0

Экологический штраф

О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исчислять и уплачивать «экологические» платежи обязаны те хозяйствующие субъекты (независимо от применяемой системы налогообложения), кто использует в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, надо представлять соответствующую декларацию о плате за НВОС в уполномоченный орган. Неисполнение названных обязанностей наказывается административными штрафами. Их величина с 17 июня 2019 года не изменилась. А вот за нарушения при обращении с отходами, их учете, нормировании и классификации субъектам теперь придется платить увеличенные штрафы (максимальный штраф – 1 млн руб.) из-за поправок в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

  • документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Новые штрафные санкции

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

  • для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

  • для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами.

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

  • превышении указанных лимитов (ч. 8);

  • неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

  • отсутствии учета отходов (ч. 10);

  • отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

  • отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

  • для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

  • для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2020 году

Доброго времени суток!

Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.

Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.

Штрафы за нарушение экологического законодательства

Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.

Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.

Увеличение размера штрафов

Считаю своим долгом сообщить, что

22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).

Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:

  • в 5 раз — в части 1 ст.8.13 (с 20 до 100 тыс.руб.);
  • в 5 раз — в части 1 ст.8.14 (с 20 до 100 тыс.руб.)

А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.

Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)

Напомню содержание статей:

Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления

Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты

Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.

Давность привлечения к административной ответственности

Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.

При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).

Таблица штрафов

Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.

А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:

Нарушение Ответственность Статья
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ст.8.2
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей.
Ст.8.5
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 2 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей.
ч. 4 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
ч. 5 ст. 8.13
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.14
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 1 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
ч. 3 ст. 8.21
КоАП РФ
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей
ст. 8.41
КоАП РФ
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей.
Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей.
Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей.
ч. 1 ст. 8.42
КоАП РФ

Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.

За неуплату экосбора грозит штраф в полмиллиона

Что такое экосбор

С 2015 года производители и импортеры обязаны утилизировать товары и упаковку, которые они ввозят или производят, после утраты ими потребительских свойств (ст. 24.2-24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в ред. 25.12.2018). Перечень таких товаров и упаковки утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р. Изначально перечень включал 36 групп товаров и упаковки, а к отчетности за 2018 год он был расширен до 54 групп.

Чтобы контролировать процесс утилизации, правительство обязало сдавать отчетность по экологическому сбору, а также вносить платеж — в случае, если производитель или импортер не выполнит норматив утилизации.

Первая отчетная кампания по экосбору прошла после принятия всей необходимой нормативно-правовой базы — в 2017 году (за 2016 год). Согласно публичным данным РПН, собираемость экологического сбора составила:

  • за 2016 год — 1,334 млрд ₽;
  • за 2017 год — 2,588 млрд ₽;
  • за 2018 год — 2,237 млрд ₽.

Штрафы стали больше

В июне 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Что следует из принятых нововведений?

  • Штраф теперь грозит абсолютно за все нарушения, связанные с отчетностью и уплатой экосбора. Например, если раньше организации, не уплатившей сбор, сначала приходило требование о погашении задолженности, то теперь сразу же выставляется штраф в размере не менее 500 000 рублей.
  • Размер штрафов сильно увеличился.

Как выросли штрафы по эксобору

Нарушение Субъект Было: штраф до 17 июня 2019 г. Стало: штраф после 17 июня 2019 г.
Не отчитались или сдали отчетность не вовремя (ст. 8.5.1 КоАП) Юрлицо От 20 до 80 тыс. ₽ От 70 до 150 тыс. ₽
Лицо, ведущее деятельность без образования юрлица От 3 000 до 6 000 ₽ От 50 до 70 тыс. ₽
Должностное лицо От 3 000 до 6 000 ₽ От 3 до 6 тыс. ₽
Отчитались не в полном объеме или представили недостоверные данные (ст. 8.5.1 КоАП) Юрлицо От 20 до 80 тыс. ₽ В двукратном размере по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. ₽
Лицо, ведущее деятельность без образования юрлица От 3 до 6 тыс. ₽ В двукратном размере по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 100 тыс. ₽
Должностное лицо От 3 до 6 тыс. ₽ От 3 до 6 тыс. ₽
Не уплатили вовремя экосбор (cт. 8.41.1 КоАП) Юрлицо До отчетности за 2018 год РПН направлял требование о добровольном погашении задолженности в течение 30 календарных дней. С отчетности за 2018 год — требование о добровольном погашении в течение 15 рабочих дней. Если задолженность не была погашена в указанные сроки, РПН мог обратиться в суд В трехкратном размере по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 500 тыс. ₽
Лицо, ведущее деятельность без образования юрлица В трехкратном размере по каждой группе товаров/упаковки, но не менее 250 тыс. ₽
Должностное лицо От 5 до 7 тыс. ₽

Сбор станет налогом?

Тенденция на ужесточение ответственности по экосбору продолжается. Государство уже рассматривает законопроект о том, чтобы присвоить экосбору статус налогового платежа. Если такой закон будет принят и экосбор станет налогом, то и наказания за его неуплату станут соответствующими — вплоть до уголовной ответственности.

Как избежать штрафов

В первую очередь разберитесь, должны ли вы отчитываться по экосбору и вносить платеж в бюджет. Мы подготовили для вас подробную инструкцию, которая поможет разобраться в теме экосбора. Если такая ответственность есть, узнайте, как отчитываться по экосбору вовремя и без ошибок.

Сервис «Отчетность в РПН» рассчитает сумму экосбора за вас — с учетом нужных ставок и нормативов утилизации. Просто выберите из перечня товар или упаковку, которые вы произвели или импортировали.

Отправить заявку

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *