0

Госпошлина по решению суда проводки

Содержание

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате

10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).

В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.

12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья ЗЗ3.37 НК РФ).

13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.

16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.

Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.

Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.

18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.

21. В силу главы 25 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

22. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12000 рублей (4000 рублей х 3).

В случае если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (часть 3 статьи 130 АПК РФ), то расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

23. При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

25. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

26. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

27. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

28. Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

29. Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

30. Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

31. Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

33. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Судам необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

34. В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т.В. Завьялова

Бухгалтерские проводки по госпошлинам — начисление и оплата

Всем фирмам приходится сталкиваться с необходимостью уплату гос. пошлины. В разных случаях ее размер и сроки уплаты индивидуальны. В этой статье мы с вами рассмотрим как происходит начисление и оплата госпошлины в проводках бухгалтерского учета.

Для юридических лиц наиболее частая причина, по которой приходится уплачивать государственную пошлину – совершение юридических действий и гос. регистрация. Также одни из частых причин уплаты сбора: обращение к нотариусу, приобретение имущества и прав, судебные разбирательства.

Основные виды госпошлины для фирмы

Государственные пошлины для юридических лиц условно можно разделить на три вида:

  1. Приобретение прав или имущества – гос. пошлина уплачивается за их регистрацию.
  2. Операции по деятельности организации – очень широкий спектр: срочная выдача выписки из ЕГРЮЛ, изменения в учредительных документах, выдача разрешений и свидетельств, предоставление лицензий и т.д.
  3. Судебные разбирательства – гос. пошлина за подачу искового заявления в суд, жалоб, начала судебного производства и т.д.

Учет госпошлин в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете государственная пошлина отражается по кредиту 68 счета, а уплата – по дебету. Для первого случая, указанного выше, гос. пошлина учитывается в составе приобретаемого имущества или прав.

На какой счет отнести госпошлину? Обычно для этого используют субсчет 68.10 — Прочие налоги и сборы.

Проводки будут следующие:

  • Дебет 08 (10,41…) Кредит 68.10 — государственная пошлина за приобретение прав или имущества.
  • Дебет 20 (26,44…) Кредит 68.10 — государственная пошлина по операциям, связанным с основной деятельностью фирмы.
  • Дебет 91-2 Кредит 68.10 — государственная пошлина по операциям, несвязанным с основной деятельностью фирмы.
  • Дебет 68.10 Кредит 51 — перечисление государственной пошлины.

Государственную пошлину за услуги нотариуса может оплачивать подотчетное лицо. Тогда проводка будет выглядеть так:

  • Дебет 68.10 Кредит 71 – оплачена государственная пошлина подотчетным лицом.

В налоговом учете данный вид хозяйственных операций учитывается, как прочие расходы организации. Моментом признания является дата начисления. При этом должны соблюдаться условия:

  1. Государственная пошлина уплачивается согласно требований законодательства.
  2. Государственная пошлина целесообразна для организации и несет финансовые издержки.
  3. Сумма пошлины определена и уплачена.
  4. При уплате через подотчетных лиц имеются документы, подтверждающие ее перечисление.

Единственное исключение – уплата гос. пошлины за регистрацию фирмы. Она не принимается в расходы.

Возврат гос. пошлины

Возврат гос.пошлины возможен далеко не во всех случаях. Полный перечень приведен в ст.333.40 НК РФ. Там же можно найти случаи, когда возврат гос. пошлины невозможен.

  • Дебет 51 Кредит 68.10 — возврата денежных средств на расчетный счет

Затем нужно сторнировать записи по списанию расходов на уплату гос. пошлины.

Примеры начисления и выплаты госпошлины в проводках

Пример

Организация перечислила государственную пошлину за срочное предоставление для участия в аукционе выписки из ЕГРЮЛ в размере 400 руб. Также были выданы деньги сотруднику, для того, чтобы заверить этот документ у нотариуса – 180 руб.

Проводки:

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
68.10 51 Оплата госпошлины за выдачу ЕГРЮЛ 400 Платежное поручение
91.02 68.10 Учтена гос. пошлина в составе прочих расходов 400 Бухгалтерская справка
71.01 50 Выданы деньги сотруднику на уплату гос. пошлины у нотариуса 180 Расходный кассовый ордер
68.10 71.01 Уплата гос. пошлины нотариусу 180 Квитанция
91.02 68.10 Учтена гос. пошлина в составе прочих расходов 180 Авансовый отчет

Возмещение уплаченной госпошлины организации, выигрывавшей арбитражный спор

Государственная пошлина является сбором, указанным в п. 10 ст. 13, п. 1 ст. 333.16 НК РФ. Поэтому ее уплата отражается с использованием счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

В бухгалтерском учете сумма уплаченной государственной пошлины включается в состав прочих расходов на дату вынесения судом определения о возбуждении производства по делу на основании копии определения арбитражного суда (п. п. 3, 5 ст. 127 АПК РФ, п. п. 11, 16, 18 , утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). При этом производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы», и кредиту счета 68.

Для учета расчетов с проигравшей стороной по возмещению судебных расходов используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Сумма возмещаемых проигравшей стороной судебных расходов в размере, присужденном судом (в данном случае — в размере уплаченной государственной пошлины), признается прочим доходом организации (п. п. 7, 10.2 , утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). При этом производится запись по дебету счета 76, субсчет 76-2, и кредиту счета 91, субсчет 91-1 «Прочие доходы».

Согласно абз. 3 п. 16 ПБУ 9/99 такой доход должен быть учтен в том отчетном периоде, в котором судом вынесено решение о взыскании судебных расходов с проигравшей стороны. Однако, на наш взгляд, организация должна, руководствуясь требованием осмотрительности, признать вышеуказанный доход на дату вступления в законную силу решения суда (абз. 4 п. 6 , утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Налог на прибыль организаций

По нашему мнению, факт того, что проигравшая сторона возмещает судебные расходы в виде государственной пошлины, не препятствует признанию таких расходов для целей налогообложения прибыли в полном объеме. Эту точку зрения подтверждают Письма Минфина России от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37, УФНС России по г. Москве от 27.12.2005 N 20-12/97003.

Как указано выше, государственная пошлина представляет собой федеральный сбор, который в данном случае рассматривается как часть судебных расходов. Поэтому сумма уплаченной государственной пошлины с равными основаниями может быть отнесена одновременно к двум группам расходов:

  • как федеральный сбор — к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;
  • как часть судебных расходов — к внереализационным расходам на основании пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ.

В такой ситуации в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе расходов она отнесет затраты на уплату государственной пошлины.

На наш взгляд, соответствующие расходы признаются на дату вынесения судом определения о возбуждении производства по делу (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ) <*>.

Сумма государственной пошлины, подлежащая возмещению ответчиком на основании решения суда о взыскании произведенных судебных расходов, учитывается в составе внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 08.02.2013 N 03-03-06/1/2986). Этот доход признается на дату вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, Письма Минфина России от 06.12.2012 N 03-03-06/4/113, УФНС России по г. Москве N 20-12/97003).

Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
Перечислена государственная пошлина при обращении в арбитражный суд 68 51 13 000 Выписка банка по расчетному счету
Сумма уплаченной государственной пошлины отражена в составе прочих расходов 91-2 68 13 000 Копия определения арбитражного суда о принятии искового заявления к производству
Признан прочий доход в сумме государственной пошлины, подлежащей возмещению проигравшей стороной 76-2 91-1 13 000 Решение арбитражного суда
Получено возмещение судебных расходов 51 76-2 13 000 Выписка банка по расчетному счету

<*> В то же время в 2005 г. Минфин России и УФНС России по г. Москве утверждали, что датой признания расходов в виде государственной пошлины следует считать дату подачи искового заявления в арбитражный суд (Письма Минфина России N 03-03-04/1/37, УФНС России по г. Москве N 20-12/97003).

А.С.Дегтяренко, консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Источник материала — система Консультант Плюс»Корреспонденция счетов».

Любое предприятие периодически производит оплату государственной пошлины в различных целях: для регистрации имущества, при подаче судебного иска, получении лицензии и так далее. В данном тексте вы найдете информацию, о том, как правильно оформить расходы по уплате госпошлины в бухгалтерском учете, какие проводки необходимо совершить и на какие счета будут отнесены затраты.

Любой расход предприятия неизменно находит свое отражение в бухгалтерском учете. Иногда, отражение самых простых расходных операций вызывают у бухгалтера определенные затруднения и сложности. В данной статье вы узнаете: как осуществить уплату проводки в 1С и других программах, по самым распространенным расходным операциям предприятий в 2019 году, связанным с уплатой государственной пошлины в различные инстанции.

Основные моменты по учету госпошлины

В Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ) для регуляции государственной пошлины отведена глава 25.3. В статье 333.16 закреплено определение термина «государственная пошлина» – это сбор, который взимается при обращении лица в государственные органы и другие органы, либо к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством РФ, осуществлять в отношении обратившихся лиц действия, закрепленные данной главой и имеющие юридическое значение, кроме деятельности консульских учреждений РФ.

В зависимости от того, какое назначение имеет определенный сбор, происходит формирование порядка его бухгалтерского учета.

Учитывая цели перечисления суммы в бюджет, в бухгалтерском учете производится:

  1. По счетам учета основной деятельности происходит списание в расходы.
  2. Если операции не связаны с основной деятельностью – отнесение на прочие затраты.
  3. Включение в состав приобретаемого имущества.

Включение в расходную часть в налоговом и бухгалтерском учете зачастую различается. Это происходит из-за различных регулирующих документов: в налогообложении – это глава 25.3 НК РФ, в бухгалтерском учете – положения по бухгалтерскому учету.

Например, при покупке и формировании изначальной стоимости имущества, его стоимость может быть отнесена к основным средствам, но периоды отнесения к ОС в бухучете и налогообложении разные:

  • Первоначальным действием в налоговом учете, будет регистрация имущества. Отнесение к ОС, будет лишь вторым шагом.
  • В бухгалтерском учете, для включения суммы в ОС создается резерв. Таким образом, госпошлина может быть учтена до проведения оплаты и регистрации прав на имущество.

Учет госпошлины в бухгалтерском учете: проводки

Прежде всего, необходимо верно определить счет учета госпошлины.

Для начисления и уплаты государственной пошлины следует использовать 68 счет «Расчеты по налогам и сборам».

Исходя из норм ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее – ПБУ 10/99), утвержденных Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н, для списания сумм в расходы организации, необходимы реально осуществленные траты. Таким образом, расходы по оплате госпошлины, принимаются в периоде ее фактического использования.

Если госпошлина была определена, как расход по оплате услуги, необходимо использовать 76 счет «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

При осуществлении предварительной уплаты госпошлины, в случае ее неиспользования, она должна быть возвращена на расчетный счет. Данная ситуация может возникнуть с оплатой госпошлины в суд.

Давайте остановимся на этом примере подробнее. Сумму, перечисленную как госпошлина за судебное рассмотрение дела, необходимо включить в 91 счет «Прочие доходы и расходы» (в соответствии с п.11 ПБУ 10/99). Проводки по госпошлине в бухучете выглядят следующим образом:

Дебет 91-2 Кредит 68, отнесение на субсчет «Государственная пошлина» – начислена госпошлина за судебное рассмотрение дела.

Теперь о возможном возврате предварительно уплаченной госпошлины. Исходя из норм ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и 98 Гражданского процессуального кодекса РФ если решение суда было принято в вашу пользу, то все ваши судебные издержки будут взысканы с проигравшей стороны. Государственная пошлина так же входит в состав судебных издержек. Датой ее списания, является день, в который было принято судебное решение по поданному иску.

В вашей бухгалтерии эти операции отражаются следующим образом:

Дебет 76 Кредит 91-1 – возмещение судебных издержек по решению суда, учитывая госпошлину, включено в состав прочих доходов.

Дебет 51 Кредит 76 – на расчетный счет поступило возмещение судебных издержек по решению суда, учитывая госпошлину.

Еще один распространенный пример – оплата госпошлины за лицензию (в нашем случае, лицензию на продажу алкогольной продукции в розницу). Госпошлина за получение такой лицензии является расходом по обычным видам деятельности, в соответствии с п. 5 и п. 7 ПБУ 11/99. В бухгалтерском учете, затрата на лицензию учитывается как расход будущего периода.

В соответствии с п. 65 Положения, утвержденного Приказом Минфина РФ 29.07.1998 г. №34н порядок списания расходов будущего периода должен определяться организацией в учетной политике. Как пример, это может быть равномерное списание в течении всего периода, к которому эти затраты имеют отношение.

Отражение данной операции в бухгалтерском учете, осуществляется при помощи следующей проводки:

Дебет 97 Кредит 44 – списание части расходов на уплату государственной пошлины.

На весь период действия лицензии, осуществляется ежемесячное списание пошлины. Если лицензия не была получена по какой-то причине, а пошлина не возвращена, можно списать расходы единовременно в том периоде, в котором они были понесены.

Проводки по распространенным расходным операциям в 2019 году

Для списания государственной пошлины, применяются проводки, которые используют счет учета расходов.

Для государственной пошлины с назначением:

  • Операции, отнесенные к основной деятельности – проводка: Дебет 20 (44) Кредит 68
  • Операции, не отнесенные к основной деятельности – проводка: Дебет 91 Кредит 68
  • Приобретение имущества – проводка: Дебет 08 Кредит 68
  • Внесение изменений в учредительные документы – проводка: Дебет 20 (44) Кредит 68

Проводки через 1С

В 1С для списания оплаты государственной пошлины необходимо использовать разноску выписки в закладке «Банк» с операцией «Перечисление налога».

В дальнейшем, бухгалтер осуществляющий списание самостоятельно определяет счет к которому будет отнесен расход – 22, 44, 91, 08.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *