС);
  2. организаторы торговли, профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, а также юридические лица, являющиеся участниками организованных торгов, и (или) участниками клиринга, и (или) центральным контрагентом;
  3. страховые организации, осуществляющие обязательное страхование гражданской ответственности;
  4. органы Федерального казначейства;
  5. организации федеральной почтовой связи;
  6. центральный платежный клиринговый контрагент и (или) расчетный центр другой платежной системы, действующие по поручению оператора такой платежной системы;
  7. международные финансовые организации, иностранные центральные (национальные) банки, иностранные банки.

Взаимодействие субъектов платежных систем схематично представлено на рис. 7, рис. 8, рис.9.

Рис. 7. Взаимодействие оператора электронных денежных средств и его клиентов: БПА – банковский платежный агент; БПСа – банковский платежный субагент; К – клиенты (пользователи); ОПДС – оператор по переводу денежных средств; ОС – оператор связи; ОЭДС – оператор ЭДС; ПС – платежная система

Рис. 8. Взаимодействие субъектов в рамках одной платежной системы: ОПС – оператор платежной системы; ОУПИ – оператор услуг платежной инфраструктуры; ОЦ – операционный центр; ПКЦ – платежный клиринговый центр; ПС – платежная система; РЦ – расчетный центр; УПС – участники платежной системы; ЦПКК – центральный платежный клиринговый контрагент

Рис. 9. Взаимодействие субъектов разных платежных систем: ОПДС – оператор по переводу денежных средств; ОПС – оператор платежной системы; ОУПИ – оператор услуг платежной инфраструктуры; ОЦ – операционный центр; ОЭДС – оператор ЭДС; ПКЦ – платежный клиринговый центр; ПС – платежная система; РЦ – расчетный центр; УПС – участники платежной системы; ЦПКК – центральный платежный клиринговый контрагент

Проведенный анализ динамики изменения показателей субъектов НПС выявил ежегодное увеличение количества операторов ЭДС и операторов услуг платежной инфраструктуры. Как следствие, увеличилось предложение электронных денег, объемы их обращения и количество безналичных расчетов с их участием. Вместе с тем, неоднозначность самого понятия «электронные деньги» существенно затрудняет прогресс в их научном исследовании, а также развитие бюджетного, налогового, расчетно-платежного, денежно-кредитного, таможенного и валютного регулирования в России.

Литература:

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *