0

Крупный налогоплательщик

Содержание

КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

КРУПНЕЙШИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ — российские организации, отвечающие критериям, установленным в приказе МНС от 10 августа 2001 г. № БГ-3-08/279. Отнесение налогоплательщиков к категории крупнейших производится на основании финансово-экономических показателей их деятельности. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, относятся российские организации — юридические лица, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:

— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности свыше 1 млрд р.;

— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) свыше 10 млрд р.;

— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) свыше 10 млрд р. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на окружном уровне, относятся российские организации — юридические лица, за исключением организаций, к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:

— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности в пределах от 500 млн р. до 1 млрд р.;

— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) в пределах от 6 млрд р. до 10 млрд р.;

— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) в пределах от 7 млрд р. до 10 млрд р. К крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на региональном уровне, относятся российские организации — юридические лица, за исключением организаций, подлежащих налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном и окружном уровнях, у которых хотя бы один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за год имеет следующее значение:

— суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 млн р. до 500 млн р.;

— выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (форма № 2 годовой бухгалтерской отчетности, строка 010) в пределах от 1 млрд р. до 6 млрд р.;

— активы (сумма внеоборотных и оборотных активов формы № 1 годовой бухгалтерской отчетности, строка 300) в пределах от 1 млрд р. до 7 млрд р. При этом, если у организации выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг и/или активы отвечают установленным критериям, суммарный объем начислений налогов и сборов в федеральный бюджет согласно данным налоговой отчетности должен быть не менее 50 млн р. К крупнейшим налогоплательщикам — организациям по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, подлежащим налоговому администрированию в налоговых органах на федеральном уровне, относятся российские организации — юридические лица, имеющие следующие финансово-экономические показатели за год:

— организации — производители алкогольной продукции — объем начислений акцизов свыше 200 млн р.;

— организации — производители этилового спирта — объем начислений акцизов свыше 150 млн р.;

— организации оптовой торговли алкогольной продукцией — объем реализации продукции свыше 200 тыс. дал безводного этилового спирта. Критерии отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам устанавливаются на один год приказом МНС.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.

Крупнейший налогоплательщик

Крупнейший налогоплательщик (КН) – это зарегистрированное в РФ юридическое лицо, отвечающее критериям, указанным в приказе ФНС РФ №ММВ-7-2/274@ от 24.04.2012.

Постановка на учет организаций, имеющих статус «Крупнейший налогоплательщик»

Организации, причисленные к крупнейшим налогоплательщикам, должны встать на учет в зависимости от федерального (регионального) уровня в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС РФ.

Эти налоговые структуры контролируют выполнение крупнейшими налогоплательщиками налогового законодательства без непосредственного участия.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

§ присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;

§ вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;

§ организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-КНУ, утвержденной приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО.

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления.

ФНС в своем письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции — межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика

В первую очередь это означает, что организация как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ).

То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;

  • уведомления об участии в иностранных организациях;

  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;

  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;

  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Декларации, представленные организацией по обособленным подразделениям, перенаправляются налоговым органом по месту учета в качестве КН в соответствующие налоговые органы по месту нахождения ОП.

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику

Критерии, по которым организация относится к крупнейшему налогоплательщику, утверждены приказом ФНС.

Соответствие показателям прописанных критериев позволяет причислить организацию к крупнейшим налогоплательщикам.

Такими критериями являются:

  • Показатели финансово-экономической деятельности организации за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности;

  • Признаки взаимозависимости организаций, их влияние на финансовые результаты деятельности взаимозависимых лиц;

  • Наличие лицензии (специального разрешения), дающей право организации на осуществление определенных видов деятельности;

  • Проведение налогового мониторинга.

Финансово-экономические показатели

Финансово-экономические показатели берутся за любой год из трех лет, которые предшествуют текущему отчетному периоду (году).

При этом последний отчетный год во внимание не принимается.

Если в отчетном году организация перестала соответствовать критериям крупнейшего налогоплательщика, то свой статус крупнейшего налогоплательщика организация сохраняет еще два года.

Отметим, что крупнейшими налогоплательщиками могут быть и некоммерческие организации, согласно суммарному объему доходов от реализации и размеру внереализационных доходов на основании данных годовой декларации по налогу на прибыль.

При этом критерии финансово-экономических показателей будут различаться для организаций федерального и регионального уровня.

Организации федерального уровня

Организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком, если предприятие соответствует хотя бы одному из показателей экономической деятельности за отчетный год:

  • суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности больше 1 млрд. руб. Для организаций, которые осуществляют свою деятельность в сфере оказания услуг связи, в сфере продаж или предоставления в пользование технических средств, которые обеспечивают оказание услуг связи, в сфере транспортных услуг — объем начисленных налогов должен быть выше 300 млн. руб.;

  • суммарный объем полученных доходов за год (по данным формы № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) свыше 20 млрд. руб.;

  • размер активов организации больше 20 млрд. руб.

Для отдельных категорий налогоплательщиков установлены свои значения критериев.

Например, для организаций оборонно-промышленного комплекса и компаний, которые включены в состав стратегических предприятий, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • сумма по заключенным экспортным контрактам на поставку стратегической продукции должна превышать 27 млн. руб. в год;

  • сумма полученной выручки от экспортных поставок стратегической продукции должна составлять более 20% от общей суммы выручки;

  • среднесписочная численность персонала должна быть свыше 100 человек;

  • доля государства составляет более 50%.

Отметим, что согласно нововведениям, в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории крупнейших налогоплательщиков.

Организации регионального уровня

Для таких компаний показатели не разделяются в зависимости от вида деятельности.

Для получения статуса крупнейшего регионального налогоплательщика необходимо выполнение всех перечисленных условий:

  • суммарный объем полученных доходов за год (по данным, отраженным в форме № 2 «Отчет о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчетности в строках с кодами показателей 2110, 2310, 2320, 2340) должен находиться в пределах от 2 до 20 млрд. руб. включительно;

  • среднесписочная численность персонала должна быть свыше 50 человек;

  • активы должны быть в пределах от 100 млн. руб. до 20 млрд. руб. включительно либо суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности должен быть в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС.

В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории крупнейшего налогоплательщика на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории крупнейшего налогоплательщика и территориальных особенностях администрирования

Если же предприятие применяет специальные налоговые режимы в части соответствующих видов деятельности, то такая организация не относится к крупнейшим налогоплательщикам.

Для наглядности представим критерии отнесения организации к крупнейшим налогоплательщикам в виде Таблицы:

Показатель

Для федерального уровня

Для регионального уровня

Общий объем начисленных налогов

*свыше 1 млрд руб.

от 2 млрд. руб. до 20 млрд. руб.

Суммарный объем полученного дохода

свыше 20 млрд руб.

Активы

свыше 20 млрд руб.

**от 100 млн. до 20 млрд. руб.

Среднесписочная численность

свыше 50 человек

* организациям, специализирующимся на оказании услуг в сфере связи, транспорта, п.2-3 Критериев этот показатель определяет отдельно — он должен превышать 300 млн. руб.;

**в регионах у компаний, претендующих на статус крупнейший налогоплательщик критерии оценки активов могут быть эквивалентны суммарному показателю объема начислений федерального налога, которых варьирует в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. рублей.

Взаимозависимость

В отношении взаимозависимости следует руководствоваться правилами статьи 105.1 НК РФ.

Данный критерий используется, если отношения налогоплательщика оказывают влияние на условия или экономические итоги (результаты) основного вида деятельности компании с показателями, которые удовлетворяют категории крупнейших налогоплательщиков.

В такой ситуации налогоплательщик будет также отнесен к крупнейшим налогоплательщикам, как и взаимозависимая с ним организация.

Лицензирование

К особой категории отнесены организации, которые причисляются к федеральным крупнейшим налогоплательщикам вне зависимости от выручки, чистых активов, объемов начисленных налогов, на конец отчетного года, численности персонала, наличия взаимозависимости с компанией – крупнейшим налогоплательщиком или других показателей.

Такими организациями, которые имеют лицензии на осуществление своей деятельности, являются:

  • Кредитные организации;

  • Профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  • Организации, которые осуществляют деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

  • Организации, которые осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, выступают посредником в качестве страхового брокера.

Особые ситуации

1. НКО могут быть отнесены к крупнейшим плательщикам, если общий доход от реализации и внереализационных поступлений согласно годовой отчетности по налогу на прибыль – от 20 млрд. рублей.

2. При реорганизации крупнейшего плательщика правопреемник(и) сохраняет такой статус в течение 3-х лет, включая год реорганизации.

3. Если есть решение суда о признании банкротом и введено конкурсное производство, статус крупнейшего прекращается (кроме банков).

4. Банки, переданные для администрирования в качестве крупнейших к ФНС, при отзыве у них лицензии до решения суда о завершении принудительной ликвидации или банкротства сохраняют статус крупнейшего налогоплательщика.

Налоговый мониторинг — это способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, а взамен получает право в случае наличия сомнений запросить у налогового органа мотивированное мнение по вопросу налоговых последствий совершаемых сделок.

Режим налогового мониторинга существенно ускоряет решение спорных ситуаций о применении налогового законодательства и позволяет налогоплательщику избежать в будущем доначислений сумм налогов, пеней и штрафов, а также снижает бремя налогового контроля.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, которая подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;

  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;

  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;

  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

Таким образом, к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;

  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);

  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));

  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Обязанности юридических лиц — крупнейших налогоплательщиков

О любых изменениях в своей организационной структуре налогоплательщики представляют информацию в представительства налоговых органов в регионе нахождения.

Срок в один месяц предоставляется для уведомления налоговых органов, если налогоплательщик начинает участвовать в российских или иностранных организациях (кроме хозяйственных обществ и ООО).

Такой же срок дается в случаях создания юридическим лицом, имеющим регистрацию РФ, обособленных подразделений в пределах страны (не филиалов или представительств).

Это касается и вновь возникших изменений тех сведений о созданных подразделениях, которые были предоставлены ранее.

Критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам 2020 года

Можно смело утверждать, что крупнейшие налогоплательщики функционируют по своим отдельным правилам, которые прописаны в налоговом законодательстве. И, конечно, спрос и контроль за ними больше, чем с обычных ИП и ООО. Рассмотрим, где проходит водораздел.

Чем руководствоваться

Действующим законодательством критерии крупнейших налогоплательщиков в 2020 году очерчены довольно чётко. Для этого надо обратить взор на приказ ФНС России от 16 мая 2007 года № ММ-3-06/308. Именно он определяет круг компаний, которые подлежат налоговому администрированию не ИФНС или МИФНС, а на федеральном и региональном уровнях.

Заметим, что ФНС периодически обновляет и дополняет критерии крупнейших налогоплательщиков. Например, такую роль выполнил приказ от 26 октября 2016 года № ММВ-7-2/582.

Основные критерии отнесения к крупнейшим налогоплательщикам таковы:

  1. Экономические показатели деятельности за отчетный год по бухгалтерской и налоговой отчетности.
  2. Признаки взаимозависимости и влияния фирмы на финансовые итоги деятельности взаимозависимых лиц.
  3. Есть специальное разрешение (лицензии) на право вести определённый вид деятельности.
  4. Проведение налогового мониторинга.

Для отнесения к крупнейшим берут показатели деятельности за любой год из предшествующих 3-х лет. При этом последний отчетный год во внимание не принимают. Этот статус сохраняется в течение 2-х лет, которые идут за годом, в котором компания перестала соответствовать установленным критериям.

Содержание первого критерия

Администрировать компанию будет непосредственно ФНС, если один из показателей за отчетный год имеет следующее значение:

  • общий объем начислений федеральных налогов согласно отчетности – от 1 млрд рублей;
  • для организаций связи или транспорта – от 300 млн рублей;
  • общий размер доходов согласно годовой форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) – от 20 млрд рублей;
  • активы – от 20 млрд рублей.

Почти то же самое касается предприятий «оборонки» (хотя бы один из критериев):

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 млн рублей в год;
  • выручка по экспортным поставкам стратегической продукции – от 20% общей суммы выручки;
  • среднесписочная численность персонала – свыше 100 человек;
  • доля государства – от 50%.

Надзор со стороны ФНС будет и за организациями из перечня стратегических предприятий, у которых один показателей имеет значение:

  • сумма по экспортным контрактам на поставку стратегической продукции – от 27 000 000 млн рублей в год;
  • выручка по аналогичным сделкам – от 20% общего размера выручки;
  • среднесписочная численность персонала – от 100 человек;
  • доля государства – от 50%.

Кредитное учреждение, страховая/перестраховочная организация, общество взаимного страхования, страховой брокер, профессиональный участник рынка ценных бумаг, НПФ при наличии:

  • лицензии на банковские операции;
  • лицензии на страхование, перестрахование, взаимное страхование, посредническую деятельность в качестве страхового брокера;
  • лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг и/или лицензию на ведение реестра;
  • лицензию на пенсионное обеспечение и страхование.

Если компания подала запрос на налоговый мониторинг, при соблюдении следующих условий:

  • представление всех сведений согласно п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
  • соответствие критериям п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
  • соответствие регламента информационного взаимодействия его форме и требованиям к нему;
  • соответствие системы внутреннего контроля в компании статье 105.26 НК РФ.

На уровне Управлений ФНС администрирование будет при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. Общий объем доходов согласно годовому отчету о прибылях и убытках (коды 2110, 2310, 2320, 2340) – от 2 до 20 млрд рублей включительно.
  2. Среднесписочная численность персонала – от 50 человек.
  3. Активы – от 100 млн до 20 млрд рублей включительно либо общий объем начислений федеральных налогов и сборов согласно отчетности – от 75 млн до 1 млрд рублей.

Спецрежимники по закону не могут быть отнесены к крупнейшим налогоплательщикам.

Содержание второго критерия

В отношении взаимозависимости налоговики руководствуются правилами статьи 105.1 НК РФ. Это когда отношения с юрлицами могут оказывать влияние на условия или экономические итоги основного вида деятельности компании с показатели, которые соответствуют категории крупнейших плательщиков.

Также см. «Критерии малых предприятий на 2020 год: таблица».

Самое важное про крупнейших налогоплательщиков в 2020 году

Организацию отнесут к крупнейшим налогоплательщикам в следующих случаях (Критерии ФНС).

  1. Годовой доход от 10 млрд руб. Налоговые органы суммируют четыре строки отчета о финансовых результатах: 2110, 2310, 2320 и 2340.
  2. Взаимозависимость с крупнейшим налогоплательщиком.
  3. Организация подала заявление о проведении налогового мониторинга.
  4. По решению ФНС.

Крупнейших налогоплательщиков ставят на учет без каких-либо заявлений. Из межрайонной или межрегиональной ИФНС придет уведомление с новым КПП (5-я и 6-я цифры – 50).
Всю налоговую отчетность, кроме расчета по страховым взносам, 6-НДФЛ и 2-НДФЛ, крупнейшие налогоплательщики сдают в межрегиональную или межрайонную ИФНС (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Гончарова Н.А., Сацукевич В.А.

проблемы налогового администрирования

крупнейших налогоплательщиков в российской федерации и пути их решения

Начало налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков в россии положено в 1998 году созданием специализированных инспекций. В настоящее время налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков в россии характеризуется наличием нормативно-правового регулирования процедур налогового контроля, установлением критериев отнесения компаний к категории крупнейших налогоплательщиков, использованием общих функций налогового администрирования, осуществлением централизованного контроля за деятельностью инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

Вместе с тем, проблема формирования эффективной системы налогового контроля крупнейших налогоплательщиков не решена и обуславливает необходимость совершенствования существующих форм налогового контроля с учетом специфики крупных компаний, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства. решение этой задачи требует совершенствования системы налогового администрирования .

Повышение уровня налогового администрирования является одним из важных направлений налоговой политики, которое обеспечивает равенство конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков и снижения издержек, связанных с функционированием налоговой системы.

Важно отметить, что совершенствование налоговой системы российской федерации направлено на формирование оптимальных отношений между бизнесом и государством. Важнейшим направлением в решении данной проблемы является улучшение качества налогового администрирования налогоплательщи-

ков. В первую очередь это касается крупнейших налогоплательщиков, вклад которых в формирование бюджета Российской Федерации постоянно возрастает и составляет по разным источникам от половины до трех четвертей всех налоговых поступлений .

Крупнейшие налогоплательщики — крупные организации-налогоплательщики, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших. Именно за счет их деятельности бюджет получает большую часть налоговых поступлений .

В соответствие с Приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-30/290@ (ред. от 19.09.2014) к крупнейшим налогоплательщикам относятся крупные организации, которые по показателям финансово-экономической деятельности и взаимозависимости с другими организациями относятся к категории крупнейших.

Важно отметить, что крупнейшие налогоплательщики могут быть как на федеральном уровне (ОАО «РЖД»), так и на региональном уровне (АО «Тан-дер»).

Существует ряд критериев для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков, которые, как и налогоплательщики подразделяются на критерии для федерального уровня и критерии для регионального уровня.

Итак, для отнесения к категории крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне или региональном уровне необходимо выполнение одновременно целого ряда критериев (таблица 1).

Таблица 1

критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших на федеральном уровне

Наименование критерия Границы критерия

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Суммарный объем начисленных федеральных налогов по данным налоговой отчетности Более 1 млрд. рублей

Суммарный объем полученных доходов Более 20 млрд. рублей

Суммарная стоимость активов Более 20 млрд. рублей

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Суммарный объем полученных доходов в пределах от 2 до 20 млрд. рублей

Среднесписочная численность работников более 50 человек

Вариативный критерий Суммарная стоимость активов в пределах от 100 млн. рублей до 20 млрд. рублей

Суммарный объем начисленных федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности в пределах от 75 млн. руб. до 1 млрд. руб.

Чтобы полностью проконтролировать «самых прибыльных» налогоплательщиков в российской федерации, создаются отраслевые межрегиональные инспекции на федеральном уровне (далее — Межрегиональные инспекции) и межрайонные инспекции на региональном уровне (далее — Межрайонные инспекции) по крупнейшим налогоплательщикам. Создание таких инспекций позволяет обеспечить качественное обслуживание налогоплательщиков, эффективный налоговый контроль и рост доходов государства.

к примеру, на территории краснодарского края создана Межрайонная инспекция фНС россии по крупнейшим налогоплательщикам по краснодарскому краю, на учете в которой состоят такие хозяйствующие субъекты как АО «Тан-дер», АО «Южная бункерная компания», ООО «Ильский НПЗ» и другие.

Также важно отметить, что ежегодно контрольным управлением центрального аппарата фНС россии формируется список организаций, относимых к категории крупнейших налогоплательщиков. Организации, переставшие удовлетворять установленным фНС россии критериям и исключенные из данного списка, продолжают считаться крупнейшими налогоплательщиками в течение трех лет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем важно отметить, что налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, может осуществляться на трех уровнях:

— на федеральном уровне — в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях фНС россии по крупнейшим налогоплательщикам (Межрегиональная ИфНС по крупнейшим налогоплательщикам №8)

— на региональном уровне — в межрайонных инспекциях фНС россии по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений фНС россии по субъектам российской федерации (Межрайонная ИфНС по крупнейшим налогоплательщикам по краснодарскому краю)

— при отсутствии в структуре Управления фНС россии по субъекту российской федерации межрайонной инспекции фНС россии по крупнейшим налогоплательщикам — в налоговом органе по месту нахождения организации с возложением функций контроля за их налоговым администрированием на Управление (в МрИ фНС россии №8 по краснодарскому краю существует отдел камеральных проверок по крупнейшим налогоплательщикам).

Важно отметить, что основным принципом проверки данной категории налогоплательщиков является проверка организации в целом, в т.ч. проверка полного перечня сделок с зависимыми компаниями, наиболее значимыми контрагентами и организациями, выделившимися из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом .

Современная система налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, несмотря на прогрессивную динамику своего развития, все же имеет ряд недостатков, которые требуют рассмотрения .

Последнее время, в среде отечественных ученых, практиков и публицистов бытует мнение о несовершенстве существующих методик оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов, как одной из составляющих

налогового администрирования, в т.ч. Межрегиональных и межрайонных инспекций фНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

На сегодняшний день налоговыми органами Рф используются различные методики оценки эффективности контрольной деятельности (таблица 2).

Таблица 2

Методики оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов

Наименование методики Автор методики, год Основные показатели методики Количество аналитических показателей

1 2 3 4

Официальные методики оценки, разработанные ФНС России

Методика оценки эффективности контрольной деятельности Управлений МНС России по субъектам РФ МНС России, 2003 год 1) Результативность КНП; 2) Результативность ВНП; 3) результативность контрольной деятельности в расчете на одного сотрудника налоговых органов. 18

Методика оценки эффективности контрольной работы ФНС РФ ФНС России, 2004 год 1) Собираемость налогов и сборов; 2) Динамика задолженности по налоговым платежам; 3) Эффективность расходов налоговой системы. 27

Критерии оценки деятельности ФНС РФ ФНС России, 2007 год 1) Собираемость налогов и сборов; 2) Результативность налогового контроля по взысканию; 3) Удовлетворение в действиях налоговых органов. 15

Авторские методики

Методика оценки эффективности налогового контроля Алиев Г.Х., 2004 год 1) Уровень добровольно уплаченных налогов и сборов; 2) Эффективность функционирования налоговых органов. 12

Методика оценки эффективности налогового контроля Щербинин А.Т. 2006 год 1) Коэффициент начисления 7

Методика оценки налогового потенциала региона на основе показателей контрольной деятельности Попонова Н.А., 2006 год 1) Уровень взыскания по итогам проведенных налоговых проверок 8

Зарубежные методики

Методика оценки налогового контроля, Франция Налоговые органы Франции 1) Количество проведенных проверок; 2) Уровень взысканий сумм в бюджет 30

Методика оценки результативности мероприятий налогового контроля, Австралия Налоговые органы Австралии 1) Имидж налоговых органов 3

По итогам анализа описанных выше методик, с учетом реалий отечественной налоговой системы, предлагаем использовать следующую методику оценки деятельности Межрегиональных и Межрайонных инспекций фНС россии по крупнейшим налогоплательщикам (таблица 3).

Таблица 3

Предлагаемая методика оценки деятельности ИфНС по крупнейшим налогоплательщикам

Цель методики Дать оценку контрольной работы Межрайонных и Межрегиональных ИФНС россии по крупнейшим налогоплательщикам по итогам их работы за года

Сущность методики Данная методика содержит 1 итоговый показатель — уровень эффективности деятельности налогового органа (Эфно), который рассчитывается при помощи 3-х аналитических показателей, которые по нашему мнению в Инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам должны быть на нулевом уровне (коэффициент не результативности выездных налоговых проверок, коэффициент не взыскаемости по итогам налоговых проверок и коэффициент проигранных налоговых споров в досудебном порядке).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коэффициент не результативности выездных налоговых проверок:

Расчет аналитических показателей где ВНПрез — это количество выездных налоговых проверок в ходе проведения которых выявлены налоговые правонарушения.

Коэффициент не взыскаемости по итогам налоговых проверок: Суточадополнительно начнслЕнньс-; платежей пп итогам контрольная ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ^невзыск 100/с СупкадополнительноначислЕнньи плэтеней ^ Ю0 /с по итогам ко нтрпь ной деятель но сти

Доля выигранных налоговых споров в досудебном порядке: пр-^р Количество растотреЕньк БНОжало5 ‘

Расчет показателя Эфно ЭФ но S 0 — Работа налогового органа признается эффективной: ЭФ но < 0 — Работа налогового органа признается не эффективной.

Перед расчетом эффективности налогового органа по предлагаемой методике, налоговому органу присваивается наивысший уровень эффективности — 20 баллов.

Далее рассчитываются аналитические показатели, которые, по нашему мнению, в идеале на практике в Инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам должны быть на нулевом уровне. В данном случае важно учесть коэффициент результативности выездных налоговых проверок, в отличие от коэффициента камеральных налоговых проверок должен быть на 100% уровне, в связи с тем, что на практике камеральная налоговая проверка имеет своей целью проверку правильности заполнения налоговой отчетности, в то время как выездная налоговая проверка имеет своей целью выявление нарушения отечественного законодательства о налогах и сборах. Кроме того, важно отметить, что на проведение выездной налоговой проверки выделяется значительная сумма бюджетных средств, которая должна быть оправдана и возвращена в бюджет.

Показатель Эфно рассчитывается, как разность между максимальным уровнем эффективности налогового органа, который предусматривает данная методика, и суммой аналитических показателей, переведенных из процентной шкалы в бальную, где 1%=1 балл.

По итогам расчет, в случае если показатель Эфно получается больше или равно 0 — работа налогового органа признается эффективной, в случае если показатель Эфно получается меньше 0 — работа налогового органа признается не эффективной.

На основании вышеизложенного делаем вывод, что предложенная методика состоит из следующих этапов:

I. расчет аналитических показателей;

II. расчет показателя эффективности контрольной деятельности налоговых органов;

III. Оценка эффективности контрольной деятельности налоговых органов. Далее проведём оценку контрольной деятельности Межрайонной ИфНС

россии по крупнейшим налогоплательщикам по краснодарскому краю в 2017 году по предлагаемой методике.

I этап: расчет аналитических показателей:

коэффициент не результативности выездных налоговых проверок:

В НЕТ ?1 -— X 100% = 100% — — X 100% =

ВНПи-ег- 22 4 6%

бнп

х е (I ег

100% — ■

к,

коэффициент не взыскаемости по итогам налоговых проверок Сумма дополнительно начисленных платежей по итогам контрольной деятельности; поступившая в бюджет

не в^ысес

= 100%

Сумма дополнительно начисленных платежей по итогам контрольной деятельности 1491 478

= 100%- 1 563 151 Х 1000/° =

— х 100 %

Доля выигранных налоговых споров в досудебном порядке:

Количество не удовлетворенных жало6 ВНО = 100%—-—————— X 100%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество рассмотренных жалоб ВНО 10

= 100%—х 100% = 9,1%

II этап: Расчет показателя эффективности контрольной деятельности налоговых

органов.

ЭФно — 20 <ВНПнерв + ЕЗЫ(:к. + НСпрдирр

,) = 20 — (4,6 + 4,6 + 9,1) = 1,7

III этап: Оценка эффективности контрольной деятельности налоговых органов.

По итогам расчета показателя эффективности контрольной деятельности Межрайонной ИфНС россии по крупнейшим налогоплательщикам по краснодарскому краю установлено, что деятельность контрольного блока Инспекции является эффективной.

Вместе с тем, необходимо отметить, что современная отечественная система налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков имеет еще также ряд недостатков, которые мы рассмотрим далее.

1) Создание Межрегиональных инспекций на основе субъектного отраслевого принципа, т.е. они контролируют налогоплательщиков, которые заняты в определенной отрасли производства и территориальное расположение налогоплательщика не имеет значения.

В связи с этим, крупнейшие налогоплательщики выражают недовольство увеличением необязательных расходов на почтовую отправку запрашиваемых оригиналов документов, а также на отправку сотрудников в служебные командировки при возникновении спорных ситуаций между налоговым органом и налогоплательщиком. Зачастую свое недовольство по этому вопросу выражают налогоплательщики, находящиеся на Дальнем Востоке или Сибири и состоящие на налоговом учете в Межрегиональных инспекциях, которые территориально расположены в городе Москве. Т.е. получается ситуация, когда инициативу налогового органа оплачивает налогоплательщик .

На наш взгляд, решением данной проблемы может стать добавление к уже существующим функциям Управлений ФНС по субъектам российской Федерации функций приема оригиналов документов, необходимых соответствующей Межрегиональной инспекции, и дальнейшего перенаправления по внутренним электронным каналам налоговой службы данного комплекта документов.

2) Отсутствие отраслевых знаний сотрудников Межрегиональных Инспекций по крупнейшим налогоплательщикам.

Эффективность деятельности любого налогового органа в большей мере определяется уровнем подготовки кадров, а именно уровнем профессиональной грамотности, особенно это актуально в отношении работников Межрегиональных инспекций .

Проверка организации определенной отрасли требует не только высокого уровня грамотности в области законодательства о налогах и сборах, но также и высокий уровень соответствующих отраслевых знаний. Считаем необходимым, внедрить в рабочий процесс сотрудников Межрегиональных инспекций ежегодный учебный процесс, с привлечением специалистов из отрасли, которую проверяет инспекция, а также преподавателей горно-, нефте, газодобывающих и т.д. институтов. Считаем, что данная мера позволит увеличить уровень профессиональной компетентности сотрудников Межрегиональных инспекций, а также позволит уменьшить расходы на привлечение специалистов, для разъяснения спорных ситуаций.

3) Проблема двойного учета крупнейших налогоплательщиков.

Если раньше такое лицо снималось с учета в налоговой инспекции по месту своего нахождения и передавалось на учет в специализированную межрегиональную или межрайонную инспекцию, то согласно новым правилам территориальная инспекция передает в специализированную только копии документов из учетного дела крупнейшего налогоплательщика. Она же взаимодействует со всеми другими налоговыми органами по вопросам дополнительной регистрации по месту нахождения обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств крупнейшего налогоплательщика, координирует информационные потоки, направляет данные о налогоплательщике в специализированную инспекцию .

Таким образом, регистрация крупнейшего налогоплательщика по месту его нахождения признается основной, как это и предусмотрено Нк рф, а реги-

страция в качестве крупнейшего налогоплательщика — дополнительной. Причем такая дополнительная регистрация может быть проведена и в самой территориальной инспекции, превращаясь тем самым в сугубо формальный акт извещения налогоплательщика о том, что он отнесен к категории крупнейших.

Дополнительная регистрация не может порождать какие-либо дополнительные обязанности налогоплательщика, например, обязанность подавать отчетность не в один, а в два адреса и др.

крупнейшие налогоплательщики по-прежнему принуждаются к сдаче отчетности в специализированные инспекции, а не в инспекции по месту нахождения налогоплательщика. Межрегиональные инспекции по-прежнему самостоятельно назначают и проводят налоговые проверки, исключая из этого процесса территориальные налоговые органы, хотя их полномочия по налоговому контролю более чем спорны.

Постоянное внимание к этой проблеме направлено на то, чтобы найти законный, разумный, обоснованный способ эффективно контролировать крупнейших налогоплательщиков, обеспечивающий реальный баланс интересов промышленников и бюджета .

Наличие двойного учета крупнейших налогоплательщиков приводит к формированию на практике сложной и противоречивой модели осуществления контроля за крупнейшими налогоплательщиками несколькими территориальными налоговыми органами.

На основании вышеизложенного, предлагается на законодательном уровне закрепить положение о постановке на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков в одном территориальном налоговом органе, а именно межрегиональной (межрайонной) инспекции по крупнейшим налогоплательщикам.

4) Проблема несоблюдения принципа единства налоговых органов в рамках контрольной деятельности

На практике, зачастую отделы камеральных налоговых проверок и отделы выездных налоговых проверок не работают как единое целое, что снижает уровень контрольной работы в целом. Так, встречаются случаи, когда отделы камеральных налоговых проверок не принимают решение о привлечении к налоговой ответственности, в случае если сумма по решению в резолютивной части является большой, по причине невозможности в период, отведенный для проведения камеральной налоговой проверки полностью собрать доказательственную базу. Однако, в большинстве случаев, факт передачи материалов налоговой проверки в отделы выездных налоговых проверок становится понятен заблаговременно до срока окончания камеральной налоговой проверки, в связи с чем, сбор доказательственной базы сотрудниками отдела камеральных налоговых проверок прекращается. Данный факт объясняется тем, что каждое направление контрольного блока, получает дополнительное материальное стимулирование за счет результатов контрольной работы, в т.ч. за счет дополнительно начисленных сумм по итогам налоговых проверок, в связи с чем, сотрудники отдела камеральных налоговых проверок, понимая, что данное налоговое правонарушение не повли-

яет на их материальное стимулирование, прекращают сбор доказательственной базы .

Данная проблема существует в целом во всей отечественной системе налогового администрирования, однако особенно остро она стоит в ходе проведения контрольных мероприятий в отношении крупнейших налогоплательщиков, в связи с гораздо большими суммами, которые дополнительно начисляются по итогам налоговых проверок.

На основании вышеизложенного, предлагаем упразднение в территориальных налоговых органах, которые администрируют крупнейших налогоплательщиков, отделов камеральных и выездных налоговых проверок, и создание «Контрольного отдела», который будет выполнять функции по проведению как камеральных налоговых проверок, так и выездных налоговых проверок. По нашему мнению, данная мера позволит увеличить уровень контрольной работы и соблюсти принцип единства налоговых органов в ходе проведения контрольных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литература

1. Гоголев А.М. Современное состояние и проблемы развития налогового администрирования // Публичное и частное право. 2014. № 3. 211-216 с.

2. Гуреев В.И. Российское налоговое право. — М.: Проспект, 2016. — 342 с.

3. Гусейнова Г.М. Актуальные проблемы налогового администрирования // Налоги и финансы. 2015. № 3. С. 16-18.

5. Ефремова Т.А., Агаева О. В. Актуальные проблемы обеспечения качества и эффективности налогового администрирования в России // Наука и экономика. 2016. № 1. 37-42 с.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *