0

Декларация по нвос

Основные положения: кто должен, какие сроки, какие способы подачи

Кто обязан вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)?

Лица, обязанные вносить плату, — это юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

— Реклама —

Исключением являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

То есть в случае наличия у юр. лица/ИП нескольких эксплуатируемых объектов, оказывающих НВОС, в счету которых помимо объектов IV категории есть объекты I, II, III категории, такое юр. лицо/ИП будет обязано вносить плату за НВОС по всем своим объектам, оказывающим НВОС и, соответственно, предоставлять декларацию о плате за НВОС.

Данная позиция подтверждается письмом Росприроднадзора от 21.02.2017 N АС-06−02−36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду»

IV категория

Доказательством отнесения объекта, оказывающего НВОС, к IV категории может являться только получение Свидетельства о постановке на государственный учет таких объектов.

Бескатегорийные

Позиция Росприроднадзора такова, что бескатегорийные обязаны вносить плату за размещение отходов, так как в федеральном законе нет исключения для таких лиц. Эта позиция подтверждается письмом Минприроды России от 14.12.2017 N 09−47/34 954 «Об исполнении обязанности по внесению платы за НВОС».

Сроки

Согласно п. 8 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за НВОС, форма которой, а также указания по ее заполнению, утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы». В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1904 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 255» Министерством подготовлены изменения в декларацию о плате НВОС. Соответствующий приказ Минприроды России в настоящее время проходит государственную регистрацию в Минюсте России (в ознакомительных целях текст новой редакции декларации о плате размещен

В данной статье мы рассмотрим действующую редакцию.

СПОСОБЫ ПОДАЧИ

Способы подачи Декларации о плате за НВОС изложены также в Приказе № 3. Декларация должна формироваться в электронных сервисах, в том числе предоставляемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.4).

Декларация о плате за НВОС должна представляться через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью (ЭЦП) (п.5). Таким веб-порталом является новый личный кабинет природопользователя, который располагается по ссылке: https://lk.rpn.gov.ru/.

Возможность формировании декларации в нем работает с 10 февраля 2020 года.

Для формирования Декларации в ЛКП: после авторизации нажать «Мои заявления», затем «Создать заявление», далее «Декларация о плате за НВОС».

Представление Декларации о плате за НВОС на бумажном носителе в отсутствии ЭЦП

Это возможно, если годовой размер платы за предыдущий отчетный период составил 25 или менее тысяч рублей. В этом случае сформировать Декларацию необходимо посредством использования электронных сервисов, приложив к бумажной версии выгрузку из этого сервиса на электронном носителе (п.5).

Подача в EXCEL и на бумаге

В случае отсутствия у лица, обязанного вносить плату, технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» декларация о плате представляется на бумажном носителе (п.6).

Это исключение не привязано к годовому размеру платы, но в этом случае необходимо доказать, что реально отсутствует техническая возможность. Учитывая, что отсутствие ЭЦП не тоже самое, что и отсутствие технической возможности подключения к Интернету, а какие-либо отчеты, например, 2-ТП (отходы), уже были сформированы в электронном сервисе и направлены там же с присвоением индивидуального кода, то у природопользователя отсутствует аргумент для представления Декларации только на бумаге.

Представление декларации дополнительно на бумаге к электронной версии не требуется. День представления — день регистрации на сервисе.

Декларация о плате за НВОС на бумажном носителе может быть подана как лично, так и почтой. День представления лично — день регистрации документа территориальным органом. День представления почтой — дата почтового отправления.

СТРУКТУРА ДЕКЛАРАЦИИ

Приложения

Декларация должна быть пронумерована сквозной нумерацией, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями. Ее необходимо прошнуровать и скрепить печатью.

  1. К декларации о плате прилагаются следующие документы:

а) документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени лица, обязанного вносить плату, на подписание и (или) представление декларации о плате — в случае, если декларация о плате подписывается и (или) представляется уполномоченным представителем лица, обязанного вносить плату;

б) перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы лиц, обязанных вносить плату, на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа) с указанием их реквизитов (номер, дата) — в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществило в отчетном году корректировку размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.

Приложение иных документов не требуется. Если Ваш Росприроднадзор отказывается принимать Вашу Декларацию о плате за НВОС, потому что к ней не приложены акты приема-передачи отходов, договоры и лицензии, знайте, что данный орган действует неправомерно. В действительности дополнительные документы могут быть запрошены, но только ходе проведения контроля за исчислением платы, то есть уже после момента принятия Декларации о плате за НВОС в течение 9 месяцев, как об этом сказано в ПП РФ от 03.03.2017 № 255 в действующей редакции.

Как правильно заполнить декларацию о плате?

Форма Декларации о плате за НВОС состоит из:

  1. Титульного листа
  2. Назовем грубо «Информационный общий лист»
  3. Раздела 1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами
  4. Раздела 1.1. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при непревышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания
  5. Раздела 1.2. Расчет суммы платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа при превышении объема, соответствующего предельно допустимому значению показателя сжигания
  6. Раздела 2. Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
  7. Раздела 3. Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления (далее — отходы)
  8. Раздела 3.1. Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов

При этом необходимо заполнять только те разделы, которые к Вам относятся. Нет необходимости представлять пустые разделы.

Для НЕСКОЛЬКИХ объектов на территории одного субъекта РФ

Согласно п. 8 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ Декларацию о плате за НВОС представляют по месту нахождения объекта, оказывающего НВОС. Если негативное воздействие осуществляется на нескольких объектах, находящихся на территории одного субъекта РФ, то Декларация будет одна и представляться, соответственно, в один орган.

Для НЕСКОЛЬКИХ объектов на территории разных субъектов РФ

Если же негативное воздействие осуществляется на нескольких объектах, находящихся в разных субъектах РФ, то Деклараций будет несколько и представляться они будут в соответствии с местом нахождения объекта, оказывающего НВОС.

Титульный лист

  1. В первой строке необходимо указать вид документа. При этом если Декларация подается впервые, то ставится галочка рядом со словом «первичный». Если же Декларация после своей первой официальной подачи подверглась корректировкам, то галочку ставим рядом с «уточненный» и через дробь указываем порядковый номер уточненной Декларации.
  2. Для ИНН отведено 12 ячеек, поэтому если Ваш ИНН состоит из 10 цифр, то первые две ячейки заполняются двумя нулями

Информационный лист

Информационный лист заполняется по каждому муниципальному образованию отдельно, то есть в скольких муниципальных образованиях осуществляется негативное воздействие на окружающую среду, столько раз и заполняем данный раздел. В строке 010 указывается код соответствующего муниципального образования, на территории которого расположен стационарный источник или объект размещения отходов производства и потребления в соответствии с Общероссийским классификатором территорий муниципальных образований.

Обратите внимание!

При размещении отходов указывается ОКТМО объекта размещения отходов, то есть полигона.

Случай: объект, оказывающий НВОС, и объект размещения отходов находятся в разных муниципальных округах.

Частый случай, когда объект, оказывающий НВОС, и объект размещения отходов находятся в разных муниципальных округах. Например, стационарные источники выбросов и сбросов располагаются в МО, г. Люберцы, а захоронение отходов осуществляется в МО, Подольск.

Плату необходимо производить в соответствии с п. 1. ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ:

— за выбросы / сбросы загрязняющих веществ по месту нахождения стационарного источника;

— за размещение отходов производства и потребления по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

ОКТМО соответственно разные, значит, должно быть заполнено два информационных листа:

  1. с ОКТМО Люберцы
  2. с ОКТМО Подольск

В информационном листе также сообщается информация о:

  1. Сумма средств на выполнение мероприятий по снижению НВОС
  2. Сведения о суммах внесенных авансовых платежей
  3. Итоговая сумма платы для возврата и/или зачета

Если будет утверждена новая форма Декларации появятся дополнительно строки для внесения информации о Суммах платы, зачтенных в предыдущем отчетном периоде в счет будущего отчетного периода.

Раздел 1:

  1. Категорию объекта,
  2. Наименование объекта,
  3. Код объекта
  4. Адрес места нахождения объекта

В каждом из расчетов необходимо указать эти сведения именно по своему объекту, по которому отчитываетесь.

Расчет платы за размещение отходов

Перед отправкой в РПН рекомендуем перепроверить данные в этих строках.

Разделы 1, 1.1, 1.2

Раздел 1 (тоже самое касается Разделов 1.1 и 1.2) по расчету платы за выбросы заполняется по каждому стационарному источнику загрязнения атмосферы, причем как по организованному, так и по неорганизованному. Самая распространенная ошибка природопользователей была в том, что данный раздел заполнялся в общем по площадке, например, из разрешения. Для корректного заполнения необходимо все же открыть свои нормативы, инвентаризацию, программу производственного экологического контроля и заполнять данные по каждому фактически эксплуатируемому источнику в отчетный период.

По каждому разрешительному документу будет отдельный расчет. По каждому объекту, оказывающему НВОС, будет отдельный расчет. Ранее можно было прописать даже то вещество, которое физически выбрасывалось, оно нормируемо, но на него нет ставки платы. Сейчас в ЛКПП такое вещество не проставляется. Если Ваш разрешительный документ действовал не весь отчетный период, то Вам необходимо самостоятельно высчитать по дням норматив.

Ставка платы берется из Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Кср, применяемый к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, превышающих установленные разрешениями на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, равный 25.

Кпр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, равный 25.

Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу выбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы (ВСВ) загрязняющих веществ на период реализации плана снижения выбросов, равный 5.

Квр, применяемый к ставке платы за объем или массу сбросов загрязняющих веществ в водные объекты пределах лимитов на сбросы (ВСС) загрязняющих веществ на период реализации плана снижения сбросов, равный 5.

В отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, указывается дополнительный коэффициент Кот, равный 2, применяемый к ставкам платы. Во всех остальных случаях указывается значение, равное 1.

Раздел 2

По Разделу 2, который посвящен расчету платы за сброс, необходимо также заносить данные по каждому выпуску отдельно.

Коэффициент пересчета (Кп) ставки платы при сбросе взвешенных веществ в соответствии с Постановлением N 913, который определяется как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Раздел 3

Раздел 3 заполняется по каждому объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, объекту размещения отходов отдельно. В случае размещения отходов на объектах размещения отходов, не принадлежащих лицу, обязанному вносить плату, на праве собственности либо ином законном основании, данный раздел заполняется исходя из того, на каких объектах размещения отходов размещаются отходы.

Для расчета платы необходимо использовать данные из материалов учета в области обращения с отходами согласно требованиям Приказа Минприроды России от 01.09.2011 N 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами».

Частые ошибки:

Характеристика объекта размещения отходов.

Она заключается в фиктивном снижении платы за размещение отходов на объектах размещения отходов за счет применения коэффициента 0 в соответствии с п. 7 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ, п. 6−7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ (далее — 89-ФЗ) — при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих НВОС и определяемых в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

Необходимо знать, что исключение НВОС объектов размещения отходов должно быть подтверждено решением территориального органа Росприроднадзора в соответствии с Положением о подтверждении исключения НВОС объектов размещения отходов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.05.2016 года № 467. В случае отметки в характеристике объекта размещения отходов в Разделе 3 и/или 3.1 Декларации о плате за НВОС «Не оказывает негативное воздействие на окружающую среду», то в обязательном порядке необходимо указать реквизиты такого решения так же в рамках данных разделов. В противном случае представление такой Декларации о плате за НВОС будет расцениваться как умышленное искажение информации.

Указание в декларации отходов, которые ушли на обработку, утилизацию, обезвреживание собственными силами или были переданы другим лицам.

Эти операции не являются видами НВОС!

Исключением является только тот случай, когда накопление отходов осуществлялось более 11 месяцев. Тогда данный факт приравнивается к хранению отходов, а это уже вид размещения отходов и соответственно вид НВОС, за который вносится плата. Более того, если это произошло с отходами I-IV классов опасности, на данный вид деятельности необходима лицензия. Рекомендуем передавать такие отходы специализированным организациям по возможности раньше, чем истечет срок накопления.

Раздел 3.1.

Важно!

Данный раздел заполняется исключительно региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению.

Объект негативного воздействия на окружающую среду

Что такое объект негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) ? ФЗ » Об охране окружающей среды» расшифровывает это понятие:

объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков;

Раньше это называлось промплощадкой предприятия — т.е. комплекс строений и сооружений, предназначенный для осуществления определенных целей.

На самом деле, может быть к примеру целый комплекс складов (объектов, объединенных одним назначением и связанных и физически и технологически), но при этом, они не будут являться объектами негативного воздействия на окружающую среду. Почему? Потому что нет воздействия на окружающую среду по видам…

Виды негативного воздействия на окружающую среду:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Таким образом, если от комплекса строений и сооружений, предназначенных для осуществления определенных целей (смотрим термин «объект негативного воздействия на окружающую среду» из ФЗ-7) осуществляются выбросы ЗВ в атмосферу стационарными источниками или сбросы ЗВ в водный объект или указанный объект занимается размещением отходов — только в этом случае ваш объект будет являться объектом негативного воздейтвия на окружающую среду.

Далее:

объекты НВОС подразделяются на 4 категории:

  • ОНВОС 1 категории — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;
  • ОНВОС 2 категории — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;
  • ОНВОС 3 категории — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;
  • ОНВОС 4 категории — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Отнести свое предприятие к категории ОНВОС можно воспользовавшись Критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II. III и IV категорий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2018 №1029.

Как правильно установить категорию объекта негативного воздействия на окружающую среду я писала .

После определения с категорией ОНВОС вам надо было до 01.01.2017 г. подать заявку на постановку на учет как объекта негативного воздействия в модуле природопользователя.

Если объект новый, то вы должны это сделать в течении полугода с даты ввода в эксплуатацию.

Предварительно, надо определиться являетесь ли вы объектом, относящимся к федеральному экологическому надзору . Если вы являетесь объектом федерального экологического надзора, то вы должны подать заявку о постановке на учет в территориальный орган Роприроднадзора.

Если ваш объект не является федеральным ( не относится к объектам федерального государственного экологического надзора), то тогда ваш ОНВОС относится к объектам регионального экологического надзора.

Следовательно, заявку о постановке на учет вы подаете в региональный надзорный орган ( министерство или комитет экологии).

Далее вы получаете свидетельство о постановке на учет, как объекта ОНВОС, в котором будет прописан уровень надзора, категория вашего ОНВОС и код вашего ОНВОС.

Помните о том, что вы декларируете категорию ОНВОС и если вы ее декларируете неверно, то потом вас могут привлечь к административной ответственности.

Отчетность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать

Постановка объектов НВОС на учет

Когда нужно встать на учет

Все юридические лица и ИП, которые ведут деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), должны были поставить их на госучет до 31 декабря 2016 года (п. 1 и 2 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Если по какой-то причине это не было сделано, необходимо срочно встать на госучет, но в случае проверок все равно придется заплатить штраф за нарушение сроков. Если на объекте начали вести деятельность после 31.12.2016, его нужно поставить на учет в течение шести месяцев после ввода в эксплуатацию. Строящиеся объекты на учет не ставятся. Если объект, подлежащий постановке на учет, находится в аренде, заявку подает арендатор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки должностным лицам предусмотрен штраф от 5 до 20 тысяч рублей, юрлицам — от 30 до 100 тысяч рублей (ст. 8.46 КоАП).

Алгоритм действий при постановке на госучет

Шаг 1. Определите, соответствуют ли объекты, которыми пользуется организация, критериям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Если соответствуют, переходите к шагу 2, если не соответствуют — к шагу 3.

Шаг 2. Если объекты соответствуют установленным критериям, выполните следующие действия:

2.1. Сформируйте заявку по форме, утвержденной Приказом Минприроды от 23.12.2015 № 554, через личный кабинет природопользователя или в программе «Модуль природопользователя» на портале Росприроднадзора (далее — РПН, rpn.gov.ru). Для этого выберите категорию объекта согласно критериям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029. Если объект НВОС соответствует критериям нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

2.2. Отправьте заявку на постановку объекта НВОС на госучет или заявку на актуализацию из сервиса «Отчетность в Росприроднадзор» СКБ Контур или через личный кабинет природопользователя (см. табл. 1). Если заявка не подписана электронной подписью, ее надо также отправить на бумаге. Для этого впишите в бумажный вариант заявки идентификатор отчета, присвоенный при отправке на портале РПН, и приложите сопроводительное письмо установленного образца. Датой приема заявки является дата ее представления в контролирующий орган.

Таблица 1. Место подачи заявки о постановке предприятия на госучет

Тип предприятия Надзорный орган
Предприятие подлежит федеральному экологическому надзору Территориальное отделение Росприроднадзора
Часть объектов НВОС предприятия подлежит федеральному надзору, а часть — региональному
Предприятие подлежит региональному контролю Местный орган исполнительной власти (например, Минприроды и экологии по Свердловской области, Министерство экологии Челябинской области и т.д.)
Объекты НВОС одного предприятия расположены на территории нескольких субъектов РФ По месту нахождения каждого объекта. Например, когда один объект находится в Челябинской области, другой — в Оренбургской, то формируется две заявки в разные отделения контролирующего органа

2.3. Получите в личном кабинете природопользователя свидетельство о постановке на учет объекта НВОС или отказ в постановке на учет с требованием исправить ошибки.

Если первичные данные об объекте НВОС изменились, например в результате реконструкции, или изначально были указаны неверно, объект ликвидирован или законсервирован, отправьте в контролирующий орган заявку об актуализации сведений либо об исключении объекта НВОС из реестра (письмо РПН от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287). Наряду с актуализацией сведений при весомых изменениях может измениться и присваиваемая категория.

Шаг 3. Если объекты не соответствуют установленным критериям, значит, вы не должны вставать на госучет, однако обязаны отчитываться в РПН.

По заявлению РПН, если организация образует отходы (самостоятельно их не размещая), но при этом не оказывает иных видов негативного воздействия на окружающую среду, указанных в критериях Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, у такой организации объект НВОС не определяется. То есть ей не нужно вставать на госучет. К таким организациям чаще всего относятся офисы, школы и детские сады.

Декларация и плата за НВОС

Сдавать декларацию и вносить плату за НВОС обязаны:

1. Юрлица или ИП, которые ведут деятельность на объектах I–III категорий.
Например:

  • I категория — свиноферма с поголовьем скота более 2 000 особей / завод по добыче и обогащению железных руд.
  • II категория: аэропорт при наличии ВПП длиной 2 100 и более метров / объект по эксплуатации ядерных установок, в том числе атомных станций / коровник с численностью голов более 400 особей.
  • III категория: хлебокомбинат с полной производственной цепочкой (от закупки муки до выпуска готовой продукции).
  • Организации, у которых помимо объектов IV категории есть объекты I, II, III категорий. В этом случае плата вносится по всем объектам, включая IV категорию (письмо Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591).

2. Организации, которые не прошли процедуру постановки на государственный учет (осознанно или не являются объектом НВОС). Согласно разъяснениям РПН, в этом случае организация должна сдавать декларацию о плате за НВОС, а также вносить плату.

Возникает спорный момент. IV категория объектов освобождена от внесения платы за НВОС, хотя имеет минимальное воздействие на окружающую среду. При этом организации, которые не подлежат постановке на учет ввиду отсутствия объектов, оказывающих негативное воздействие, обязаны рассчитывать и вносить плату. Мы рекомендуем сдавать декларацию и вносить плату до публикации официальных разъяснений по этой ситуации.

Не обязаны сдавать декларацию и вносить плату за НВОС юрлица и ИП, которые ведут хозяйственную деятельность исключительно на объектах IV категории (ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Пример предприятия IV категории: детский сад с собственной котельной, выбросы от которой по массе не превышают 10 т/год и в составе которых отсутствуют вещества 1-го и 2-го классов опасности. Сбросы производятся только в хозяйственно-бытовую канализацию. Образуемые отходы (например, бытовой мусор) передаются спецорганизациям на захоронение.

Отчитайтесь за НВОС в удобном сервисе «Отчетность в Росприроднадзор»:

  • Проверка отчета на ошибки
  • Отслеживание отправленного отчета в режиме онлайн
  • Круглосуточная техподдержка

Узнать больше

Как отчитаться за НВОС

1. Уплатите квартальные авансовые платежи отдельно по каждому коду КБК до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода. Платежи вносятся в размере одной четвертой части суммы платы за НВОС, уплаченной за предыдущий год. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) освобождены от уплаты авансовых платежей.

2. Внесите годовой платеж до 1 марта года, следующего за отчетным.

Субъекты МСП вносят сумму из декларации. Крупный бизнес и бюджетные организации вносят разницу: сумма из декларации минус авансовые платежи за три предыдущих квартала.

Пример: за 2017 год общий платеж за выбросы в воздух от стационарных источников (КБК 04811201010016000120) по ОКТМО 65701000 составил 2 000 рублей.

За I, II, III кварталы 2018 года организация внесла в бюджет по 500 рублей по ОКТМО 65701000 и КБК 04811201010016000120.

Сумма платы за НВОС за 2018 год составила 1 800 рублей. Значит, до 1 марта 2019 года организация должна внести остаточный платеж — 300 рублей.

Сумма платежа может быть и отрицательной — например, если в предыдущем отчетном году природопользователь не имел разрешительной документации (разрешение на выброс/сброс, лимиты на отходы), а в отчетном году ее оформил. В этом случае можно оформить возврат или зачет средств в счет будущих платежей по конкретному КБК и ОКТМО. Для этого нужно подать соответствующее заявление в РПН.

За невнесение квартальных и годовых платежей в срок должностным лицам предусмотрен штраф 3–6 тысяч рублей, юрлицам — 50–100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ). Кроме того, нужно будет уплатить пени (введены с 1 января 2016 года): в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере 0,2 % за каждый день просрочки (ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ в ред. 404-ФЗ от 29.12.2015).

3. Сдайте декларацию о плате за НВОС (утверждена Приказом Минприроды от 09.01.2017 № 3) до 10 марта года, следующего за отчетным. За несдачу декларации в срок должностным лицам грозит штраф 3–6 тысяч рублей, юрлицам — 20–80 тысяч рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

В какой форме нужно отчитываться в РПН

Субъекты МСП, годовой размер платы за предыдущий отчетный период которых равен или менее 25 тысяч рублей, могут отчитаться за НВОС на бумаге или в электронном формате (п. 5 Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Все остальные должны представлять декларации за НВОС только в электронном формате. Сделать это можно через личный кабинет на портале РПН или через оператора электронного документооборота (ЭДО). Если отчет не подписан электронной подписью, его так же, как и заявку на присвоение категории, нужно продублировать на бумаге.

К 2025 году РПН планирует максимально перевести взаимодействие с плательщиками в электронный формат, как это сделали другие контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР. В рамках этой реформы с 2017 года началась информатизация контрольно-надзорной деятельности ведомства: сдачи отчетов, информирования о проверках, постановки на учет, реестра объектов НВОС и многого другого.

Но уже сегодня специалисты советуют всем компаниям переходить на электронный формат отчетности в РПН, поскольку это во многом облегчает процесс подготовки и сдачи декларации (см. табл. 2).

​Таблица 2. Готовимся к сдаче декларации за НВОС в РПН в разных форматах

На что обратить внимание при подготовке декларации за НВОС Форма представления отчета
на бумаге в электронном формате
через личный кабинет сервиса РПН через оператора ЭДО
Определитесь заранее, в каком формате вы будете сдавать отчет, чтобы учесть все нюансы По почте или лично в надзорный орган. Только для субъектов МСП, если их годовой размер платы за предыдущий отчетный период ≤ 25 тысяч рублей Приобретите сертификат электронной подписи (ЭП). Если отчет не будет подписан ЭП, его нужно будет продублировать на бумаге Сертификат электронной подписи уже входит в стоимость сервиса, за процесс документооборота с ведомством отвечает оператор ЭДО
Изучите самостоятельно особенности экологического законодательства и технические нюансы отправки отчетности в РПН Видеоинструкции и консультации по работе в сервисе, заполнению форм, законодательству для абонентов
Следите за актуальностью форм декларации и другими изменениями законодательства Формы декларации за НВОС всегда актуальны
Проверьте декларацию на возможные ошибки, сверьте все данные в ней, чтобы минимизировать вероятность отправки некорректного отчета Встроенная система проверки ошибок выделит цветом возможные недочеты
Декларация сдается до 10 марта года, следующего за отчетным. Постарайтесь представить декларацию заблаговременно, чтобы избежать возможных сложностей с отправкой и последующих санкций (ст. 8.5 КоАП РФ) Отправка отчетов в один клик. Вы можете отправить отчет буквально в последнюю минуту — и он будет сдан
Возможны очереди в почтовых отделениях или в отделениях надзорных органов при сдаче отчета на бумаге В последний день сдачи отчетности возможны перегрузки портала и сбои в отправке отчетности
Отслеживайте статус вашего отчета: принят ли отчет, есть ли уведомления об ошибках Контролируйте процесс документооборота с РПН, чтобы не пропустить уведомления Отслеживание статуса документа в режиме онлайн. Если возникнут проблемы со статусом отчета, обратитесь в техподдержку сервиса
Своевременно отвечайте на уведомления об ошибке, которые присылает РПН Выясните, какие ошибки нужно исправить в соответствии с уведомлением, и отправьте ответ по почте или через личный кабинет Специалисты техподдержки помогут разобраться в уведомлении, исправить ошибку, подготовить и отправить ответ в сервисе

Что изменилось в отчетности за НВОС

1. Твердые коммунальные отходы (ТКО) выделены в отдельную группу, и для них введены отдельные ставки платы (Постановление Правительства РФ от 29.06.2018 № 758).

2. Код бюджетной классификации (КБК) по отходам разделен на два. При заполнении платежных поручений нужно указывать данные КБК:

  • 048 1 12 01041 01 6000 120 «Плата за размещение отходов производства»;
  • 048 1 12 01042 01 6000 120 «Плата за размещение твердых коммунальных отходов».

Обратите внимание, что КБК 048 1 12 01042 01 6000120 применяют только операторы по обращению с ТКО, которые занимаются размещением данных отходов. Предприятия, которые образуют отходы, не являющиеся ТКО, и при этом сами не выступают операторами по обращению с ТКО, должны платить по КБК 048 1 12 01041 01 6000120.

3. Важно, что при подготовке декларации надо использовать ставки платы за виды НВОС, утвержденные на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913).

  • С 1 января 2016 года введены новые ставки платы за НВОС и дополнительные коэффициенты. Утратили силу нормативно-правовые акты, которые ранее определяли коэффициенты и нормативы платы к предыдущей форме (Постановление Правительства от 13.09.2016 № 913).

4. Коэффициент инфляции теперь учтен в ставках платы. Если раньше отдельно существовал норматив платы и отдельно коэффициент инфляции (на каждый календарный год), то теперь есть только ставки платы. Таким образом, ставка платы сейчас — это ранее действовавший норматив платы, умноженный на коэффициент инфляции.

5. Из всех разделов декларации исключен коэффициент экологической значимости, который зависел: от экономического района — для выбросов в воздух и отходов, от водного объекта и его состояния — для сбросов в воду. В отчетную кампанию за 2016 год пользователи потеряли данную колонку и коэффициент — у них не сходились суммы с прошлыми периодами. Будьте внимательны: сумма уменьшилась ровно на данный коэффициент.

6. Новый раздел 3.1 заполняется только региональными операторами и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), осуществляющими деятельность по размещению отходов ТКО.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса не понимают разницы между разделами 3 и 3.1 и пытаются заполнить раздел 3.1, так как в нем меньше колонок и коэффициентов. Это неверно, так как у таких организаций нет функции приема отходов ТКО на захоронение, лицензии на эту деятельность и собственных объектов размещения отходов (полигонов, свалок). Раздел 3.1 предназначен только для спецорганизаций, которые принимают от третьих лиц отходы и производят их захоронение на собственных полигонах.

7. Плата за выбросы от стационарных объектов (разделы 1, 1.1, 1.2) теперь начисляется отдельно по каждому стационарному источнику. Раньше расчет производился по хозяйствующему субъекту в целом или отдельно по каждой производственной площадке.
Из-за этого нововведения трудоемкость заполнения декларации существенно возросла. Возьмем пример: у организации есть одна промплощадка, на которой находится 30 стационарных объектов (трубы, стоянка автотранспорта, склад хранения ГСМ и т.п.). Раньше достаточно было сформировать раздел 1 по выбросам в воздух от стационарных объектов по всей промтерритории в целом и указать общий список загрязняющих веществ, а также их общий выброс по всей промтерритории (так как на разных стационарных источниках загрязняющие вещества могут повторяться). Теперь раздел 1 нужно формировать не по всей промтерритории, а отдельно по каждому стационарному источнику с указанием списка загрязняющих веществ.

8. Из раздела 1 исключен дополнительный коэффициент 1.2, учитывающий территориальные условия выброса (в атмосферный воздух города или за его пределами). Таким образом, произошло уменьшение суммы на коэффициент 1,2. Обратите внимание: изменение коснулось только тех, у кого есть выбросы в воздух и чьи организации расположены на территории города.

9. Раздел 3:

  • Добавлены данные об отчетности для субъектов МСП, которая является для них лимитами на размещение отходов. Пользователям стало удобнее. Раньше отчет МСП сдавали на бумаге. Его прикладывали к декларации для подтверждения, что отчет сдан и расчет ведется без пятикратного повышающего коэффициента. При этом было сложно отследить накопление отходов в документах, которые ведутся на предприятии. Теперь это более прозрачно и для пользователя, и для РПН.
  • Теперь в разделе указываются данные о накоплении отходов. Срок накопления (временного размещения) с 01.01.2016 стал 11 месяцев вместо 6 месяцев (п. 8 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
  • Появились стимулирующие коэффициенты, зависящие от уточнения образования отходов. Это понижающие коэффициенты. Например, если абонент передает на захоронение отход 4-го класса опасности, который он получил в результате обезвреживания отхода 3-го класса опасности, то его сумма платы считается с коэффициентом не 1, а 0,45 — то есть ниже в два раза.

10. В разделе 3.1 теперь указываются данные о лицензии на деятельность по размещению отходов 1–4 классов опасности (при наличии такой лицензии).

11. В разделах 3, 3.1 при наличии указываются данные о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов и данные об исключении негативного воздействия на окружающую среду.

С подробным порядком заполнения декларации о плате за НВОС вы можете ознакомиться в Приказе Минприроды от 09.01.2017 № 3.

Проверьте, готовы ли вы к отчетности за НВОС?

Должен ли кот Матроскин отчитываться за НВОС? Нужно ли Чебурашке поставить на учет свой цех по производству галош? Решите задачи и узнайте правильные ответы.

В сервисе «Отчетность в Росприроднадзор» можно сформировать и отправить формы годовой отчетности 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), МСП, декларацию о плате за НВОС, а также все формы экосбора.

Отправить заявку

Читайте также «Появились новые группы товаров, подпадающие под экосбор».

Ирина Максакова, эксперт по экологической отчетности Контур.Экстерна

Материал подготовила Ольга Ермакова

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *