0

Экспорт Казахстан

Экспорт товаров в Казахстан глазами российских поставщиков

Экспорт – это процедура, которая, согласно определению Таможенного союза (куда входит и Россия), заключается в вывозе товаров за территорию Таможенного союза. Исходя из этого, направление товаров из Российской Федерации в Казахстан экспортом называться не может, ведь товары в этом случае не покидают территорию Таможенного союза. Кроме того, в мае 2014 года ряд стран (Армения, Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Россия) подписали договор «О Евразийском экономическом союзе», согласно которому, поставки товаров между этими государствами несут черты процедур, осуществляемых на территории одной страны. Но данный факт не стирает границы, так что определение «экспорт товаров в Казахстан» – уместно и справедливо. О его отличительных чертах расскажем в данной статье.

Какое будущее ждет экспорт товаров в Казахстан

Прежде чем говорить об экспорте товаров в Казахстан из Российской Федерации, стоит привести немного статистической информации. Каких объемов сегодня достигает экспорт товаров в Казахстан? За первые два квартала 2017 года сумма впечатляющая – 4,55 миллиарда долларов. Лидирующие позиции среди экспортирующих стран сегодня занимают Нидерланды (11 %) и Китай (11 %). Казахстан для РФ на девятом месте (3,3 %), но он является вторым среди стран СНГ, уступая только Белоруссии (5,2 %).

Экспорт товаров в Казахстан – это довольно важная статья в Российской экономике. Для сравнения – сопоставимые позиции имеют такие европейские страны, как Франция или Польша. Еще более показательно, что Казахстан уже опередил Испанию, Индию, Финляндию, Бельгию и Великобританию.

Экспорт товаров из России очень значим и для экономики самого Казахстана, ведь наша страна – его главный партнер на международной арене, и только потом – Китай и Германия.

Экспорт товаров в Казахстан развивается с того момента, как был организован Таможенный союз, ведь именно он позволил обойти все политические препятствия для осуществления торговли между нашими государствами. Конечно, все далеко не безупречно в отношении экспорта товаров в Казахстан из России. Сегодня объемы торговли падают, но это вызвано не ухудшением партнерских взаимоотношений, а кризисом.

Международная экономика значительно влияет на ситуацию с экспортом товаров в Казахстан, ведь давно устоялось, что международная торговля ведется в долларах. Само собой разумеется, что любые финансовые проблемы отражаются и на торговле между нашими странами. Девальвация национальных валют привела к тому, что текущие статистические данные дают весьма условное представление об объективной ситуации. В настоящее время ситуация выглядит следующим образом. Экспорт в Казахстан увеличился на 10,7 %, импорт из Казахстана снизился на 7,4 %. При этом важно обратить внимание на то, что если рассчитывать в рублях, то объем торговли между нашими государствами увеличился на 22,3 %. Это весьма внушительная сумма, ведь она составляет 705,2 миллиарда рублей. При пересчете на рубли становится ясно, что суммарная доля взаимных расчетов России, Белоруссии и Казахстана достигла 70 %, что намного больше, чем 23,8 %, которые получаются при исчислении в долларах.

Экспорт России и экспорт Казахстана – это совершенно разные товары. Россия поставляет преимущественно продукцию из сферы машиностроения, в то время как экспорт Казахстана – это металлы, руда и различные минералы. Снова обратимся к статистике. Например, во втором квартале 2016 года экспорт товаров в Казахстан имел следующее соотношение:

  • 22,6 % – транспорт, машины и прочее оборудование (преимущественно ядерные реакторы, механические устройства, котлы, чуть меньше – электрическое оборудование, и еще меньше – автомобили);

  • 16 % – минеральные продукты (топливо, которое Казахстан не в состоянии добывать самостоятельно в нужных масштабах);

  • 15,9 % металлы и изделия из них;

  • 12 % – продовольствие;

  • 5,2 % – древесина, целлюлозно-бумажная продукция и т. д.;

  • 2,6 % – текстиль, изделия из него, обувь.

Экспорт товаров в Казахстан – это закономерный процесс, ведь между нашими государствами существуют тесные многолетние взаимоотношения. Иначе и быть не могло при столь протяженной общей границе. За долгие годы налажены торговые пути, транспортные связи и т. д. Нет ничего удивительного в том, что большая часть экспорта в Казахстан переправляется из других стран по территории России – это наиболее рациональный и экономичный маршрут. При этом многие эти товары (топливо, энергетические ресурсы и т. д.) очень важны для Казахстана. Нюансы взаимоотношений двух государств установлены соглашением от 7.06.2002 г.

Важным вопросом в торговых связях России и Казахстана является нефтепровод, ведь каждый год по нему переправляются просто колоссальные объемы нефти (15,5 миллиона тонн по нефтепроводу Атырау – Самара и 5,5 миллиона тонн по нефтепроводу Махачкала – Тихорецк – Новороссийск).

Здесь необходимо отметить, что экспорт казахстанской нефти проходит по нефтепроводу КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который является совместной собственностью правительств России и Казахстана. В 2002 году было создано совместное предприятие российского «Газпрома» и «КазМунайГаз» (Казахстан) – «КазРосГаз». Оно осуществляет поставки газа с месторождения Карачаганак на Оренбургский газоперерабатывающий завод.

Еще одним важным моментом в экономических взаимоотношениях России и Казахстана является вопрос обработки урана. Дело в том, что его запасы в Казахстане настолько велики, что уступают по объему одной единственной стране, – Австралии. Однако у Казахстана нет своей атомной энергетики, поэтому Россия и Казахстан организовали совместный проект по добыче урана, осуществляет его казахстанско-российско-киргизское предприятие – ЗАО «Заречное».

Разумеется, экспорт товаров в Казахстан, как и другие торгово-экономические взаимодействия Российской Федерации и Казахстана на сегодня нуждаются в улучшениях. У каждой страны имеются внушительные ресурсы и экономический потенциал, использовать которые на полную мощность пока не удается. Но деятельность в этом направлении ведется. И она имеет большие перспективы. Ставки делаются на программы импортозамещения в РФ и индустриализации Казахстана, в частности на трансграничные производственные цепочки в машиностроении и обрабатывающей промышленности. По прогнозам специалистов, это положительно скажется на торгово-экономических отношениях стран, а значит, позволит увеличить и экспорт товаров в Казахстан из Российской Федерации.

Читайте статью: Риски экспорта: как их предусмотреть и снизить

Как оформить экспорт товаров в Казахстан

Среди государств, участвующих в Евразийском Экономическом Союзе установлены единые требования относительно документов для экспорта товаров. Казахстан в данном случае не является исключением.

Чтобы осуществить экспорт товаров в Казахстан, потребуются следующие документы:

  • Договор, на основе которого осуществляется экспорт товаров в Казахстан. Очень важно, чтобы бумаги были правильно и разборчиво оформлены. Любые неточности или неясности могут задержать товары на границе с Казахстаном и вообще поставить вопрос о невозможности их экспорта.

  • Заявление об экспорте товара и уплате НДС за ввоз покупателем. Важно, чтобы налоговая инспекция поставила на данном документе соответствующую отметку. Требуется, чтобы НДС за экспорт товаров в Казахстан был уплачен покупателем до двадцатого числа следующего месяца. Кроме того, требуется, чтобы экспортер тоже имел копию данного документа.

  • Транспортная документация. Тут возможны варианты: транспортная накладная или УПД, которые должны быть подписаны водителем, а также должен стоять номер машины, которая перевозила продукцию на территорию Казахстана. Следует учесть, что далеко не все организации, которые осуществляют перевозку, способны правильно оформить бумаги. Это приводит к проблемам при экспорте товаров в Казахстан.

  • Прочая документация, которая требуется по закону. Например, если сумма по договору более пятидесяти тысяч долларов, необходимо наличие паспорта сделки.

НДС за экспорт товаров на территорию Казахстана возвращается после того, как в налоговую инспекцию подается декларация. Но это далеко не единственное условие. Например, если документы оформлены не вовремя либо если НДС за экспорт товаров в Казахстан, который должен был оплатить поставщик, не оплачен, на возврат НДС рассчитывать не стоит.

Примечательно, что 9/10 товаров, предназначенных для экспорта в Казахстан, являются товарами двойного назначения. В таких случаях обычно приходится проводить экспертизу, которая должна подтвердить, что товару не требуется лицензия на экспорт в Казахстан. Конечно, экспертиза не является обязательной процедурой при подтверждении нулевой ставки, но при отсутствии такого заключения могут возникнуть проблемы, в частности, очень серьезный штраф со стороны ФСТЭК.

Стоит так же учитывать, что в отдельных ситуациях для экспорта в Казахстан требуется фитосанитарный или ветеринарный сертификат.

Если вся документация заполнена правильно и камеральная проверка налоговой показала положительные результаты, после 5–8 месяцев с момента отгрузки вам вернут 18 % НДС, который был уплачен за товар.

Читайте статью: Структура экспорта России

Осуществляя экспорт товаров в Казахстан, НДС можно легко вернуть

Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.

Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».

Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.

Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:

  1. Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.

  2. Камеральная проверка.

  3. Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Продолжительность этих трех этапов в сумме составит от трех до пяти месяцев.

Но бывают ситуации, когда деньги требуется вернуть сразу, да и нет желания связываться с налоговой инспекцией, нет времени на сбор документов. Тогда целесообразно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут оперативно возвратить НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Что еще важно знать при возврате НДС за экспорт товаров в Казахстан? В первую очередь важно учесть, что на сбор документов дается строго установленный срок – 180 дней с момента, когда произошла отгрузка товаров. В том случае, если за это время весь пакет не подан в ИФНС, НДС потребуется оплатить ставкой 10 или 18 %. Начисляется он исходя из периода самой операции. Со 181-го дня начисляется пеня.

Но случается, что документы собраны, хотя и с опозданием. НДС также можно вернуть, о чем говорится в статье 78 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Даже если не удалось воспользоваться нулевой ставкой, выход есть. НДС за экспорт товаров в Казахстан, который пришлось уплатить, можно отнести к расходам по налогу на прибыль. Объясняется это просто: поставщик сам оплачивал налог, а значит, запрет из п. 19 ст. 270 Налогового Кодекса не действует.

Экспорт товаров в Казахстан, как операция в страны ЕАЭС, должен быть отражен в четвертом разделе декларации. Приложениями выступает документация, способная подтвердить нулевую ставку. В противном случае, за период отгрузки надо подать уточненную декларацию.

Читайте статью: Российские товары на экспорт: прошлое и настоящее

Экспорт товаров в Казахстан при УСН

Все государства, которые состоят в Евразийском экономическом союзе, соблюдают единые правила налогообложения экспорта и импорта товаров. Когда речь идет об экспорте товаров из России в Белоруссию, Армению, Казахстан и Киргизию, эти требования применяются только к НДС. Что же касается остальных налогов по такой операции, то они должны быть выплачены в том же порядке, что и при реализации товаров контрагентам из России.

Если брать за основу точку зрения налоговой политики, то нет существенной разницы между экспортом в любое государство из ЕАЭС и прочие страны. Это означает, что в любом случае будет применяться нулевая ставка, и ее нужно подтвердить, подав соответствующую документацию в налоговую инспекцию.

Следует понимать, что при экспорте товаров в Казахстан эти правила применяются в отношении лиц/организаций, которые работают по общей системе налогообложения – ОСНО. А что касается УСН, то организации, которые работают на «упрощенке», практически не испытывают никаких сложностей при выходе на рынки других стран. Это происходит потому, что НДС за экспорт не включен в список исключений для лиц, использующих УСН (статья 346.11 НК РФ). Значит, им не стоит беспокоиться о сборе документации, «нулевых» счетах-фактурах, заявлениях, специальных декларациях и т. д. Все так, как будто товар продан в Россию.

Предприятия, использующие УСН, не признаются плательщиками НДС, за исключением некоторых ситуаций (экспорт в их число не входит). Значит, нулевой НДС начислять не надо и отчитываться по нему тоже. Нет необходимости и в заявлениях. Налоговая также не проверяет эти операции. Никаких налоговых проверок при экспорте товаров в Казахстан ожидать не придется. Разумеется, контрагент может запросить счет-фактуру. Этот документ можно составить с пометкой об отсутствии НДС. При экспорте товаров в Казахстан случается, что казахские налоговые службы требуют прояснить ситуацию с НДС. Тут достаточно составить письменное объяснение о том, что вы работаете по УСН и не платите НДС.

Важно учитывать, что переход между ОСНО и УСН может вызвать некоторые претензии со стороны налоговых органов. Дело в том, что лица, которые платят УСН, не признаются плательщиками НДС, а значит, не имеют права на его возмещение. Подробнее можно об этом прочесть в письме УФНС РФ по г. Москве от 12 августа 2011 года № 16-15/079549. Но здесь многое зависит от того, за какой квартал требуется вернуть НДС за экспорт товаров в Казахстан.

Обычно определяющим фактором является то, какая система применялась в последний день квартала. Если же он полностью проходил под ОСНО, а переход на УСН был осуществлен уже в следующем квартале, то НДС за экспорт товаров в Казахстан должен быть возмещен. Подробнее можно об этом прочесть в письме от 11 ноября 2009 года № 03-07-08/233.

Точку в решении этого вопроса поставил Президиум ВАС РФ (см. постановление от 9 сентября 2012 № 6759/12). Согласно решению суда, даже если лицо перешло на УСН, это не отнимает у него права на возмещение НДС по нулевой ставке. При этом было указано, НК РФ не ограничивает права налогоплательщика на предоставление полного пакета документов для доказательства экспортной операции после 180 дней.

Читайте статью: Мировой экспорт товаров

Особенности экспорта товаров двойного назначения

Осуществить экспорт товаров в Казахстан затруднительно, если эти товары могут использовать в военных целях. Но даже если такого намерения нет, следует учитывать, что некоторые экспортеры даже не подозревают, что их товары могут попасть в данную категорию. К примеру, кто бы мог подумать, что оптические линзы или липкая лента зеленого цвета могут быть товарами двойного назначения. В данном разделе подробно разберем, существует ли перечень таких товаров и что делать, чтобы все-таки получить разрешение на экспорт товаров в Казахстан.

Что такое товары двойного назначения? Так называют продукцию, которая применяется в гражданских целях, но может быть использована для создания самых разных видов вооружения. Это может быть оборудование, различные материалы, сырье. Кроме того, в данный список входит и некоторая информация научно-технического характера, которая может быть применима при создании:

  • различной военной техники и вооружения;

  • ядерного и ракетного оружия;

  • химического и бактериологического оружия.

Все товары двойного назначения в обязательном порядке проходят экспортный контроль, который представляет собой систему защиты интересов страны при конверсии оборонной промышленности, при расширении ВЭД и следовании международным обязательствам по нераспространению оружия массового поражения. Система экспортного контроля реализуется Комиссией по экспортному контролю при российском правительстве.

В 2010 году Таможенный союз между бывшими странами СССР, Казахстаном, Белоруссией и Россией не только начал функционировать, но и установил Единый перечень товаров, которые подлежат лицензированию при экспорте в Казахстан и другие страны союза. В каждой стране имеются свои инстанции, которые выдают лицензии товарам. Например, на территории России такую деятельность осуществляет Минпромторг.

Применение данного договора на практике показало, что чаще всего в Минпромторг обращаются за лицензиями на высокочастнотное и радиоэлектронное оборудование и прекурсоры.

На таможне каждому товару присваиваются определенные коды ТН ВЭД, которые совпадают с подобным кодом товара, являющегося объектом экспортного контроля. Лицо, осуществляющее грузоперевозку, должно предъявить документацию, которая бы свидетельствовала о том, что лицензия в отношении этих товаров не нужна, или, наоборот, необходима. Существуют общие и частные признаки товаров двойного и военного назначения, по которым определяется необходимость оформления на них лицензии: код ТН ВЭД СНГ и некоторые значения характеристики товара. При совпадении только общих признаков лицензия не нужна.

Например, товар может быть классифицирован как продукция двойного назначения согласно коду, но при этом обладать характеристиками, не соответствующими реальному уровню угрозы. Например, бинокли могут быть расценены как товар двойного назначения, потому что их можно использовать в военных целях. Но если в реальности такой бинокль приближает достаточно слабо, то и лицензия на этот товар не нужна.

Следует отметить, что определенные организации, в соответствии с постановлением № 477 от 21.06.2011 «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля», имеют разрешение на осуществление экспертизы контролируемых товаров и технологий.

Что же касается товаров, которые могут стать проблемными при их экспорте в Казахстан, то, к сожалению, такого полного перечня не существует. Есть различные постановления и приказы, но никто не проводил работу по сведению их в единый реестр. Таким образом, имеется лишь код ТН ВЭД, по которому решение принимается таможенными органами на месте, исходя из характеристик товаров.

Товары двойного назначения перечислены в указе Президента № 1661 от 17.12.11 г. Список этот довольно объемный: пять разделов включает девять категорий товаров.

К примеру, если вы экспортируете в Казахстан токарный станок с числовым программным управлением, то он попадает в список продукции двойного назначения. Если при сравнении его технического описания с характеристиками, данными в указе, выявлены совпадения, то надо будет получить лицензию на его вывоз или предписание о том, чтобы не относить данный станок к объектам экспортного контроля. Обычно такие предписания оформляются в течение двух-четырех недель.

Нельзя сбрасывать со счетов и личный фактор, ведь за выпуск товаров на экспорт отвечает таможенный инспектор. Например, он может настоять на проведении экспортного контроля технически сложного товара, поскольку сам недостаточно компетентен в технических вопросах. Но экспорт сложной техники в Казахстан из России – явление относительно редкое, т. к. импортных поставок намного больше, чем экспортных.

На таможне могут запретить экспорт какого-либо товара в Казахстан в случае, если имеются сомнения на счет возможностей его применения. Кроме того, отсутствие какой-либо документации также станет весомым основанием для отказа. Поэтому так важно иметь на руках лицензию или какие-то иные документы (техдокументация, заключение ФСТЭК), которые способны подтвердить, что данный товар после экспорта в Казахстан не будет применен для военных целей.

Как уже говорилось, частым предметом споров при экспорте товаров в Казахстан становятся бинокли. Конечно, имеются четко прописанные критерии оптических приборов, которые нельзя провозить через границу, но следует понимать, что таможенные служащие – такие же люди, и они могут ошибиться либо просто в силу каких-то подозрений запретить экспорт определенного товара в Казахстан.

При экспорте в Казахстан как товары двойного назначения могут быть классифицированы электронно-оптические преобразователи, обладающие приведенными ниже признаками:

1. В волновом диапазоне 400–1050 нм имеют максимальную спектральную чувствительность.

2. Использование в электронном усилении изображения:

  • микроканальной пластины, имеющей межцентровое расстояние до 12 мкм, не более;

  • электронного чувствительного элемента с шагом небинированных пикселей до 500 мкм, не более. При этом он должен быть разработан или модифицирован таким образом, чтобы зарядовое умножение достигалось не так, как в микроканальной пластине.

3. Фотокатоды таких видов:

  • многощелочные (к примеру, S-20 или S-25), имеющие интегральную чувствительность свыше 700 мкА/лм;

  • GaAs либо GalnAs фотокатоды;

  • прочие полупроводниковые, выполненные на основе соединений III – V;

В сфере экспорта товаров из России много нюансов, описать которые в рамках одного материала невозможно. Всегда безопаснее и разумнее, прежде чем приступить к экспорту товаров в Казахстан или другую страну, проконсультироваться с экспертом, а еще лучше поручить ему оформление всей таможенной процедуры. Участие специалиста сэкономит время и убережет вас от дополнительных расходов.

При подготовке товаров к экспорту в Казахстан требуется изучить большой объем специальной информации, которой у предприятия часто нет. Специалисты информационно-аналитической компании «VVS» предлагает своим клиентам таможенную статистику разных стран мира, в частности Казахстана. Наша компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

Торговля с Белоруссией. Вечер вопросов и ответов

Почти год действует новый порядок взимания косвенных налогов в отношении торговых операций с Республикой Беларусь. Однако пробелы в законодательстве заставляют налогоплательщиков задавать чиновникам все новые и новые вопросы.

В письме ФНС РФ от 10 октября 2005 г. N ММ 6-03/842 налоговики дают разъяснения по отдельным вопросам, которые касаются применения положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте, подписанного 15 сентября 2004 г. и ратифицированного Федеральным законом РФ от 28 декабря 2004 г. N 181 — ФЗ. Неотъемлемой частью Соглашения является Положение о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь. Указанные разъяснения согласованы и одобрены специалистами главного финансового ведомства страны (письмо Минфина РФ от 20 сентября 2005 г. N 03-04-08/247).

Экспорт

При продаже товаров в Белоруссию российская организация может применить нулевую ставку НДС и получить освобождение от уплаты акцизов. Такой порядок налогообложения, напоминают налоговики, действует с 1 января 2005 г. Следовательно, по ставке 0% облагаются те российские товары, которые были отгружены в Республику Беларусь после этой даты (ответ на вопрос N 8).

Существенной частью внешнеторгового контракта являются базисные условия поставки. К ним относятся условия внешнеторговой сделки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по срокам поставки, оформлению документов, распределению расходов, в том числе на перевозку и пр.

В тексте внешнеторгового контракта условия поставки, распределения коммерческих расходов и коммерческих рисков указываются в соответствии с правилами «ИНКОТЕРМС»(1).

(1) ИНКОТЕРМС — это акт, утвержденный Международной торговой палатой, который содержит международные правила толкования терминов в отношении базисных условий поставок.

Все базисные условия разделены на четыре группы в зависимости от распределения обязанностей между продавцом и покупателем. Объем обязанностей продавца последовательно увеличивается от базисных условий поставки «Е», «F», «С» к «D». Например, при базисных условиях поставки: * EXW — продавец должен передать товар в распоряжение покупателя на своей территории (складе, заводе и т.д.);

* группы «F» — продавец должен передать товар в распоряжение перевозчика, которого выбирает покупатель;

* группы «С» — продавец должен заключить договор перевозки без принятия на себя риска случайной гибели или повреждения товара или каких-либо дополнительных расходов после погрузки товаров;

* группы «D» — продавец несет все расходы и принимает на себя все риски до момента доставки товара в страну назначения.

По мнению налоговиков, российские товары, экспортируемые в Республику Беларусь, облагаются по ставке 0% независимо от базисных условий поставок, указанных в тексте внешнеторгового контракта (ответ на вопрос N 7).

Кроме того, налоговики напоминают, что применять Соглашение можно лишь к тем товарам, которые подпадают под один из трех критериев, установленных п. 2 ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о свободной торговле от 13 ноября 1992 г.

Речь идет о тех товарах, которые:

* полностью произведены на территории РФ или Республики Беларусь;

* подверглись обработке на территории РФ или Республики Беларусь с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий происхождением из третьих стран. Но только при условии, что после обработки изменилась принадлежность товаров по классификации Гармонизированной системы(1) описания и кодирования товаров хотя бы одному из четырех первых знаков;

(1) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров была принята в Брюсселе 14 июня 1983 г. Гармонизированная система означает Номенклатуру, которая включает товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.

* произведены с использованием сырья, материалов и комплектующих изделий третьих стран. Но только при условии, что их совокупная стоимость не превышает фиксированной доли экспортной цены реализуемых товаров. Этот показатель можно взять из Перечня условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (Приложение N 1 к решению Совета глав Правительств СНГ от 30 ноября 2000 г. «О правилах определения страны происхождения товаров»).

Согласно п. 3.6 этого документа товар признается происходящим из страны, в которой он был изготовлен, если стоимость сырья, материалов и комплектующих изделий, произведенных в третьих странах, не превышает 15% его цены на условиях поставки EXW (франко-завод).

Следовательно, делают вывод налоговики, товары, происходящие из третьих стран, не попадают под действие Соглашения. При экспорте в Республику Беларусь таких товаров применяется налоговая ставка 0%, но порядок налогообложения в этом случае регулируется п.1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ (ответ на вопрос N 9).

При экспорте товаров из России в Республику Беларусь российский налогоплательщик применяет нулевую ставку НДС и освобождается от акцизов. Но только при условии, что представит в налоговые органы следующие документы:

1 Налоговая декларация по НДС.

2 Копии договоров, на основании которых осуществляется реализация товаров.

3 Копии транспортных и товаросопроводительных документов о перевозке экспортируемых товаров, заверенные подписью руководителя и главного бухгалтера.

4 Третий экземпляр заявления о ввозе товара на территорию Республики Беларусь, полученного от белорусского покупателя, с отметкой белорусских налоговиков.

5 Копии документов, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанного товара.

Если же российский налогоплательщик экспортирует товары по внешнеторговым товарообменным (бартерным) операциям, то вместо документов, подтверждающих фактическое поступление выручки от покупателя в налоговые органы, необходимо представить копии документов, подтверждающие ввоз товаров на территорию РФ и принятие их на учет. К таким документам, по мнению Минфина РФ (ответ на вопрос N 12), относятся:

* транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Республики Беларусь на территорию России;

* товаросопроводительный документ налогоплательщика белорусского партнера;

* заявление о ввозе товаров на территорию РФ из Республики Беларусь и уплате косвенных налогов с отметкой российского налогового органа;

* регистры бухгалтерского учета, в которых отражено принятие на учет ввезенных товаров;

* и др.

И российские, и белорусские организации должны использовать одну и ту же форму заявления, которая приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6 26/4.

Указанные документы организация-экспортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.

При отгрузке товаров в республику Беларусь организация-экспортер должна составлять счет-фактуру, в котором указывается нулевая ставка НДС.

Составляется счет-фактура в 2 экземплярах: один экземпляр передается покупателю, другой — подшивается в Журнал учета выданных счетов-фактур и регистрируется в Книге продаж. Перед тем, как направить счет-фактуру белорусскому покупателю, необходимо получить отметку налоговых органов.

Налоговики в своих разъяснениях (ответ на вопрос N 10) подчеркивают: регистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выставленный белорусскому покупателю, следует в том порядке, который предусмотрен Правилами ведения Журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по НДС.

Напомним: согласно п. 17 Правил счет-фактура регистрируется в Книге продаж в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.

При экспортных операциях моментом определения налоговой базы по НДС является последний день налогового периода, в котором собран полный пакет документов. Именно в этот день российский экспортер должен зарегистрировать в Книге продаж счет-фактуру, выданный белорусскому покупателю.

Если на 91-й день документы так и не будут собраны и представлены в налоговые органы, моментом определения налоговой базы по НДС будет считаться день отгрузки товаров. Причем операция по реализации товаров в Республику Беларусь в этом случае будет облагаться НДС по ставке 10 или 18%.

Порядок регистрации счетов-фактур по белорусскому экспорту в данной ситуации законодательно не урегулирован. Какую запись в этой ситуации должен сделать экспортер в Книге продаж, не понятно!

В счете-фактуре, который был выставлен белорусскому покупателю, указан НДС по ставке 0%. Должен ли экспортер вносить исправления в свой экземпляр счета-фактуры, на котором стоит отметка налогового органа, изменяя ставку налога на 10% или 18% ?

Налоговики в своем письме не дают ответа на этот вопрос. Поэтому обратимся к письму Минфина РФ от 4 марта 2005 г. N 03-04-08/34, в котором рассматривается ситуация, связанная с неподтверждением обоснованности применения нулевой ставки НДС.

По мнению специалистов финансового ведомства, в этом случае налогоплательщик не имеет права перевыставить счет-фактуру покупателю с указанием другой налоговой ставки (10% или 18%), а сумму НДС налогоплательщик должен рассчитать по этой ставке исходя из контрактной стоимости товаров и уплатить в бюджет за счет собственных средств.

Если экспортер зарегистрирует в Книге продаж счет-фактуру с указанием нулевой ставки и суммы НДС, то данные по гр. 5-7 Книги продаж не будут соответствовать данным налоговой декларации по НДС. А ведь при заполнении Налоговой декларации налогоплательщик должен использовать данные, указанные в итоговой строке по этим графам.

Если экспортер соберет и представит в налоговые органы подтверждающие документы уже по истечении 90 дней, но не позднее 3 лет со дня отгрузки товаров, то сумма НДС, уплаченная в бюджет, должна быть ему возвращена.

Остается открытым вопрос о том, какую запись в этом случае следует делать в Книге покупок? И нужно ли вообще регистрировать в ней экспортный счет-фактуру, в котором указана нулевая ставка НДС.

Надеемся, что вскоре Минфин даст ответы и на эти вопросы.

В своем письме специалисты ФНС констатируют, что Положение о порядке взимания косвенных налогов не содержит норм, которые регулировали бы вопрос об авансовых платежах, которые получает экспортер от белорусских партнеров в счет будущих поставок товаров.

Поэтому при поступлении предварительной оплаты экспортер должен руководствоваться положениями главы 21 НК РФ, в частности, подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Согласно действующей редакции указанного подпункта налогоплательщики обязаны включать в налоговую базу авансы, поступившие от покупателей в счет будущей отгрузки товаров. Исключением является только предоплата за товары, у которых длительность производственного цикла превышает 6 мес. Перечень таких товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 602.

Следовательно, в 2005 г. экспортеры обязаны рассчитывать НДС с авансов, полученных от белорусских партнеров, если только товары, подлежащие вывозу в Республику Беларусь, не указаны в постановлении Правительства N 602.

В то же время налогоплательщик, который экспортирует товары в Республику Беларусь, может возместить сумму налога с предоплаты, начисленную к уплате в бюджет, в том же порядке, как и все другие экспортеры (ответ на вопрос N 4).

По мнению чиновников (письмо Минфина РФ от 28 декабря 2004 г. N 03-04-08/147), предъявить НДС с полученных авансов экспортеры могут:

* либо в последний день месяца, в котором собраны документы, подтверждающие экспорт;

* либо на следующий день после истечения срока, который установлен для представления в налоговые органы документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки (для всех экспортеров — 181-й день, для белорусских экспортеров — 91-й день после оформления ГТД).

С 1 января 2006 г. вступят в силу изменения, внесенные в гл. 21 НК РФ Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ.

Согласно этим поправкам подп. 1 п. 1 исключен из ст. 162 НК РФ. В то же время ст. 154 НК РФ «Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)» дополнена новым п. 9. Это касается порядка определения налоговой базы по НДС в случае получения экспортерами оплаты и частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров на экспорт. В нем говорится, что до момента определения налоговой базы экспортеры не должны включать в налоговую базу по НДС суммы оплаты или частичной оплаты, полученные от зарубежных покупателей.

Следовательно, с 1 января 2006 г. налогоплательщики, экспортирующие российские товары в Республику Беларусь, не должны облагать НДС суммы предоплаты, полученной от зарубежных покупателей.

Если белорусский покупатель возвращает товар российскому поставщику, то, по мнению налоговиков, оформлять эту операцию следует как обычный импорт. При этом чиновники ссылаются на то, что положения Соглашения не распространяются на ввоз российских товаров на территорию РФ (ответ на вопрос N 21).

Следовательно, при возврате российских товаров, экспортированных в Республику Беларусь, экспортеру придется заплатить НДС по ставке 10 или 18%. Правда, потом экспортер может зачесть сумму налога, уплаченную таможенным органам.

Если российский экспортер реализует товары белорусскому покупателю через посредника, то в составе документов, которые необходимо представить для подтверждения нулевой ставки, он должен подать договор комиссии и договор купли-продажи между посредником и белорусским покупателем.

Импорт

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой принятия на учет ввезенных товаров, организация-импортер должна представить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации Налоговую декларацию по косвенным налогам.

К налоговой декларации необходимо приложить следующие документы: 1 Заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

2 Копия выписки банка, которая подтверждает факт перечисления косвенных налогов в бюджет.

3 Копия договора, на основании которого ввозится товар.

4 Копии транспортных документов, подтверждающих перемещение товаров из Республики Беларусь в Россию.

5 Копия товаросопроводительного документа белорусского поставщика.

Чиновники уточняют, что на товаросопроводительных документах белорусского поставщика не должна стоять отметка налоговых органов Республики Беларусь, так как подобного требования нет в п. 6 Раздела 1 Положения о порядке взимания косвенных налогов (ответ на вопрос N 14).

Если в одном месяце были ввезены товары по нескольким договорам и приняты к учету, то составлять Заявление о ввозе товаров и оплате косвенных налогов следует по каждому договору отдельно. Следовательно, делают вывод специалисты ФНС, количество заявлений, представляемых в налоговые органы, должно быть равно количеству договоров с белорусскими партнерами, по которым были получены товары (ответ на вопрос N 13).

Моментом начисления НДС по белорусским товарам является дата принятия к учету ввезенных товаров. По мнению налоговиков, под этой датой следует понимать дату отражения поступления товаров на счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов (ответ на вопрос N 26).

Что касается белорусского оборудования, то предъявить к налоговому вычету НДС, уплаченный при ввозе этого имущества с территории республики Беларусь, можно в том налоговом периоде, когда выполнены все условия (ответ на вопрос N 15):

НДС начислен, отражен в налоговой декларации по косвенным налогам и уплачен в бюджет;

оборудование принято к учету в качестве основных средств и его первоначальная стоимость отражена на счете 01 «Основные средства».

Как уже говорилось, форма Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов приведена в Приложении к письму ФНС РФ от 12 января 2005 г. N ММ-6-26/4. Там же приведен и порядок заполнения Заявления.

В гр. 8 Заявления организация-импортер указывает серию, номер и дату товаросопроводительного документа белорусского продавца, а также виды ввезенных товаров. На основании этого документа в гр. 1 Заявления необходимо вписать наименование товаров, импортированных с территории Республики Беларусь.

В соответствии с данными гр. 1 и 8 импортер вписывает в гр. 2 Заявления код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для этого налоговики советуют импортерам воспользоваться Таможенным тарифом РФ, который утвержден постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830 (ответ на вопрос N 18).

На основании данных товаросопроводительного документа белорусского продавца, указанного в гр. 8, импортер проставляет в гр. 6 Заявления стоимость товаров.

В гр. 7 следует отразить расходы, которые принимаются для определения налоговой базы по НДС, но не были включены в стоимость товаров, указанных в гр. 6.

Речь идет о расходах, связанных с импортом товаров. К ним относятся:

* стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

* стоимость контейнеров или другой многоборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;

* сумма страховки;

расходы по доставке товара, в том числе — на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.

Налоговики в своем письме отмечают, что расходы, связанные с импортом, нужно указывать в гр. 7:

* без учета НДС, который был предъявлен импортеру сторонней организацией и подлежит вычету на основании ст. 171 НК РФ;

* независимо от того, на территории какой страны они были осуществлены импортером — на территории России или на территории Республики Беларусь и кто являлся перевозчиком импортных товаров (ответ на вопрос N 23).

По мнению налоговиков, расходы покупателя по доставке товара собственными силами должны включаться в налоговую базу по НДС (ответ на вопрос N 6).

Если же импортер ввозит товары, которые облагаются по разным налоговым ставкам на основании одного транспортного документа, то расходы по доставке следует разделить между товарами:

* облагаемыми НДС по ставке 10% ,

* облагаемыми НДС по ставке 18% ;

* не облагаемыми.

О том, как следует распределять НДС между указанными группами товаров, налоговые органы в своем письме ничего не говорят (ответ на вопрос N 24).

Те импортеры, которые по одному договору в течение месяца получают несколько поставок однородного товара, должны вписывать виды товаров по каждой поставке на отдельных строках Заявления. Налоговики запрещают указывать сведения обо всех поставках месяца в одной строке, даже если во всех товаросопроводительных документах фигурирует одно и то же название товара (ответ на вопрос N 27).

Если импортер не укажет в Заявлении сумму расходов, связанную с импортом товаров с территории Республики Беларусь, то при проверке представленных документов будут обнаружены расхождения. В этом случае на 11-й день с момента их получения налоговики возвратят импортеру 2 экземпляра заявления с уведомлением об отказе в проставлении отметки. В Уведомлении работники налоговых органов должны указать выявленные несоответствия и предложить импортеру представить новое Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (ответ на вопрос N 16).

На наш взгляд, это можно сделать пропорционально контрактной стоимости приобретенных товаров или иным способом, который организация-импортер укажет в своей учетной политике в целях налогообложения.

В своем письме ФНС напоминает, что помимо стоимости приобретения товаров, с учетом перечисленных выше расходов, в налоговую базу по НДС включается сумма акцизов, которая должна быть уплачена в бюджет при ввозе подакцизных товаров (ответ на вопрос N 1). Следовательно, при заполнении гр. 11 «Налоговая база по НДС» следует учесть не только показатели по гр. 6 и 7, но и показатель по гр. 16 «Сумма акциза».

Чиновники напоминают импортерам, что Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо составлять в 3 экземплярах и представлять в налоговую инспекцию по месту своей регистрации. Первый экземпляр заявления налоговики оставляют себе, а второй и третий — через 10 рабочих дней после их получения возвращают организации-импортеру с отметкой об уплате НДС и акцизов. Третий экземпляр заявления с отметкой налогового органа передается белорусскому поставщику для того, чтобы он смог подтвердить экспорт товаров.

Поэтому, делают вывод налоговики, Заявление о ввозе товаров следует составлять отдельно по каждому белорусскому поставщику товаров, а также отдельно по каждому договору с этими поставщиками (ответ на вопрос N 2).

При ввозе белорусских товаров на таможенную территорию РФ организации должны перечислить в бюджет сумму НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.

В специальной Налоговой декларации по косвенным налогам (Приложение N 3 к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н) налог, подлежащий уплате при ввозе белорусских товаров, необходимо отразить по строке 030 раздела 1.1 и раздела 2.

Эту сумму можно предъявить к налоговому вычету в том же порядке, что и НДС, уплаченный на таможне при ввозе товаров из других стран. Для этого сумму НДС по белорусским товарам надо указать в составе общей суммы уплаченного на таможне НДС по строке 332 раздела 2.1 Налоговой декларации по НДС (Приложение N I к Приказу Минфина от 3 марта 2005 г. N 31 н).

В своем письме налоговики подчеркивают, что для подтверждения права на вычет суммы НДС, уплаченной при ввозе товаров на территорию РФ, представлять с Налоговой декларацией по НДС повторно Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не нужно (ответ на вопрос N 3).

Кроме того, импортеры должны сделать запись в Книге покупок. Ведь при составлении Налоговой декларации по НДС используются данные по итоговой строке Книги покупок.

В счете-фактуре, который импортер получает от белорусского поставщика, указаны нулевая ставка и сумма НДС. Поэтому регистрировать в Книге покупок этот счет-фактуру не имеет смысла.

По мнению налоговиков, регистрации в Книге покупок подлежит Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, которое импортеры представляли в налоговые органы одновременно с Налоговой декларацией по косвенным налогам.

При ввозе в Россию белорусских товаров импортер обязан заплатить НДС и акциз. Исключением являются товары, которые:

не подлежат налогообложению при ввозе их на территорию РФ;

перемещаются транзитом;

ввозятся для переработки с последующим вывозом продуктов переработки.

В Соглашении не указано, что следует понимать под «переработкой» товаров. Поэтому в целях налогообложения налоговики предлагают использовать положения п. 2 ст. 8 Таможенного кодекса (ответ на вопрос N 22). Положения этого пункта приведены ниже.

Состав операций по переработке товаров

Вид операции /Отличительные особенности

1 /2

Собственно переработка или обработка товаров

Изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров /Потеря индивидуального характера: товаров для переработки; используемых российских товаров Сохранение характера этих товаров в товарной продукции

/Сохранение основных черт в товарной продукции: товаров для переработки; используемых российских товаров

Ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление потребительских свойств /Восстановление или замена поврежденных или изношенных товаров для переработки, устранение дефектов по рекламации

Переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки /Использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство товарной продукции, если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (катализаторы, флюсы, электроды, присадки и т.д.)

Налоговики напоминают, товары, которые ввозятся для переработки, освобождаются от уплаты НДС, но только в том случае, если соблюдены следующие условия:

срок переработки товаров на территории РФ не превышает 2 лет;

продукты переработки вывозятся с территории РФ;

в налоговые органы представлены все необходимые документы.

В своем письме налоговики отмечают, что косвенные налоги при ввозе белорусских товаров следует начислять только в случае реализации этих товаров белорусскими налогоплательщиками.

При заключении договора хранения перехода права собственности не переходит, следовательно, реализации ввезенных товаров не происходит и не возникает объекта обложения НДС.

Если российская организация приобретает белорусские товары, которые уже ввезены на территорию РФ, то местом их реализации признается территория РФ. Следовательно, операция по продаже указанных товаров не попадает под действие Соглашения. В этой ситуации российский налогоплательщик, выполняя функции налогового агента, должен удержать у белорусского поставщика сумму НДС и перечислить ее в бюджет.

Если белорусский товар ввозится в Россию посредником, в роли которого выступает российский налогоплательщик, то платить косвенные налоги должен покупатель этих товаров. При этом не имеет значения, кто выступает в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) — российский покупатель или белорусский продавец. Такого мнения придерживаются специалисты ФНС (ответ на вопрос N 19).

Если в роли комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору) выступает российский покупатель, то в налоговые органы он должен представить не только Налоговую декларацию по косвенным налогам, но и:

копию посреднического договора;

копию договора купли-продажи, заключенного между белорусским поставщиком и посредником.

В том случае, когда в роли комитента (принципала) выступает белорусский поставщик, то посредник (комиссионер или агент) должен выставить в адрес покупателя — российской организации или индивидуального предпринимателя счет-фактуру.

В этом счете-фактуре необходимо указать нулевую ставку НДС, отсутствие акциза путем надписи или проставления штампа «Без акциза», страну происхождения товара (Республика Беларусь).

Возврат товаров, которые ввезены с территории Республика Беларусь, не является реализацией (экспортом), но только в том случае если покупатель отказался от исполнения договора купли-продажи из-за существенного нарушения требований к качеству товаров.

В этом случае облагать НДС по ставке 0% передачу товаров обратно белорусскому поставщику не нужно.

***

Порядок налогообложения при различных базисных условиях поставки

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

ООО отгружает продукцию в Казахстан

Товар реализуется покупателям — резидентам Казахстана следующими способами:

— товар забирается покупателем непосредственно со склада продавца самовывозом, доставку товара продавец не осуществляет;

— продавец организует доставку товара в Казахстан посредством транспортной компании.

Учитывая, что отгрузка была осуществлена в I квартале 2015 года:

— как отражать данную операцию в декларации по НДС (когда показывать реализацию по ставке 0%);

— от какой даты отсчитывается период в 180 дней для подтверждения ставки;

— какие документы необходимо собрать?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:

При реализации товара покупателям — резидентам Казахстана применяется нулевая ставка НДС независимо от способа вывоза товаров из РФ. Однако вывоз товара на территорию Казахстана должен быть документально подтвержден в течение 180 дней с даты отгрузки товара (непосредственно покупателю либо транспортной компании).

При этом такая реализация не должна отражаться в декларации по НДС, представляемой за квартал, в котором такая реализация произошла (т.е. за I квартал 2015 г.).

Организация в течение 180 календарных дней с даты отгрузки должна собрать пакет документов, подтверждающих ввоз товара на территорию Казахстана и уплату там НДС покупателем:

— договор с покупателем — резидентом Казахстана;

— транспортные (товаросопроводительные) документы. Рекомендуем получить копии международных товарно-транспортных накладных у покупателя, который самостоятельно вывозит товар в Казахстан;

— экземпляр заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Казахстана, который должен вернуть покупатель — налогоплательщик Казахстана.

В том периоде, когда полный пакет будет собран (но не позднее 180 дней), реализация товара в Казахстан подлежит отражению в Разделе 4 Декларации по НДС по ставке 0%. Пакет подтверждающих вывоз товара документов подается вместе с Декларацией.

К вычету «входной НДС» по товарам, вывезенным в Казахстан, можно будет принять в том же налоговом периоде, в котором будет собран пакет документов, подтверждающих вывоз, и отражена операция по реализации товара в Казахстан.

Обоснование вывода:

Подтверждение применения нулевой ставки НДС

С 1 января 2015 года действует Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее — Договор), сторонами которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан (далее — Казахстан), Республика Армения и Российская Федерация (далее — РФ).

В связи с этим начиная с 2015 года при осуществлении сделок между налогоплательщиками (плательщиками) государств — участников ТС для целей исчисления НДС необходимо руководствоваться:

— Договором;

— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору, далее — Протокол);

— Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов (Санкт-Петербург, 11.12.2009) (далее — Протокол об обмене информацией);

— НК РФ (в части, не противоречащей нормам Договора и Протокола).

Согласно п. 3 Протокола при экспорте товаров (под которым понимается вывоз товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена) применяются нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.

Такими документами являются:

— договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиками Казахстана, на основании которых осуществляется экспорт и т.п.;

— возвращенный покупателем (импортером) экземпляр заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее — Заявление), составленного покупателем (т.е. импортером) по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов союза). Отметим, что согласно п. 6 Правил заполнения Заявления (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) покупатель после получения отметки налогового органа должен вернуть два экземпляра заявления продавцу.

Обращаем внимание: при отсутствии отметки налогового органа на Заявлении нулевая ставка НДС не применяется (письма Минфина России от 16.04.2014 N 03-07-РЗ/17338, от 11.10.2010 N 03-07-14/75). Если Заявление не представлено, для решения вопроса об обоснованности применения нулевой ставки налоговый орган может воспользоваться электронным документом об уплате НДС, поступившим от налогового органа страны-импортера (письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-07-03/35).

— транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства — члена ТС, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена. Так, формы транспортных документов приведены в приложениях к письму Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 (доведено до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693, п. 5 письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296). Копии транспортных и товаросопроводительных документов представляются в налоговые органы без отметок таможенного органа (письмо УФНС России по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789).

Обращаем внимание: по мнению налоговых органов в случае, когда покупатель забирает товар самовывозом, документом, подтверждающим перемещение товара с территории РФ на территорию Казахстан, будет международная товарно-транспортная накладная (CMR) (подробнее смотрите в разделе «Транспортные (товаросопроводительные) документы»).

Перечисленные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров (п. 5 Протокола). В целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика).

Собранный пакет документов представляется одновременно с представлением налоговой декларации по НДС (далее — Декларация) (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Заполнение Декларации

Пунктом 9 ст. 167 НК РФ установлено что при экспорте товаров из РФ, в том числе в государства — члены ТС, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС.

В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Таким образом, при экспорте российской организацией товаров на территорию государств ТС момент определения налоговой базы по НДС не зависит от момента перехода права собственности на товары (письмо Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980). То есть если реализация товара резидентам Казахстана была осуществлена в I квартале 2015 года, то в Декларации за I квартал 2015 года эта реализация не должна отражаться. Она подлежит отражению в Декларации за тот квартал, в котором был собран пакет документов, подтверждающих реализацию в Казахстан.

С I квартала 2015 года применяется форма Декларации, утвержденная приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/ Данным приказом утвержден также Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее — Порядок).

Таким образом, в случае, если полный пакет документов, предусмотренных п. 4 Протокола, собран организацией в срок, не превышающий 180 дней считая с даты отгрузки товаров, то операции по экспорту в Казахстан подлежат включению в налоговую декларацию за тот квартал, на который приходится день сбора указанного пакета документов (смотрите, например, письма Минфина России от 29.08.2013 N 03-07-08/35581, от 17.04.2012 N 03-07-08/108, от 16.02.2012 N 03-07-08/41).

При этом налоговая база по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0%, отражается по строкам 020 раздела 4 Декларации (п. 41.2 Порядка).

Если же в установленный срок необходимый пакет документов не собран, то в этом случае подается уточненная декларация за период, в котором была отгрузка на экспорт (письмо ФНС России от 28.05.2007 N ШТ-6-03/430), и уплачивается НДС в бюджет (исходя из ставки налога, по которой отгруженные товары облагаются в России), а также пени (письмо Минфина России от 28.07.2006 N 03-04-15/140).

Заполнение книги продаж

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан вести книги покупок и книги продаж, формы и правила заполнения (ведения) которых установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее — Постановление N 1137).

Согласно п. 2 и п. 3 Правил ведения книги продаж, утвержденных Постановлением N 1137, регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство в соответствии с НК РФ. При этом в книге продаж регистрируются счета-фактуры независимо от даты их выставления покупателям.

Поскольку на основании п. 9 ст. 167 НК РФ при реализации товаров на экспорт обязанность исчислить НДС по ставке 0% возникает на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных п. 4 Протокола, то выставленный казахстанскому покупателю счет-фактура регистрируется в книге продаж в том налоговом периоде, на который приходится день сбора подтверждающих документов (письмо Минфина России от 05.07.2007 N 03-07-08/180).

При отсутствии документов, подтверждающих экспорт товаров в течение 180 дней, по нашему мнению, налогоплательщику следует составить в одном экземпляре счет-фактуру, содержащий сумму НДС (по ставке 18% или 10%), подлежащего уплате в бюджет, и зарегистрировать его в книге продаж за тот налоговый период, в котором произведена отгрузка товара на экспорт, путем внесения изменений. Изменения оформляются записями в дополнительном листе книги продаж (п. 3 Правил ведения книги продаж).

Оформление документов

Транспортные (товаросопроводительные) документы

В п. 5 письма Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296 по вопросу транспортных и товаросопроводительных документов, подтверждающих перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана, отмечено следующее. Установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами РФ при перемещении товаров в таможенном союзе с территории РФ на территорию Казахстана (или наоборот) при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками, содержатся в приложениях к письму Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460, доведенному до сведения налогоплательщиков письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693.

При этом копии транспортных и товаросопроводительных документов представляются в налоговые органы без отметок таможенного органа (письмо УФНС России по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789).

Согласно письму Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 при перемещении товаров в ТС по территориям государств-членов в зависимости от вида транспорта, используемого для перевозки товаров, могут использоваться следующие документы:

— при перемещении товаров автотранспортом: форма 1-Т «Товарно-транспортная накладная», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78;

— при перевозке воздушным транспортом: нейтральная грузовая накладная и грузовая накладная перевозчиков для оформления внутренних и международных воздушных перевозок грузов;

— при перемещении товаров железнодорожным транспортом: оригинал и дубликат накладной, дорожная ведомость и лист выдачи груза.

В случае, когда товар вывозится покупателем самовывозом, необходимо учитывать, что согласно пояснениям Министерства финансов Республики Казахстан в соответствии с письмом Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 08.08.2011 N 19-1-18/10587-и документом, подтверждающим перемещение налогоплательщиком Республики Казахстан товаров самовывозом на собственном транспорте (транспорте, состоящем у него на учете, либо личном транспорте) на территорию Республики Казахстан (с территории Республики Казахстан), согласно Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19 мая 1956 г. является международная товарно-транспортная накладная (далее — CMR) (письма ФНС России от 16.09.2011 N ЕД-4-3/, УФНС России по г. Москве в письме от 08.11.11 N 16-15/119152).

Во избежание претензий со стороны налогового органа для подтверждения нулевой ставки НДС организация может запросить у своего контрагента копии товаросопроводительных документов (CMR), подтверждающих перемещение товара с территории РФ на территорию Казахстана.

Счет-фактура

На основании п. 3 ст. 169 НК РФ счет-фактура выписывается плательщиком НДС при реализации товаров во всех случаях, за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 169 НК РФ. Реализация товара в Казахстан (резидентам Казахстана) таким исключением не является, следовательно, российская организация-продавец обязана в течение пяти дней с момента отгрузки выставить покупателю счет-фактуру с указанием налоговой ставки 0% (п. 3 ст. 168).

Таким образом, организация должна выставить счета-фактуры с указанием ставки НДС 0% покупателям — резидентам Казахстана не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (п.п. 1, 3 ст. 168 НК РФ).

Отметим, что счет-фактура необходим покупателю-резиденту Казахстана, т.к. согласно пп. 4 п. 20 Протокола он обязан представить в свой налоговый орган счет-фактуру, который должен быть оформлен в соответствии с законодательством государства экспортера, т.е. РФ.

Вычет «входного» НДС

В соответствии с абзацем 2 п. 3 Протокола при экспорте товаров, в частности, с территории РФ на территорию Казахстана налогоплательщик РФ имеет право на налоговые вычеты (зачеты) в порядке, аналогичном предусмотренному законодательством РФ, применяемому в отношении товаров, экспортированных в общем порядке.

В отношении экспортных операций в п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок применения налоговых вычетов. «Входной» НДС по таким товарам (работам, услугам) принимается к вычету на момент определения налоговой базы, установленный ст. 167 НК РФ*(3).

Поскольку при экспорте товаров моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки и предусмотренных п. 4 Протокола, то в случае, если налогоплательщик собрал указанные документы в 180-дневный срок, вычеты НДС производятся на последнее число квартала, в котором они собраны, и отражаются в Разделе 4 Декларации по строкам 030 по каждому коду операции.

Если же полный пакет документов не собран в установленный срок, то право на вычет «входного» НДС возникает у налогоплательщика на день отгрузки товаров, то есть вместе с начислением налога по ставке 18% (10%). В этом случае вычеты отражаются в уточненной декларации, которую налогоплательщик обязан представить за тот налоговый период, в котором товар был фактически отгружен. При этом если налогоплательщик в дальнейшем подтвердит применение ставки 0%, то он сможет принять к вычету сумму налога, исчисленную им ранее по неподтвержденному экспорту по ставке 18% (в силу п. 10 ст. 171, абзацу второму п. 3 ст. 172 НК РФ).

Отметим, что в случае осуществления налогоплательщиком операций по реализации товаров, облагаемых налогом как по ставкам 18% (10%), так и по ставке 0%, в целях соблюдения норм НК РФ налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций. Поскольку нормами НК РФ порядок ведения такого раздельного учета не установлен, данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе об учетной политике (письма ФНС России от 31.10.2014 N ГД-4-3/, Минфина России от 06.07.2012 N 03-07-08/172, от 27.06.2012 N 03-07-08/163, от 14.03.2005 N 03-04-08/48).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Ткач Ольга

Памятка экспортеру товаров в Казахстан и Республику Беларусь

Вступление

Услышав от менеджера, что мы заключили контракт на поставку товаров в Белоруссию, схватилась за сердце. Что делать? У кого спросить? В ИФНС не слишком разговорчивые инспекторы. В Налоговом кодексе тоже не все понятно, а тут еще и «Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 25.01.08 учитывать надо…

Сколько бухгалтеров оказалось в такой же ситуации? Судя по вопросам на форуме «БухОнлайна», довольно много.

Давайте постараемся разложить внешнюю торговлю по полочкам.

Готовим контракт

Начинаем с подготовки внешнеторгового контракта. В первую очередь необходимо определиться с валютой контракта. Многие предприятия предпочитают получать денежные средства в российских рублях, что намного проще. Но встречаются также контракты в евро или долларах США.

Кроме того, в контракте стоит предусмотреть сроки возврата документов, таких как: СМR (Международная товарно-транспортная накладная), заявление о ввозе товара и уплате косвенного налога. Для сбора пакета нам дается 180 календарных дней. Значит, срок предоставления документов не должен превышать этот период.

Итак, контракт подписан обеими сторонами, составлены спецификации и определены сроки поставки и оплаты.

Если сумма контракта составляет более 50 000 долларов США, то необходимо открыть паспорт сделки. Для этого снимаем копии с вышеуказанных документов, заверяем их уполномоченными лицами (первая и вторая подпись в банковской карточке образцов подписей) и оттиском печати, относим документы в банк. Паспорт сделки открыть нужно до того, как будет произведена оплата или реализация товаров. В противном случае вам грозит штраф от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ).

Если сумма контракта менее 50 000 долларов США, то нет необходимости открывать паспорт сделки.

Далее я буду рассматривать ситуацию с оформленным паспортом сделки. Сейчас те, кому нет необходимости оформлять паспорт, могут подумать: «Ну вот, а нам это зачем?» Не переживайте, для вас тоже найдется много полезной информации.

Оформляем реализацию

Наступил момент отгрузки. Оформляем накладную по форме ТОРГ-12 и счет-фактуру.

В счете-фактуре, в графе «ставка НДС» указываем 0%, а в графе «страна происхождения» указываем Россия (конечно, если это действительно так), в остальном правила заполнения счета-фактуры ничем не отличаются от «обычной» реализации на территории РФ.

Кроме того, необходимо заполнить СМR (обычно бланк приносит представитель перевозчика).

Сбор пакета документов

Товар поехал за пределы Родины, а нам в течение 180 календарных дней необходимо собрать пакет документов, чтобы подтвердить правомерность применения ставки НДС 0%.

Да и про валютный контроль забывать не стоит. Иначе штраф можно получить такой, что вся внешнеторговая сделка будет в убыток. Так, например, нарушение вашим покупателем сроков и условий оплаты грозит вам штрафом в размере до одной недополученной суммы (ч. 4 ст.15.25 КоАП РФ). Вряд ли кто-то захочет платить такой штраф. Поэтому нужно тщательно проверить иностранного покупателя на платежеспособность или работать на условиях предоплаты.

В срок до 15 числа месяца, следующего за месяцем отгрузки/получения оплаты, нужно составить справку о поступлении валюты или справку о подтверждающих документах. В некоторых банках предусмотрена возможность предоставлять такие справки с помощью системы Банк-клиент. Вместе с этим нужно предоставить копию товарной накладной и копию СМR, заверенные уполномоченными лицами и печатью организации, ответственной за валютный контроль (экспортера).

Далее переходим непосредственно к сбору пакета подтверждающих документов.

В ИФНС необходимо представить документы, указанные в статье165 НК РФ и пункте 2 статьи 1 Протокола от 11.12.09 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе»:

  • Копию договора (контракта) со всеми изменениями, дополнениями и приложениями к нему (спецификации);
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенного налога (его должен предоставить ваш иностранный покупатель);
  • Копии транспортных документов (товаросопроводительные документы: счет-фактура, накладная ТОРГ-12, доверенность на получение товара от покупателя, СМR);
  • Копию паспорта сделки со всеми приложениями (в виде справок о поступлении валюты и справок о подтверждающих документах).

Вместе с пакетом документов, подтверждающих обоснованность применения ставки 0%, представляем в налоговую документы на возмещение НДС по экспортной сделке. То есть копии следующих входящих документов:

  • Счет-фактура и накладная на товары, материалы и услуги (работы) от поставщика;
  • Приходный ордер М-4 на оприходование товаров на склад;
  • При отгрузке на экспорт продукции собственного производства представляем технологическую карту, нормы расхода материалов;
  • Расчет НДС по косвенным расходам (формируется в произвольной форме).

Все документы нумеруются и сшиваются. Каждая копия должна быть заверена подписью руководителя и главного бухгалтера, оттиском печати организации. К пакету документов составляется опись, с указанием номеров страниц и общего количества листов.

Кроме того, данные по экспортным сделкам заносятся в программу «Возмещение НДС. Налогоплательщик». Программу можно найти на официальном сайте ФНС http://www.nalog.ru. Выходной файл ее так же предоставляется в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов и декларацией по НДС.

Заполнение декларации по НДС

Если пакет собран в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, данные об экспортной сделке (реализации) и сумма НДС к возмещению по ней отражаются в разделе 4 декларации по НДС за ближайший отчетный период (никаких дополнительных деклараций в межрасчетный период сдавать не нужно). По строке с кодом 1010403 в графе 1 указывается сумма сделки (реализации), в графе 2 указывается сумма НДС к возмещению (по экспортной сделке).

Если вы не успели собрать пакет документов в течение 180 календарных дней с момента отгрузки, вам необходимо начислить на сумму сделки НДС по обычной ставке и указать данные по неподтвержденной сделке в разделе 6 декларации по НДС (по строке с кодом 1010403).

После того, как по неподтвержденной сделке будет собран пакет документов, ваше право на возмещение НДС будет восстановлено.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *