0

Критерии налоговой проверки

Уважаемые налогоплательщики! Год назад ФНС России в Концепции налогового планирования выездных налоговых проверок определила и назвала одиннадцать критериев оценки налоговых рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

• Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
• Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
• Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
• Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
• Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
• Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
• Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
• Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
• Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
• Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
• Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

📌 Реклама Отключить

Фактически, проанализировав свою деятельность за последние три года, налогоплательщик с большой долей вероятности сам может определить, будет в отношении него назначена проверка или нет. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Ссылки на документы по этой теме:

Приказ ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@».

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

ФНС России разработала 12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков Пресс-релиз

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 14 Налоговый контроль

📌 Реклама Отключить

Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@ Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Приказ ФНС России от 30.05.07. № ММ-3-06/333@ Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок

Приказ ФНС России от 06.03.2007 № ММ-3-06/106@ «Об утверждении форм документов, которые должны использовать налоговые органы при проведении налоговых проверок»

Приказ ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки

📌 Реклама Отключить

Письмо ФНС России от 03.12.2007 № ШТ-6-06/925@ Об оформлении результатов камеральных налоговых проверок и о решениях, принимаемых по результатам рассмотрения материалов проверки отчетности по единому социальному налогу, связанных с реализацией статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации

Письмо ФНС России от 11.10.2007 № ШТ-6-06/774@ Об истребовании у банков документов и информации, необходимых для осуществления налогового контроля

Показатели безопасной рентабельности по видам экономической деятельности за 2017 год

Приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333 утверждена так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – рентабельность по видам деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала свежие показатели безопасной рентабельности по видам экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Какие виды деятельности входят

Приложением № 4 к упомянутому приказу традиционно закреплена рентабельность обычных видов деятельности. Теперь уже – за 2017 год (обновляется каждый год). Спросите, почему только обычных? Дело в том, что чисто физически налоговики не в состоянии охватить все виды деятельности, упомянутые в ОКВЭД-2.

Также налоговиков, разумеется, в первую очередь интересует рентабельность основного вида деятельности как критерий попадания в план выездного отдела.

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Виды показателей

Отметим, что показатели рентабельности по видам деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности;
  • показатели рентабельности продаж по видам деятельности – товаров/продукции/работ/услуг.

Обращаем внимание, что безопасная рентабельность по видам экономической деятельности за 2017 год показана в процентах.

Рентабельность продаж – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Если получен убыток, имеет место убыточность.

Рентабельность активов – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к стоимости активов компании. Если такой отрицательный, имеет место убыточность.

Далее вашему вниманию – полный официальный перечень показателей рентабельности по видам деятельности на 2018 год за 2017 год.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
Рентабельность проданных товаров/продукции/работ/услуг, % Рентабельность активов, %
Всего 7,5 5,3
сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 17,3 6,4
растениеводство и животноводство, охота и
предоставление соответствующих услуг в этих областях
14,5 5,0
лесоводство и лесозаготовки 5,4 отр.
рыболовство и рыбоводство 49,9 22,7
добыча полезных ископаемых 25,9 11,0
добыча угля 30,6 16,5
добыча сырой нефти и природного газа 25,2 11,1
добыча металлических руд 50,3 15,6
добыча прочих полезных ископаемых 42,8 8,2
обрабатывающие производства 11,5 5,5
производство пищевых продуктов 8,4 7,0
производство напитков 12,4 5,9
производство табачных изделий 24,6 10,3
производство текстильных изделий 8,7 4,0
производство одежды 13,3 12,7
производство кожи и изделий из кожи 10,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 8,4 2,1
производство бумаги и бумажных изделий 20,5 13,2
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 8,7 6,5
производство кокса и нефтепродуктов 8,3 3,9
производство химических веществ и химических продуктов 19,8 8,6
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 28,9 10,5
производство резиновых и пластмассовых изделий 9,1 7,0
производство прочей неметаллической минеральной продукции 10,0 3,0
производство металлургическое 20,7 12,5
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 10,7 4,2
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки 7,8 отр.
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 16,3 7,1
производство электрического оборудования, 8,3 6,9
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 3,2 отр.
производство прочих транспортных средств и оборудования 12,9 1,9
производство прочих готовых изделий 6,4 отр.
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 8,3 4,1
производство, передача и распределение электроэнергии 11,7 4,8
производство и распределение газообразного топлива 2,8 2,1
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха отр. отр.
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 3,6 1,3
строительство 7,2 1,8
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 4,6 4,8
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,1 4,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 6,1 4,4
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 2,3 7,5
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 7,0 3,3
транспортировка и хранение 9,7 4,7
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские перевозки 8,3 1,1
деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки 15,2 15,8
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта отр. отр.
деятельность автомобильного грузового транспорта
и услуги по перевозкам
4,0 4,4
деятельность трубопроводного транспорта 13,5 5,5
деятельность водного транспорта 3,5 3,3
деятельность воздушного и космического транспорта 1,8 8,5
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 5,4 1,1
деятельность в области информации и связи 14,2 9,1
деятельность финансовая и страховая 0,4 2,1
деятельность по операциям с недвижимым имуществом 15,5 2,2
научные исследования и разработки 15,9 3,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 1,6 1,4
образование 5,0 3,0
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 10,4 6,3
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 1,2 0,2

Источник информации о безопасной рентабельности по видам экономической деятельности на 2018 год: официальный сайт ФНС России.

С нашего сайта бесплатно скачать показатели рентабельности организаций по видам экономической деятельности за 2017 год по прямой ссылке можно здесь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Критерии, по которым контролеры составляют план проведения выездных налоговых проверок, изложены в Концепции и являются общедоступными. Причем недавно в нее были внесены поправки. Рассмотрим, какова вероятность для сельхозорганизаций попасть в такой список с учетом последних изменений.

Общие правила Итак, приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (далее – Концепция) был поправлен. Коррективы внесены приказом ФНС России от 8 апреля 2011 г. № ММВ-7-2/258@ в приложения № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@. В Концепцию добавили данные за 2010 год по налоговой нагрузке по видам экономической деятельности (в %) и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов по видам экономической деятельности (в %).
Критерии для самостоятельной оценки риска назначения выездной налоговой проверки следующие.
1. Налоговая нагрузка ниже среднеотраслевой (по виду деятельности).
2. Отражение в отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (в течение двух и более лет).
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм вычетов по НДС.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации.
5. Выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление пояснений на уведомление инспекции о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в инспекциях в связи с изменением местонахождения («миграция» между инспекциями).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Отметим, что всю имеющуюся информацию контролеры рассматривают в совокупности. То есть, если предприятие подпадает под один или несколько критериев, приведенных в Концепции, это не означает, что она непременно попадет в список проверяемых организаций. Далее мы рассмотрим те критерии, которые наиболее интересны для сельского хозяйства.
Особенности при общей системе налогообложения Во-первых, для сельхозорганизаций актуален критерий о значительных суммах вычетов по НДС (доля вычетов от суммы начисленного с базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев). Он, разумеется, является общим для всех организаций, но специфику деятельности конкретных отраслей не учитывает. А ведь в сельском хозяйстве многие операции по реализации продукции облагаются по ставке 10 процентов, в то время как приобретаемые материалы, работы и услуги, по которым «входной» налог принимается к вычету, облагаются по ставке 18 процентов. Если подходить к рассматриваемой ситуации формально, то большинство сельхозорганизаций подпадают под критерий «89 процентов». Однако в связи со спецификой сельхоздеятельности чиновники рекомендуют сделать перерасчет так, если бы выручка от реализации облагалась по ставке 18 процентов, и уже к полученному результату применить рассматриваемый критерий. 📌 Реклама Отключить

>|Интервью с чиновником на тему назначения выездных налоговых проверок опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 1 на стр. 12. Его электронная версия размещена на нашем сайте (www.otraslYchet.ru).|<
Поясним сказанное на примере.
Пример 1.
ООО «Восход» применяет общую систему налогообложения. Предположим, что за II квартал 2011 года выручка (без учета НДС) от реализации молока, скота в убойном весе и мяса составила 2 800 000 руб., выручка от реализации покупных активов – 90 000 руб. При этом в указанный период были приобретены семена на сумму 1 100 000 руб. (в том числе НДС – 100 000 руб.), ГСМ на сумму 1 416 000 руб. (в том числе НДС – 216 000 руб.), запчасти на сумму 236 000 руб. (в том числе НДС – 36 000 руб.), прочие материалы, работы и услуги на сумму 177 000 руб. (в том числе НДС – 27 000 руб.). Таким образом, за II квартал по реализации был начислен налог:

📌 Реклама Отключить 2 800 000 руб. х 10% + 90 000 руб. х 18% = 296 200 руб.
А вычеты по налогу составили:
100 000 руб. + 216 000 руб. + 36 000 руб. + 27 000 руб. = 379 000 руб.
Для упрощения примера допустим, что авансов от покупателей в течение квартала не поступало, равно как и не было продаж по ранее полученным авансам. В этом случае по итогам квартала НДС в размере 82 800 руб. (379 000 – 296 200) будет заявлен к вычету.
Налог с операций по реализации по условному перерасчету составит:
(2 800 000 руб. + 90 000 руб.) х 18% = 520 200 руб.
Вычеты по налогу в процентном соотношении составляют 72,9 процента (379 000 руб. / 520 200 руб. х 100%). То есть в данном случае вычеты по налогу значительно ниже «критического» показателя. Кроме того, согласно Концепции этот критерий оценивают по данным не за один квартал, а за четыре квартала. Еще один критерий – налоговая нагрузка. Ее определяют как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности инспекций и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. За 2010 год по сельскому хозяйству этот показатель составил 4,2 процента. В составе налогов будет учитываться налог на прибыль, на имущество, транспортный, земельный налог и пр. 📌 Реклама Отключить

>|Для расчета налоговой нагрузки можно взять суммы к уплате по данным годовых деклараций за 2010 год, а выручку взять из Отчета о прибылях и убытках за 2010 год. Статистические данные по налоговой нагрузке по отраслям и по рентабельности приведены в приложениях № 3 и № 4 к приказу № ММ-3-06/333@.|<
Пример 2.

ООО «Золотой колос» за 2010 год начислило налоги в размере 330 000 руб., выручка от реализации составила 6 000 000 руб. Тогда налоговая нагрузка будет равна 5,5 процента (330 000 руб. : 6 000 000 руб. х 100%).
Кроме того, рассматривается критерий по отклонению рентабельности по данным бухучета от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики. Во внимание принимается отклонение в сторону уменьшения на 10 процентов и более. Причем, во-первых, рассматривают рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг (соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продаж и себестоимости). Во-вторых, также определяется рентабельность активов – соотношение сальдированного финансового результата и стоимости активов организаций.
По данным за 2010 год, для сферы сельского хозяйства рентабельность продаж составила 10,3 процента, а рентабельность активов – 3,4 процента (оба этих показателя подросли по сравнению с 2009 годом).
Особенности при применении спецрежимов В данном случае речь идет о неоднократном приближении к предельному значению величин показателей, позволяющих применять спецрежимы (менее 5% к предельному значению два и более раза в течение календарного года).
Если организация уплачивает сельхозналог По общему правилу уплачивать единый сельскохозяйственный налог могут организации, которые отвечают критерию «70 процентов», установленному в статье 346.2 Налогового кодекса РФ. В данном случае предельным будет показатель 73,5 процента (70% х 1,05).
Поскольку при этом спецрежиме доходы и расходы определяются кассовым методом согласно статье 346.5 Налогового кодекса РФ, сельскохозяйственному предприятию до окончания года целесообразно отслеживать долю выручки от реализации собственной продукции в общем объеме доходов и по возможности регулировать этот показатель.
Если предприятие на «упрощенке» Здесь возможным основанием для проверки может послужить неоднократное приближение к предельным значениям установленных статьями 346.12 и 346.13 Налогового кодекса РФ показателей, необходимых для применения «упрощенки»:
– доля участия других организаций – не более 25 процентов (то есть критичным будет значение 23,75% (25% х 0,95));
– средняя численность работников за налоговый (отчетный) период – не более 100 человек (95 человек уже пограничная величина (100 чел. х 0,95));
– остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не более 100 млн руб. (под критерий попадает 95 млн руб. (100 млн руб. х 0,95));
– предельный размер доходов, определяемый по итогам отчетного (налогового) периода, составляет не более 60 млн руб. Критическое значение – 57 млн руб. (60 млн руб. х 0,95). >|Предельный размер доходов по итогам отчетного (налогового) периода определяют в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ.|<
Важно запомнить
Возможные критерии для назначения выездной налоговой проверки агропредприятия при общем режиме налогообложения – значительная доля вычетов по НДС, а для плательщиков сельхозналога – приближение к показателю «70 процентов».

12 критериев риска выездной налоговой проверки

На сегодняшний день существует «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (см. Приложение № 1), на основании которой, налоговые органы в целях повышения эффективности выездных налоговых проверок, формируют годовой план проведения выездных налоговых проверок с разбивкой по кварталам. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, приведены в разделе 4 «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», утвержденной утвержденная Приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@, которые были введены Приказом ФНС России от 14.10.2008г. № ММ-3-2/467@ (в редакции Приказа ФНС России от 22.09.2010г. № ММВ-7-2/461@).

  1. У налогоплательщика низкая налоговая нагрузка. Налогоплательщик может самостоятельно оценить риск включения в план выездных налоговых проверок, сравнив свою фактическую налоговую нагрузку со среднеотраслевым уровнем. Если интегральная налоговая нагрузка ниже отраслевой налоговой нагрузки, он может быть включен в план выездных налоговых проверок. Налоговая нагрузка определяется как отношение сумм уплаченных налогов к полученной выручке (см. п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. № ММ-3-06/333@). При этом, налоговая нагрузка чуть ниже среднеотраслевой вполне может быть объяснима такими причинами как: реализация налогоплательщиком неликвидного товара по цене ниже его себестоимости, реализация товара с существенным ростом цен на сырье и материалы, используемые при производстве таких товаров, изменения экономической ситуации в стране). Это тоже следует учитывать налогоплательщику, при самостоятельной оценке рисков.
  1. Отражение налогоплательщиком в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. При самостоятельной оценке налогоплательщиком рисков назначения выездной налоговой проверки по данному критерию, ему следует исходить из того, что в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности возможны убытки. Налоговые органы привлекают компании, которые ведут убыточную деятельность в течение двух и более календарных лет подряд. Факт убыточности налогоплательщика на протяжении указанного периода является основанием для вызова такого налогоплательщика на комиссию по легализации налоговой базы, которые специально были созданы в налоговых органах с целью ведения отбора налогоплательщиков для проверок, мониторинга и анализа их финансово-хозяйственной деятельности (см. Письмо ФНС России от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»).
  1. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Данный критерий позволяет оценить деятельность налогоплательщика, который уплачивает налог на добавленную стоимость (работает с НДС). С позиции налоговиков, сумма вычетов по НДС признается существенной, если их доля от суммы начисленного с налоговой базы налога равна или превышает 89% за календарный год. Данные для анализа берутся из налоговой декларации по НДС, по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15 октября 2009 года № 104н).
  1. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Данный критерий риска подразумевает налоговые расходы не должны расти быстрее налоговых доходов. Между доходами и расходами, согласно налоговой и бухгалтерской отчетности должна сохраняться пропорция. Для того чтобы снизить риск назначения выездной налоговой проверки, налогоплательщику следует провести анализ своих доходов и расходов и выявить причины расхождений. Причинами расхождений могут являться: цена на готовую реализуемую налогоплательщиком продукцию увеличивается не так существенно, как на необходимое сырьё для ее производства, рост заработной платы персонала, коммунальных расходов и пр.
  1. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Средняя заработная плата рассчитывается налоговыми органами на основании данных налоговой декларации, либо расчета авансовых платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд, поскольку ее ежеквартально сдают все налогоплательщика, в том числе на УСН и ЕНВД. На официальном сайте ФНС России размещены статистические показатели среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или по конкретному субъекту РФ.
  1. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В части специальных налоговых режимов принимается во внимание приближение (менее 5%) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, влияющих на исчисление налога для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы налогообложения (два и более раза в течение календарного года).
  1. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Относится к налогам на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных статьей 221 Налогового кодекса РФ, заявленных в налоговых декларациях физических лиц, зарегистрированных в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в общей сумме их доходов превышает 83%.
  1. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия деловой цели. Налоговики обращают внимание на наличие в деятельности налогоплательщика «цепочки контрагентов» при наличии обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, прямо поименованной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 года № 53 (см. п. 8 Приложения № 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@). Согласно пункта 3 Постановления № 53, налоговая выгода налогоплательщика может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения налогоплательщиком были учтены операции не соответствующие целям делового характера и экономического смысла.
  1. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Отсутствие без объективных причин пояснений налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации либо выявленных несоответствий сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, в случае, если в целях, предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик вызван в налоговый орган на основании письменного уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ, содержащего требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Необеспечение в нарушение п.п. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 статьи 17 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сохранности данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), и уплату (удержание) налогов, а также их восстановления в случае утраты в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, затопление, наводнение, порча, и пр.).

  1. Частая смена налоговой инспекции. Данный критерий риска подразумевает два и более факта с момента государственной регистрации налогоплательщика, снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением его местонахождения. Налоговые органы расценивают такие действия налогоплательщиков, как способ уклонения от налоговых обязательств.

  1. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. По данному критерию налогоплательщик самостоятельно может оценить риск подвергнуться выездной налоговой проверке, если по данным его бухгалтерской отчетности будет выявлено значительное отклонение уровня рентабельности от уровня рентабельности для данного вида деятельности по данным статистик. Рассчитать рентабельность по основным видам экономической деятельности можно самостоятельно в соответствии с расчетом, приведенным в Приложении № 4 к Приказу ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Риск подвергнуться выездной налоговой проверке есть у налогоплательщика – плательщика налога на прибыль, у которого согласно бухгалтерской отчетности отклонение рентабельности в сторону уменьшения от среднего показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности (по данным статистики) в среднем на 10% и выше.
  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Оценка налоговых рисков может быть связана с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами. Чтобы снизить риск по данному критерию, налогоплательщику необходимо исключить такие признаки, как:
  • отсутствие контактов руководителя компании-контрагента;
  • отсутствие документов, подтверждающих действующие полномочия руководителя компании-контрагента (в том числе отсутствие доверенности и копии паспорта на представителя компании-контрагента);
  • отсутствие данных об адресе фактического местонахождения компании- контрагента;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, отсутствие собственного интернет-сайта и т.п.);
  • отсутствие сведений о государственной регистрации компании-контрагента в ЕГРЮЛ.

Помимо указанного, риски по данному критерию могут быть увеличены при одновременном наличии следующих обстоятельств:

  • контрагент, с вышеперечисленными признаками является посредником в сделке;
  • наличие в договорах условий, противоречащих обычаям делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты, расчеты векселями либо через третьих лиц и т.п.);
  • отсутствие у контрагента необходимых лицензий, возможности реального выполнения контрагентом условий заключенного договора;
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика (его контрагента) по взысканию задолженности;
  • выдача/получение займов без какого-либо обеспечения (в том числе выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не исследована);
  • существенный размер расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в составе общей сумме затрат налогоплательщика.

Указанные критерии выездной налоговой проверки свидетельствуют о том, чем больше вышеперечисленных признаков будут одновременно присутствовать во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше будет степень риска по его включению в план выездных налоговых проверок и, соответственно, что будет вынесено решение о выездной налоговой проверке. К тому же в указанной Концепции приведен отнюдь не полный перечень критериев, используемых на практике налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок.

Специальные системы и открытые источники

Система управления рисками (СУР) АСК НДС-2. Принцип работы данной программы строится на выявлении налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты НДС, в том числе потенциальных «фирм-однодневок». Программа АСК НДС-2 анализирует связи с такими компаниями других налогоплательщиков. Так, например, СУР АСК НДС-2 в автоматическом режиме делит налогоплательщиков на три категории:

  • с низким налоговым риском (когда налогоплательщик уплачивает НДС, не имеет взаимоотношений с потенциальными «фирмами-однодневками», а также имеет собственные средства для осуществления деятельности);
  • со средним налоговым риском (те налогоплательщики, которые по тем или иным причинам не попали в категорию налогоплательщиков с низким налоговым риском);
  • с высоким налоговым риском (налогоплательщики, которые не уплачивают НДС, либо платят его в минимальном размере, ведут взаимоотношения с потенциальными «фирмами-однодневками», и вовсе не имеющие собственных средств для ведения деятельности).

Благодаря программе АСК НДС-2 стало возможным выявить разрывы по НДС в цепочке контрагентов, а так же стала доступной информация о цепочке собственников контрагента включая бенефициаров. Такой поиск осуществляется в автоматическом режиме на основании сведений из отчётности налогоплательщика сопоставленных с данными контрагентов налогоплательщика. Если в цепочке контрагентов имеется какое-либо расхождение, программа автоматически направляет такой компании требование о предоставлении соответствующих пояснений. Также о работе программы СУР АСК НДС-2 мы рассказывали в нашей статье: «Как программа АСК НДС-2 выявляет «расхождения» и «разрывы» по НДС. Цепочки контрагентов: почему они больше не работают?».

«Ручной» анализ. Таким способом налоговая инспекция выявляет операции, совершенные налогоплательщиками с целью получения необоснованной налоговой выгоды. В частности «ручной» анализ позволяет осуществлять:

  • поиск в цепочке «проблемных» контрагентов;
  • выявление подконтрольных субъектов, находящихся на упрощенной системе налогообложения, в том числе выявление признаков искусственного дробления.

Информационная база ПИК «Однодневка» – это специальный реестр юридических лиц, с признаками анонимных структур. С помощью данной базы и сведений о контрагентах налогоплательщика, налоговый инспектор может отследить всю цепочку или конкретных интересующих его контрагентов, и проверить сделки по ним. Все действия инспекторов с использованием базы ПИК «Однодневка» осуществляются для выявления в налоговых связях налогоплательщика «фирм-однодневок». После выявления «фирм-однодневок» и анализа совершенных с ними сделок налогоплательщиком, налоговый инспектор подсчитывает ориентировочную сумму налога, подлежащую доначислению.

Программа по проверке контрагентов «СПАРК» – разработка ЗАО «Интерфакс», эта программа предназначена для управления рисками. Используется для проверки контрагентов, проведения анализа потенциальных (будущих) контрагентов для всецелого управления финансовыми и налоговыми рисками. Информационная база данной программы сформирована на основании множества источников данных, включая ФНС России и даже Высший арбитражный суд РФ. Основные возможности и преимущества программы по проверке контрагентов СПАРК:

  • проверка и оценка рисков контрагента, в том числе длительность осуществления деятельности, наличие кредиторской задолженности, проверка адреса контрагента на массовость, количества смены руководителей и т.п.;
  • формирование готовых списков неблагонадежных и недобросовестных компаний, не предоставляющих налоговую отчетность, в том числе имеющих задолженность перед бюджетом, уровня его платежеспособности;
  • сведения о намерениях потенциального контрагента внести изменения в свои учредительные документы, предоставляемые на основе запроса в инспекцию ФНС;
  • актуальность информации за счет регулярного обновления программы;
  • получение сравнительного анализа;
  • список компаний, находящихся в процедуре банкротства;
  • быстрый поиск взаимоотношений с сомнительными налогоплательщиками;
  • проверка контрагента в ЕГРЮЛ по номеру ИНН, формирование выписки из ЕГРЮЛ в отношении контрагента;
  • получение информации о кредитной истории юридических и физических лиц, участвующих в сделке.

Из всего вышеперечисленного программа по проверке контрагентов «СПАРК» – имеет гораздо больший функционал, который позволяет налоговикам увидеть каждого контрагента буквально насквозь. Используя данные из этих систем, налоговый орган выстраивает схему группы взаимосвязанных лиц. Так становится понятно, в какую сторону двигаться. Выявив связи, инспектор принимается за анализ открытых источников информации: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях. Здесь проверяющий хочет найти фразы «Группа компаний…», «Президент группы компаний…», «Холдинг…» и другую информацию, которая прямо или косвенно указывает на взаимозависимость субъектов и/или их подконтрольность одному лицу. Собственники бизнеса в большинстве своем люди амбициозные, поэтому большие развернутые статьи в ключе «я вложил последние 10 тыс. долларов, а теперь это группа компаний с оборотом в 1 млрд.» не редкость. Опасной может стать информация, например, о размере выручки удачливого бизнесмена, о статусе «официального представителя в РФ такого-то бренда» при отсутствии прямого импорта, а также перечне сотрудников компании, крупных контрактах и т.п.

Управление рисками компании: зачем необходима проверка контрагентов?

Налоговые проверки направлены на контроль за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств, а также на выявление нарушений налогового законодательства РФ, допущенных налогоплательщиками при осуществлении деятельности. С 2016 года налоговые органы наделены правом проверки достоверности сведений, содержащихся или вновь вносимых в ЕГРЮЛ. В нашей статье «Должная осмотрительность налогоплательщика в 2017-2018 году: понятие, проявление, грядущие изменения» мы упоминали о необходимости проявления налогоплательщиками «должной осмотрительности» при выборе контрагента, в том числе рассказывали о том, как необходимо проверять своих новых и действующих контрагентов во избежание поверок со стороны налоговых органов. Как отмечалось в указанной статье, в июне 2016 года ФНС России снова напомнила налогоплательщикам о необходимости проявления должной осмотрительности и способах проверки добросовестности контрагентов, утвердив Письмо ФНС России от 24.06.2016г. № ЕД-19-15/104. И на сегодняшний день основными фактами, подтверждающими бездействие налогоплательщика по проявлению должной осмотрительности, для налоговиков могут стать:

  • отсутствие государственной регистрации контрагента или регистрация по утерянному паспорту, на недееспособное лицо;
  • отсутствие контрагента по указанному юридическому адресу;
  • сдача контрагентом нулевой отчетности, в том числе ее непредставление в налоговую инспекцию;
  • подписание документов по сделкам и хозяйственным операциям не установленными лицами.

Напомним, что Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года № ММВ-7-14/72@ утверждены основания для проведения налоговыми органами мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Поэтому если налогоплательщик будет ссылаться на отсутствие в действующем законодательстве РФ обязанности по проверке контрагентов, в случае налогового спора судом такие доводы налогоплательщика будут отклонены, поскольку каждый налогоплательщик при ведении предпринимательской деятельности обязан проявлять должную осмотрительность. Помимо этого суды указывают, что налогоплательщики в своей деятельности сами выбирают своих контрагентов, также самостоятельно вступают с ними в правоотношения, именно поэтому налогоплательщику следует проявлять такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволит ему работать только с благонадежными и добросовестными контрагентами, и такая работа не должна приводить к нарушению налогового законодательства РФ (см. Постановления АС Западно-Сибирского округа от 31 мая 2016 года № А75-10708/2015, Уральского округа от 27 мая 2016 года №А07-9933/2015, Северо-Кавказского округа от 25 мая 2016 года № А53-15222/2015). Таким образом, не проявляя должную осмотрительность и не проверяя своих контрагентов, налогоплательщик рискует получить отказ в вычете НДС и в учете налоговых расходов.

Налоговая нагрузка 2018: на какие показатели равняемся в этом году

Примерно 11% всей выручки российских компаний и ИП ушло в 2017 году в казну в виде налогов. Однако этот показатель налоговой нагрузки «средний по больнице» и не является маяком, на который все должны ориентироваться. Например, в сферах торговли, сельского хозяйства он составляет в среднем 4 %, в сферах информатизации и связи – порядка 16%, в производстве напитков и табачных изделий – около 30%. Почему так важно знать и контролировать показатель налоговой нагрузки предприятия? Как провести его анализ, не дожидаясь визита фискальных органов? Подробности в нашей статье.

Налоговая нагрузка – мерило в фискальной отрасли. Это главный показатель налоговой ответственности предприятия, именно налоговая нагрузка дает понимание, какой процент в вашей выручке составляют начисленные вами налоги.

В длинном списке причин повышенного внимания ФНС к предприятию или ИП приоритетной является именно низкая налоговая нагрузка. Если вы отстаете по показателю начисленных налогов от своих конкурентов и ваша налоговая нагрузка ниже среднеотраслевого показателя, вас могут включить в план выездных налоговых проверок.

От 1,3 до 45,4% — разбег налоговой нагрузки по отраслям

Как узнать, сколько платят в среднем по отрасли? Для этого нужно ориентироваться на показатели налоговой нагрузки по видам деятельности за предыдущий год, которые выкладывает в открытый доступ ФНС. Разница в отраслевых показателях впечатляет: разбег составляет 44,1%. Низкие показатели налоговой нагрузки у сельского хозяйства, энергетиков, невысокие у транспортников, средние у строителей и общепита, выше среднего у производителей компьютеров, напитков, табака, связистов, «айтишников», наиболее высокие – в сфере добычи полезных ископаемых.

А вот как быть узким нишевым сферам, которые не попадают в обобщенный отраслевой список, и средняя цифра для которых не определена? Вот именно тогда нужно ориентироваться на среднероссийский показатель налоговой нагрузки за предыдущий год. В 2018 году при расчете нужно равняться на показатель 2017 года, составивший 10,8%. Именно его в письме от 22 августа 2018 года № ГД-3-1/5806 указала Федеральная налоговая служба РФ.

В ФНС летом 2018 года поступил письменный запрос о том, как высчитать налоговую нагрузку предприятию, занимающемуся санаторно-курортной деятельностью. Вопрос возник в связи с тем, что в федеральном перечне среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки данной отрасли нет. В ответном письме ФНС указано, что сравнивать налоговую нагрузку санаторно-курортной организаций следует со средним уровнем налоговой нагрузки по Российской Федерации — ввиду отсутствия значений по отрасли, то есть с показателем 10,8%.

Налоговая нагрузка по отраслям. Данные за 2017 год.

Как рассчитать совокупную налоговую нагрузку

Алгоритм расчета налоговой нагрузки совокупной таков: сумма налогов и сборов, начисленных по данным отчетности предприятия или ИП за календарный год, делится на годовой оборот предприятия или ИП по данным Росстата. Полученный показатель умножается на 100%.

Важный нюанс: для расчета берутся за год начисленные, а не уплаченные налоги. Часть уплаты может последовать в следующем году, соответственно, показатель налоговой нагрузки будет занижен, поэтому в расчет идет именно абсолютный показатель.

Данные о начисленных налогах берутся из налоговых деклараций. В расчет идут также налоги физлиц, которые организация или ИП начисляет как их налоговый агент (НДФЛ). При этом страховые взносы за работников в расчет не берутся, несмотря на то, что с 2017 года они отданы в зону ответственности налоговой службы. Также не берутся в расчет и взносы во все внебюджетные фонды, потому что они не включены в перечень налогов, регламентируемых налоговым кодексом.

Давайте рассмотрим пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Краски лета» занимается полиграфией. Налоговая нагрузка для этой отрасли за 2017 год равна 9,2%.

Налоговая нагрузка по видам налогов

Как считать налоговую нагрузку по каждому из налогов?

Для юрлиц налоговая нагрузка по налогам считается так:

  • По налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка = Налог на прибыль / (доход от реализации + внереализационный доход)

  • По НДС (вариант 1):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

  • По НДС (вариант 2):

Налоговая нагрузка = НДС / налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ + экспорт).

Для ИП налоговая нагрузка по налогам считается так:

  • По НДФЛ

Налоговая нагрузка= НДФЛ по декларации / доход по декларации 3-НДФЛ.

  • По УСН:

Налоговая нагрузка = Налог по УСН / Доход по УСН.

  • По ЕСХН:

Налоговая нагрузка = Налог по ЕСХН / Доход по ЕСХН.

  • По ОСНО:

Налоговая нагрузка = НДС + Налог на прибыль/ выручка без НДС.

Все показатели умножаются на 100, так как исчисление ведется в процентах (%).

Кому нужно знать величину налоговой нагрузки

В знании налоговой нагрузки заинтересовано само государство в лице Министерства финансов и других структур, занимающихся планированием экономики страны. Ведь налоги – это не игрушка фискальных органов, а часть бюджета государства, на который живет и развивается страна.

Безусловно, все о налоговой нагрузке должны знать налоговые органы, являющиеся инструментом в руках государства. Для ФНС налоговая нагрузка – один из 12-ти показателей, на основе которых принимается решение о проведении или непроведении у налогоплательщика выездной проверки. Причем, этот показатель является первым в списке.

Однако в детальном понимании своей налоговой нагрузки заинтересованы, по нашему мнению, прежде всего сами налогоплательщики. Знание этого показателя и управлением им, во-первых, снижает риск налоговой проверки, во-вторых, дает возможность оценить состояние налоговой политики предприятия и состояние бизнеса в целом.

К тому же, ФНС сама призывает налогоплательщиков мониторить свою налоговую нагрузку. В случае удержания показателей налоговой нагрузки на среднеотраслевых, налоговики обещают высокую вероятность непопадания компании или ИП в список тех, к кому сотрудники ФНС прибудут лично, а также лояльное взаимодействие.

Как проанализировать налоговую нагрузку без незваных контролеров

Безошибочно рассчитать налоговую нагрузку поможет сервис СБИС. Аналитический блок пакета Расширенный проанализирует компанию по 12-ти критериям, главным из которых является величина налоговой нагрузки. Более того, сервис поможет провести анализ налоговой нагрузки предприятия, оценит выбранную систему налогообложения и финансовое положение предприятия в целом.

Как провести налоговый анализ компании в СБИС:

  1. В разделе «Анализ и контроль» нужно открыть отчет «Налоги», выбрать рейтинг компаний по объему уплаченных налогов.
  2. Выбрать нужную компанию.
  3. Выбрать вариант детализации отчета: по годам или по кварталам. Система сформирует отчет, который будет сопровожден инфографической информацией: графиками, диаграммами, таблицами, в которых содержатся нужные расчеты и выводы по ним.
  4. Если вам необходимо добавить отчетность к той, что уже загружена в систему, то это возможно. Необходимо загрузить новую отчетность, обновить отчет.

Также не забывайте, для того, чтобы наладить взаимодействие с налоговой, вам понадобится сервис СБИС Электронная отчетность и электронная подпись.

Подробнее о том, как управлять налоговой нагрузкой и снизить риск налоговой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *