0

Когда отменили есн?

Отмена ЕСН с 2010 года и возврат к страховым взносам

Главная \ Публикации \ Отмена ЕСН с 2010 года и возврат к страховым взносам

На сегодняшний день принято два Федеральных закона, а именно,

  • Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
  • Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Эти законы предусматривают, что с 01 января 2010 года действующий единый социальный налог (ЕСН) будет заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

Статьей 12 Федерального закона №212-ФЗ о страховых взносах установлены следующие тарифы:

  • в Пенсионный фонд — 26%,
  • в Фонд социального страхования — 2,9%,
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 2,1%,
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования — 3%.

Простым подсчетом несложно определить, что согласно данной норме нагрузка на страхователя будет составлять 34%.

Здесь же хотелось бы отметить, что увеличение суммы взносов произойдет не только от увеличения процентной ставки, но и в связи с тем, что страховые взносы будут начисляться на все выплаты физическим лицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшения налога на прибыль или нет. Так же ст.9 212-ФЗ выплаты, необлагаемые страховыми взносами, и если сравнить со ст.238 НК РФ, в которой перечислены необлагаемые выплаты по ЕСН, то можно отметить, что пропали некоторые необлагаемые доходы, такие как компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, материальная помощь, оказываемая членам семьи умершего работника и некоторые другие.

Этим же законном предусмотрен переходный период и в 2010 году размер страховых взносов составит 24%, как и сейчас при ЕСН, а вот с 2011 года произойдет увеличение, причем для всех категорий налогоплательщиков, и к 2015 году для всех организаций общий тариф страховых взносов составит 34% от фонда оплаты труда.

Для наглядности, можно рассмотреть в таблице:

Период

Тариф страховых взносов, %

Общий тариф страховых взносов, %

Пенсионный фонд

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

Для большинства плательщиков страховых взносов

2010 год

2,9

1,1

2011 год

2,9

2,1

Для организаций на УСНО и на ЕНВД

2010 год

С 2011 года

2,9

2,1

Организации, являющиеся «льготниками» согласно ст.239 НК РФ*

2010 год

2011 — 2012 годы

1,9

1,1

1,2

20,2

2013 — 2014 годы

2,4

1,6

2,1

27,1

С 2015 года

2,9

2,1

С 2010 года отменена регрессивная шкала для ЕСН и установлен порог для начисления взносов в 415000,00 рублей в год. С суммы, превышающей указанную, взносы начисляться не будут. Дальше, начиная с 2011 года данная сумма будет ежегодно индексироваться.

Ежемесячные обязательные платежи в фонды, так же как и ЕСН сейчас, будут подлежать перечислению не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем, за который начисляется этот платеж (п.5 ст.15 ФЗ №212). С 2010 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование должны будут перечисляться в Пенсионный фонд РФ, а не Федеральную налоговую службу.

Отчетность по страховым взносам в пенсионный фонд и ФОМС будут теперь предоставляться в Пенсионный фонд РФ ежеквартально до 1 числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. В ФСС срок предоставления отчетности не изменился.

А вот отчетность по персонифицированному учету будем предоставлять чаще. В 2010 году — 2 раза (за первое полугодие и за календарный год), а с 2011 года — 4 раза в год, т.е. ежеквартально — в течении месяца со дня окончания отчетного периода.

В дополнение к полномочиям налоговой инспекции по документально проверке (п.8 ст.89 НК РФ) на предприятии правильности начисления налоговых платежей, теперь и пенсионный фонд РФ будет осуществлять администрирование (контроль правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления, взыскание недоимки) страховых взносов в пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). В данном случае есть небольшой плюс, что выездная проверка ПФ РФ не может проводиться чаще, чем раз в три года. За ФСС остается право контролировать правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством согласно Закону №255 ФЗ.

Вернуться к ленте публикаций

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И НАЛОГОВ

Аннотация. В данной статье автором осуществляется сравнение страховых взносов и налогов. Сравнение проводится по следующим показателям: нормативное определение, характер и целевое назначение платежа. На основе проведенного сравнения формулируются критерии разграничения исследуемых понятий.

Ключевые слова: страховые взносы, налоги, пенсионное обеспечение, социальное страхование.

В обыденном правопонимании понятия страховых взносов и налогов зачастую смешиваются. Во многом это обусловлено публично-правовым характером и тех, и других: предприниматели при начислении заработной платы работникам полагают, что налоговая нагрузка составляет не 13% (НДФЛ), а все 40% (включая страховые взносы). Отсюда с неизбежностью вытекают ошибки в реализации норм налогового права, когда положения о налогах пытаются применить к страховым взносам и наоборот. Однако данные категории обладают рядом различий.

Сравнительный анализ страховых взносов и налогов представляется целесообразным начать с сопоставления их нормативных определений. Понятие страховых взносов содержится в ч. 3 ст. 8 НК РФ. Законодатель понимает под ними обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования. В силу ч. 1 ст. 8 НК РФ налоги представляют собой обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения либо оперативного управления денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципалитетов. Анализ приведенных определений позволяет сделать вывод о том, что как страховые взносы, так и налоги представляют собой публично-правовые платежи и носят обязательный характер.

Е.В. Покачалова рассматривает страховые взносы в двух аспектах: «в материальном аспекте страховой взнос есть сумма денежных средств, периодически вносимая страхователями в государственный социальный внебюджетный фонд. С правовых позиций — это вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам) в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов» .

И.В. Бит-Шабо выделяет следующие признаки страховых взносов, объединяющие их с налогами:

1) данные платежи устанавливаются законодательными органами власти;

2) публичный характер;

3) отношения по уплате данных платежей возникают на основании норм закона, вне зависимости от воли участников этих отношений;

4) обязательная регистрация плательщики страховых взносов и налогоплательщики подлежат обязательной регистрации;

5) данные платежи носят регулярный и постоянный характер;

6) страховые взносы и налоги имеют конкретный порядок и определенные сроки уплаты;

7) в случае просрочки уплаты страховых платежей и налогов в бесспорном порядке подлежит взысканию недоимка, а также пеня;

8) в случае сокрытия или снижения сумм выплат, на которые начисляются страховые взносы и налоги, применяются финансовые санкции;

9) страховые взносы и налоги обладают целевым назначением с одновременным преследованием публичных целей, установленных государством;

10) общность элементов обложения страховыми взносами и налогами (субъект, объект, ставка (тариф), льготы, сроки и порядок уплаты, ответственность плательщиков);

11) в правоотношениях по уплате налогов и страховых взносов задействованы кредитные организации;

12) уплата и взимание страховых взносов осуществляются на основе базовых принципов правового регулирования налогообложения .

С.С. Тропская называет четыре основных объединительных признака страховых взносов и налогов: «1) публично-правовой характер (уплата страховых взносов обеспечивает выполнение государством своих конституционных социальных обязательств перед гражданами); 2) обязательность (уплата в силу закона); 3) поступление в бюджеты бюджетной системы РФ; 4) взимание с организаций и физических лиц, признанных законом плательщиками соответствующих платежей» .

Общих признаков у налогов и страховых взносов настолько много, что отдельные авторы даже полагают страховые взносы разновидностью налогов . Однако это не так. Между страховыми взносами и налогами можно провести разграничение, прежде всего, по наличию у страховых платежей индивидуально-возмездного характера, а также по их строго целевому характеру. В отличие от страховых взносов, как отмечает И.В. Бит-Шабо, «наука финансового права доказала индивидуальную безвозмездность либо безэквивалентность налога. Определяющим в данном случае является слово «индивидуальная», так как общественная возмездность, публичный эквивалент налога неоспоримы, являются фактически аксиомой, что подтверждает, прежде, всего, его публичный характер, следования целям всего общества» .

Вопросы соотношения страховых взносов и налогов неоднократно становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Высший орган конституционного контроля России в своем определении от 05.02.2004 № 30-О сформулировал правовую позицию, согласно которой «страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не обладают свойственными налоговым платежам признаками, к коим относится, в частности, признак индивидуальной безвозмездности, а также признак безвозвратности. В связи с чем страховые взносы не могут признаваться налогами» . В определении от 05.02.2004 № 28-О Конституционный Суд РФ дополнительно указал, что «с введением системы обязательного пенсионного страхования указанные взносы приобрели иную социально-правовую природу. Теперь в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение — обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» .

Отдельные исследователи относят страховые платежи к парафискалитетам, т.е. сходным по своей юридической природе с налогами сборам, установленным в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государством . Л.В. Ромащенко в качестве признаков парафискалитетов называет:

1) их направление во внебюджетный социальный фонд;

2) целевое назначение;

3) невысокий финансовый эффект;

4) порядок уплаты регулируется не только актами органов власти, но и актами самих фондов, в пользу которых уплачиваются взносы;

5) принуждение по уплате данных взносов исходит не только от государства, но и от других лиц (в том числе частноправовых) .

Однако представляется, что более правильным будет рассматривать страховые взносы как самостоятельную разновидность обязательных платежей, наряду с налогами. Е.В. Покачалова справедливо отмечает, что «в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы отвечают признакам возмездности и возвратности. При поступлении в бюджет государственного внебюджетного фонда они персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу. При этом учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца). Величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями. Названные отличительные признаки налогов и страховых взносов обусловливают их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяют рассматривать страховой взнос на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж» .

Таким образом, страховые взносы и налоги обладают как общими свойствами, так и различиями. К основным общим признакам данных категорий относятся: публично-правовой характер, обязательность, периодичность, поступление в бюджеты бюджетной системы РФ. Разграничение же следует проводить по наличию у страховых платежей индивидуально-возмездного характера, а также по их строго целевому характеру. Каждый платеж, поступающий в государственный внебюджетный фонд в рамках страховых взносов, персонифицируется по каждому застрахованному лицу и оказывает прямое влияние на размер последующих выплат, получаемых данным лицом в рамках пенсионного, медицинского и социального страхования.

Список литературы:

Когда отменили ЕСН (заменен на страховые взносы)?

Он точно также начислялся на заработную плату работника. На какой налог был заменен ЕСН?

Законные основания

С 01.01.2010 года отменен Единый социальный налог. Гл. 24 НК РФ, в которой приводились общие положения, касающиеся этого налога, утратила свою законную силу.

ЕСН был отменен, согласно Закону от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах». Этот закон заменил ЕСН на страховые взносы в Пенсионный фонд и внебюджетные фонды РФ.

С наступлением 2010 года плательщики ЕСН перешли в категорию плательщиков страховых взносов.

Единый социальный налог в 2010 году был заменен на:

Гл. 24 НК РФ, которая регулировала ЕСН, прекратила свое существование на основании п. 2 ст. 24 Закона от 24. 07. 2009 года № 213-ФЗ.

Предприятия уплатили последний авансовый платеж по ЕСН до 15.01.2010 года. Так они рассчитались с бюджетом по этому налогу. После этого начались камеральные проверки.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 1

Полученные в ходе этих проверок сведения, налоговики передали в ПФР, который теперь был «ответственным» за уплату взносов.

Чем заменен единый социальный налог с начала 2010 года? Вместо ЕСН работодатели теперь должны уплачивать взносы:

  1. Пенсионный фонд. Здесь все так же как и раньше – отдельно идут отчисления для лиц, родившихся до 1966 года и лиц, родившихся после 1967 года.
  2. Фонд социального страхования.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования. Здесь идет «разветвление» на уплату взносов в федеральный фонд и территориальный.

Теперь работодатель будет заполнять на один платежный документ меньше, так как исчезли платежи в федеральный бюджет.

Ранее ЕСН взимался единой суммой налога, а затем распределялся по фондам. Теперь же в каждый фонд нужно платить отдельно. Отмена ЕСН привела в повышению процентной ставки по взносам.

Какая ставка по ЕСН применяется ИП можно узнать в статье: ЕСН для ИП.

Все о регрессивной ставке ЕСН .

ЕСН составлял 26% от фонды оплаты труда на предприятии. Переход на страховые взносы по фондам привел к увеличению тарифа до 30% от фонда зарплаты. В 2020 году планируется повышение до 34%.

Кроме того, ставки по ЕСН имели регрессивную шкалу – то есть чем больше сумма совокупного дохода за год, тем меньшая сумма взносов будет уплачена. Теперь же ставки для все фиксированные.

Такое повышение вызвало негативную реакцию среди предпринимателей, имеющих наемных работников и среди лиц, занимающихся частной практикой.

ПФР

Ставки на взносы в ПФР, так же как и в другие фонды начали расти с начала 2010 года.

Налогоплательщики, который применяют общий режим налогообложения, в 2010 году отчисляли 20% от фонда заработной платы в этот фонд. С 2011 года и в последующие годы ставка взносов составляет 26%.

Налогоплательщики, применяющие льготные режимы налогообложения, такие как УСН и ЕНВД, в 2010 году платили 14% от фонда оплаты труда, а в 2011 году и далее уже 26%.

Для плательщиков единого сельхозналога ставка по взносам в ПФР увеличивалась постепенно каждый год:

  • в 2010 году – 10,3% от фонда оплаты труда;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

Для резидентов особых экономических зон в нашей стране, ставка также повышается плавно:

  • в 2010 году – 14% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2012 и 2013 годах – 21%

Для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является производство сельскохозяйственной продукции, ставки по взносам в ПФР следующие:

  • в 2010 году – 15,8% от ФОТ;
  • в 2011 и 2012 годах – 16%;
  • в 2013 и 2020 годах – 21%.

В 2020 году все налогоплательщики без исключения обязаны уплачивать в Пенсионный фонд 26% от фонда оплаты труда на своем предприятии. Преимуществ в оплате взносов не останется.

Взносы в ПФР предназначены для формирования пенсионных накоплений граждан нашей страны. Такая обязанность возложена на работодателя.

ФСС

ФСС – это фонд социального страхования населения нашей страны.

Это государственный внебюджетный фонд, в котором аккумулируются средства для оплаты больничных листов по разным основаниям:

  • по материнству;
  • по болезни;
  • по профзаболеваниям и несчастным случаям на производстве;
  • обеспечение льготников путевками на лечение;
  • и другое, что входит в функции ФСС.

В 2010 году взносы в ФСС уплачивали только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения. С 2011 года ставка по взносам составила 2,9% от фонда паты труда.

Для налогоплательщиков, которые уплачивают единый сельхозналог и для резидентов особых экономических зон, ставки по уплате взносов в этот фонд росли постепенно:

  • в 2010 годы – 0% от фонда по зарплате;
  • в 2011 и 2012 годах – 1,9%;
  • в 2013 и 2020 годах – 2,4%.

С 2020 года все налогоплательщики обязаны отчислять 2,9% от своего фонда по зарплате в фонд социального страхования.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 2

ФОМС

ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования, он также является государственным и внебюджетным фондом нашей страны. Он создан для финансирования медицинского обслуживания населения.

Благодаря средствам, которые работодатели перечисляют в этот фонд, каждый гражданин нашей страны имеет право на получение бесплатной медицинской помощи.

Деятельность фонда регулируется Законом от 29. 11. 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».

Этот фонд делится на федеральный и территориальный. Работодатели отчисляют средства в оба эти фонда, формируя тем самым средства для обеспечения «бесплатности» мед. обслуживания.

Федеральный фонд создан для контроля за оказанием бесплатной медицинской помощи на государственном уровне.

За счет средств этого внебюджетного фонда создаются различные государственные программы. Кроме этого, основной функцией этого фонда является регулирование средств в территориальных фондах.

Сведения по всем застрахованным лицам нашей страны, а также по всем медицинским учреждениям, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь в рамках программы по обязательному страхованию, находятся именно в этом фонде.

Территориальный фонд регулирует распределение средств по программе обязательного медицинского страхования в каждом отельном субъекте РФ.

ФОМС каждого субъекта РФ отчитывается перед федеральным фондом за распределение средств среди медицинских учреждений.

Работодатели отчисляют средства в оба этих в фонда в процентах от фонда заработной платы.
В 2010 году, после отмены ЕСН, средства в ФОМС отчисляли только налогоплательщики, применяющие основной режим налогообложения.

В федеральный фонд они отчисляли 1,1% от ФОТ, а в территориальный – 2%. С 2011 года все остальные налогоплательщики стали производить отчисления.

«Упрощенцы» и «вмененщики» с 2011 года выплачивают 2,1% и 3% соответственно в федеральный и территориальный фонды.

Для резидентов особых экономических зон, а также для тех, кто уплачивает сельскохозяйственный налог, рост тарифов по этим взносам происходил постепенно:

  • в 2011 и 2012 годах – 1,1% и 1,2% соответственно в федеральный и территориальный ФОМС;
  • в 2013 и 2020 годах – 1,6% и 2,1%.

С 2020 года все налогоплательщики будет отчислять в ФОМС 2,1% от ФОТ в федеральный фонд и 3% в территориальный. То есть общая сумма отчислений в ФОМС равна 5,1% от ФОТ.

Последствия замены

В каком году отменили ЕСН? В 2010 году его уже не уплачивали. За почти 5 лет существования обязательных страховых взносов они не оправдали себя.

Во-первых – сумма отчислений значительно выросла, тем самым увеличив налоговое бремя на субъектов экономической деятельности.

С 2020 года все налогоплательщики будут уплачивать одинаковые тарифы по взносам в ФПР и внебюджетные фонды.

Льготникам также увеличат ставку с 20% до 26% от ФОТ. Это связано с тем, что количество трудоспособного населения сокращается – с каждым годом становится все больше пенсионеров, которых необходимо содержать за счет средств работающих граждан.

Именно этим и обусловлен рост общей ставки тарифов до 34%.

Когда уплачивали ЕСН, он отчислялся единой суммой от фонда зарплаты. Существовали такие выплаты, с которых ЕСН не отчислялся. Сейчас эти выплаты отнесены к заработному фонду.

Следовательно, увеличилась база по отчислениям, что также привело к дополнительной нагрузке на налогоплательщиков.

С каждым годов увеличивается максимальная сумма выплат, с которых происходит отчисление. В 2020 году эта сумма составила 624 000 рублей.

С 01.01.2014 года работодатели, у которых есть вредное или опасное производство, должны перечислять работникам, которые трудятся в таких условиях дополнительный выплаты.

Какой размер ЕСН в 2020 году? Узнайте в статье: ставки ЕСН.

Узнать о льготах по земельному налогу ветеранам труда федерального значения .

Как рассчитать налог на имущество .

Эти выплаты составляют 6% и 4% от зарплаты работника соответственно в зависимости от класса вредности. Эти отчисления идут в ПФР, компенсируя тем самым досрочный выход на пенсию таких работников.

Такого не было при уплате ЕСН. Если говорить в целом, то у работодателей только негативные впечатления от такой замены.

В связи с этим эксперты прогнозируют скорое возвращение ЕСН, как налога. Пока не ясно как будет происходить переход, и будет ли от это целесообразно, но страховые взносы не оправдали себя.

Видео: отмена ЕСН в России. Мнение эксперта. Часть 3

Основной причиной возврата к ЕСН эксперты считают неоправданность страховых взносов, как замены ЕСН. Несмотря на переход от регрессивной ставки к постоянной.

И увеличению суммы отчислений с 26% до 34%, это не сбалансировало пенсионную систему нашей страны.

Такие меры привели к увеличению налогового бремени на работодателей, и стали причиной роста доли «серых» зарплат.

Возврат к ЕСН положительно воспринят работодателями, хотя сейчас еще не совсем понятно, что это даст каждому отдельному работнику, работодателю и стране в целом.

В 2020 году планируется повысить общий процент отчислений с 30% до 34%, льготникам же придется отчислять вместо 20%-26%.

Предыдущая статья: ЕСН для ИП Следующая статья: Начисление ЕСН

Когда и почему отменили ЕСН (Единый социальный налог)?

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Итоги

В каком году отменен ЕСН и с чем это связывали?

Единый социальный налог отменен с 2010 года. В России он был введен в 2001 году и действовал, таким образом, 9 лет.

Суть этого налога сводилась к тому, что он заменял собой страховые взносы во все внебюджетные фонды: ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев), ФОМС.

Почему отменили ЕСН? Причин тому оказалось несколько:

  • Не сработал ожидавшийся эффект роста зарплат, связывавшийся с введением регрессивной шкалы ставок для взносов.
  • Взносы утратили сущность страховых платежей, которые следует привязывать к каждому конкретному работнику. Такая привязка позволяет индивидуально определять размер социальных выплат.
  • Значительно возросла нагрузка на налоговые органы.
  • Фонды утратили контроль над поступлением средств в них и возможность влиять на этот процесс.

Что изменила отмена ЕСН в страховых платежах?

С отменой ЕСН прекратила свое действие гл. 24 НК РФ, посвященная этому налогу (п. 2 ст. 24 закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 24.07.2009 № 213-ФЗ). В силу вступил закон РФ «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ, установивший иные правила для исчисления этих платежей. А после передачи страхвзносов под контроль ФНС, эти правила регламентиует Налоговый кодекс РФ:

  • Расширился перечень выплат, облагаемых взносами. Если раньше из-под них выводились платежи, осуществленные за счет чистой прибыли, то теперь зависимость от этого обстоятельства исчезла. Соответственно, перечень выплат, не подлежащих налогообложению, оказался строго определенным.
  • Исчезла общая регрессивная шкала ставок налога. Взамен был введен предел доходов, облагаемых взносами. Этот предел стал индексируемым и систематически повышается в соответствии с ростом средней зарплаты по РФ. Выше этого предела обложение доходов по пониженной ставке присутствует только для платежей в ПФР.
  • Общая ставка по взносам для основной массы налогоплательщиков (применяющих ОСНО) с 2011 года должна была повыситься на 8% за счет роста ставок в ПФР и ФОМС. Для льготных категорий плательщиков (спецрежимников, резидентов особых зон, организаций, имеющих инвалидов) на 2011–2014 годы предусматривался переходный период, в течение которого для них вводились в действие ранее отсутствовавшие ставки и увеличивалась величина ставок, являвшихся льготными. Общая максимальная ставка, действующая сегодня, составляет 30% от всех облагаемых взносами выплат, осуществленных в пользу физлица. Ее величина на 4% выше той, которая действовала при ЕСН. Круг лиц, имеющих право на пониженную ставку, заметно сократился.

О том, как эти 30% распределены по фондам, читайте в статье «Из чего складываются 30,2% страховых взносов?».

Приведенные изменения свидетельствуют о том, что замена ЕСН на страховые взносы привела к существенному увеличению налогового бремени для всех плательщиков этих взносов.

Стоит ли ожидать возврата ЕСН?

Вопрос о передаче страховых взносов под контроль налоговых органов в 2016 году активно обсуждался как одна из мер пополнения бюджета. Именно поэтому вспомнили про ЕСН.

Однако возврата к этому налогу не будет. С 2017 года вступил в действие закон РФ «О внесении изменений в части 1-ю и 2-ю Налогового кодекса…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ. Этот закон не только дополнил часть 2 НК РФ отдельным новым разделом, посвященным страховым взносам, но и добавлил страховые взносы во все положения части 1 НК РФ, устанавливая тем самым необходимые права налоговых органов в части администрирования этих взносов.

ИФНС, как и при ЕСН, с 2017 года контролирует взносы в ПФР, ФСС (кроме взносов на страхование от несчастных случаев) и ФОМС. Основные правила расчета взносов (наличие предела облагаемой базы, ставки, перечень необлагаемых выплат) сохранены.

Итоги

ЕСН отменен в 2010 году как налог, не решивший тех задач, ради которых его вводили. С переходом к уплате страховых взносов были существенно увеличены все параметры, определяющие размер платежей в фонды: налоговая база, ставки, круг плательщиков. С 2017 года страховые взносы переданы под контроль налоговых органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *