0

Аренда транспортного средства с экипажем налогообложение

Аренда автомобиля с экипажем у физического лица: бухучет и налогообложение

Аренда автомобиля с экипажем у физического лица подразумевает предоставление физлицом ТС вместе с водителем, и налогообложение при этом отличается от простого взятия авто во временное пользование. Большую часть выплат в налоговую платит арендодатель, он же согласно соглашению об аренде обязан осуществлять плановый и внеплановый ремонт авто. Такой тип фрахтования обходится дороже, поскольку в арендную плату посчитаны все расходы и возможные риски владельца.

Как заключить договор аренды автомобиля

Порядок составления договора аренды транспортного средства с экипажем определяется ст. 633 ГК РФ. В соответствии с ней при заключении соглашения об аренде владелец обязуется предоставить арендатору в срочное пользование ТС, а также персонал для обслуживания. В обязанности владельца включается ремонт и техническое обслуживание.

Арендатор, в свою очередь, обязуется своевременно выплачивать деньги за пользование автомобилем и услуги по управлению. Взамен арендатор получает возможность распоряжаться полученным во временное пользование ТС для коммерческой эксплуатации, отдавать распоряжения по управлению автомобилем персоналу.

В договоре также указан срок действия этого соглашения, реквизиты сторон, размеры вознаграждения за услуги водителя и аренду. Соглашение об аренде ТС не нуждается в государственной регистрации по правилам п. 2 ст. 609 ГК РФ.

Какие налоги должен и не должен платить арендодатель

Физическим лицом, предоставившим свое ТС с экипажем в аренду, оплачиваются все страховые и налоговые взносы. Арендатор оплачивает только расходные материалы для эксплуатации автомобиля (например, заправку бензином), если иное не предусмотрено условиями официального соглашения.

Налог на прибыль

Прибылью считаются все доходы за исключением средств на оплату труда и текущий ремонт. Расходы на транспортное средство, ремонт и техобслуживание признаются таковыми при предоставлении документов за период их возникновения. Прибылью признается выгода, полученная после выплаты заработной платы и всех текущих расходов.

Налог на добавленную стоимость

Когда в роли арендодателя выступает физическое лицо, налогообложение по НДС не осуществляется, ведь его должны платить только юридические лица.

Необходимость оплаты НДС возникает при ремонте ТС, ведь многие фирмы включают его в счет. Если начисление НДС было произведено, плательщик должен указать его в дебете счета 19 и кредите субсчета 60. По действующему налоговому законодательству этот НДС принимается к вычету.

Единый социальный налог

По 264 ст. Налогового Кодекса РФ ЕСН начисляется на заработную плату водителю ТС. Та часть денег, которую арендатор выплачивает за пользование автомобилем, ЕСН не облагается.

На примере ЕСН видно, что налогообложение зависит от вида доходов. Поэтому при составлении документа об аренде транспортного средства с экипажем стоит выделить отдельно суммы, получаемые за пользование авто и за услуги водителя.

НДФЛ и взносы на обязательное страхование

НДФЛ облагаются оба вида доходов – и деньги, полученные за аренду транспортного средства, и оплата услуг водителя. От обеих сумм взимается НДФЛ в размере 13%. Основанием служит ст. 224 НК РФ.

Взносы на обязательное страхование физлицо платит только в том случае, если с водителем заключен гражданско-правовой договор о трудоустройстве, в котором указана необходимость осуществлять такие выплаты. При отсутствии в контракте с водителем такого пункта страховые взносы физлицо не платит.

Транспортный налог

НК РФ в 357 ст. указывает, что налогоплательщиком транспортного налога является владелец ТС, на которого автомобиль зарегистрирован. При передаче машины в аренду с экипажем арендодатель остается владельцем автомобиля, а значит – именно на него возлагается обязанность выплаты ТН.

Страховые платежи

Страхование автомобиля происходит за счет хозяина. При наступлении страхового случая все полагающиеся выплаты также получает владелец автомобиля.

Другие взносы

Порядок других выплат отражен в договорах арендодателя с персоналом, страховыми компаниями и т.д. По ним оплату всех страховых платежей производит та сторона, на которую эта обязанность возложена. Если в договоре какой-либо пункт не указан, оплату осуществляет тот, кто должен это делать по законодательству.

Тонкости бухучета

Арендатор при заключении договора с физическим лицом должен учитывать, что:

  1. Оплата аренды автомобиля признается расходами по обычным видам деятельности. В бухгалтерский отчет ее включают по истечении отчетного месяца.
  2. Отражение этих расходов в бухучете требует документального подтверждения. Эту роль выполняют официальное соглашение об аренде ТС с персоналом, акты приемки оказанных услуг, а также другие доказательства использования арендованного авто, например, путевые листы.

Несмотря на то, что большую часть расходов официально оплачивает владелец машины, он все равно включает их в стоимость использования автомобиля. Поэтому неофициально выплата все равно происходит за счет арендатора. Учитывая особенности эксплуатации ТС с экипажем, многие предпочитают сами водить автомобиль, таким образом снижая расходы «на экипаж» и предотвращая накрутки за возможные риски.

ООО арендует транспортное средство с экипажем у ИП: кто должен уплачивать страховые взносы?

Здравствуйте.

Цитата (dekabrskaya):Подскажите, пожалуйста, мы (ООО) заключаем договор аренды ТС с экипажем у ИП.
И мы платим сумму за аренду ТС и НДФЛ с этой суммы.
Так же еще платим за услуги водителя и с этой суммы тоже платим НДФЛ. А страховые взносы кто должен платить мы или ИП?Ключевым в вашем вопросе является статус арендодателя — индивидуальный предприниматель.
По договору аренды транспортного средства с экипажем доход в виде арендной платы выплачивается в пользу арендодателя. В рассматриваемой ситуации им является индивидуальный предприниматель.
В соответствии с положениями ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа передаваемого в аренду транспортного средства являются работниками арендодателя и подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, а также распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства. Даже если управлять переданным в аренду автомобилем будет сам ИП, положения п. 2 ст. 635 ГК РФ в части, определяющей статус членов экипажа транспортного средства как наемных работников арендодателя, не являются императивными. Они лишь помогают указать на пределы прав арендатора по отдаче распоряжений, обязательных для экипажа арендованного им транспортного средства, ограничив их лишь распоряжениями, касающимися коммерческой эксплуатации такого транспортного средства.
При перечислении арендной платы по договору аренды транспортного средства с экипажем лицу, имеющему статус индивидуального предпринимателя, НДФЛ удерживать не нужно: обязанность по удержанию НДФЛ возникает в случае, когда организация является источником дохода физического лица (п. п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Организация-арендатор не является налоговым агентом по НДФЛ в отношении выплат по договору, заключенному с ИП, поскольку ИП должны самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ в бюджет с доходов от предпринимательской деятельности, в том числе от оказания услуг (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 227 НК РФ).
Также на сумму арендной платы, причитающейся арендодателю, не начисляются страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС, поскольку по общему правилу объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц (п. 1 ст. 420 НК РФ), но ИП является самостоятельным плательщиком страховых взносов (пп. 1, 2 п. 1 ст. 419 НК РФ). . Страховые взносы по травматизму на сумму арендной платы, причитающейся арендодателю — ИП по договору аренды транспортного средства с экипажем, также не начисляются, так как это не предусмотрено в п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Убедитесь, что представленные ИП данные о регистрации в ЕГРИП действительны и он оказывает услуги в рамках предпринимательской деятельности, поскольку Минфин России считает, что если ИП оказывает услуги вне рамок видов деятельности, указанных им при регистрации, то с его доходов организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ (Письмо от 22.11.2017 N 03-04-06/77155). Тем не менее, с точки зрения ФНС России обязанностей налогового агента не возникнет независимо от того, какие коды ОКВЭД указаны ИП (Письмо от 22.02.2019 N БС-4-11/3122@). Убедитесь, что на дату выплаты доходов ИП не утратил данный статус.
Договор аренды ТС с экипажем у ИП можно рассматривать в полной аналогии с заключением договора ГПХ на оказание услуг индивидуальным предпринимателем, по которому НДФЛ и страховые взносы организация-заказчик по общему правилу не уплачивает (главное, чтобы такие договоры не имели признаков трудовых договоров). ))

Уплата налогов при заключении договора аренды автомобиля с экипажем

Добрый день.

Коллеги уже ответили на Ваш вопрос, я бы хотел дополнить ответ в части требований к Договору аренды.
Исходя из своего опыта сопровождения деятельности компаний, занимающихся сдачей транспортных средств в аренду, а также каршеринговых компаний, могу сказать, что договор аренды транспортного средства (договор аренды автомобиля, договор аренды авто, договор аренды ТС) – довольно непростая категория договоров, очень часто я сталкиваюсь с тем, что люди недооценивают важность проработки тех или иных пунктов в данном виде договоров.
Также отмечу, что описать все нюансы в рамках общего ответа весьма сложно, поскольку все зависит от вида договора аренды, а именно свои особенности есть при аренде авто для целей долгосрочной аренды, краткосрочном прокате (когда компания сдает авто в аренду лицу на кратковременный срок), аренде автомобиля под такси (или для иных видов перевозок), аренде с правом выкупа, аренде авто с экипажем, аренде грузового транспорта или спецтехники и т.п.
Тем не менее, если постараться обозначить наиболее общие требования к Договору аренды транспортного средства, то они будут следующие:
1. Подробное описание существенных условий договора. Тут в принципе все понятно – должны быть описаны данные ТС, срок договора, размер и порядок внесения арендной платы, порядок несения расходов каждой из сторон, страхование и т.п. С этим пунктом обычно проблем не возникает.
2. Лимиты пробега. Актуально не для всех ситуаций, но очень часто Арендодателю выгодно ограничить пробег авто (чтобы не допустить чрезмерного износа авто, которое не заложено в стоимость аренды). Обычно в договоре прописывается примерно так: «Лимит пробега по настоящему Договору составляет 300 км в день. В случае превышения указанного лимита, Арендатор обязан оплатить Арендодателю дополнительную арендную плату из расчета 10 руб. за каждый километр пути сверх лимита». Это позволяет контролировать износ авто, а также компенсировать данный износ.
3. Территория эксплуатации или границы доступной зоны. Если вдруг с ТС что-то произойдет и при этом окажется, что ТС находится в другом регионе, то хотя формально при грамотном договоре всю ответственность будет нести Арендатор, все равно это может создать неудобства (особенно если Арендатор бросит авто). Поэтому обычно территория эксплуатации ограничивается, а при выезде в другие регионы/другие государства взимается заранее согласованная отдельная плата.
4. Цели эксплуатации. Например, если авто сдается просто для частного пользования на короткий срок, то обязательно должно быть прописано, что авто разрешается использовать только для личных целей и при этом в договоре должны быть установлены запреты (на использование в предпринимательской деятельности, в такси и т.п.). Если же авто сдается для использования в коммерческой деятельности, то часто также есть смысл прописать ограничения, связанные с коммерческой эксплуатацией (ограничения по видам деятельности, для грузовых ТС – по перевозимому грузу, недопущению перегруза и т.п.).
5. Ответственность за нарушение срока возврата авто и порядка возврата. Если про штрафы за нарушение срока возврата в принципе и так все понимают, то вот про нарушение порядка возврата к сожалению, многие забывают, а именно в договоре обязательно должно быть прописано место для возврата авто, ответственность за оставление авто бесхозным даже при соблюдении условия о месте возврата (ситуация, когда Арендатор звонит мол «я авто отвез, ключи отдал сторожу, можете забирать»). Также в договоре должны быть прописаны требования к уровню топлива авто на момент возврата и к внешнему виду (чистый, либо допускаются незначительные загрязнения и т.п.)
6. Соблюдение общих правил эксплуатации ТС. Это очень большой раздел Договора, часто он занимает несколько страниц. В нем прописываются общие требования и условия использования авто – запреты на использование авто с нарушением технических характеристик, для буксировки, для езды по бездорожью, перевозки опасных грузов, запрет на вмешательство в конструкцию ТС, внесения изменений в систему GPS, запрет на курение в ТС, на сдачу в субаренду и т.д. У нас с клиентами при подготовке договоров обычно выходит порядка 15-30 и более запретов, которые мы устанавливаем для Арендатора и все они крайне важны.
7. Инструкция по порядку действий арендатора в тех или иных случаях. Это тоже довольно большой раздел Договора, в нем обязательно должен быть прописан поэтапный план действий арендатора на случай как минимум следующих событий: ДТП, угон авто, повреждение авто третьими лицами. В зависимости от ситуации также мы иногда прописываем в договоре порядок действий для иных случаев. Пункт очень важный, так как часто именно от него зависит последующая возможность взыскания ущерба от ДТП, получения страховой выплаты, в противном случае, если данные пункты в договоре будут прописаны некорректно, то есть хорошие шансы, например, не только не получить страховку из-за того, что Арендатор не совершил какие-то действия (не оформил бумаги, не получил справку ГИБДД и т.п.), но и не иметь возможности ему что-то из-за этого предъявить.
8. Корректное описание условий о залоге авто. Залог не всегда присутствует в договоре аренды ТС, но если такое условие есть, то должен быть соблюден ряд требований, а именно прописан перечень платежей, в счет которых может быть удержан залог, порядок удержаний, сроки и порядок его пополнения при списаниях с суммы залога различных платежей, срок возврата суммы залога после окончания договора и т.д.
9. Ответственность арендатора. К сожалению, часто приходится сталкиваться с тем, что при составлении договора многие ограничиваются самыми общими моментами, а именно прописывают ответственность за штрафы ГИБДД, за ущерб авто и на этом ограничиваются. Очень важно, чтобы в договоре было уделено внимание ответственности арендатора как минимум за допуск третьих лиц к управлению авто, за неуведомление Арендодателя о повреждении авто, за нарушение порядка оформления ДТП, за нарушение предусмотренных договоров условий эксплуатации авто, за нарушение условий о территории эксплуатации авто и т.п. Для понимания у нас с клиентами раздел про ответственность обычно занимает порядка 2 страниц текста. В части штрафов в идеале вообще сделать отдельное приложение к Договору аренды «Политика штрафных санкций» и в нем в виде таблички привести полный перечень штрафов, либо перенести этот перечень в Акт приема-передачи.
10. Порядок и сроки компенсации штрафов, ущерба и т.п. В части штрафов обязательно должны быть прописаны пункты, связанные с оплатой комиссий при оплате штрафов.
11. Основания для изъятия авто и расторжения Договора. Часто сталкиваюсь с тем, что запреты/ограничения, связанные с эксплуатацией авто, в договоре прописаны, но не прописаны основания для изъятия авто. В итоге складывается ситуация, когда запрет есть, а последствий его нарушения по сути нет, по итогу даже при фиксации нарушения у Арендодателя могут быть сложности с изъятием авто у Арендатора. Такие «пробелы» делают многие пункты договора нерабочими и могут повлечь за собой весьма неприятные последствия, поэтому нужно навсегда запомнить, что каждый прописанный в договоре запрет для арендатора должен быть закреплен корректными пунктами об ответственности за нарушение данных пунктов и о правах Арендатора при таких нарушениях.
12. Порядок разрешения споров. Тут обычно все просто – по возможности стараемся прописывать условие о договорной подсудности, чтобы в случае споров дело разбирал суд по нашему месту жительства (особенно актуально если арендатор прописан в другом регионе).
13. Иные пункты. Помимо ключевых пунктов, перечисленных выше и актуальных для большинства ситуаций всегда нужно анализировать и учитывать конкретную ситуацию, поскольку каждый случай индивидуален и накладывает свои отпечатки на требования к договору, которые могут потребовать его существенного дополнения.
Тем не менее, несмотря на важность всех перечисленных пунктов отмечу, что, наличие корректно составленного Договора аренды с соблюдением всех установленных требований само по себе еще не гарантирует Вам отсутствие проблем с арендаторами. Очень большое количество ошибок, в том числе наиболее критичных, допускается в следующих моментах:
— ошибки, связанные с приемом-передачей авто и подписанием Акта приема-передачи авто. Нужно запомнить, что в случае причинения ущерба авто единственным доказательством того, что ущерб был причинен именно в период эксплуатации автомобиля арендатором является разница в содержании между первичным Актом о передаче авто арендатору и последующим актом о возврате авто (часто мы оформляем это одним актом, но здесь описывать этот вариант не буду). То есть арендатор может быть виноват только в тех повреждениях, которые присутствуют в Акте о возврате авто, но отсутствуют в акте о передаче ему авто.
Казалось бы, это и так понятно, но, когда дело доходит до деталей, все становится несколько сложнее. Так, если в первичном акте о передаче авто арендатору прописать «небольшая царапина на левой двери», а при возврате эта царапина станет в 5 раз больше, то доказать, что при передаче авто арендатору царапина была маленькой, а при возврате стала в разы больше будет весьма затруднительно, а если арендатор заявит мол «это не я, это вы дали мне такой автомобиль», то практически невозможно. Есть определенные требования к детализации повреждений и их описанию, их обязательно нужно соблюдать. Все нюансы я описывать не буду, но лишь скажу, что, как показывает практика, составление корректного акта приема-передачи авто, в том числе грамотная фиксация состояния авто – это ключевой момент для взыскания ущерба/получения страховой выплаты во многих случаях. И именно нарушения в этом аспекте чаще всего оборачиваются невозможностью что-то предъявить арендатору.
— ошибки, связанные с заполнением бланка договора и его подписанием. В рамках данной ошибки тоже существует множество мелких деталей. Из общих моментов я здесь лишь отмечу, что договор нужно подписывать обязательно на каждой странице, иначе потом если арендатор заявит, что мол «арендодатель заменил часть страниц» — будет сложно отбивать подобные аргументы.
— нарушения в порядке действий арендодателя в отдельных ситуациях. Тут довольно большой перечень возможных ситуаций. Например, частая история – изъятие авто арендодателем без надлежащего оформления (несоблюдение процедуры изъятия авто) – последствия такого изъятия даже при наличии формальных оснований могут повлечь для арендодателя весьма печальные последствия (многое зависит также от содержания самого договора аренды). Нужно понимать, что заключение, исполнение и расторжение договора аренды ТС – это процедура, которая требует соблюдения определенных формальностей, поэтому: а) изначально нужно в договоре аренды прописывать все эти процедуры таким образом, чтобы максимально упростить себе жизнь, б) если Вы совершаете какое-либо юридически значимое действие, Вы должны всегда понимать последствия таких действий и соблюдать процедуру совершения таких действий – это позволит Вам избежать злоупотреблений со стороны арендаторов.
Также очень много ошибок допускается на стадии возмещения ущерба. Все нюансы по возмещению ущерба я не смогу здесь описать, но в качестве одного из частых примеров могу привести ситуацию, когда Арендодатель при получении поврежденного авто немедленно ремонтирует его без предварительного проведения оценочной экспертизы, которая могла бы оценить размер причиненного вреда. По итогу потом доказать размер причиненного ущерба (даже при фиксации повреждений в Акте о возврате авто) очень сложно, так как после ремонта авто обычно экспертизу уже невозможно провести.
В качестве общего вывода могу лишь отметить, что, как показывает практика, возможные риски некорректного Договора аренды, Акта-приема передачи, либо нарушений при заполнении и подписании указанных документов, нарушений в порядке действий в отдельных ситуациях очень часто обходятся собственнику авто очень дорого, поэтому при составлении Договора, Акта я всегда рекомендую потратить немного времени и вникнуть в нюансы работе с договором аренды – это со временем может сильно сэкономить как бюджет клиента, так и его нервы.
Также важно понимать, что приведенная выше информация не является исчерпывающей и нужно учитывать нюансы каждой ситуации. Простой пример -если взять такой вид аренды как Договор аренды с правом выкупа, то практика показывает, что 95% таких договоров составлены не то что некорректно, а составлены так, что они вообще являются недействительными в части выкупа.
Отмечу, что, если что-то останется непонятным более подробную устную или письменную консультацию по вопросам аренды Транспортного средства (аренды автомобиля, аренды авто, аренды ТС), а также помощь в подготовке Договора аренды, Акта приема-передачи Вы всегда можете получить, обратившись ко мне в чат (кнопка «общаться в чате» возле фотографии аккаунта).
С Уважением,
Васильев Дмитрий.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *