0

Общественные организации это некоммерческая организация

Некоммерческая организация

Некоммерческими организациями являются организации, которые:

  • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

  • не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Таким образом, некоммерческая организация – это организация, в которой не ставится задача по получению прибыли и не распределяется полученная прибыль между своими участниками.

Цели создания некоммерческой организации

Общая цель создания некоммерческих организаций заключается в служении интересам общества, достижении общественно полезных благ.

Некоммерческие организации создаются и действуют для достижения общественно полезных целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих.

Также некоммерческие организации могут создаваться в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Регистрация некоммерческой организации

Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Для осуществления государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании необходимо представить в Минюст России или его территориальный орган ряд документов. К ним относятся:

  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;

  • учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах.

Заметим, что для частного учреждения учредительным документом является устав, на что указывает п. 1 ст. 14 Закона N 7-ФЗ;

  • решение о создании некоммерческой организации и утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

  • сведения об учредителях в двух экземплярах.

  • документ об уплате государственной пошлины.

  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией.

Представить вышеуказанные документы необходимо не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Формы некоммерческих организаций

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, такими формами или основными видами некоммерческих организаций являются:

  • некоммерческие партнерства;

  • учреждения;

  • автономные некоммерческие организации;

  • социальные, благотворительные и иные фонды;

  • ассоциации и союзы;

  • общественные или религиозные организации (объединения);

  • общины коренных малочисленных народов;

  • казачьи общества.

Источники формирования имущества некоммерческой организации

Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:

  • поступления от учредителей (в том числе регулярные и единовременные);

  • добровольные взносы и пожертвования;

  • поступления от реализации товаров, работ, услуг;

  • дивиденды и проценты по ценным бумагам и вкладам;

  • поступления от использования собственного имущества и др.

  • другие, не запрещенные законом поступления.

Права некоммерческой организации

При этом некоммерческая организация вправе:

  • в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории;

  • иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке;

  • иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Формы собственности некоммерческих организаций

Государственные и муниципальные некоммерческие организации

Рыночная ориентация экономики не означает отмены государственной собственности. Ныне эта форма собственности существует во всех развитых странах с рыночной экономикой.

В некоммерческом секторе на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные некоммерческие организации (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Виды государственных и муниципальных некоммерческих организаций

К федеральным некоммерческим организациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Федерации в целом. Это могут быть крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи, органы государственного управления, государственные корпорации и др. Имущество таких некоммерческих организаций формируется за счет средств федерального бюджета.

Региональные некоммерческие организации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким некоммерческим организациям можно отнести региональные вузы, театры, медицинские центры и т.д.

В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные некоммерческие организации (см. рис. 4.3).

Муниципальные некоммерческие организации – это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. Они включают общеобразовательные школы, поликлиники, детские сады и др.

В условиях рыночной экономики, характеризующейся многообразием форм хозяйствования, государство освобождается от несвойственной ему задачи удовлетворять весь спектр совокупного спроса. Оно занимается тем, без чего обществу жить нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

В рыночной экономике одной из функций государства является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества, возможном в данный момент времени и без которого дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно. Таким образом, государство обеспечивает поддержание определенных минимальных стандартов потребления общественных благ. Оно действует в целях создания необходимых предпосылок для эффективного социально-экономического развития общества. Решение этих проблем основывается на соответствующих принципах хозяйствования и управления.

Деятельность государства имеет свои преимущества и недостатки в сфере создания и реализации общественных благ. К первым относится централизованное регулирование процесса их производства и распределения путем выделения необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым относится неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, особенно в период перехода к рынку, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления. Все это обусловливает возможность удовлетворения только тех общественных потребностей, которые имеют массовый и наиболее острый спрос. Это приводит к тому, что в условиях роста диверсификации потребностей спрос на общественные блага, превышающий массовый уровень их потребления, остается неудовлетворенным.

Потребители, чей спрос на общественные блага превышает массовый уровень потребления, могут удовлетворить его посредством частных структур, в том числе негосударственных некоммерческих организаций.

Негосударственные некоммерческие организации

Негосударственная собственность составляет фундамент современной рыночной экономики. Собственники объектов негосударственной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.

Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Объектом негосударственной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел негосударственной собственности количественно не может быть ограничен.

Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных и иных организаций. Основу их функционирования может составлять индивидуальная или коллективная собственность. В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе индивидуальной собственности, право собственности на имущество принадлежит одному лицу. Это могут быть благотворительные и иные некоммерческие фонды, автономные некоммерческие организации и др. Как правило, такие некоммерческие организации достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий. В то же время им присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств и др.

В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе коллективной собственности, право собственности принадлежит группе лиц. К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.

Одним из видов коллективной собственности является кооперативная собственность. Под ней понимается собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Эта форма собственности характерна для потребительских, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и др.

Для негосударственных некоммерческих организаций характерны следующие признаки:

• добровольность образования;

• гибкая система управления;

• инновационный характер развития;

• экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности;

• эффективное использование возможной прибыли.

В зарубежной экономической и юридической литературе часто при характеристике негосударственных некоммерческих организаций используется термин «третий сектор». Он указывает, что негосударственный некоммерческий сектор – особый сектор экономики, отличающийся от частного коммерческого и государственного секторов экономики. Данный термин все более активно используется российскими исследователями.

Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества. К тому же в ряде случаев эти организации функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными структурами. Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций и др.

Негосударственные некоммерческие организации действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В современной рыночной экономике, в условиях роста персонализации спроса на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают интересы не только личные, но и общества в целом. В то же время в процессе функционирования они в большей мере, чем государственные организации, следуют законам рынка. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, снижать издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и проч.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Потребителями благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, являются физические и юридические лица, которые не могут реализовать потребности в общественных благах, превышающих массовый спрос, общие интересы, проекты, идеи за счет государства или бизнеса, получить от государства более высокий уровень социальной защищенности. Их экономическое поведение отличается от типичных типов поведения «потребители – покупатели», ориентирующихся на рыночные сигналы, и «потребители – клиенты» государственного сектора, получающих экономические блага бесплатно или по льготным ценам. По сравнению с последними потребители благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, больше заинтересованы в конечных результатах деятельности.

Наблюдаются рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих развивающихся странах Африки, Латинской Америки, постсоциалистических странах (Венгрия, Польша, Болгария).

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII–XIX вв. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX – начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987-1990 гг. Особенно быстрый рост количества негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.

Необходимо отметить, что темпы развития негосударственных некоммерческих организаций несколько замедлились после кризиса в августе 1998 г. Это обусловливается недостаточностью финансовых средств у негосударственных некоммерческих организаций, а также у предприятий, организаций, участвующих в их финансировании.

Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является более важным, чем для развитых стран с рыночной экономикой. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью решения социально-экономических вопросов в переходный период. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно относящиеся к государству в условиях рыночной экономики.

В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др. Все это вынуждает негосударственные некоммерческие организации частично использовать несвойственные им методы и принципы хозяйствования, иметь иную, чем в развитых странах с рыночной экономикой, структуру источников финансирования.

Иностранные некоммерческие организации

Во многих странах с рыночной экономикой активными участниками некоммерческого сектора являются иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая организация – организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной некоммерческой организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным некоммерческим организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Смешанные и совместные некоммерческие организации

Активное участие в социально-экономическом развитии общества играют смешанные и совместные некоммерческие организации. Смешанная некоммерческая организация– это организация, основанная на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная некоммерческая организацияфункционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.

В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности в некоммерческом секторе позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной ее формы и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия.

Общественные объединения

Некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей называется общественным объединением.

Общественное объединение — это родовое понятие, обозначающее целую группу самостоятельных организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц. К их числу Закон об общественных объединениях (ст. 8—13) относит:

  • — общественные организации (объединения на основе членства);
  • — общественные движения (массовые объединения, не имеющие членства);
  • — общественные фонды (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели). Впрочем, законодатель делает оговорку о том, что общественный фонд является одной из разновидностей некоммерческих фондов и действует в порядке, предусмотренном ГК. Очевидно, общественный фонд не рассматривается в качестве самостоятельной организационно-правовой формы некоммерческих организаций);

общественные учреждения (не имеющие членства организации, цель которых — в оказании конкретного вида услуг в интересах участников);

органы общественной самодеятельности (не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы);

политические партии.

Учредителями общественных объединений выступают граждане (не менее трех человек), а также другие общественные объединения с правами юридических лиц (наряду с гражданами).

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава, и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным.

Закон об общественных объединениях четко, хотя и не всегда разумно, разграничивает участников и членов общественных объединений. Члены объединений оформляют свое участие в них индивидуальными заявлениями и имеют право избирать и быть избранными в их руководящие органы. Участники объединений формально не закрепляют своего участия в их деятельности и, как можно заключить из ч. 5 ст. 6 Закона, обладают более узкими правами, нежели полные члены. Правовой основой любого общественного объединения является его устав.

Устав общественного объединения (Ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях») должен предусматривать:

  • 1) название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  • 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный орган общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  • 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения;
  • 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  • 6) источники формирования денежных средств;
  • 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть оговорена в его уставе.

Особенностью наименования общественного объединения является необходимость включать в него указание на территориальную сферу деятельности (общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). При этом общероссийские объединения могут использовать в своих названиях слова «Россия», «Российская Федерация» и производные от них без специальных разрешений государственных органов (что невозможно для других негосударственных юридических лиц). Средством индивидуализации общественного объединения, в отличие от других юридических лиц, является также его символика (флаги, эмблемы, вымпелы и т. п.), подлежащая обязательной государственной регистрации.

Закон об общественных объединениях определяет лишь самые общие положения, касающиеся организационной структуры этих юридических лиц, оставляя ее детальную разработку на усмотрение участников (ст. 15 Закона). Более подробно структура и компетенция органов управления установлены применительно к общественным объединениям, занимающимся благотворительной деятельностью.

Одной из разновидностей общественных объединений являются профессиональные союзы. Они действуют на основании Федерального закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Первичные профсоюзные организации действую на основании положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Территориальные же организации — районные, городские, областные, краевые и всероссийские, организованные по профессиональному признаку — на основании Уставов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Устав профсоюза должен предусматривать:

наименование, цели и задачи профсоюза;

категории и профессиональные группы объединяемых граждан;

условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;

территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;

организационную структуру;

порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;

порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;

источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;

местонахождение профсоюзного органа;

порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях.

Членом профсоюза может быть каждый гражданин РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории российской Федерации, достигшие возраста 14 лет осуществляющие трудовую деятельность.

Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации. Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Некоммерческие партнерства

Главная » Предпринимателю » Некоммерческие партнерства

Статью подготовил директор по развитию предпринимательства и конкуренции ОАО «Акса» Корчагин Юлиан Андриянович. Связаться с автором


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

  • Характеристика некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы юридического лица
  • Учредительные документы некоммерческого партнерства
  • Членство в некоммерческом партнерстве. Права и обязанности членов
  • Управление некоммерческим партнерством
  • Реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства

    Характеристика некоммерческого партнерства как организационно-правовой формы юридического лица

    Некоммерческое партнерство является достаточно новой для Российского законодательства организационно-правовой формой юридического лица, так как эта форма была введена только ФЗ «О некоммерческих организациях». Однако, несмотря на свою новизну, организационно-правовая форма — некоммерческое партнерство — уже пользуется известной популярностью среди граждан и организаций, желающих заниматься одной и той же деятельностью в рамках одной организации, которая бы способствовала им в осуществлении этой деятельности.

    Ярким примером некоммерческого партнерства является фондовая биржа (в соответствии с ч. 2 ст. 11 ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовая биржа создается только в форме некоммерческого партнерства). Суть некоммерческого партнерства «Фондовая биржа» заключается в следующем: фондовая биржа, являясь, в соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «О рынке ценных бумаг», организатором торговли на рынке ценных бумаг, содействует своим членам в осуществлении каждым из них деятельности, связанной с торговлей ценными бумагами.

    В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественных благ (ст. 8).

    Некоммерческое партнерство являемся юридическим лицом, и, следовательно, соответствует всем признакам юридического лица.

    Во-первых, некоммерческое партнерство является имущественно обособленной организацией, так как в соответствии с п. 3 ст. 213 ГК имущество, переданное в качестве вкладов членами, а также имущество, приобретенное по иным основаниям, находится в собственности некоммерческого партнерства. Таким образом, передавая в качестве вклада в некоммерческое партнерство какое-либо имущество, член некоммерческого партнерства утрачивает право собственности на это имущество. Однако, если член некоммерческого партнерства не хочет утратить право собственности на свое имущество, он может передать только право пользования этим имуществом на определенный срок, оценив это право в денежном выражении — имущественное право пользования. Возможность передачи имущественного права пользования прямо следует из п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях», где говорится, что источники формирования имущества некоммерческой организации, в том числе регулярные и единовременные поступления от членов, могут быть как в денежной, так и в иных формах.

    При передаче имущественного права пользования в качестве вклада (взноса) члена некоммерческого партнерства следует внимательно отнестись к соотношению срока, на который передается в пользование имущество и денежной оценки передаваемого права пользования. Обычно имущественное право пользования, передаваемое в качестве вклада (взноса), оценивается исходя из стоимости аренды этого имущества.

    Источники формирования имущества некоммерческого партнерства аналогичны источникам формирования имущества любой другой некоммерческой организации, Подпадающей под действие ФЗ «О некоммерческих организациях». Перечень этих источников зафиксирован в ст. 26 указанного закона. Указанный перечень является открытым, и на настоящий момент гражданское законодательство не предусматривает каких-либо ограничений на источники формирования имущества некоммерческого партнерства.

    Нигде в тексте ФЗ «О некоммерческих организациях» прямо не закреплена обязанность членов некоммерческого партнерства создавать за счет внесения вкладов, какой-либо минимальный размер имущества некоммерческого партнерства.

    Однако из анализа норм, содержащихся в п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» («…Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются: регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов)…») и в п. 2 этой же статьи («Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации…»), можно сделать вывод, что регулярные поступления от членов некоммерческого партнерства — это членские взносы, которые должны вноситься в обязательном порядке.

    Таким образом, основу имущественной самостоятельности некоммерческого партнерства составляют регулярные поступления (членские взносы) от членов некоммерческого партнерства.

    Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 25 некоммерческое партнерство, как любая другая некоммерческая организация, отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое, по законодательству Российской Федерации, может быть обращено взыскание.

    Таким образом, некоммерческое партнерство несет исключительную (самостоятельную) имущественную ответственность, Пределы которой определяются стоимостью имущества, принадлежащего некоммерческому партнерству на праве собственности.

    Некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов так же, как и члены некоммерческого партнерства не отвечают, по обязательствам последнего. Это правило зафиксировано в р. 2 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» и практически это означает, что даже если единственным источником формирования имущества некоммерческого партнерства будут членские взносы, кредиторы некоммерческого партнерства не смогут предъявить свои претензии к членам этого некоммерческого партнерства, не исполнившим свою обязанность по внесению членских взносов.

    В-третьих, некоммерческое партнерство самостоятельно выступает в гражданском обороте, то есть может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Как уже говорилось ранее (см. Раздел I настоящего издания) правоспособность некоммерческих организаций, в том числе и некоммерческого партнерства, ограничена целями деятельности этой организации, которые должны быть указаны в уставе.

    Если строго следовать тексту ФЗ «О некоммерческих организациях», то в соответствии с п. 1 ст. 8 все некоммерческие партнерства создаются только с одной целью — для содействия ее членам в осуществлении ими своей деятельности, а вот деятельность членов некоммерческого партнерства должна быть направлена на цели, предусмотренные п. 2 ст. 2 этого же закона, где указаны цели создания всех некоммерческих организаций.

    Таким образом, члены некоммерческого партнерства сами непосредственно, в числе своих видов деятельности, должны осуществлять деятельность, направленную на достижение одной или нескольких из следующих целей:

    — социальные;

    — благотворительные;

    — культурные;

    — образовательные;

    — научные;

    — управленческие;

    — охрана здоровья граждан;

    — развитие физической культуры и спорта;

    — удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

    — защита прав, законных интересов граждан и организаций;

    — разрешение споров и конфликтов;

    — оказание юридической помощи;

    — достижение иных общественных благ

    Некоммерческое партнерство только помогает своим членам в осуществлении ими указанной деятельности.

    Из вышеизложенного можно сделать вывод, что некоммерческое партнерство, которое по своей сути является объединением граждан или юридических лиц для содействия в осуществлении ими, как правило, непредпринимательской деятельности. Кроме того, некоммерческое партнерство представляет собой нечто среднее между такими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций, как объединение юридических лиц (ассоциация, союз), которое объединяет юридические лица — коммерческие организации — в целях координации их предпринимательской деятельности и общественная организация, которая объединяет граждан для защиты общих интересов и достижения иных уставных целей объединившихся граждан.

    В-четвертых, некоммерческое партнерство выступает в гражданском обороте от собственного имени, то есть имеет свое наименование, по которому его можно выделить из других юридических лиц.

    Таким образом, наименование некоммерческого партнерства должно содержать указание на организационно-правовую форму (т. е. слова «некоммерческое партнерство») и указание на характер деятельности.

    Учредительные документы некоммерческого партнерства

    Юридические лица действуют на основании учредительных документов. Действующее законодательство предъявляет строгие требования к видам и содержанию учредительных документов юридических лиц различных организационно-правовых форм.

    Так, например, для полного товарищества единственным учредительным документом является учредительный договор, заключаемый его участником, для акционерного общества единственным учредительным документом являемся устав, а для общества с ограниченной ответственностью требуется наличке сразу двух учредительных документов — учредительного договора, который заключается его участниками и устава, ими же утверждаемого.

    Некоммерческое партнерство является исключением из указанного правила, так как по отношению к этой организации учредительные документы можно подразделить на обязательный и возможный.

    Обязательным учредительным документом для некоммерческого партнерства, является Устав, утвержденный его учредителями (участниками).

    Возможным учредительным документом для некоммерческого партнерства является учредительный договор, так как учредители (участники) некоммерческого партнерства имеют в соответствии с п. 1 ст. 14, ФЗ «О некоммерческих организациях» право, а не обязанность заключать учредительный договор.

    По всей видимости учредительный договор имеет значение тогда, когда отношения между учредителями (участниками) некоммерческого партнерства носят лично доверительный характер. В случае заключения учредительного договора, принять нового участника в некоммерческое партнерство можно будет только путем заключения дополнительного соглашения к учредительному договору, которое подписывается всеми участниками некоммерческого партнерства. Таким образом, при наличии у некоммерческого партнерства двух учредительных документов — Устава и учредительного договора — принять нового участника в некоммерческое партнерство можно только с письменного согласия всех участников выраженного в дополнительном соглашении к Учредительному договору. Кроме того, в учредительном договоре участники могут договориться о том, что они будут нести дополнительные обязанности перед некоммерческим партнерством, например, обязанность по финансированию некоммерческого партнерства или обязанность погашать его долги по итогам финансового года.

    В соответствии с п. 3 ст. 14 (абзац 2) ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительном договоре некоммерческой организации учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по ее созданию, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава. Все эти требования в полный мере распространяются на случай, когда при учреждении некоммерческого партнерства его учредители изъявили желание заключить учредительный договор.

    Однако из смысла ч. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», которая буквально гласит следующее: «Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор…», следует, что заключить учредительный договор могут также участники уже существующего некоммерческого партнерства, причем эти участники могли и не быть в свое время учредителями этого некоммерческого партнерства. Совершенно очевидно, что в этом случае в учредительном договоре некоммерческого партнерства не нужно отражать обязательства участников по его созданию и не нужно определять порядок совместной деятельности участников в процессе создания.

    В учредительных документах некоммерческого партнерства, в соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» должны содержаться следующие сведения:

    1) наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму и характер деятельности;

    2) место нахождения некоммерческого партнерства;

    3) порядок управления деятельностью, в том числе структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок выступления от имени некоммерческого партнерства, а также порядок принятия органами управлений решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством;

    4) предмет и цели деятельности, в том числе условия о составе и компетенции органов управления, порядке принятия ими решения, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

    5) сведения о филиалах и представительствах (если они есть);

    6) права и обязанности членов;

    7) условия и порядок приема в члены некоммерческого партнерства и, выхода из него;

    8) источники формирования имущества;

    9) порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства;

    10) порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;

    11) порядок распределения имущества, остающегося после ликвидации некоммерческого партнерства;

    12) порядок получения части имущества (части стоимости имущества) членом некоммерческого партнерства при выходе из некоммерческого партнерства;

    13) порядок регулярных поступлений от членов некоммерческого партнерства;

    14) другие положения, предусмотренные иными федеральными законами.

    Членство в некоммерческом партнерстве. Права и обязанности членов

    Если исходить из лексического содержания слова «партнерство», то ясно, что участников (членов) некоммерческого партнёрства должно быть не менее двух (одно лицо не может быть партнером самому себе). Однако ФЗ «О некоммерческих организациях» не установил соответствующего требования, указав только, что некоммерческое партнерство не может быть учреждено одним лицом (п. 2 ст. 15). Также в этом законе нет требования о реорганизации или ликвидации некоммерческого партнерства в случае, если в его составе остался только один участник (член). Таким образом, для учреждения некоммерческого партнерства необходимо по меньшей мере два учредителя, но, если в дальнейшем в этом некоммерческом партнерстве (в результате выхода или исключения членов) останется только один участник (член) такое некоммерческое партнёрство все равно будет иметь право на существование.

    Так как такая организационно-правовая форма юридического лица, как некоммерческое партнерство, не была предусмотрена Гражданским кодексом РФ, то, соответственно, ГК РФ и не содержит указания на то, какими правами в отношении некоммерческого партнерства обладают его участники (члены) (См. Раздел I настоящего издания).

    Можно однозначно ответить, что участники (члены) некоммерческого партнерства не обладают правом собственности на имущество некоммерческого партнерства. Это следует из содержания п. 3 ст. 213 ГК РФ, которая, устанавливает, что все коммерческие и некоммерческие организации (исключение составляют лишь государственные и муниципальные предприятия и предприятия, финансируемые собственником учреждения), являются собственниками имущества как переданного им учредителями (участниками) в качестве вкладов (взносов), так и приобретенного этими организациями по иным основаниям.

    В то же время нельзя сказать, что участники (члены) некоммерческого партнерства не имеют вообще никаких имущественных прав в отношении некоммерческого партнерства. В соответствии с абзацем 5 п. 3 ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях» члены (участники) некоммерческого партнерства могут иметь (если иное не предусмотрено федеральным законом и учредительными документами конкретного некоммерческого партнерства) по меньшей мере два обязательственных права в отношении некоммерческого партнерства:

    — право получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов;

    — право получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность.

    Таким образом, члены некоммерческого партнерства будут обладать в отношении некоммерческого, партнерства обязательственными правами, если на это не будет специального запрета в каком-либо федеральном законе или прямо в учредительных документах некоммерческого партнерства.

    Помимо обязательственных прав в отношении некоммерческого партнерства, его члены имеют также следующие неимущественные права:

    — право участвовать в управлении делами партнерства;

    — право получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства;

    — право по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства.

    Кроме того, в учредительных документах каждого конкретного некоммерческого партнерства можно предусмотреть и другие права его членов, не противоречащие законодательству.

    Единственное, что в этой связи хотелось бы отметить, что вряд ли в учредительных документах некоммерческого партнерства можно предусмотреть право членов уступать кому-либо свои обязательственные права в отношении некоммерческого партнерства, так как, по нашему мнению, эти отношения носят лично доверительный характер.

    Членом некоммерческого партнерства может быть любой гражданин или юридическое лицо, как российское так и иностранное.

    В учредительных документах некоммерческого партнерства, в обязательном порядке должны содержаться условия и порядок приема в члены некоммерческого партнерства (п. З ст. 14 ФЗ О некоммерческих организациях»), то есть можно предусмотреть требования, которым должны отвечать члены некоммерческого партнерства. Например, в уставе некоммерческого партнерства, называющего содействие своим членам в осуществлении деятельности по оказанию юридических услуг, можно установить, то его члены обязательно должны иметь высшее юридическое образование и какой-либо стаж работы по специальности.

    Управление некоммерческим партнерством

    Можно сказать, что некоммерческое партнерство, в смысле «О некоммерческих организациях», является классической коммерческой организацией, так как на него распространяется все нормы этого закона, без каких-либо исключений.

    Таким образом, система органов некоммерческого партнерства должна определяться уставом некоммерческого партнерства в строгом соответствии с нормами ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Согласно ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов, основная функция которого — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

    К компетенции общего собрания членов некоммерческого партнерства относится решение следующих Вопросов:

    1) изменение устава некоммерческой организации;

    2) определение приоритетных направлений деятельности некоммерческого партнерства, принципов формирования и использования его имущества;

    3) образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

    4) реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства;

    5) утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

    6) утверждение финансового плана и внесение в него изменений;

    7) создание филиалов и открытие представительств;

    8) участие в других организациях.

    Причем вопросы, предусмотренные подпунктами 1—4, относятся к исключительной компетенции общего собрания членов некоммерческого партнерства.

    Необходимо отметить, что указанный перечень является исчерпывающим и, следовательно, его нельзя расширить в учредительных документах.

    Таким образом, решение всех остальных вопросов которые могут возникнуть в процессе деятельности некоммерческого партнерства, относится к компетенции исполнительных органов.

    В некоммерческом партнерстве может создаваться постоянно действующий коллегиальный орган, который занимает промежуточное положение между Высшим органом — общим собранием членов и исполнительными органами. К компетенции постоянно действующего коллегиального органа некоммерческого партнерства можно передать решение некоторых вопросов, входящих в компетенцию общего собрания членов (а именно, указанных под цифрами 5—8). Существует точка зрения, в соответствии с которой к компетенции постоянно действующего коллегиального органа можно отнести решение любых вопросов деятельности некоммерческого партнерства (за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов) и тем самым ограничить компетенцию исполнительных органов некоммерческого партнерства.

    Создание в некоммерческом партнерстве постоянно действующего коллегиального органа должно быть предусмотрено учредительными документами некоммерческого партнерства, также там должна быть отражена и компетенция этого органа.

    Исполнительными органами некоммерческого партнерства могут быть:

    — единоличный исполнительный орган (например, Директор);

    — коллегиальный исполнительный (например, Правление);

    — одновременно коллегиальный и единоличный исполнительные органы.

    К компетенции исполнительных органов относится решение всех вопросов, которые не составляют компетенцию других органов некоммерческого партнерства (общего собрания членов и постоянно действующего коллегиального органа).

    В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческого партнерства помимо состава и компетенции органов управления, необходимо указывать еще порядок принятия этими органами решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

    Кроме того, в учредительных документах некоммерческого партнерства, где есть только коллегиальный исполнительный орган (правление), было бы разумно указывать, кто имеет право без доверенности представлять интересы некоммерческого партнерства перед третьими лицами.

    Реорганизация и ликвидация некоммерческого партнерства

    Процедуры реорганизации и ликвидации некоммерческого партнерства по ФЗ «О некоммерческих организациях» полностью соответствуют Гражданскому кодексу РФ.

    Однако необходимо отметить одно противоречие ФЗ «О некоммерческих организациях», которое касается оснований ликвидации некоммерческих организаций. Согласно ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано только по основаниям, предусмотренным самим Гражданским кодексом, а ФЗ о некоммерческих организациях говорит, что некоммерческая организация может быть ликвидирована также и по основаниям предусмотренным иными федеральными законами (п. 1 ст. 18). Представляется, что основаниями для ликвидации некоммерческих организаций, так же как и для всех юридических лиц, должны быть только основания, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Федеральным законом «О некоммерческих организациях» ограничен перечень возможных организационно-правовых форм, в которые может преобразоваться некоммерческое партнерство. Некоммерческое партнерство вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию.


    Некоммерческие организации
    Образовательные организации
    Расходы организации
    Саморегулируемая организация
    Виды предпринимательства


    | | Вверх
  • admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *