0

Как рассчитать норму расхода топлива?

Автотранспорт — правила, нормы, положения

Расход топлива грузовыми автомобилями.

1. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),

где Qн – нормативный расход топлива, л;

S – пробег автомобиля или автопоезда, км;

Hsan – норма расхода топлив на пробег автомобиля или автопоезда в снаряженном состоянии без груза;

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км,

где Hs – базовая норма расхода топлив на пробег автомобиля (тягача) в снаряженном состоянии, л/100 км (Hsan = Hs, л/100 км, для одиночного автомобиля, тягача);

Hg – норма расхода топлив на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т·км;

Gnр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

Hw – норма расхода топлив на транспортную работу, л/100 т·км;

W – объем транспортной работы, т·км: W = Gгр х Sгр (где Gгр – масса груза, т;

Sгр – пробег с грузом, км);

D – поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.

2. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, дополнительно к базовой норме, норма расхода топлив увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну груза на 100 км пробега) в зависимости от вида используемых топлив: для бензина – до 2 л; дизельного топлива – до 1,3 л; сжиженного нефтяного газа (снг) – до 2,64 л; сжатого природного газа (спг) – до 2 куб. м; при газодизельном питании ориентировочно – до 1,2 куб. м природного газа и до 0,25 л дизельного топлива.

При работе грузовых бортовых автомобилей, тягачей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами, норма расхода топлив (л/100 км) на пробег автопоезда увеличивается (из расчета в литрах на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов) в зависимости от вида топлив:

— для бензина – до 2 л;

— для дизельного топлива – до 1,3 л;

— для сжиженного газа – до 2,64 л;

— для природного газа – до 2 куб. м;

— при газодизельном питании двигателя ориентировочно до 1,2 м3 – природного газа и до 0, 25 л – дизельного топлива.

Вышеуказанная формула позволяет определить расход топлива для:

а) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом без расчета транспортной нормы;

б) одиночного грузового бортового автомобиля с грузом;

в) порожнего автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа;

г) автопоезда в составе грузового бортового автомобиля и прицепа с грузом;

д) седельного тягача с порожним полуприцепом;

е) седельного тягача с полуприцепом с грузом;

Пример 1. Одиночный грузовой бортовой автомобиль (вариант «а»).

Автомобиль ГАЗ-3302 работает в летний период в городе с 400-тысячным населением на развозке продуктов по торговым точкам без учета массы перевозимого груза.

Срок службы автомобиля – 9 лет, пробег 220 тыс. км.

Работа автомобиля предусматривает частые технологические остановки для погрузки и выгрузки груза.

Базовая норма расхода топлива Hs – 16,5 л\100 км пробега. Пробег по путевому листу – 145 км.

Применяемые надбавки:

— работа в городе – 10%;

— эксплуатация изношенного автомобиля (более 8 лет с пробегом более 150 тыс.км) –10%;

— работа с остановками для погрузки-выгрузки – 8%.

Расход топлива составит: Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х D) = 0,01 х 16,5 х 145 х (1 + 0,01 х 28%) = 30,6 л.

Пример 2. Одиночный грузовой бортовой автомобиль с грузом.

Автомобиль ГАЗ-3307 перевозит в летнее время 4,5 т груза на расстояние 90 км. Общий пробег составляет 220 км, из них 40 км – в городе с 60-тысячным населением, 20 км в пригороде и 160 км по загородной асфальтированной дороге. Срок эксплуатации автомобиля составляет 9 лет, пробег — 180 тыс. км.
Базовая норма расхода топлива для автомобиля ГАЗ -3307 (Hs) равна 24,5 л/100 км.
Норма расхода бензина на перевозку груза (Hw) — 2,0 л/100 ткм;
Повышающие и понижающие коэффициенты:

работа в городе – (+ 5%);

работа за городом – (-10%);

надбавка на изношенность автомобиля – (+10%).

Примечание. Выражение (4,5 х 90) – объем транспортной работы в ткм.

Пример 3. Автопоезд с грузом в составе грузового бортового автомобиля КАМАЗ-53212А и прицепа ГКБ-8352.

Автопоезд в летнее время перевозит груз общей массой 20 тонн (10 тонн на автомобиле и 10 тонн на прицепе). Общий пробег по путевому листу составляет 610 км, из них с грузом 20 тонн — 300 км.

Из общего пробега на городскую черту 2-х городов (численность 350 и 430 тыс. человек) приходится 70 км, на пригородные зоны – 120 км, на загородную зону (дорога с усовершенствованным покрытием) – 420 км. Срок службы автомобиля – 10 лет, пробег 340 тыс. км.

Базовая норма расхода топлива автомобиль КАМАЗ-53212А в снаряженном состоянии – 26,3 л\100 км.

Масса порожнего прицепа – 3,7 тонны.

Принятые коэффициенты:

движение в городской черте – (+15%); движение в загородной зоне – (- 15%); надбавка на возраст автомобиля – (+ 10%).

Расчет расхода топлива.

Qн = 0,01 х (Hsan х S + Hw х W) х (1 + 0,01 х D),

где Hw = 1,3 л/100 ткм (дизтопливо).

1. Определяем норму расхода топлива на пробег автопоезда в составе тягача и прицепа без груза:

Hsan = Hs + Hg х Gnр, л/100 км = 26,3 + 1,3 х 3,7 = 31,1 л\100 км.

2. Определяем объем транспортной работы W = Gгр х Sгр = 20 тонн х 300 км = 6000 ткм.

3. Расход дизтоплива составит: 0,01 х (31,1 х 610 + 1,3 х 6000) х (1 + 0,01 х ((15% город х 70\610 + (-15% загородная зона х 420\610 + 10% возраст)) =

= 0,01 х (18971 + 7800) х (1 + 0,01 х ((1,72 + (- 10,32) + 10)) = 0,01 х 26771 х (1 + 0,01 х 1,4) =

= 271,5 л.

Полный перечень грузовых бортовых автомобилей отечественного производства и стран СНГс базовыми нормами расхода топлива – в разделе 9.1. методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» № АМ-23-р от 14 марта 2008 г.

Перечень зарубежных грузовых бортовых автомобилей с базовыми нормами расхода топлива – в разделе 9.2. этих же методических рекомендаций.

Калькулятор норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов на основании рекомендаций минтранса РФ

  • Оборудование
    • Бортовые контроллеры
      • Автограф-GSM/SL3
      • АвтоГРАФ-GSM/SL2
      • АвтоГРАФ-GSM/SL
      • АвтоГРАФ-GSM
      • Автограф-GSM+
      • Автограф-GSM+Wi-Fi
      • АвтоГРАФ-GSM/iSAT
    • Датчики уровня топлива
      • ДУТ TKLS-L
      • ДУТ TKLS
      • ДУТ TKLS Ex
    • Периферия
      • CAN-LOG 2 (адаптер)
      • AGFC
      • CardReader-Light
      • TK-OBD2-LOG (адаптер)
      • RPM-Sensor (датчик оборотов двигателя)
      • t-Sensor (датчик температуры)
      • TPMS 6-13 (датчик давления в шинах)
      • УСКВ (система контроля высева)
      • Pressure Pro (датчик давления в шинах)
      • TK-AM (датчик угла наклона)
      • TK-EcoDrive
    • Персональные трекеры
      • АвтоГРАФ-Mobile
      • АвтоГРАФ-Stealth
    • Дисплеи водителя
      • АвтоГРАФ-INFO
      • АвтоГРАФ-INFO-MINI
    • Тахографы
      • АТОЛ Drive 5
      • Бумага для тахографа
      • Блок НКМ (СКЗИ)
    • Видеонаблюдение для транспорта
      • Videomobil VMR-01
    • Датчики расхода топлива
      • ДРТ производства «Технотон»
      • ДРТ производства «Aquametro»
  • Услуги
    • Контроль местоположения
    • Контроль расхода топлива
    • Перевод на наше обслуживание
    • Видеонаблюдение для автотранспорта
    • Диспетчеризация вашего автопарка
    • Установка тахографов
    • Замена блока НКМ (СКЗИ)
    • Оформление карт водителя
  • Решения
    • Мониторинг грузового автотранспорта
    • Мониторинг сельскохозяйственной техники
    • Строительная техника
    • Топливозаправщик
    • Дорожная техника
    • Мониторинг легкового автотранспорта
    • Водный транспорт
    • Инкассация
  • Истории успеха
    • Дорожно-строительный трест №1
    • Компания «АЙТЕМС»
    • СтройОриент
    • Строительная компания «ЗПГС»
    • «Лэнд-сервис» — сервисная компания
    • Школа ДОСААФ
    • Овощехранилище ООО «Урал»
    • Пассажироперевозчик МОАП
    • Банк «Советский»
    • Группа компаний РемПутьМаш
    • История: «МЕТА-Екатеринбург»
    • Аэропорт Благовещенск
  • Статьи
    • 3 способа контроля расхода топлива
    • Нормы расхода топлива автомобилей КАМАЗ
    • Все, что нужно знать о контроле качества вождения
    • Как остаться «на плаву» в сельском хозяйстве?
    • Путевые листы: шаблоны, примеры, пояснения.
    • Как обезопасить себя от воровства спецтехники?
    • Контроль высева семян — для чего и как?
    • Как защитить свой автопарк от воровства топлива?
    • Системы параллельного вождения
    • 5 ошибок при выборе системы мониторинга транспорта
    • 5 мифов о мониторинге транспорта
    • Минтранс изменил порядок заполнения путевых листов в 2017 году
  • Контакты
  • ПО «АвтоГРАФ»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *