0

Госзакупки для малого бизнеса

Участие субъектов МСП в государственных и муниципальных закупках

Одним из механизмов поддержки малого предпринимательства являются государственные закупки. В Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закреплено, что при осуществлении закупок предоставляются преимущества субъектам малого предпринимательства (часть 4 статья 27).

Заказчики согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее – СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — СОНКО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, за исключением закупок, осуществляемых:

  1. для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. услуг по предоставлению кредитов;
  3. у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ;
  4. работ в области использования атомной энергии;
  5. при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законом № 44-ФЗ установлено, что закупки у СМП, СОНКО осуществляются путем:

  1. проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участника ми закупок являются только СМП, СОНКО. При этом начальная (максимальная) статья контракта не должна превышать 20 млн. рублей;
  2. осуществления закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (путем установления в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНКО).

При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП, СОНКО. В случае если в извещении об осуществлении закупки установлены указанные ограничения, в контракт, заключаемый с СМП или СОНКО, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России, ФАС России от 04.04.2014 № 7158-ЕЕ/Д28и, № АЦ/13590/14, в качестве документов, подтверждающих принадлежность участника закупки к СМП, СОНКО, выступает декларация участника закупки о том, что он является СМП, СОНКО, предоставление иных документов, подтверждающих такую принадлежность, не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» утверждено соответствующее Положение об особенностях участия СМСП в закупках (далее – Положение), которые отдельные юридические лица осуществляют в соответствии с Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации предусмотрено постепенное наращивание обязательной квоты на закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства с 18 процентов в 2016 году до 25 процентов (начиная с 2018 года).

Как заказчики проводят закупки у малых предприятий по 44-ФЗ

Заказчики, которые работают по Закону № 44-ФЗ, в контрактной системе закупок обязаны закупать товары, работы, услуги у малых предприятий и социально ориентированных некоммерческих организаций – СМП и СОНО. Объем закупок должен составить не менее 15 процентов от всех закупок заказчика текущего года (СГОЗ). Не важно, какая доля из 15 процентов пойдет на контракты с малыми предприятиями, а какая – на закупки у социально ориентированных некоммерческих организаций. Заказчик вправе использовать и весь лимит только на контракты с СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы выполнить 15-процентную норму, заказчик использует два способа. Первый способ – заказчик проводит закупку только среди СМП и СОНО. Второй – условия документации позволяют победителю привлекать к контракту малые предприятия как субподрядчиков.

Внимание: малые предприятия вправе участвовать во всех закупках заказчика, а не только в тех, что проводят для СМП и СОНО. Ограничений нет

Как проводят закупки у малых предприятий

Заказчик обязательно закупается у малых предприятий только конкурентным способом – конкурсом, аукционом, запросом котировок или запросом предложений. При этом начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК, не может превышать 20 млн руб. Однако заказчик не вправе отказаться заключать контракт с победителем из числа малых предприятий в результате закупки без ограничений на основании того, что цена контракта больше 20 млн руб. Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письме Минэкономразвития России от 11 июля 2016 г. № Д28и-1749.

Перечня товаров, работ или услуг, которые закупают только у СМП, нет. Заказчик выбирает любой объект закупки. Об этом сказано в письме Минэкономразвития России от 15 января 2015 г. № Д28и-79.

Закупку у малых предприятий заказчик проводит в пять шагов.

Шаг 1. Заказчик вносит закупку в план-график. Это означает, что у участника есть возможность найти интересный контракт и подготовиться к процедуре еще на стадии планирования закупки. В плане-графике заказчик упоминает о преимуществах для СМП (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

В плане-графике в строке напротив закупки, которую проводят среди СМП и СОНО, заказчик указывает «да».

В итоговой строке плана-графика «закупки, которые планируется осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций»заказчики указывают сумму:

  • НМЦК;
  • платежей, которые запланированы на текущий год;
  • платежей последующих лет.

Шаг 2. Заказчик готовит проект контракта. В проект включают обязательное условие об оплате. Заказчик должен оплатить контракт с СМП в течение 15 дней с даты, когда подписал документы о приемке. Изменить срок из проекта допустимо только в меньшую сторону (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 2 письма Минэкономразвития России от 22 мая 2015 г. № Д28и-1296).

Шаг 3. Заказчик размещает в ЕИС извещение, документацию о закупке и проект контракта. В извещении заказчик прописывает, что проводит закупки только у СМП и СОНО. Тем самым заказчик устанавливает ограничения для остальных участников закупки. Об этом сказано в части 3 статьи 30 Закона № 44-ФЗ.

Совет: чтобы участвовать в закупке на особых условиях для малых предприятий, ищите в ЕИС извещения о закупке именно у СМП и СОНО. Конкуренты без статуса малого бизнеса не придут на закупку. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия выше.

В документации о закупке заказчик устанавливает размер обеспечения заявки для СМП в пределах 2 процентов НМЦК. При этом, если закупку проводят для всех участников без исключения, максимальное обеспечение заявки – 5 процентов. Об этом сказано в части 15 статьи 44 Закона № 44-ФЗ.

Внимание: участник подтверждает, что относится к СМП, декларацией. Какие еще документы заказчик потребует от участника, читайте в рекомендации.

Шаг 4. Заказчик принимает заявки от участников закупки.

Если проводят конкурс, запрос предложений или запрос котировок, комиссия заказчика вскрывает конверты и рассматривает заявки. Любой участник имеет право присутствовать на процедуре. В срок, который заказчик установил в документации, комиссия определяет победителя. Об этом сказано в параграфах 2, 3, 4 Закона № 44-ФЗ.

Электронный аукцион проводят на электронной площадке. Участник подает ценовые предложения. Процедура проходит в два этапа. На первом снижают начальную цену контракта. При этом предложения подают в пределах шага аукциона. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения.

После того как аукцион на площадке прошел, ЭТП направляет заказчику результаты. Комиссия заказчика рассмотрит вторые части заявок. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.

Такие правила прописаны в параграфе 2 Закона № 44-ФЗ.

Шаг 5. Стороны заключают контракт.

Стороны подписывают контракт после того, как победитель внесет обеспечение. Если заказчик проводит аукцион, контракт подписывают на электронной площадке. При остальных процедурах – в бумажном виде.

Победителя, который не подпишет контракт и не внесет обеспечение в срок, заказчик признает уклонившимся и внесет в реестр недобросовестных поставщиков.

Как привлекают субподрядчиков – малые предприятия

Заказчик устанавливает в извещении о закупке условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО. Участвовать в такой закупке вправе любая организация, в том числе малый бизнес, а НМЦК не имеет значения (ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Закупки с привлечением субподрядчиков из малого бизнеса заказчик проводит по тем же правилам, что и закупку среди СМП, СОНО. При этом заказчик следует трем правилам, когда составляет контракт.

Правило 1. В контракте заказчик указывает условие о том, что победитель должен привлечь субподрядчиков и соисполнителей из СМП и СОНО.

Заказчик устанавливает в контракте объем, в котором победитель должен привлечь малый бизнес. Объем рассчитывают в процентах от цены контракта. Об этом сказано в части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, письмах Минэкономразвития России от 10 марта 2015 г. № Д28и-590 и от 6 апреля 2015 г. № Д28и-837.

Правило 2. В контракте заказчик прописывает, что контрагент несет ответственность, если не привлечет субподрядчиков, соисполнителей из СМП, СОНО.

Если контрагент не привлечет к исполнению СМП и СОНО, заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке, но только если установил такую возможность в контракте (п. 9 письма Минэкономразвития России от 17 марта 2015 г. № Д28и-747).

Правило 3. Чтобы составить контракт, заказчик использует типовые условия, которые Правительство РФ разработало в постановлении от 23 декабря 2016 г. № 1466.

В каких закупках и при каких условиях малые предприятия получают преимущества

Малые предприятия вправе участвовать во всех закупках, которые проводят государственные заказчики и коммерческие организации, но не во всех вправе претендовать на преимущества.

Малые предприятия получат преимущество в закупках, которые проводят по Закону № 44-ФЗ – для субъектов малого предпринимательства, по Закону № 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики устанавливают ограничения для всех других претендентов на участие. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

На какие преимущества вправе претендовать малые предприятия

Преимущества по 44-ФЗ:

  • предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены контракта (ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ);
  • максимальный срок оплаты – не более 15 рабочих дней с даты подписания документов о приемке (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Преимущества по Закону 223-ФЗ:

  • предельный срок заключения договора – не более 20 рабочих дней со дня, когда заказчик принял решение заключить контракт (п. 27 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • максимальный срок оплаты – не более 30 календарных дней со дня исполнения обязательств (п. 28 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • несколько способов обеспечения заявки и контракта – деньги, банковская гарантия, иной способ (п. 23 и 26 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения заявки – 2 процента от начальной цены договора (п. 23 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • предельный размер обеспечения договора – 5 процентов от начальной цены договора (п. 25 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352);
  • программа партнерства (п. 15 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В чем отличие закупок для малых предприятий по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Условие

44-ФЗ

223-ФЗ

Заказчики, которые обязаны проводить закупки

Государственные и муниципальные заказчики

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Заказчики с объемом выручки свыше 2 млн руб.

(п. 2 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Кто вправе участвовать в закупках

Только малые предприятия и микропредприятия

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Только средние, малые и микропредприятия.

2. Все желающие, в том числе субъекты МСП

(п. 4 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Минимальный объем закупок для субъектов в год

Не менее 15% совокупного годового объема закупок

(ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

1. Не менее 18% совокупного годового объема договоров.

2. Не менее 10% по закупкам только для малых предприятий. С 1 января 2018 г. – не менее 15%

(п. 5 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352, постановление от 19 августа 2016 г. № 819)

Начальная цена контракта (договора)

Не более 20 млн руб.

(п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Не более 200 млн руб.

(п. 18 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень продукции, которую закупают у малых предприятий

Перечень не утвержден. Заказчики вправе закупать у СМП любую продукцию

Перечень утверждают заказчики

(п. 8 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Чем подтверждают принадлежность к субъектам МСП

Декларация

(ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ)

Декларация + сведения из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

(п. 31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352)

Перечень товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ

Для проведения закупок среди малых предприятий заказчики утверждают перечень товаров, работ, услуг. В перечне указывают наименование продукции и код ОКПД2. Перечень размещают в ЕИС и на сайте заказчика (п. 8–10 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

В ЕИС перечни размещены в разделе «Осуществление закупок». Поиск работает по наименованию или ИНН заказчика.

Реестр субъектов МСП

Участник вправе подтвердить свою принадлежность к малым предприятиям сведениями из Единого реестра субъектов МСП. Сведения предоставьте в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 11 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352).

Реестр ведет Федеральная налоговая служба по адресу https://rmsp.nalog.ru/. Порядок ведения реестра закреплен в Законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Если вас нет в реестре или данные некорректны, направьте оператору заявку на проверку сведений реестра. Заявку сформируйте на сайте.

Бизнес на госзакупках и коммерческих тендерах: 5-ть реальных моделей

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Тема госзакупок и тендеров в настоящее время настолько популярна, что притягивает к себе внимание огромного количества людей. Кто-то видит в закупках источник быстрого обогащения, кто-то видит в них лишь дополнительный инструмент для расширения рынка сбыта своих товаров (работ, услуг), а кто-то платформу для реализации своих знаний и опыта.
И все эти люди, словно мотыльки летящие на свет, начинают крутиться в этой сфере. Каждый из них пытается получить то, зачем, собственно говоря, он сюда и пришел. И ни для кого не секрет, что все приходят в эту сферу… за деньгами. Ведь они действительно здесь есть. Весь вопрос заключается лишь в том, как построить бизнес на госзакупках и заработать на них?
Поэтому в этой статье я подробно расскажу вам о том, какие модели бизнеса на госзакупках и тендерах существуют и на чем действительно можно заработать. А вы уже сами для себя решите, какая модель подходит лично вам. Ну что, вы согласны? Тогда начнем… (Примечание: настоящая статья актуализирована 03.02.2019 г.)

1. Почему госзакупки так популярны?
2. Модели бизнеса на госзакупках и тендерах
2.1 Модель №1 — “Участник”
2.2 Модель №2 — “Посредник”
2.3 Модель №3 — “Инструменты и сервисы для поставщиков”
2.4 Модель №4 — “Обучение госзакупкам и коммерческим тендерам”
2.5 Модель №5 — “Партнер”
3. Выводы и рекомендации

1. Почему госзакупки так популярны?

Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению существующих моделей бизнеса в сфере госзакупок, давайте с вами разберемся, почему же они (т.е. госзакупки) пользуются такой популярностью.

А для этого предлагаю вам остановиться на минутку и попробовать представить себе наше с вами государство. Это такой огромный “организм”, для поддержания деятельности которого, постоянно требуются различные товары, работы и услуги. Причем в очень больших объемах.

То есть наше государство было, есть и будет самым крупным, постоянным, и платежеспособным потребителем. Невзирая на кризисы, нестабильную мировую ситуацию, колебания валют оно постоянно нуждается в различных товарах, работах и услугах. Государство нуждается практически во всем, начиная от карандашей и ручек, заканчивая детскими садами, школами и крупными промышленными объектами. Именно по этой причине участие в госзакупках так популярно среди представителей малого, среднего и крупного бизнеса.

Ежедневно на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru размещаются тысячи госзаказов. По состоянию на 03.02.2019 г. на сайте ЕИС зарегистрировано более 290 тысяч заказчиков, работающих в рамках 44-ФЗ, и более 100 тысяч заказчиков, работающих по 223-ФЗ.

Как вы знаете, спрос рождает предложение. Поэтому в настоящее время на “рынке госзакупок” так много посредников и сопутствующих сервисов, которые предлагают представителям бизнеса, да и всем желающим, сделать участие в торгах максимально простым и результативным.

2. Модели бизнеса на госзакупках и тендерах

Ниже в этой статье вы найдете информацию о 5-ти реальных моделях бизнеса, которые существуют в настоящее время, и на которых можно заработать.

2.1 Модель №1 — “Участник”

Это самая популярная и очевидная модель бизнеса на госзакупках. Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). То есть если вы являетесь физическим лицом, либо если у вас уже есть действующий бизнес, то вы можете начать участвовать в госзакупках и поставлять государству свои товары, оказывать услуги, выполнять работы.

Однако имейте в виду, что это не так легко сделать, как многие любят об этом говорить.

Во-первых, вам понадобятся теоретические знания и практические навыки для участия в торгах. И тут у вас есть несколько вариантов. Либо вы будете самостоятельно разбираться в теме госзакупок, либо наймете в штат специалиста с опытом работы, либо отдадите участие в торгах на аутсорсинг (тендерное сопровождение).

Во-вторых, вам необходимо разбираться в товарах, работах или услугах, которые вы планируете поставлять государству. Для чего это нужно? А для того, чтобы правильно подготовить свою заявку и установить ценовое предложение. Помимо этого вам необходимо располагать информацией о поставщиках и производителях, работающих на этом рынке, знать оптовые и розничные цены и т.д. О том, как работать с поставщиками, где и как их искать, а также как их правильно проверять, рассказано .

Например, если вы работали менеджером по продаже строительных материалов, то вам будет гораздо проще участвовать в торгах на поставку строительных материалов и выполнение ремонтных работ, нежели человеку, который работал в сфере общепита. Думаю, смысл вам понятен.

В-третьих, у вас должны быть свободные денежные средства, которые могут потребоваться для обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, а также для выполнения условий самого контракта, т.к. в большинстве случаев авансирование по контракту не предусмотрено. То есть участник получает деньги только после исполнения условий контракта.

В-четвертых, для участия в электронных торгах на электронных площадках вам потребуется электронная подпись, а также регистрация в ЕИС и аккредитация на этих площадках.

В-пятых, у вас должны быть соответствующие лицензии и допуски к работам, если ваша деятельность подлежит обязательному лицензированию или требует наличия допуска СРО.

Несколько слов хочется сказать тем потенциальным участникам, кто видит в госзакупках и тендерах источник быстрой наживы. Коллеги, быстрых и легких денег здесь нет и никогда не будет! Могу это вам заявить с полной уверенностью. Если в госзакупках и коммерческих тендерах вы ноль и в кармане у вас ноль, то и результат будет соответствующим. Не верьте тем, кто обещает за один вечер научить вас зарабатывать на госзакупках и тендерах миллионы. Это развод чистой воды. Как правило, этому учат люди, которые имеют весьма поверхностное представление о госзакупках, а таких “гуру” в настоящий момент в интернете хоть отбавляй. Но не будем о грустном… Идем дальше.

2.2 Модель №2 — “Посредник”

Эта модель плавно вытекает из первой модели. Если вы обладаете знаниями и практическими навыками участия в госзакупках и коммерческих тендерах, то вы можете оказывать соответствующие услуги тем поставщикам, которые не могут самостоятельно участвовать в торгах. То есть выступать в роли посредника между участником и заказчиком.

В свою очередь у этой модели есть две разновидности.

Первая разновидность — это когда вы самостоятельно участвуете в торгах, а исполнение контракта отдаете третьему лицу за определенный процент от суммы контракта. Либо отдаете часть контракта на субподряд.

Вторая разновидность — когда вы помогаете участвовать в торгах поставщику и берете за это фиксированную плату, либо процент от выигранного контракта (оплата за результат).

2.3 Модель №3 — “Инструменты и сервисы для поставщиков”

В настоящее время на рынке существует достаточно большое количество инструментов и сервисов для участников закупок (поставщиков).

Ниже перечислены самые популярные из них:

  • Поиск тендеров (это как интернет порталы, так и программные продукты);
  • Ежедневные рассылки тендеров;
  • Изготовление и выпуск электронных подписей;
  • Тендерное сопровождение (о том, какие услуги может включать в себя тендерное сопровождение подробнее можно узнать из этой статьи);
  • Выдача банковских гарантий (брокерские услуги);
  • Выдача тендерных кредитов (займов);
  • Онлайн-сервисы подготовки жалоб в ФАС;
  • Регистрация в ЕИС и аккредитация (переаккредитация) на электронных площадках, настройка рабочего места;
  • Предоставление интересов в судах и ФАС;
  • Подготовка заявки (“Формы 2”);

Создание сервиса, инструмента или ПО для поставщиков (либо заказчиков) достаточно ресурсоемкое занятие. Поэтому если вы не программист, вебмастер или у вас нет начального капитала, то данная модель вам вряд ли подойдет.

Однако если у вас имеется богатый опыт участия в торгах, и вы чувствуете в себе силы, то самым подходящим для вас вариантом будет оказание консалтинговых услуг, то есть тендерное сопровождение. Это может быть как комплексная услуга от “А” до “Я”, либо только несколько услуг из перечисленного в этой статье перечня.

2.4 Модель №4 — “Обучение госзакупкам”

Для того, чтобы обучать участию в госзакупках и коммерческих тендерах вы, как минимум, должны хорошо разбираться в теоретических и практических вопросах участия в торгах. А как максимум ещё и любить эту сферу, иначе это занятие вам очень быстро надоест. Наверняка, вы уже заметили сколько в сети “мертвых” сайтов по госзакупкам, и с какой периодичностью появляются и пропадают новоиспеченные эксперты по тендерам.

На самом деле вариантов обучения закупкам очень и очень много. Это и создание своего проекта (сайта), как, например, мой сайт, на котором вы находитесь. Либо создание онлайн-школы (пример — онлайн-школа “Азбука тендеров”). Если вы любите записывать видео, то можете завести свой YouTube канал и зарабатывать на рекламе от Google.

Также вы можете проводить живые мероприятия — семинары и тренинги. Либо проводить онлайн мероприятия — вебинары. Удаленно можно проводить, как skype консультации, так и skype конференции. Большим спросом в настоящее время пользуются личные консультации, или как их ещё сейчас часто называют — коучинг. Это когда вы берете человека за руку и доводите до конкретного результата.

Если же вы являетесь поклонником эпистолярного жанра, то можете создавать свои информационные продукты, книги или обучающие курсы, а также продавать свои статьи на биржах статей или в тематические издания (журналы, газеты или сайты).

Эта модель бизнеса на госзакупках как нельзя кстати подходит для большинства экспертов в этой области. Основными ресурсами для старта является ваш опыт и знания, а также наличие свободного времени и желания.

2.5 Модель №5 — “Партнер”

И наконец, последняя модель бизнеса на госзакупках — это партнерки. Эта модель больше всего подходит для студентов, а также для людей, которые уже имеют в интернете сайты по госзакупкам или смежным тематикам (бизнес, бухучет, юридические услуги и т.д.).

У большинства платных сервисов, курсов, тренингов и т.д. существуют действующие партнерские программы. Вы регистрируетесь в качестве партнера, получаете уникальную партнерскую ссылку и затем размещаете её на своем сайте, в группе в социальной сети или создаете рекламную компанию в Яндексе или Google. То есть занимаетесь непосредственной рекламой того сервиса или курса, партнером которого вы являетесь.

В случае если человек перешел по вашей ссылке и произвел оплату, вы получаете свои комиссионные. Для того чтобы получить свои честно заработанные комиссионные, у вас должно быть несколько электронных кошельков, например, WebMoney или Яндекс-деньги.

Используя эту модель, миллионером вы, скорее всего, не станете, но заработать несколько десятков тысяч рублей в месяц вполне сможете. Если вам интересен данный вид заработка, то можете стать партнером моих курсов, либо партнером нашей онлайн-школы.

3. Выводы и рекомендации

Выше мы рассмотрели с вами 5-ть реальных моделей бизнеса на госзакупках и тендерах. И если быть до конца объективным, то это не бизнес в чистом виде, а скорее самозанятость. И вот почему. Бизнес предполагает построение системы таким образом, чтобы данная система могла расти и развиваться без самого владельца бизнеса. А если система целиком и полностью держится на вас, то это чистой воды самозанятость. Поэтому вашей основной задачей является построение автоматизированной системы, например создание собственного тендерного отдела.

Некоторые предприниматели, у которых уже есть свой “классический” бизнес рассматривают госзакупки, как некую диверсификацию собственного бизнеса. Учитывая тот факт, что экономическая ситуация в нашей стране крайне нестабильная, лишнее направление заработка никогда не будет лишним. Они расширяют свой существующий бизнес за счёт госзакупок: расширяют географию своей деятельности, нарабатывают новых клиентов и увеличивают портфель заказов. Тем более, что есть тендеры, которые специально проводят для малого бизнеса.

Другие напротив не имеют собственного бизнеса и строят бизнес на госзакупках с нуля: проходят обучение, выбирают прибыльные ниши для участия, либо участвуют веерным способом, находят поставщиков, привлекают инвестиции.

Однако как ни крути, важнейшим аспектом любого успешного бизнеса является предпринимательское мышление. Оно либо есть, либо его нет. А вот выстраивать систему или самостоятельно быть вовлеченными в этот процесс это уже личный выбор каждого.

Льготы малого бизнеса в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ в 2019 году

Критерии малого и среднего бизнеса:

Малый Средний
Max количество работников 100 чел. 250 чел.
Max выручка в год 800 млн руб. 2 млрд руб.

44-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого предпринимательства», или СМП. Условиям участия посвящена статья 30.

Квоты для СМП

Заказчики должны закупить у СМП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок. Каждый год до 1 апреля они публикуют в ЕИС отчет о закупках у СМП за прошлый год. В него можно включать только те закупки, в которых было указано преимущество для малого бизнеса и эти закупки состоялись. Если квоту не выполнить, учреждение получит штраф 50 000 рублей.

В каких закупках участвует СМП?

СМП может принять участие в любой закупке, если компания соответствует требованиям заказчика и сможет выполнить условия контракта. Но закупки, которые заказчик должен проводить специально среди СМП, интереснее. Это значит, что среди конкурентов не будет представителей среднего и крупного бизнеса. Даже если такие участники подадут заявки, заказчик их отклонит.

Начальная цена таких закупок не должна превышать 20 млн рублей. Для участия в них организация предоставляет декларацию о принадлежности к малому бизнесу. В электронных закупках декларацию формирует сама торговая площадка, нужно только подписать документ электронной подписью. В бумажных закупках используйте форму декларации, которую предлагает заказчик, или наш шаблон.

Заказчик может проводить закупки у малого бизнеса любыми конкурентными процедурами:

  • Открытый конкурс (в том числе конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс)
  • Электронный аукцион,
  • Запрос котировок,
  • Запрос предложений.

Какие льготы действуют?

1. Представители СМП могут не обеспечивать контракт деньгами, если у них есть опыт исполнения госконтрактов (п. 8.1 ст. 96 44-ФЗ):

  • Таких контрактов должно быть не меньше трех и они должны быть исполнены без штрафов и неустоек.
  • Сумма представленных контрактов — не меньше НМЦ текущей закупки.
  • Информация о контрактах должна быть внесена в реестр контрактов. Выпиской из него победитель будет подтверждать добросовестность. Размер обеспечения считается с цены победителя, а не НМЦ.

2. В госзакупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения контракта заказчик будет устанавливать, отталкиваясь от цены госконтракта, а не НМЦ.

Например, заказчик проводит аукцион среди СМП на покупку оборудования компьютерных классов с НМЦ 2 530 000 рублей и установил обеспечение контракта 5%. Победитель снизился до 1 980 000 рублей. Следовательно, обеспечение контракта составит не 126 500 руб. (5% от НМЦ), а 99 000 рублей (5% от цены победителя).

Это же правило действует в закупках со снижением 25%, когда «включаются» антидемпинговые меры. Но в любом случае обеспечение контракта должно быть не меньше аванса.

3. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/ работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 44-ФЗ). Эти пункты должны быть включены в контракт с СМП.

223-ФЗ

Закон использует термин «субъекты малого и среднего предпринимательства» (СМиСП или МСП). Правила участия МСП в закупках по 223-ФЗ прописаны в статье 3.4, также действует постановление правительства № 1352, которое регламентирует такие закупки. Заказчиков контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Заказчики должны закупить у МСП не меньше 18% от общего объема товаров, работ или услуг. В квоту включают только заключенные договоры. Учитывают победителей в закупках:

  • Поучаствовать в которых могли только МСП.
  • Победители в которых обязаны привлечь МСП на субподряд: участники закупки описывают в заявках план привлечения субподрядчиков из числа МСП.
  • «На общих основаниях»: участвовать в которой мог любой поставщик, но победил МСП.

При этом 15% договоров должны быть заключены строго среди МСП. Если объявленная закупка среди МСП не состоялась, она не попадет в отчет.

В каких закупках могут участвовать МСП?

Правительство обязало закупать товары у малого и среднего предпринимательства только четырьмя видами конкурентных процедур — аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Все эти закупки являются конкурентными в соотвествии с 223-ФЗ, поэтому заказчик:

  • Отвечает на запрос предложений в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса (если такой запрос поступил не позже чем за три рабочих дня до окончания срока подачи заявок).
  • Может отменять закупку, только пока не закончился срок приема заявок и при форс-мажоре.
  • Продлевает срок подачи заявок, если что-то изменилось в документации.
  • Заключает контракт с победителем не раньше 10 дней и не позже 20 дней с публикации итогового протокола.

Закупки у МСП по 223-ФЗ проводят только на восьми ЭТП госзакупок (на тех же, где проходят все закупки по 44-ФЗ):

  • Сбербанк-АСТ
  • АГЗРТ
  • ЕЭТП
  • РТС-Тендер
  • Национальная электронная площадка (раньше — ММВБ)
  • Российский аукционный дом
  • ЭТП ГПБ
  • ТЭК-Торг

Льготы

1. 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков обеспечение заявки и контракта. Но если в закупке есть такое требование, то для МСП действуют льготные условия:

  • Сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от НМЦ договора.
  • Сумма обеспечения договора не может превышать 5% от НМЦ или равна сумме аванса.

2. Представитель МСП платит торговой площадке за победу 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. (в обычных закупках лимит выше — 5000 руб.)

3. Максимальный срок оплаты по договору с МСП — не больше 30 календарных дней со дня подписания акта-приемки.

Что упростит жизнь?

1. С 2020 года представители МСП будут получать деньги за 15 рабочих дней после подписания акта приемки (а не 30 календарных, как сейчас). Срок сократят для всех ситуаций:

  • закупку провели на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только МСП,
  • МСП выступали субподрядчиками.

2. Общий годовой объем таких закупок должен будет составлять не меньше 20%. При этом доля стоимости договоров с СМП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, вырастет до 18%.

Как получить первый госзаказ для своего бизнеса

Получение госзаказа считается для малого и среднего бизнеса редкой удачей. Действительно ли госзаказ настолько выгоден? И только ли удача поможет его получить? Узнайте правильный пошаговый алгоритм действий для получения первого госзаказа для вашего бизнеса.

В чем преимущества госзаказа?

Конкуренция в любом бизнесе вынуждает предпринимателей идти на сокращение рентабельности ради получения клиентов. А клиенты, в свою очередь, стремятся максимально сократить собственные расходы. Еще бы — ведь платят-то они из собственного кармана.

Однако есть категория заказчиков услуг, покупателей, которые находятся в совершенно особенных условиях. Это государственные структуры. И их задача — выбрать лучшего поставщика в рамках выделенных бюджетных средств. А зачастую выбирать того, кто предложит наименьшую цену. Для чего и проводятся тендеры — специальные конкурсы, в которых могут принять участие любая коммерческая организация или предприниматель, готовые предоставить товар, работу или услугу требуемого качества в заранее оговоренном объеме.

Для заключения госконтракта не нужна реклама, то есть совсем! А ведь именно реклама собственного продукта съедает львиную долю прибыли любого бизнеса.

А еще не придется «выбивать» каждый месяц оплату, уговаривая, угрожая судом. Выделенные бюджетные средства гарантированно поступят на ваши счета без лишней суеты и усилий.

Каков объем этого рынка? Для справки: за прошлый год на различных площадках было размещено заказов на сумму порядка 32 триллиона рублей для госкорпораций, государственных и муниципальных организаций. Хотели бы вы для своего бизнеса кусочек этого пирога?

Кто может получить госзаказ?

Иногда владельцу бизнеса даже не приходит в голову, что его продукт может быть востребован в рамках госзаказа. Между тем, организациям, получающим финансирование из государственного или муниципального бюджета, требуются самые разнообразные товары:

  • канцелярские принадлежности — ручки, карандаши, бумага, папки и т. д.;
  • хозяйственные товары, начиная от тряпок и заканчивая сложными приборами для уборки;
  • офисная техника — факсы, принтеры, шредеры и т. п.;
  • запчасти для машин и механизмов, транспортных средств, станков;
  • мебель — причем не только офисная, но и для жилых помещений, ведь оборудуют, например, служебные квартиры для командированных, санатории и базы отдыха;
  • спецодежда;
  • сельскохозяйственная техника и инструменты, удобрения, химикаты;
  • строительные и отделочные материалы;
  • даже детские товары и игрушки.

И этот перечень далеко не полный. В отдельных тендерах можно найти совершенно неожиданные пожелания.

Перечень услуг, которые коммерческие компании могут оказывать в рамках госзаказа, также впечатляет:

  • охранные и складские услуги;
  • рекламные, дизайнерские, издательские;
  • обучение и проведение мероприятий;
  • перевозки;
  • ландшафтный дизайн и озеленение;
  • страховые и финансовые;
  • услуги связи, от курьера до телефонии;
  • строительство и ремонт;
  • исследования;
  • услуги агентов, в том числе по продаже и покупке, аренде недвижимости.

Важно, что участвовать в тендерах на поставку товаров или оказание услуг могут не только компании (юридические лица), но и предприниматели, имеющие официальную регистрацию в качестве ИП.

Теперь вы уже не думаете, что госконтракт не для вас?

Что нужно, чтобы получить доступ к госзаказу?

Доступ к участию в тендерах предоставляется посредством специализированных электронных торговых площадок. Бывают и бумажные аукционы, но сейчас не о них. Таких площадок (сайтов) сейчас достаточно много. Причем каждая из них открывает возможность участия лишь в определенных аукционах.

Общий список всех доступных закупок (так называются объявления заказчиков) доступен на официальном сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru. Например, на момент написания настоящего материала доступно более 1,5 миллиона записей. И все это — ваши потенциальные заказчики, которые ждут предложений. Здесь можно отобрать интересные (с точки зрения субъекта, стоимости и вида товара, услуги) тендеры и посмотреть подробную информацию, в том числе и узнать, на какой именно площадке будет проводиться закупка.

Выбрав площадку или несколько, на каждой из них потенциальный поставщик должен пройти аккредитацию. Этапы аккредитации на ЭТП (электронной торговой площадке):

Перед аккредитацией потенциальному поставщику предстоит обзавестись электронной подписью (ЭП), которую выдают лицензированные удостоверяющие центры. С момента обращения в такой центр до получения ЭП проходит 1-2 рабочих дня (при условии, что все необходимые документы подготовлены заранее).

Следующий этап — подготовка документов для аккредитации. Важно, что их список конечен, и закон прямо запрещает требовать дополнительные, не включенные в него сведения и документы. Итак, подготовьте выписку из ЕГРЮЛ (для предпринимателей — ЕГРИП), учредительные документы (удостоверяющие личность для ИП).

Понадобятся также документы, подтверждающие полномочия лица, проходящего аккредитацию (если это должностное лицо организации), полномочия руководителя и доверенность, если от имени этого человека будет производить действия кто-то другой. Необходимы данные ИНН и адрес электронной почты, по которому вы будете получать информацию.

Последний документ — решение об одобрении и совершении сделок с указанием их суммы. Решение обычно принимается уполномоченным лицом, которое занимается аккредитацией и организацией участия торгов от имени организации. Если же устав или законодательство требует от данной организации наличия официально оформленного решения об одобрении особо крупных сделок — такое решение принимается в порядке, прописанном уставом или законом.

Сам процесс регистрации состоит в заполнении электронной формы и прикреплении электронных копий перечисленных выше документов. При этом сканировать для отправки в электронном виде следует оригиналы документов.

После того как требуемые документы отправлены, они в течение часа должны появиться на сайте торговой площадки. Решение об аккредитации или отказе должно быть принято и направлено по указанному адресу в течение 5 рабочих дней. Причем основанием для отказа может послужить лишь непредоставление необходимых документов или их несоответствие требованиям законодательства.

Одобрение получено. Значит, можно подавать заявки? Не совсем. Чтобы вашу заявку приняли, требуется доказать серьезность своих намерений. А для этого перечислить некоторую сумму денег — так называемое обеспечение заявки. Эта сумма составляет определенный процент от цены сделки. Это обеспечение гарантирует, что победитель тендера не откажется в последний момент от подписания контракта. Для небольших закупок (до 3 млн рублей) это всего 1 %. Для крупных — может колебаться от 0,5 до 5 %. Эти средства в дальнейшем возвращаются вам на расчетный счет в полном объеме.

Если собственных средств недостаточно или неудобно извлекать их из оборота, есть способ решить проблему. Можно получить банковскую гарантию, кредит или заем. Причем банк может выдать как разовый кредит под конкретный тендер, так и возобновляемую кредитную линию, если участие в госзакупках планируется активное и регулярное. Причем условия таких кредитов весьма лояльные — размер процентной ставки значительно ниже, чем по обычным кредитам.

Все это слишком сложно и долго. Можно ли упростить?

Кому-то процедура аккредитации, финансового обеспечения может показаться долгой и нудной. Наш партнер МКК «РусТендер» готовы взять весь процесс на себя.

Здесь можно и электронную подпись получить (всего за 1 день). И с аккредитацией помогут — и площадки подберут персонально для вашего бизнеса, и документы помогут отправить без ошибок, и (благодаря партнерским отношениям с большинством крупных электронных торговых площадок) процесс одобрения ускорят. И с финансовым обеспечением помогут — лучшие условия для клиентов «РусТендера» предоставляют несколько банков и финансовых организаций.

Если же хочется разобраться в системе госзаказа подробно — здесь есть масса обучающих материалов, вплоть до подробного видеокурса. Такая система обучения позволит в сжатые сроки стать настоящим специалистом по торгам. А значит, ваш бизнес получит выгодные контракты без лишних хлопот и затрат.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *