Нормируем расход автомобильного топлива для легковушек
Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 19 февраля 2016 г.
Содержание журнала № 5 за 2016 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер
Если у организации есть автомобиль, но автотранспортной она не является, то для целей налогообложения и бухгалтерского учета израсходованных ГСМ каких-либо ограничительных нормативов нет. Поэтому затраты на ГСМ плательщики налога на прибыль могут списывать исходя из фактического расходаподп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ; Письма Минфина от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12.
Однако многие приходят к тому, что подобные нормативы нужны прежде всего для себя — чтобы понимать, сколько реально тратится бензина на деловые поездки, а что «сгорает» в угоду каким-то иным целям водителей. Да и экономическую обоснованность расходов на топливо при общении с проверяющими проще подтвердить с помощью нормативов.
Мы посмотрим, как установить нормативы расходов на бензин для легковых автомобилей с учетом изменений, внесенных прошлым летом Минтрансом в Методические рекомендации.
Упрощенцы на «доходно-расходной» УСН списывают расходы на приобретенное топливо на день оплаты поставщику независимо от даты его фактического расходования (списания его в производство)подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Однако их расходы тоже должны быть экономически обоснованнып. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ; Письмо Минфина от 23.12.2009 № 03-11-09/413. Поэтому и упрощенцам нужно следить за целевой направленностью расходования автомобильного топлива.
Разрабатываем топливные нормы
Сначала лучше определить базовую норму расхода топлива для конкретного автомобиля. А затем в зависимости от условий эксплуатации автомобиля применять те или иные корректирующие/поправочные коэффициенты.
ШАГ 1. Определяем базовую норму
Для этого есть несколько способов:
- <или>по минтрансовским нормативамМетодические рекомендации, утв. Распоряжением Минтранса от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — Методические рекомендации); Письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12;
- <или>исходя из данных о расходе топлива, указанных заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль;
- <или>на основании самостоятельных контрольных замеров. Важно обратить внимание на условия, в которых они проводятся. Чтобы результаты таких замеров показывали именно базовую норму расхода топлива, их надо проводить при хорошей плюсовой погоде, без использования кондиционера или системы климат-контроля, при отсутствии пробок и т. д. Результаты таких замеров должны быть зафиксированы в акте или другом внутреннем документе. Понятно, что подобные замеры и разработки — дело не бухгалтерии. Руководство должно это кому-то поручить.
Чтобы не напрягаться, часто руководство поручает бухгалтерии взять базовую норму из минтрансовских Рекомендаций. Это проще, чем самостоятельно проводить замеры и изыскания.
ШАГ 2. Устанавливаем коэффициенты/надбавки
В этом случае также проще ориентироваться на Рекомендации Минтранса. Если же указанные в них значения повышающих коэффициентов по каким-то причинам не устраивают вашу организацию, можно делать самостоятельные замеры расхода топлива при движении автомобиля в различных условиях.
Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Министра | Н.А. Асаул |
Приложение
к распоряжению Министерства
транспорта РФ
от 14 июля 2015 г. № НА-80-р
Изменения,
вносимые в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р
1. В пункте 2, в названии главы II слова «общего назначения» исключить.
2. Пункт 2 после слов «по расходу смазочных материалов» дополнить словами «и специальных жидкостей».
3. В пункте 4:
1) в абзаце втором слова «общего назначения» исключить;
2) в абзаце шестнадцатом слова «приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС»;
3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
4. В пункте 5:
1) абзацы девятый — четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 5 млн. человек — до 35%;
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%»;
2) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
«При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%»;
3) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%»;
4) абзац двадцатый заменить абзацами двадцатым, двадцать первым в следующей редакции:
«При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%»;
5) абзац двадцать первый после слова «киносъемочных» дополнить словами «пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации»;
6) абзац двадцать второй после слов «в карьерах» дополнить словами «(кроме специальных карьерных АТС)»;
7) абзац двадцать третий после слова «наводнениях» дополнить словами «лесных пожаров»;
8) абзац двадцать пятый заменить абзацами двадцать пятым, двадцать шестым, двадцать седьмым в следующей редакции:
«При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час)»;
9) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
«Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:»;
10) в абзаце тридцать третьем слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
5. В пункте 6:
1) абзац десятый изложить в следующей редакции:
«Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России»;
2) в абзаце одиннадцатом слова «руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы».
6. В пункте 7:
1) позиции 11, 37, 40 таблицы подпункта 7.1.1 изложить в следующей редакции:
2) таблицу подпункта 7.1.1 дополнить позициями 92 — 102 в следующей редакции:
1 | А3 1.4TFSI | 4L | 125 | 1,390 | 7DSG | 6,1 |
---|---|---|---|---|---|---|
106 | 535i xDrive | 6L | 306 | 2,979 | 8А | 11,7 |
219 | Focus 1.8 TD | 4L | 115 | 1,753 | 5M | 6,9D |
231 | Ford Explorer 3.5 AWD | 6V | 294 | 3,496 | 6A | 13,6 |
275 | Hover 2.4 4WD | 4L | 127 | 2,351 | 5M | 11,6 |
290 | Hyundai Elantra 1.8 | 4L | 150 | 1,797 | 6A | 8,2 |
364 | Opirus 3.8 | 6V | 266 | 3,778 | 5A | 12,1 |
365 | Optima 2.0 MPI | 4L | 150 | 1,999 | 6A | 9,0 |
382 | Sportage 2.0 D 4WD | 4L | 112 | 1,991 | 4A | 9,3D |
618 | OctaviaM5 1.6 | 4L | 102 | 1,595 | 5M | 7,8 |
650 | Rodius 2.7TD AWD | 5L | 165 | 2,696 | 5A | 11,5D |
714 | Land Cruiser 200 4.5 D | 8V | 235 | 4,461 | 6A | 13,8D |
715 | Land Cruiser 200 4.5 TD | 8V | 286 | 4,461 | 6A | 12,7D |
716 | Land Cruiser 200 4.6 | 8V | 309 | 4,608 | 6A | 16,5 |
760 | Chevrolet Tahoe 5.3 | 8V | 325 | 5,328 | 6A | 15,3 |
801 | Chevrolet Captiva 2.4 | 4L | 167 | 2,384 | 6M | 10,9 |
4) таблицу подпункта 7.2.1 дополнить позициями 838 — 880 в следующей редакции:
838 | Honda Accord IX 2.4 | 4L | 180 | 2,356 | 5A | 9,7 |
---|---|---|---|---|---|---|
839 | Kia Optima 2.4 | 4L | 180 | 2,359 | 6A | 9,9 |
840 | Mazda CX-5 2.0 4WD | 4L | 165 | 1,997 | 6A | 8,5 |
841 | Mercedes-Benz E400 4Matic (St-St) | 6V | 333 | 2,996 | 7A | 9,9 |
842 | Toyota RAV4 2.0 2WD | 4L | 158 | 1,987 | 6M | 8,9 |
843 | Renault Duster 2.0 4WD | 4L | 135 | 1,998 | 4A | 10,8 |
844 | Renault Duster 2.0 4WD | 4L | 135 | 1,998 | 6M | 9,1 |
845 | Renault Duster 2.0 | 4L | 135 | 1,998 | 4A | 10,0 |
846 | Chevrolet Cruze 1.6 | 4L | 124 | 1,598 | 5M | 7,8 |
847 | Chevrolet Cruze 2.0TD | 4L | 163 | 1,998 | 6M | 7,1D |
848 | Renault Sandero 1.6 | 4L | 103 | 1,598 | 4A | 9,7 |
849 | Renault Logan 1.6 | 4L | 102 | 1,598 | 5M | 7,7 |
850 | Nissan Almera 1.6 | 4L | 102 | 1,598 | 5M | 8,2 |
851 | Nissan Almera 1.6 | 4L | 102 | 1,598 | 4A | 9,8 |
852 | Renault Sandero 1.4 | 4L | 75 | 1,39 | 5M | 7,1 |
853 | Toyota RAV4 2.0 4WD | 4L | 158 | 1,987 | 6M | 9,4 |
854 | Toyota RAV4 2.0 4WD | 4L | 152 | 1,998 | 4A | 10,6 |
855 | Toyota RAV4 2.0 4WD | 4L | 148 | 1,998 | CVT | 8,3 |
856 | Toyota Corolla 1.4TD | 4L | 90 | 1,364 | 5M | 5,3D |
857 | Toyota Corolla 1.4TD | 4L | 90 | 1,364 | 5MTA* | 5,5D |
858 | Toyota Corolla 1.6 | 4L | 124 | 1,598 | 4A | 9,0 |
859 | Toyota Camry 2.0 | 4L | 148 | 1,998 | 4A | 9,6 |
860 | Toyota Camry 3.5 | 6V | 249 | 3,456 | 6A | 11,3 |
861 | KIA Sportage 2.0TD 4WD | 4L | 184 | 1,995 | 6A | 8,3D |
862 | KIA Sportage 2.0TD 4WD | 4L | 184 | 1,995 | 6M | 7,5D |
863 | KIA Sportage 2.0TD 4WD | 4L | 136 | 1,995 | 6M | 6,7D |
864 | Opel Astra 1.4T | 4L | 140 | 1,364 | 6M | 7,1 |
865 | Opel Astra 1.4T | 4L | 140 | 1,364 | 6A | 7,8 |
866 | Opel Astra 1.6 | 4L | 115 | 1,598 | 6A | 8,2 |
867 | Nissan Juke 1.6T 4WD | 4L | 190 | 1,618 | CVT | 9,4 |
868 | Mitsubishi Outlander 2.0 | 4L | 147 | 1,998 | 5M | 8,8 |
869 | Mitsubishi Outlander 2.0 4WD | 4L | 146 | 1,998 | CVT | 9,2 |
870 | Mitsubishi Outlander 2.4 4WD | 4L | 167 | 2,36 | CVT | 9,5 |
871 | Nissan X-Trail 2.0TD 4WD | 4L | 150 | 1,995 | CVT | 8,5D |
872 | Toyota Land Cruiser Prado 120 3.4 4WD | 6V | 185 | 3,378 | 4A | 16,5 |
873 | Toyota Prius 1.8 Hybrid | 4L | 99 | 1,798 | CVT | 4,6 |
874 | Opel Corsa 1.4 | 4L | 90 | 1,364 | 4A | 8,0 |
875 | Opel Antara 2.4 4WD | 4L | 167 | 2,384 | 6A | 11,2 |
876 | Nissan X-Trail 2.2TD 4WD | 4L | 114 | 2,184 | 6M | 8,0D |
877 | Nissan Juke 1.6 | 4L | 117 | 1,598 | 5M | 7,6 |
878 | Nissan Patrol 4.8 4WD | 6L | 245 | 4,759 | 5A | 18,9 |
879 | Nissan Teana 2.5 2WD | 6V | 182 | 2,496 | CVT | 9,9 |
880 | Honda CR-V 2.4 4WD | 4L | 185 | 2,354 | 5A | 10,9 |
* — роботизированная механическая КПП
7. В пункте 8:
1) дополнить подпунктом 8.1.2 в следующей редакции:
«8.1.2. Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
2) дополнить подпунктом 8.2.2 в следующей редакции:
«8.2.2. Автобусы зарубежные выпуска с 2008 года
8. В пункте 9:
1) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно;
2) дополнить подпунктом 9.1.1 следующего содержания:
«9.1.1. Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
3) дополнить подпунктом 9.2.1 следующего содержания:
«9.2.1. Грузовые бортовые автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
9. В пункте 10:
1) дополнить подпунктом 10.1.1 в следующей редакции:
«10.1.1. Тягачи отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
2) дополнить подпунктом 10.2.1 в следующей редакции:
«10.2.1. Тягачи зарубежные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
DAF | |||||
FT CF 85.410 | 6L | 410 | 16М | 16М | 20,3D |
Ford | |||||
OtosanCargo 1830Т | 6L | 300 | 7,33 | 9М | 20,2D |
OtosanCargo ССК1 1835T | 6L | 350 | 8,974 | 16М | 20,3D |
Hyundai | |||||
Tractor HD-450 | 6L | 340 | 11,149 | 10М | 23,8D |
Iveco | |||||
AMT 633910 | 6L | 380 | 12,880 | 16М | 28,3D |
MAN | |||||
18.413 FLS | 6L | 410 | 11,967 | 16М | 16,7D |
TGA 18.390 4×2 BLS | 6L | 390 | 10,518 | 16М | 17,ID |
TGA 18.480 4×2 BLS | 6L | 480 | 12,816 | 16М | 17,8D |
TGA 26.410 | 6L | 410 | 11,967 | 16М | 17,8D |
TGA 26.430 6×4 BBS | 6L | 430 | 10,518 | 16М | 19,5D |
TGA 19.390L | 6L | 390 | 10,518 | 16М | 16,2D |
TGA 19.390LX | 6L | 390 | 10,518 | 16М | 15,9D |
TGS 19.400 4×2 BLS-WW | 6L | 400 | 10,518 | 16М | 18,5D |
TGS 18.360 4×2 BLS | 6L | 360 | 10,518 | 12А | 16,2D |
TGX 18.360 4×2 BLS | 6L | 360 | 10,518 | 12А | 15,9D |
Mercedes-Benz | |||||
4145K | 8V | 537 | 15,928 | 16М | 34,9D |
Actros 1841LS | 6V | 408 | 11,946 | 12М | 17,5D |
Actros 1841LS | 6V | 408 | 11,946 | 12А | 18,1D |
Actros 1844LS | 6V | 435 | 11,946 | 16М | 17,1D |
Actros 2641S | 6V | 408 | 11,946 | 16М | 21,1D |
Actros 3341AS | 6V | 408 | 11,946 | 16М | 23,6D |
Axor 1835LS | 6V | 354 | 11,947 | 9М | 17,2D |
Axor 1843LS | 6L | 428 | 11,947 | 9М | 16,9D |
Renault | |||||
Magnum 480.19T | 6L | 480 | 11,929 | 12М | 19,2D |
Magnum AE440 | 6L | 440 | 12,0 | 16М | 17,7D |
Premium 420 6×2 | 6L | 412 | 11,12 | 16М | 18,8D |
Scania | |||||
GriffinP340 LA4x2HNA | 6L | 340 | 10,64 | 9М | 16,8D |
Griffin PI 14GA 4x2NA340 | 6L | 340 | 10,64 | 9М | 17,3D |
PI 14GA4x2NA380 | 6L | 380 | 10,64 | 9М | 18,2D |
PI 14GA6x4NZ 380 | 6L | 380 | 10,64 | 8М | 21,0D |
P340LA4x2 HA | 6L | 340 | 10,64 | 9М | 18,8D |
R380LA4x2HNA | 6L | 380 | 10,64 | 8М | 17,6D |
P420CA6x4RSZ | 6L | 420 | 11,705 | 9M | 19,8D |
R114 GA4x2NA | 6L | 340 | 10,64 | 14M | 16,8D |
R114GA4x2NA380 | 6L | 380 | 10,64 | 14M | 16,9D |
R380LA4x2HNA | 6L | 380 | 10,64 | 14M | 18,0D |
R420CA6x6EHZ | 6L | 420 | 11,705 | 14M | 20,8D |
Volvo | |||||
FH 12.420 Truck 4×2 | 6L | 400 | 12,78 | 12M | 20,2D |
FH 13.440 42T | 6L | 440 | 12,78 | 12M | 19,0D |
FH 13.520 6×4 | 6L | 520 | 12,78 | 12M | 22,9D |
FH 13.460 Truck 4×2 | 6L | 460 | 12,78 | 12M | 18,4D |
FH 13.480 6×2 | 6L | 480 | 12,78 | 14M | 18,6D |
FM 9.380 | 6L | 380 | 9,364 | 14M | 16,7D |
FM 13.400 Truck 6×4 | 6L | 400 | 12,78 | 16M | 20,5D |
FM 13.400 TruckTractor 4×2 | 6L | 400 | 12,78 | 16M | 18,2D |
Freight liner | |||||
FreightlinerCenturyConventional ST 120 | 6L | 430 | 12,684 | 10M | 23,6D |
FreightlinerColumbia CL120 | 6L | 450 | 14,0 | 10M | 24,4D |
Kenworth | |||||
Kenworth T2000 | 6L | 475 | 14,9 | 10M | 22,7D |
Tatra | |||||
Tatra T815-290N3T | 8V | 408 | 12,667 | 14M | 29,4D |
10. В пункте 11:
1) в абзацах четырнадцатом, шестнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СНГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно;
2) дополнить подпунктом 11.1.1 следующего содержания:
«11.1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
3) дополнить подпунктом 11.2.1 в следующей редакции:
«11.2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года
11. В пункте 12:
1) дополнить подпунктом 12.1.1 в следующей редакции:
«12.1.1. Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
2) дополнить подпунктом 12.2.1 в следующей редакции:
12.2.1. Фургоны зарубежные выпуска с 2008 года
12. Пункт 13 дополнить подпунктом 13.1.1 в следующей редакции:
«13.1.1. Медицинские автотранспортные средства отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
13. В пункте 14:
1) дополнить подпунктом 14.1 в следующей редакции:
«14.1. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей отечественных и стран СНГ выпуска с 2008 года
2) дополнить подпунктом 14.2 в следующей редакции:
«14.2. Автомобили эвакуаторы на базе автомобилей зарубежных выпуска с 2008 года
14. В пункте 15:
1) дополнить подпунктом 15.7.1 в следующей редакции:
«15.7.1. Краны автомобильные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
2) дополнить подпунктом 15.12.1 в следующей редакции:
«15.12.1. Автомобили пожарные отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
3) дополнить подпунктом 15.12.2 в следующей редакции:
«15.12.2. Автомобили пожарные зарубежные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположениe цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Iveco | |||||
АМТ Trakker АСМ-20.АМТ (модуль контейнерный) | 6L | 420 | 12,880 | 16М | 41,6D |
Magirus DLK 23-12 NB CS | 6L | 275 | 5,883 | 4А | 34,4D |
Magirus DLK 55CS | 6L | 352 | 7,790 | 16М | 47,8D |
Magirus DLK23-12 GLT CS | 6L | 275 | 5,883 | 9М | 33,8D |
Magirus M32L-AS (лестница) | 6L | 299 | 5,880 | 6М | 31,9D |
Magirus Multistar (подъемник) | 6L | 275 | 5,883 | 8М | 32,8D |
Magirus RW Daily 65C15D | 4L | 146 | 2,998 | 6М | 14,1D |
Magirus RW Daily 65C18D | 4L | 177 | 2,998 | 6М | 15,5D |
Magirus Snorkel GTLF27/70 WT300 (пеноподъемник) | 6L | 450 | 12,880 | 12А | 53,9D |
Magirus Super Dragon ARFE 14000DP 250 HRET 15 (аэродромный) | 8V | 1024 | 20,080 | 6А | 72,4D |
Magirus TLF 30/25-2 | 6L | 252 | 5,883 | 6М | 29,4D |
TFFV (для тушения пожаров в тоннелях) | 6L | 340 | 7,790 | 6А | 36,8D |
Trakker AD380T44 (пеноподъемник) | 6L | 440 | 12,880 | 16М | 40,6D |
Trakker DLK 55CS (автолестница) | 6L | 360 | 7,790 | 6А | 50,1D |
Liebherr | |||||
LTM 1070-4,IF (кран) | 6L | 367 | 10,520 | 12М | 75,7D |
LTM1045-3.1F (кран) | 6L | 367 | 9,960 | 12М | 63,1D |
4) дополнить подпунктом 15.16.1 в следующей редакции:
«15.16.1. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л»с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
АТЗ-56480А (ш. УРАЛ-5557; ЯМЗ-236) | 6V | 180 | 11,15 | 5М | 29,8D |
5) дополнить подпунктом 15.16.2 в следующей редакции:
«15.16.2. Автомобили-топливозаправщики и маслозаправщики зарубежные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Exterer | |||||
T3A-5(FTW-5) (ш. MB Atego 1018; аэродромный) | 4L | 177 | 4,249 | 6М | 20,0D |
6) дополнить подпунктом 15.17.1 в следующей редакции:
«15.17.1. Автомобили-цистерны выпуска с 2008 года
7) дополнить подпунктом 15.18.1 в следующей редакции:
«15.18.1.Автомобили-цементовозы и автобетоносмесители зарубежные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Mercedes-Benz | |||||
Actros 332В | 6L | 320 | 11,946 | 16М | 31,9D |
Volvo | |||||
FEE 6×4 Liebherr HTM 704 | 6L | 320 | 7,146 | 6А | 36,3D |
8) дополнить подпунктом 15.19 в следующей редакции:
«15.19. Бронированные автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
9) Пункт 15 дополнить подпунктом 15.19.1 в следующей редакции;
“15.19.1. Бронированные автомобили зарубежные выпуска с 2008 года
10) дополнить подпунктом 15.20 в следующей редакции:
«15.20. Автомобили для перевозки подозреваемых, временно заключенных и обвиняемых отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
11) дополнить пунктом 15.20.1 в следующей редакции:
«15.20.1. Автомобили-штабные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
АШ | |||||
7(2705)-01ММ (УМЗ-421600) | 4L | 107 | 2,89 | 5М | 15,5 |
15. Абзац шестой главы III заменить абзацем следующего содержания:
«Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении № 1».
16. Подпункт 16.1 дополнить позициями в следующей редакции:
Легковые автомобили бензиновые | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и «АвтоВАЗа» всех моделей и модификаций | 0,6 | 0,1 | 0,03 | 0,1 |
Автомобили семейства ГАЗ всех моделей и модификаций | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
Автомобили семейства УАЗ всех моделей и модификаций | 2,2 | 0,2 | 0,05 | 0,2 |
Легковые автомобили дизельные | ||||
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ и отечественного производства | 2,5 | 0,4 | 0,1 | 0,2 |
17. Подпункт 16.2 дополнить позициями в следующей редакции:
18. Подпункт 16.3 дополнить позициями в следующей редакции:
Грузовые бензиновые автомобили и автобусы, включая работу на сжиженном и сжатом газе | ||||
---|---|---|---|---|
Отечественного производства всех моделей и модификаций | 2,4 | 0,32 | 0,1 | 0,2 |
Автомобили зарубежного производства, произведенные в РФ | 1,8 | 0,15 | 0,05 | 0,1 |
Дизельные грузовые автомобили и самосвалы | ||||
Автомобили отечественного и зарубежного производства, кроме карьерных самосвалов БеЛАЗ | 3,2 | 0,4 | 0,1 | 0,3 |
Карьерные самосвалы БеЛАЗ | 4,5 | 0,5 | 1,0 | 0,3 |
19. Приложение № 1 дополнить пунктом 16.8 следующей редакции:
«16.8. Специальные жидкости
AdBlue реагент, который применяется в качестве добавочной рабочей жидкости в дизельных двигателях стандарта Евро 4 — Евро 6, оснащенных системой SCR (Selective Catalytic Reduction (SCR) — селективный каталитический преобразователь) для обеспечения чистоты выхлопов. SCR система состоит из катализатора, распылителя, дозатора и бака с AdBlue. Принцип действия системы AdBlue заключается в химической реакции аммиака с окисью азота выхлопных газов, в результате которой образуется безвредный азот и водяной пар. Именно благодаря впрыскивания реагента AdBlue достигаются экологические стандарты Евро 4 — Евро 6.
Расход AdBlue в среднем составляет 0,8 — 2,7 литра на 100 км.
Для автомобилей, соответствующих экологическому стандарту Евро 4, расход составляет не более 5%, стандарту Евро 5 — не более 6% и Евро 6 — не более 7% от количества, потребляемого автомобилем топлива (таблица расход реагента Adblue).
Для целей нормирования расхода реагента Adblue рекомендуется применять значение 7% от нормируемого значения эксплуатационного расхода топлива.
Расход реагента Adblue
20. В Приложении № 2:
1) дополнить позицией 91 в следующей редакции:
91 | Крымский | 4.0 01, XI, 01, III | 5 |
---|
2) в абзаце 3 слова «региональные (местные) органы власти или руководитель предприятия» заменить словами «юридические лица или индивидуальные предприниматели».
21. Приложение № 5 изложить в следующей редакции:
«Примеры расчета нормативного расхода топлива (в примерах приводятся условные цифры)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль BA3-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля BA3-217030 Приора составляет л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D =15%.
Нормативный расход топлива составляет:
2. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-111840 Калина, работавший в горной местности на высоте 850 — 1500 м над уровнем моря, совершил пробег 220 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-111840 Калина составляет л/100 км;
надбавка за работу в горной местности на высоте от 801 до 2000 м над уровнем моря составляет D = 10% (среднегорье).
Нормативный расход топлива составляет:
3. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Волга Сайбер, работавший в городе с населением 1,5 млн. человек в зимнее время, совершил пробег 85 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Волга Сайбер составляет л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 1,5 млн. человек составляет D=25%, за работу в зимнее время D=15%.
Нормативный расход топлива составляет:
4. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Daewoo Nexia, оборудованный кондиционером и работавший в городе с населением 150 тыс. человек, совершил пробег 115 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Daewoo Nexia составляет л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%, при использовании кондиционера при движении автомобиля составляет D=7%.
Нормативный расход топлива составляет:
5. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль Mercedes-Benz S500, оборудованный установкой климат-контроль, в зимнее время за рабочую смену в городе с населением 4 млн. человек совершил пробег 75 км, при этом, вынужденный простой автомобиля с работающим двигателем составил 2 часа.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля Mercedes-BenzS500 составляет л/100 км;
время вынужденного простоя с работающим двигателем Т=2,0 часа; надбавка за работу в городе с населением 4 млн. человек составляет D=25%; за работу в зимнее время D=10%; при использовании установки климат- контроль при движении автомобиля D=10%; при вынужденном простое автомобиля с работающим двигателем за один час простоя — 10% от значения базовой нормы, то же на стоянке при использовании установки климат-контроль — 10% от значения базовой нормы.
Дополнительный расход топлива на простой автомобиля с работающим двигателем составит:
Нормативный расход топлива составляет:
6. Из путевого листа установлено, что городской автобус НефАЗ-5299-10-15 работал в городе с населением 2 млн. человек в зимнее время с использованием штатных отопителей салона, совершил пробег 145 км при времени работы на линии 8 ч.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для городского автобуса НефАЗ-5299-10-15 составляет л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 2 млн. человек составляет D=20%; за работу в зимнее время составляет D=8%;
норма расхода топлива на работу отопителя составляет л/ч.
Нормативный расход топлива составляет:
7. Из путевого листа установлено, что одиночный бортовой автомобиль КамАЭ-43253-15 при пробеге 320 км выполнил транспортную работу в объеме 1750 ткм в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЭ-43253-15 составляет л/100 км;
норма расхода дизельного топлива на перевозку полезного груза составляет .
Нормативный расход топлива составляет:
8. Из путевого листа установлено, что бортовой автомобиль КамАЗ-65117-62 с прицепом выполнил транспортную работу в объеме 8400 т км в условиях зимнего времени по горным дорогам на высоте 800-2000 м и совершил общий пробег 470 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для бортового автомобиля КамАЗ-65117-62 составляет л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет ;
норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа составляет ;
надбавка за работу в зимнее время составляет D=8%; за работу в горных условиях на высоте от 800 до 2000 м над уровнем моря D=10%;
масса снаряженного прицепа т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-65117-62 с прицепом составляет:
л/100 км.
Нормативный расход топлива составляет:
9. Из путевого листа установлено, что седельный тягач МАЗ-5440-А8 с полуприцепом выполнил транспортную работу в объеме 16200 при пробеге 600 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок или снижений.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для тягача одиночного МАЗ-5440-А8 составляет л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет ;
норма расхода топлива на дополнительную массу полуприцепа ;
масса снаряженного полуприцепа т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе седельного тягача МАЗ-5440-А8 с полуприцепом без груза составляет:
л/100 км
Нормативный расход топлива составляет:
10. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-65115, вышедший из капитального ремонта, совершил пробег 185 км, выполнив при этом m=20 ездок с грузом. Работа осуществлялась в карьере.
Исходные данные:
транспортная норма расхода топлива на пробег для автомобиля-самосвала КамАЗ-65115 (с коэффициентом загрузки 0,5) составляет л/100 км;
норма расхода топлива на каждую ездку с грузом составляет л;
надбавки при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта D=10%; на работу в карьере D=25%.
Нормативный расход топлива составляет:
11. Из путевого листа установлено, что автомобиль-самосвал КамАЗ-5511 с самосвальным прицепом перевез на расстояние 115 км 13 т кирпича, а в обратную сторону перевез на расстояние 80 км 16 т щебня. Общий пробег составил 240 км в условиях эксплуатации, не требующих применения надбавок и снижений.
Учитывая, что автомобиль-самосвал работал с коэффициентом полезной работы более чем 0,5, нормативный расход топлива определяется так же, как для бортового автомобиля КамАЗ-5320 (базового для самосвала КамАЗ-5511) с учетом разницы собственной массы этих автомобилей. Таким образом, в этом случае норма расхода топлива на пробег для автомобиля КамАЗ-5511 включает 25,0 л/100 км (норма расхода топлива для порожнего автомобиля КамАЗ-5320) плюс 2,08 л/100 км (учитывающих разницу собственных масс базового бортового автомобиля и самосвала в размере 2,08 т), что составляет 27,7 л/100 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-самосвала КамАЗ-5511 в снаряженном состоянии составляет л/100 км;
норма расхода топлива на перевозку полезного груза составляет м;
масса снаряженного самосвального прицепа т;
норма расхода топлива на пробег автопоезда в составе автомобиля КамАЗ-5511 с прицепом составляет:
л/100 км
Нормативный расход топлива составляет:
12. Из путевого листа установлено, что грузовой автомобиль-фургон Fiat Ducato 2.3TDI, работая в черте города с населением 150 тыс. человек с частыми остановками, совершил пробег 120 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля-фургона Fiat Ducato 2.3TDI составляет л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 150 тыс. человек составляет D=10%;
надбавка за работу с частыми технологическими остановками — D=10%;
надбавка за работу без учета веса перевозимого груза — D=10%.
Нормативный расход топлива составляет:
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Надбавки к нормам расхода топлива.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).
3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).
4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:
а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.
Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.
б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);
– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);
– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);
– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).
в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.
К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).
г) работе автотранспорта в городах с населением:
– свыше 5 млн. человек – до 35%;
– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;
– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;
– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;
– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;
е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;
ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;
з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;
и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;
к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%
л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;
м) при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:
– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;
– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;
н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;
о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;
п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;
р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);
с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;
т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;
у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.
7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.
8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.
Пример:
8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);
8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;
8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.
Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».