0

Есн

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.

Плательщики налога

Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.

В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые пере?ли на специальные налоговые режимы. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.

Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единый социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:

для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превы?ающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.

для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).

В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.

Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.

Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом

Ставки единого социального налога

Базовая ставка единого социального налога составляет 26 %, в том числе:

в Пенсионный фонд РФ 20 %;

в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;

в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

Регрессивная ?кала налогообложения

Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивная ?кала налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).

1. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

20,0 процента

3,2 процента

0,8 процента

2,0 процента

26,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

56000 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

8960 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5600 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

72800 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

81280 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

12480 рублей

3840 рублей

7200 рублей

104800 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Террито-риальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

6

До 280000 рублей

15,8 процента

2,2 процента

0,8 процента

1,2 процента

20,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

44240 рублей + 7,9 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

6160 рублей + 1,1 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

3360 рублей + 0,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

56000 рублей + 10,0 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

69520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

9680 рублей

3520 рублей

5280 рублей

88000 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3. Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, применяются следующие налоговые ставки:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

7,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

10,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

20440 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

28000 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

29080 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

39520 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

4. Адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам:

Налоговая база нарастающим итогом

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

?того

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

территориальные фонды обязательного медицинского страхования

1

2

3

4

5

До 280000 рублей

5,3 процента

0,8 процента

1,9 процента

8,0 процента

От 280001 рубля до 600000 рублей

14840 рублей + 2,7 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

2240 рублей + 0,5 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

5320 рублей + 0,4 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

22400 рублей + 3,6 процента с суммы, превы?ающей 280000 рублей

Свы?е 600000 рублей

23480 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

3840 рублей

6600 рублей

33920 рублей + 2,0 процента с суммы, превы?ающей 600000 рублей

Порядок исчисления и уплаты

Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (статья 240 НК РФ).

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отно?ении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Налогоплательщики-работодатели умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации. При этом расходы на оплату первых двух дней временной нетрудоспособности не умень?ают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, в связи с тем, что указанные расходы оплачиваются за счет средств работодателей в соответствии с федеральным законом от 29.12.2004 г. 202-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год.

По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истек?ий месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Федеральной налоговой службой.

Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истек?им кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?трафов, образовав?ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.

Единый социальный налог (ЕСН) – это понятие, связанное с системой налогообложения, которое определяет размер социальных выплат и государственной пенсии. Именно благодаря ему сотрудник может рассчитывать на бесплатную помощь в медицинских организациях, которые определяет руководство компании.

ЕСН и причины его отмены

Единый социальный налог был отменен в 2010 году – всего он работал в течение 9 лет. Суть его сводилась к тому, что он полностью заменил страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС. Причинами отмены ЕСН послужило следующее:

  • значительно возросла нагрузка на налоговые органы;
  • не сработали ожидания по росту заработных плат – работники не стали получать больше выплат, средства оставались в организации;
  • взносы потеряли сущность страховых выплат;
  • внебюджетные фонды потеряли контроль над поступлением средств и влиянием на процесс.

Кто должен делать отчисления по ЕСН

Налогоплательщиками являются все работодатели, которые выплачивают зарплату. Лиц, которые выплачивают единый социальный налог, можно разделить на две группы:

  • индивидуальные предприниматели и работники, занимающиеся частной практикой;
  • лица, которые выплачивают денежные средства физическим лицам и не являются ИП.

Объектом налогообложения ЕСН для первой группы являются все виды доходов за вычетом расходов, для второй – все выплаты, которые производились физ. лицам по разным договорам: трудовым, гражданско-правовым и другим:

Размеры ставок единого социального налога в 2017 году не изменились:

Отличия ЕСН от страховых взносов

Размер страховых взносов обычно составляет 30% и уплачивается в этом размере вне зависимости от того, какая система налогообложения применяется в организации. Все отличия этих понятий можно разделить на благоприятные и неблагоприятные для налогоплательщиков. К первой группе относятся:

  • определение базы страховых взносов;
  • скорректирован перечень не облагаемых налогом выплат;
  • уменьшение размера штрафных санкций;
  • отмена блокировки счетов.

Несмотря на все положительные стороны такого изменения, можно выделить и неблагоприятные для налогоплательщиков факторы:

  • плательщики, которые выплачивают пенсии инвалидам или перечисляют деньги в ряд организаций не освобождаются от страховых взносов – для них предусмотрены пониженные тарифы;
  • если материальная помощь работнику превышает 4000 руб., то она облагается страховым взносом;
  • единовременная материальная помощь не включается в базу для начислений страховых взносов лишь в том случае, если она была сделана в первый год после рождения ребенка;
  • срок непредставления расчетов считается в календарных, а не рабочих днях;
  • страховой взнос приравнивается к неоплаченным, если в поручении стоит неверный код БК;
  • документы, которые подтверждают уплату взносов, нужно хранить в течение 6 лет;
  • тарифы для адвокатов, нотариусов, ИП увеличились;
  • для ФСС, ПФР, ТФОМС, ФФОМС нужно делать отдельные платежные поручения;
  • если сроки на взыскание недоимки по штрафам, пени или взносам проходят, это не является основанием для приравнивания ее безнадежной к взысканию;
  • проверки проводятся специалистами ФСС и ПФР.

ЕСН при УСН и ОСН

Если организация находится на упрощенной системе налогообложения — на нее не распространяется лишь уплата страховых взносов по травматизму. При применении организацией ОСН единый социальный налог рассчитывается по общим правилам.

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, зачисляемый в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды — Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный и Территориальные Фонды Обязательного Медицинского Страхования Российской Федерации. ЕСН предназначен для сбора средств на государственное пенсионное и социальное обеспечение граждан и медицинскую помощь.

Исчисление единого социального налога производится с сумм выплат по трудовым договорам, других вознаграждений в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Рассчитывается налог по регрессивным ставкам, описанным в статье 241 части 2 налогового кодекса РФ, ставки варьируются для разных категорий налогоплательщиков от 26% для типичных налогоплательщиков до 8 для выделенных категорий, таких как адвокаты и нотариусы.

Единый Социальный Налог

Категория налогоплательщика Сумма доходов за год База для начисления страховых взносов нарастающим итогом с начала года Точность вычисленияЗнаков после запятой: 2 Рассчитать Описание налогоплательщика В бюджет Фонд социального страхования Федеральный фонд ОМС Территориальный фонд ОМС save Сохранить extension Виджет

Из платежей перечисляемых в федеральный бюджет вычитается сумма, перечисленная в Пенсионный Фонд РФ см. Взносы в пенсионный фонд. А из выплат в Фонд социального страхования налогоплательщик вправе вычесть сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.

P.S. Данный калькулятор потерял свою актуальность, так как ЕСН был отменен с 1 января 2010 года.

Расширился список необлагаемых НДФЛ социальных выплат

Если организация выплачивает своим сотрудникам единовременное пособие в связи с рождение ребенка, такая выплата не облагается НДФЛ ни у матери, ни у отца в пределах 50 тысяч рублей, добавляет Бокова.

Следующий пункт — оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям, опекунам и попечителям для ухода за детьми-инвалидами. Трудовой кодекс предоставляет в такой ситуации право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. «Споры о том, облагать или не облагать НДФЛ оплату этих дней, шли довольно долго. Наконец, в налоговом законодательстве появилась четкая норма. С 1 января 2020 года льгота закрепляется в подп. 78 ст. 217 НК РФ», — уточняет Наталья Бокова.

Оплата стоимости проезда граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также неработающих членов его семьи к месту отпуска и обратно в пределах России также с 1 января 2020 года не облагается НДФЛ.

Из-под налогообложения выведена компенсация, которую собственники участков получают в случае изъятия у них земли государством. Правда, изменения только технические. С 1 января 2020 года выкупная стоимость не будет облагаться НДФЛ, а до этого момента к сумме дохода применялся имущественный вычет. Получалось, что налога также нет, однако налогоплательщику приходилось отчитываться (декларировать) за полученный от продажи земельного участка доход. Теперь это делать не придется.

С 1 января 2020 года не облагается НДФЛ материальная помощь, оказываемая образовательными организациями. Речь идет о поддержке студентов (курсантов), аспирантов, адъюнктов, ординаторов и ассистентов-стажеров. Налог не насчитывается на сумму в пределах 4 тысяч рублей за налоговый период.

Освобождение от НДФЛ действует, если материальную помощь оказывает организация, которая ведет образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам. Такую деятельность могут вести, кстати, не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, отмечает Наталья Бокова.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *